Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_5_klzhanry_istr-noy_i_vok-y_muzyki.doc | 83.5 КБ |
zhanry_istr-noy_i_vok-y_muzyki.pptx | 1.18 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Учитель музыки: Кулага Татьяна Николаевна Быковской средней общеобразовательной школы им. А. С. Джурко Шипуновского района.
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» .
ХПИ: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет
Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Задачи: -развитие воспитания музыки, ценностного отношения к ней и формирования
навыка рефлексии;
-углубление представлений учащихся о существовании вокальной и инструментальной
музыки, не связанной с какой-либо литературной основой;
-продолжение знакомства с вокальной баркаролой;
- формирование умений выделять особенности взаимодействия музыки и литературы.
Наглядные пособия:
- портреты композиторов С.Рахманинова, Г. Свиридова, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, М. Глинка, Ф Шуберта.
- презентация на тему: «Жанры иструментальной и вокальной музыки».
- видеофрагмент песни М. Глинка «Венецианская ночь»
- видеофрагмент песни Ф Шуберт «Баркарола».
Ожидаемый результат:
- Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.
- Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.
- Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
- Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
- Уметь различать жанры по характеру звучания.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ и видео.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Музыкальный материал:
1. С Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. П.Чайковский «Баркарола»
5. М. Глинка «Венецианская ночь»
6. Ф Шуберт «Баркарола».
7. сл. Р. Рождественского, муз А. Пахмутовой «Просьба»
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Учебно-практическое оборудование:
- фортепиано;
- аккордеон;
- наутбук;
- магнитофон;
Основные этапы урока:
- Приветствие, расспевка -2 мин.
- Организационный момент,выявление темы– 4 мин.
3. Слушание и обсуждение инструментальной и вокальной музыки –15 мин.
4. Презентация «Жанры инструментальной и вокальной музыки» .– 2 мин.
5. Физ.минутка –1 мин.
6. Работа в группах– 10 мин
7. Разучивание песни М.Глинка «Венецианская ночь» – 5 мин.
8. Рефлексия, оценивание детей,объявление Д/З 5 мин
№ | Этапы урока | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1 | Эмоциональный настрой. Художественное исполнение песни. | Распевочная песня русская народная обрядовая «Виноград в саду цветет» | Исполнять народные песни. | Восприятие песни «Виноград» |
2 | Организационный момент. | Ребята, вам нужно разбиться на 3 группы. Наш урок сегодня мы откроем музыкой. Сейчас прозвучит два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает.Знакома ли вам мелодия прозвучавшей песни? Посовещайтесь в группах и ответьте на вопросы Значит тема урока? Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-вырази-тельные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Прозвучат мелодии вам уже знакомые и не знакомые. Мы познакомимся с новыми композиторами. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. | Учащиеся называют название песни р.н. п. «во поле береза стояла» Одно исполняется со словами, а другое звучит музыкальными инсрументами. Жанры инструментальной и вокальной музыки |
3. | Слушание и обсуждение инструментальной и вокальной музыки Художественное восприятие музыки Рахманинова «Вокализ» | В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Звучит «Вокализ» С Рахманинова. Назовите это произведение и что такое вокализ, совещаемся группой, отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение. А слово вокализ с итальянского и означает гласный, звучный, певучий. | Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса. Проявлять эмоциональную отзыв-чивость, личностное отношение при восприятии вокализа. | Восприятие информации. Это «Вокализ» С. Рахманинова. Вокализ –это произведение для голоса с инструментальным сопровож-дением, Дети отмечают. |
4. | Художественное восприятие музыки«Романс» Г.Свиридова. | Что стало бы с песней без стихотворного текста? Вы сейчас слушали песню голосом, но без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жан-ров: мелодия, ария, романс, серенада. Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произ-ведение романсом. Назовите знакомые романсы. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме | Ответы детей. Романс имеет нежный, певучий характер, как-будто говорит. М. Глинка «Жаворонок», А Варламов «Гор-ные вершины» |
5. | Художественное восприятие музыки Ф. Мендельсона «Песни венецианских гондольеров». | Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку. Отмечайте у себя в группе вокальное или инструментальное произведение. | Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений | Эмоциональный отклик |
6. | Художественное восприятие музыки П.Чайковского «Баркарола» | И в цикле пьес для ф-но П.Чайковского «Времена года» есть «Баркарола» июнь. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение. Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке. | Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. | Размышлять о знакомом музыкальном произведении. Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию. |
7. | Художественное восприятие музыки«Венецианская ночь» М. Глинка и «Баркарола» Ф. Шуберта. | Многие песни, романсы, инструментальные пьесы являются лирическими зарисовками. В них композиторы передают свои чувства мысли, впечатления и настроения. Романсы композиторов 19в - «Венецианская ночь» русского композитора М. Глинки и немецкого «Баркарола» Ф Шуберта пронизаны интонациями и ритмами итальянской баркаролы.Послушайте романсы и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»? В песне на сл. Р. Рождественского, муз А. Пахмутовой «Просьба» крик души раненной птицы. Разучим песню. | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Передавать интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. | Восприятие песен. Внимание, сосредоточенность детей. Ответ:характер песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к природе, красота окружающего мира. |
8. | Заключительная часть (рефлексия). | Что вы сегодня узнали нового? Какие жанры звучали на уроке? Заполните листки с заданиями. | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Вокальная музыка сопровождается голосом, а инструментальная музыкальными инструментами. Романс, баркарола, вокализ, песни без слов. |
Задания на урок.
1.Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.
Вокальная музыка | Инструментальная музыка |
1. С Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. П.Чайковский «Баркарола»
5. Глинка «Венецианская ночь»
6. Ф Шуберт «Баркарола»
2.Напиши номера песен, которые не смогли бы появиться без литературы.
3.Из данных песен выбери песни на воде.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вокальная музыка- это музыка для пения.
Сергей Рахманинов ( 19 в., русский ). Вокализ. Вокализ (от лат. v ocalis - звучащий, поющий ) - музыкальное произведение для голоса без слов.
Романс- это вокальное сочинение, написанное для голоса с инструментальным сопровождением на небольшое стихотворение лирического содержания.
Георгий Васильевич Свиридов «Романс»
Песня без слов- небольшая инструментальная пьеса лирического характера.
Феликс Мендельсон (19век,немецкий) Песня венецианского гондольера. Из фортепианного цикла «Песни без слов».
Петр Ильич Чайковский «Баркарола»
М. Глинка «Венецианская ночь»
Франц Шуберт «Баркаролла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок соответствует ФГОС...
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Конспект урока музыки в 5 классе...
Технологическая карта "Новые жанры инструментальной и вокальной музыки"
Технологическая карта урока Предмет: МузыкаКласс: 5Тема урока: «Новые жанры инструментальной и вокальной музыки»...
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Перзентация для 5 класса, Презентация знакомит с понятиями - вокализ, песня без слов, романс, серенада, ария, баркарола....
Конспект урока на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
В данном материале представлен конспект урока музыки для 5 класса...
Технологическая карта урока музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Технологическая карта урока музыки " Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс...