Статья здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие охрану детского голоса на учебных занятиях, а так же укрепление эмоционально психического здоровья обучающихся.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие охрану детского голоса на учебных занятиях, а так же укрепление эмоционально психического здоровья обучающихся.

Выступление подготовила

 учитель музыки первой

квалификационной категории

 Иноземцева Татьяна Владимировна

2012г.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Дыхательная терапия.) Танцевально-двигательная терапия

Тема здоровьесберегающих технологий, весьма актуальна для современного школьного образования. В последние десятилетия значительно увеличивается число детей, имеющих, повышенную агрессивность, замкнутость, завышенную или заниженную самооценку и др., что создает определенные проблемы в процессе школьного обучения. Такие дети не имеют выраженных отклонений и нарушений интеллектуального и речевого развития, однако в работе с ними лучше применять особые развивающие методики с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний и нормализации эмоционально-волевой сферы личности ребенка.  Поэтому я на своих уроках посредством музыкальных игр, ритмических движений, вокальных упражнений, стабилизирую психоэмоциональное состояние обучающихся.

Во время проведения уроков музыки я использую важные элементы  занятий это упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников. Пример (    )

 Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроке и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее.

Слежу за правильностью осанки учеников.
Кабинет,  где проводятся  уроки музыки,    насыщен зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

На уроках музыки большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

 Тренировка дыхания на уроке не занимает много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. (Пример, правильное дыхание во время пения, цепное дыхание,

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе, не редко вывожу детей с согласованием администрации на улицу, где проводим дыхательную гимнастику.

Провожу физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Также учитываю наличие у школьников желания их выполнять. Очень нравиться обучающимся танцевальные движения, которые проводят сами дети. ( Иногда бывает, не буду скрывать, что  танцевальные движения затягиваются по времени, не могу не дать детям потанцевать на уроке)

 Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В зависимости от задач урока музыкальное сопровождение, успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение. Музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.

Так же занимаюсь на уроках хоровым  пением, которое  благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Также в содержательную часть урока ввожу обсуждение  вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, безопасного способа поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения, нередко обучающиеся на уроках музыки жуют жевательную резинку, поэтому  приходиться объяснять последствия  «жевания», во время пения.

И последнее – обращаю внимание на состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе- спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное. Это состояние и говорит о том соблюдал ли учитель все мероприятия по сохранению и укреплению здоровья своих учеников. У обучающиеся выходящих с моих уроков  можно наблюдать повышенное настроение, раскованность, они выходят, весело подпрыгивая и напевая музыкальное произведение которое разучивали или прослушивали на уроке.


При подготовке доклада использовались следующие интернет ресурсы:

  • metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=293

  • sozvezdieoriona.ru/publ/statja/1-1-0-33

  • diety.pohudeybystro.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroka...