Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
рабочая программа по музыке по теме

Тагай Вилена Валериевна

                                          Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.

Цель программы- развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

(Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство» (Музыка): 8-9 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006 год) в уплотненном варианте – в объеме 19 часов.

        Задачи программы- обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

        Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

       Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

                                                    

                                                                   Содержание тем учебного курса

 

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 8 ч.

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество

сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

       Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

       Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

       Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

 

Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 11 ч.

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов. 

        Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой  предшествующих поколений.

 

 

 

                        Требования к результатам освоения программы и их примерная оценка

 

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

 

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

 

Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Перечень учебно – методического  обеспечения

 

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 8 класс.

DVD диски

-Программа «Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

- Методическое пособие для учителя «Музыка», Просвещение, 2005г.

-Программы образовательных учреждений Литература:8-е классы (Базовый уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной-М.,2005;

 

 

                                              Список  литературы

 

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.

 

                                                                  Календарно - тематический план

 

 

№ n/n

 

 

 

 

Тема урока

 

 

 

Кол-во часов

 

 

 

 

Тип урока

 

 

 

   Элементы   

   содержания

 

 

Требования

к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

            Вид    

          контроля

 

 

   Домашнее

     задание

 

 

   Дата

 

1

Жанровое мно­гообразие му­зыки

1

Вводный

Жанр как определен­ный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театраль­ной музыки

Знать понятия: жанр, вокальная, инструмен­тальная, театральная музыка. Уметь:

-приводить примеры
различных музыкальных

примеров­

 

 


ных жанров;

-проводить интонаци­
онно-образный анализ
музыки

Устный опрос. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Анализ любимого музыкального образа

 

 

2

Песня - самый демократичный жанр музыкаль­ного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбиниро­ванный

Песня как самый де­мократичный жанр музыкального искус­ства. Значение песни в жизни человека. Виды исполнения пе­сен. Строе­ние песни: вступле­ние, отыгрыш, заклю­чение, куплетная форма

 

Знать:

-   понятия: куплетная
форма, строение песни;

-   виды исполнения пе­сен (с аккомпанемен­том, а капелла);

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос. Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?» Хоровое пение

Подобрать иллюстрации  к музыке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Особенности песенной музыки

1

Комбинированный

Трансформация инто­наций песни как свя­зующего звена между музыкой «простой» и «сложной»

Знать понятия: опера, ария, вокализ, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка. Уметь объяснять тер­мины: простая и народная  музыка.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыкальных фрагментов. Хоро­вое пение

Индивидуальные сообщения

 

4

Многообразие жанров народ­ного песенного искусства

1

Комбиниро­ванный

Многообразие жанров песенного музыкаль­ного фольклора как отражение жизни раз­ных народов опреде­ленной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольк­лор и др.

Знать:

-многообразие песен­ных жанров разных на­
родов (в рамках изуче­ния программного материала);

-особенности музыкального языка, инст­рументария.
 

Устный опрос. Хоровое пение. Выявление осо­бенностей музы­кального языка, фольклорных про­изведений разных жанров

Музыкальный кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Может ли быть современной классическая музыка

1

Комбиниро­ванный

Вокальные жанры и их развитие в ду­ховной и светской музыке разных эпох

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- особенности духовной и светской песни; -понятия: знаменный распев

Устный опрос. Выявление осо­бенностей право­славного и католи­ческого церковно-

пение

Составить презентацию

«Современное течение музыки»

 

6

Песня вчера,

сегодня, завтра

1

Комбинированный. Закрепление

полученных

знаний

Особенности современной песенной    культуры и вокального

исполнительства

Знать жанры современной песенной культуры

Самостоятельная

поисковая работа.

исполнение современных песен

презентация

 

7

Танцевальная музыка прошлого и настоящего

1

Комбинированный

Особенности музыкального языка танце-

вальной музыки про­шлого и настоящего.

и древних игр. Пляски

под песенное сопровождение

Знать особенности музыкального языка танцевальной музыки. Уметь определять осо­бенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию

Устный опрос.

Выявление средств

музыкальной вы­разительности раз­ных танцев. Слу­шание музыки

Учить термины в музыкальном словаре

 

8

Развитие танцевальной музыки

1

Комбинированный

Развитие танцевальных жанров в вокаль­ной, инструменталь­ной и сценической му­зыке

Уметь приводить при-

меры различных танце­вальных жанров в во­кальной, инструмен­тальной и сценической

музыке (сюиты, симфо­нии, оперы, балеты и др.)

Устный опрос.

Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки. Самостоятельная поисковая работа

Индивидуальные сообщения

 

9

Танец, его значение в жизни

человека

1

Комбиниро-

ванный

Значение танцевальной музыки в драматургии современных

зрелищных представлений и праздников

Знать значение танце-

вальной музыки в со-

временном искусстве

 Устный опрос. Раз-

работка плана концерта с включением

танцевальной музыки

 доклад

 

10

Интонации и ритмы марша

1

Вводный

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Устный опрос. Слушание музыки

Подготовить сообщение

 

11

Особенности

маршевой музыки. Многообразие жанров

1

Комбиниро-

ванный

 

Интонации и ритмы

марша, поступи, движения как символы

определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки

Знать:

- особенности марше-

вой музыки;

- жанры маршей.

Уметь приводить при-

меры различных жанров маршей

 

 

 

 

Устный опрос. Вы-

явление особенностей маршевой музыки. Слушание

музыки. Хоровое

пение

Слушать маршевую музыку

 

 

 

12

Развитие жанра

марша в истории музыкальной культуры

1

Комбиниро-

ванный

Марш как самостоятельная пьеса и часть

произведений крупных

жанров (оперы, бале­та, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жан­ров маршевой музыки

в истории музыкаль­ной культуры

 

 

Уметь:

- приводить примеры

маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки

Устный опрос.

Интонационно-

образный анализ

музыки. Слушание музыки

Придумать ритмический рисунок

 

13

 

 

 

Марш,  его значение в жизни

человека

1

Комбиниро

ванный. За-

крепление

полученных

знаний

Роль маршевой музыки и организации проведении современных массовых

представлений

Знать значение марше

вой музыки в современ-

ном искусстве

Устный опрос.

Разработка плана

военного парада,

спортивного праздника, концерта

с включением маршевой музыки

Индивидуальные сообщения

 

14

Проникновение фольклора в современную музыку

1

Вводный

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др.

 

 

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный опрос.

Хоровое пение

Слушание музыки

Подготовить сообщение о фольклоре

 

15

Современное музыкальное пространство

 

Вводный

 

Уметь приводить при­меры песен, танцев, маршей как самостоя­тельных пьес и как части произведений крупных жанров

Музыкальная викторина. Интонационно-образный анализ прослу­шанной музыки.

Читать в музыкальном словарике

 

16

Музыкальный стиль

 

1

Вводный

Понятие музыкаль­ный стиль. «Стиль - это человек». Стиль как выражение отно­шения композиторов,

исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как

своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, твор­честву отдельных ком­позиторов и исполни­телей

Знать понятия: музы­кальный стиль, разновидности стилей. Уметь приводить при­меры

Устный опрос. Интонационно-

образный анализ прослушанной му­зыки. Хоровое

пение

Подготовить презентацию

 

17

Взаимосвязи музыки с дру­гими видами искусства

 

Комбиниро­ванный

Обобщение взаимо­связей музыки с дру­гими видами искусст­ва (литература, изоб­разительное искусст­во, театр, кино)

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного ис­кусства, театра, кино. Уметь приводить при­меры

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Индивидуальные сообщения

 

18

Традиции

и новаторство

в музыке

1

Комбинированный

Жанровое многообразие музыки. Традиции

и новаторство в музыкальном искусстве:

прошлое, настоящее,

будущее

Знать понятия, полученные за курс обучения по музыке.

Уметь:

- приводить музыкальные примеры;

- выявлять особенности

музыкального языка;

- применять навыки

пластического и вокального интонирования

Устный опрос.

Слушание музыки.

Свободная беседа.

Хоровое пение

Повторение пройденного

материала. Музыкальная викторина

 

19

Обобщающий урок.

1

Обобщение,

повторение

и систематизация знаний

и умений

 

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

Музыкальная викторина. Устный опрос

 

 

 

20

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

21

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.

Цель программы- развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

(Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство» (Музыка): 8-9 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006 год) в уплотненном варианте – в объеме 19 часов.

        Задачи программы- обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

        Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

       Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

                                                   

                                                                   Содержание тем учебного курса

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 8 ч.

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество

сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

       Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

       Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

       Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 11 ч.

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.  

        Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой  предшествующих поколений.

                        Требования к результатам освоения программы и их примерная оценка

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

                                      Перечень учебно – методического  обеспечения

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 8 класс.

DVD диски

-Программа «Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

- Методическое пособие для учителя «Музыка», Просвещение, 2005г.

-Программы образовательных учреждений Литература:8-е классы (Базовый уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной-М.,2005;

                                              Список  литературы

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.


                                                                  Календарно - тематический план

№ n/n

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

   Элементы  

   содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

            Вид    

          контроля

   Домашнее

     задание

   Дата

1

Жанровое многообразие музыки

1

Вводный

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь:

-приводить примеры
различных музыкальных

примеров


ных жанров;

-проводить интонаци
онно-образный анализ
музыки

Устный опрос. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Анализ любимого музыкального образа

2

Песня - самый демократичный жанр музыкального искусства

1

Комбинированный

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма

Знать:

-        понятия: куплетная
форма, строение песни;

-        виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

Устный опрос. Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?» Хоровое пение

Подобрать иллюстрации  к музыке

3

Особенности песенной музыки

1

Комбинированный

Трансформация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной»

Знать понятия: опера, ария, вокализ, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка. Уметь объяснять термины: простая и народная  музыка.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыкальных фрагментов. Хоровое пение

Индивидуальные сообщения

4

Многообразие жанров народного песенного искусства

1

Комбинированный

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольклор и др.

Знать:

-многообразие песенных жанров разных на
родов (в рамках изучения программного материала);

-особенности музыкального языка, инструментария.

Устный опрос. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка, фольклорных произведений разных жанров

Музыкальный кроссворд

5

Может ли быть современной классическая музыка

1

Комбинированный

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох

Знать:

- особенности духовной и светской песни; -понятия: знаменный распев

Устный опрос. Выявление особенностей православного и католического церковно-

пение

Составить презентацию

«Современное течение музыки»

6

Песня вчера,

сегодня, завтра

1

Комбинированный. Закрепление

полученных

знаний

Особенности современной песенной    культуры и вокального

исполнительства

Знать жанры современной песенной культуры

Самостоятельная

поисковая работа.

исполнение современных песен

презентация

7

Танцевальная музыка прошлого и настоящего

1

Комбинированный

Особенности музыкального языка танце-

вальной музыки прошлого и настоящего.

и древних игр. Пляски

под песенное сопровождение

Знать особенности музыкального языка танцевальной музыки. Уметь определять особенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию

Устный опрос.

Выявление средств

музыкальной выразительности разных танцев. Слушание музыки

Учить термины в музыкальном словаре

8

Развитие танцевальной музыки

1

Комбинированный

Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке

Уметь приводить при-

меры различных танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической

музыке (сюиты, симфонии, оперы, балеты и др.)

Устный опрос.

Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки. Самостоятельная поисковая работа

Индивидуальные сообщения

9

Танец, его значение в жизни

человека

1

Комбиниро-

ванный

Значение танцевальной музыки в драматургии современных

зрелищных представлений и праздников

Знать значение танце-

вальной музыки в со-

временном искусстве

 Устный опрос. Раз-

работка плана концерта с включением

танцевальной музыки

 доклад

10

Интонации и ритмы марша

1

Вводный

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Устный опрос. Слушание музыки

Подготовить сообщение

11

Особенности

маршевой музыки. Многообразие жанров

1

Комбиниро-

ванный

Интонации и ритмы

марша, поступи, движения как символы

определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки

Знать:

- особенности марше-

вой музыки;

- жанры маршей.

Уметь приводить при-

меры различных жанров маршей

Устный опрос. Вы-

явление особенностей маршевой музыки. Слушание

музыки. Хоровое

пение

Слушать маршевую музыку

12

Развитие жанра

марша в истории музыкальной культуры

1

Комбиниро-

ванный

Марш как самостоятельная пьеса и часть

произведений крупных

жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки

в истории музыкальной культуры

Уметь:

- приводить примеры

маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки

Устный опрос.

Интонационно-

образный анализ

музыки. Слушание музыки

Придумать ритмический рисунок

13

Марш,  его значение в жизни

человека

1

Комбиниро

ванный. За-

крепление

полученных

знаний

Роль маршевой музыки и организации проведении современных массовых

представлений

Знать значение марше

вой музыки в современ-

ном искусстве

Устный опрос.

Разработка плана

военного парада,

спортивного праздника, концерта

с включением маршевой музыки

Индивидуальные сообщения

14

Проникновение фольклора в современную музыку

1

Вводный

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др.

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный опрос.

Хоровое пение

Слушание музыки

Подготовить сообщение о фольклоре

15

Современное музыкальное пространство

Вводный

Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных жанров

Музыкальная викторина. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Читать в музыкальном словарике

16

Музыкальный стиль

1

Вводный

Понятие музыкальный стиль. «Стиль - это человек». Стиль как выражение отношения композиторов,

исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как

своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, творчеству отдельных композиторов и исполнителей

Знать понятия: музыкальный стиль, разновидности стилей. Уметь приводить примеры

Устный опрос. Интонационно-

образный анализ прослушанной музыки. Хоровое

пение

Подготовить презентацию

17

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства

Комбинированный

Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино)

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Уметь приводить примеры

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Индивидуальные сообщения

18

Традиции

и новаторство

в музыке

1

Комбинированный

Жанровое многообразие музыки. Традиции

и новаторство в музыкальном искусстве:

прошлое, настоящее,

будущее

Знать понятия, полученные за курс обучения по музыке.

Уметь:

- приводить музыкальные примеры;

- выявлять особенности

музыкального языка;

- применять навыки

пластического и вокального интонирования

Устный опрос.

Слушание музыки.

Свободная беседа.

Хоровое пение

Повторение пройденного

материала. Музыкальная викторина

19

Обобщающий урок.

1

Обобщение,

повторение

и систематизация знаний

и умений

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

Музыкальная викторина. Устный опрос

20

Резерв

21

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов     Вид урока  ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля        ДатаI...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 8 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

1 Рабочая программа Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5-7 кл 2021-22 г.

1  Рабочая программа  Музыка  ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5-7 кл 2021-22 г....