тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
календарно-тематическое планирование по музыке (8 класс) по теме

Старжинская Марина Викторовна

тематическое планирование  по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню достижений

ЗУН

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средство

обучения

вид

форма

8 КЛАСС   Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ» 1 четверть

1

Музыка «старая»

и «новая»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение)

1. Размышлять о значении

музыкального искусства в жизни

современного человека (с учетом            

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве (с учетом

критериев, представленных в учебнике)

Входной

Беседа

пение

2

Настоящая музыка

не бывает

«старой» (1 ч)

Урок - беседа

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое»

и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского.

Московские окна (пение)

1. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

О традиции в музыке

3

3. Живая сила

традиции (1 ч)

комбинированный

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)

1. Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства

и средств выражения.

4. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действи

Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (6 ч)

4

 Искусство начинается

 с мифа

(1 ч)

Урок-беседа

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова.

Песня о земной красоте (пение)

1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимать и выявлять

внешние связи между музыкой

и окружающим миром

природы.

3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

школы

текущий

 Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко»

5

Мир сказочной

мифологии: опера

 Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Сочетание реального и вымышленного в опере

 Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);

И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»

6

Языческая Русь

в «Весне

священной»

И. Стравинского

 (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);

Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение)

1. Исследовать разнообразие музыки XX века.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Воспринимать и оценивать

музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания

и формы.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная

7

«Благословляю

 вас, леса...»

(2 ч) 1-й ч

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

 А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимать характерные черты

музыки П. Чайковского

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

«Романсы Чайковского»

8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

итоговый

тест

Вторая четверть (8 ч) МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (10 ч)

9

«Благословляю

вас, леса...»

(2 ч)  продолжение

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

 А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)

 

 1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимать характерные черты

музыки П. Чайковского

 

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

10

Образы

радости

в музыке (1 ч)

комбинированный

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст

А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

11

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

(2 ч) 1 час

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность

музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной

формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

 1. Выявлять круг музыкальных

образов в произведениях крупных

форм.

2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

презинтация

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

12

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

(2 ч) 2час

Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова

«Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств

выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями).

Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание);

Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса

и фортепиано (слушание)

1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

2. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

3. Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

4. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях,

включающих многомерное эмоциональное содержание.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, принципам развития) музыку отдельных выдающихся композиторов (С. Рахманинова, Д. Шостаковича)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

презинтация

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

13

 «Слезы

людские, о слезы

людские...» (1 ч)

комбинированный

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

В. Высоцкий. Братские могилы (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

В. Высоцкий. Братские могилы

14

Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты (1 ч)

урок-исследование

Чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

«Послание к далёкой возлюбленной»

15

Два

пушкинских

 образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)

1.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Сравнивать музыкальный язык

в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

7. Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

В. Высоцкий. Братские могилы

16

Два

пушкинских

образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Радостный порыв, воодушевление в романсе

Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских

образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы

(с учетом критериев, представленных в учебнике)

Текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

презинтация

музыка и Пушкин

Третья четверть (10 ч) МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (продолжение)

17

Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта» (1 ч)

комбинированный

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-

ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Понимать характерные особенности музыкального языка.

8. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

18

Подвиг

во имя свободы.

Л. Бетховен.

Увертюра

«Эгмонт» (1 ч)

комбинированный

Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.

Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

(слушание);

В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(пение)

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

(слушание);

В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(пение)

19

Мотивы пути

и дороги

в русском искусстве

(1 ч)

Урок - размышление

Понятия путь и дорога. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты

«Метель» (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение);

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)

1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты

«Метель»

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ (5 ч)

20

Мир духовной

музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);

Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-

образовательной информации в сети

Интернет

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

 Мир духовной

музыки

21

Колокольный

звон на Руси (1 ч)

комбинированный

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова. Музыка

утренних колоколов во Вступлении к опере

«Хованщина»  М. Мусоргского.

Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера

М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло-

кола» С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»

(слушание);

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы

«Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);

С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола (пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения

к изучаемой музыке

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

Колокольный

звон на Руси

22

Рождественская звезда (1 ч)

комбинированный

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент;

И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

П. Веронезе. Поклонение волхвов;

С. Боттичелли. Рождество;

Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;

Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;

И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Ростовский Кремль.

М у з ы к а

А. Лядов.  «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова.

Под Рождество (пение)

1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Просмотр фильма

О Рождестве

23

От Рождества

до Крещений (1 ч)

комбинированный

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я

В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а

П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Небо ясне. Украинская щедривка (пение)

1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

3. Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии

общей культуры народа.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

о Рождестве

24

«Светлый

Праздник».

Православная

музыка сегодня

(1 ч)

комбинированный

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

Праздник». Фрагмент (слушание);

Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание);

М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой.

Христос воскрес (пение);

Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес.

Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение)

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего

3. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме

с точки зрения содержательного

сходства.

4. Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

5. Творчески интерпретировать со-

держание изучаемой темы в изобразительной деятельности

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

Праздник»

О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (9 ч)

25

Как мы понимаем современность (1 ч)

комбинированный

Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова

«Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.

 Музыка

А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи Н.

Кукольника.

Попутная песня (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимать и анализировать

особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Модуль современность

26

Вечные

сюжеты (1 ч)

комбинированный

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:

содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

(слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов

(А. Хачатуряна)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

Четвертая четверть (8 ч) О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (продолжение)

27

Философские

образы XX века:

«Турангалила-

симфония»

О. Мессиана (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

Музыкальный материал:

О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;

Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (частях музыкального произведения).

3. Наблюдать за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и живописи

28

Диалог Запада

и Востока в твор-

честве отечест-

венных современ-

ных композито-

ров (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный

фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче

чувств героев).

Музыкальный материал:

Ц. Чжень-Гуань. Вступление;

Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Наблюдать за сопоставлением

образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных

тем.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Воспринимать и сравнивать

музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного

смыслового и эмоционального

содержания.

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

Ц. Чжень-Гуань. Вступление;

Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка»

29

 Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музы-

ка) (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.

Музыкальный материал:

Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);

Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра

(слушание);

А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)

1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

2. Высказывать собственное мнение

о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презинтация

Джаз

30

Лирические

страницы совет-

ской музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

Музыкальный материал:

А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);

С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.

Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато-

Вой» (слушание);

И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.

Желанный час (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

31

Диалог времен

в музыке

А. Шнитке (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические

реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,

препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты

 в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

5. Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

32

«Любовь ни-

когда не переста-

нет (1 ч)

комбинированный

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

(слушание);

Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетокритериев, представленных в учебнике).

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

33

Подводим

итоги (1 ч)

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.

Музыкальный материал:

А. Флярковский, стихи А. Дидурова.

Прощальный вальс (пение);

И. Грибулина. Прощальная. Обработка

Ю. Алиева (пение)

1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

3. Сотрудничать со сверстниками

в процессе обсуждения проблемных

вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

34

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

итоговый

Викторина

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

тематическое планирование  по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....

Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС

Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...

Тематическое планирование. Музыка 8 класс. Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Поурочное планирование по музыке 8 класс, программа  Т.И.Науменко,  В.В.Алеев...

Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...