Конспект урока на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

В данном материале представлен конспект урока музыки для 5 класса

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Раздел:  «Музыка и литература»

Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» .

ХПИ: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А.Фет.

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы.

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ и видео.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Музыкальный материал:

1.  С В.Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»

4. М. Глинка «Венецианская ночь»

5. Сл. Т. Рузавиной, муз. С. Таюшева «Школьный романс».

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) – 
Интересная наука 
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - ... музыка.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке  и её разных жанрах.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, а вы, если не знаете, то говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке. За правильный ответ вы получаете карточку с правом на получение оценки.

Игра «Дальше».

-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мелодия).

-Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются  вместе музыка и литература? (Песня).

-К какому жанру музыки она относится? (К вокальной).

-Как назвать песни, написанные народом? (Народные).

-Как можно назвать песню лирического характера? (Романсом).

-Какой романс вы  знаете на  слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вершины»).

- Кто является автором музыки? ( А.Варламов и А.Рубинштейн).

- Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаляпин).

-Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн).

-Как называют по- другому устное народное творчество? (Фольклор).

-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Ан. Конст. Лядов. «Кикимора»).

-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инструментальной).

-Назовите фамилию композитора- сказочника, на писавшего инстр. произв. на сюжет восточной сказки? (Н.А. Римский-Корсаков).

- Как называется это произведение? («Шахеразада»).

-К какому жанру оно относится? (К инструментальному).

-Молодцы. В основном сейчас речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?

3. Сообщение темы урока.

Какова же тема нашего урока ?... «Жанры инструментальной и вокальной музыки». - Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.

Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов и их произведениями, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.

4. Вокально-хоровая работа.

-Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Давайте  с вами исполним романс, но не простой, а школьный. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).

- Правильно. Сейчас мы будем петь песню без слов на слог «лё».

Вокализация песни «Школьный романс» на слог.

Пение эхом. Работа над текстом (паузы).

1.Ресницы грустно опуская,

Глядишь ты в школьную тетрадь.

С косичкой девочка смешная

Тебя заставила страдать.

2.А ты сидишь на задней парте,

Не понимая что к чему...

Смешались все моря на карте,

И летом выпал снег в Крыму!

3.Молчишь, задумавшись о чём-то,

А твой учитель не поймёт,

Что с белым бантиком девчонка

Тебя не любит и не ждёт.

4.В окно стучатся ветки клёна,

И барабанит звонкий дождь.

Ты помнишь номер телефона,

Но на свиданье не зовёшь.

- Скажите, что нужно, чтобы получился романс? (Слова и музыка)

- А какая страна стала родиной романса? (Испания).

- Да, действительно. Петь на «романском» языке -  петь на испанском. Романсы исполняли под аккомпанемент гитары, кастаньет, а в дальнейшем композиторы стали сочинять их для концертного исполнения в сопровождении фо-но и оркестра.

- А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?

Слушание «Романс» Г.Свиридова.

- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).

-  Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

- Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.

Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Школьный романс».

- Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души).

Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.

Ритмическая пауза.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

 Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

- Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).

- Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы плавают лодки-гондолы. Они особенной конструкции.

- Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол  rollar означает испытывать бортовую качку.

-В мире музыки существуют вокальные и инструментальные  баркаролы.

Слушание «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона.

- К какому жанру относится эта баркарола? (Инструментальная).

- Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

- Слушаем ещё одно произведение.

Слушание «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)

- К какому жанру относится эта баркарола? (Вокальная).

- Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?

(Есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий).

- Что напоминают мелодии этих произведений? (Они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).

5. Творческое задание.

- А сейчас мы выполним творческое задание. Нужно сложить слоги в слова и назвать жанры вокальной музыки.

ма нс ро

ли во з ка

с пе ня с без в ло

ро ка бар ла

6. Итог урока.

-  Давайте заглянем в наш музыкальный словарик.  О каких вокальных жанрах шла речь на нашем уроке?

- Какие чувства, настроения и впечатления они оставили после прослушивания?

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ? (Да).

- Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка.

Оценивание.

7. Рефлексия. Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова.

- Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной.

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

- Наш урок закончился на яркой ноте. Под звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова и словах о вокальной музыке – песни. Кто повторит последнюю строчку из стихотворения?

9. Домашнее задание.

- Послушать самостоятельно произведение  П.И.Чайковский «Баркарола».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"

Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Конспект урока музыки в 5 классе...

План- конспект урока по хору (инструментального отделения 2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю. Тема: Развитие вокально - интонационных навыков

План- конспект урока по хору (инструментального отделения     2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю.   Тема:   Развитие вокально - интонационных навыков ...

Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...

Технологическая карта урока музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Технологическая карта урока музыки " Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс...