Формирование предметных результатов в процессе реализации средств технологии изучения музыкальных произведений крупной формы
учебно-методический материал по музыке на тему

Лукьянова Елена Евгеньевна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc134.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                 Итоговая работа

по модулю инвариантной (вариативная ) части

курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Формирование предметных результатов в процессе реализации средств технологии изучения музыкальных произведений крупной формы »

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия:  с 2.02  по 6.02.2015 года

   2 сессия: с 24.02  по 28.02.2015 года

Выполнила: Лукьянова Елена Евгеньевна

учитель музыки ГБОУ СОШ №1

"Образовательный центр"с. Сергиевск

                                                          2015г.

  1. Проблемно-целевой блок

1.1. Паспорт.

Система деятельности направлена на аудиторию детей с 1 по 7 классы, особенности которых можно охарактеризовать как «особенности разных категорий». Вид деятельности – практический. По срокам его осуществления - долгосрочный, так как будет реализован за 7 лет на уроках музыки в общеобразовательной школе. В итоговой работе представлена система деятельности на примере программы по музыке.

1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу.

        Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает требованиям, предъявляемым государством к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Работа  направлена на «доступность получения качественного основного общего образования»… и «ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») (ФГОС).

  1. Анализ результатов образовательной деятельности.

Анализ результатов образовательной деятельности, проведенный 16 мая 2009 года  в 6 классе показал, что существуют в анализируемой образовательной деятельности как позитивные результаты исследования: частично сформированы личностные результаты, развито регулятивное умение работать по образцу, сформированы вокальные навыки обучающихся, так и недостатки:

        -  у обучающиеся слабо развиты предметные результаты (низкое владение музыкальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами); не сформирована мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); слабо развиты общие  музыкальные способности  обучающихся, а также  образное и ассоциативное мышления, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностного отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов, логики построения музыкального материала;

        - в образовательном процессе не реализуется системно-деятельный и компетентностный подходы, которые направлены на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и на формирование учебных универсальных действий;

        - педагог использует в своей работе традиционные методики и не достаточно внедряет современные образовательные технологии, направленные на формирование предметных результатов, ориентированные на становление «портрета выпускника основной школы»;

        - в содержании общеобразовательной программы по музыке очень низкий процент музыкальных произведений крупной формы (далее МПКФ), без которых не возможно сформировать предметные результаты.

Исходя из недостатков в результатах деятельности, образовательном процессе и условиях  можно сформулировать  возникшие  противоречия:

        - между  традиционной методикой преподавания предмета «Музыка», которое основано на репродуктивном типе обучения, между требованиями к применению приоритетных технологий в образовании, которые направлены на интерактивное обучение и формирование предметных результатов;

- с одной стороны низкие предметные результаты, отсутствие творческого подхода в обучении, обязательность в освоении учащимися духовных богатств музыкального искусства, с другой стороны, малый процент МПКФ в программе предмета «Музыка»

На основе проведенного анализа, выявленных недостатков и  противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

недостаточная информированность и использование в образовательном процессе средств, методов и приемов технологии изучения МПКФ.

1.4. Цель и задачи.

Цель: формирование предметных результатов путем внедрения в образовательный процесс технологии изучения музыкальных произведений крупной формы.

Задачи:

-  внедрить в образовательный процесс технологию изучения МПКФ, направленную на формирование предметных результатов;

- описать новый предметный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения технологии изучения МПКФ;

- охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых предметных результатов

  1. Ожидаемые результаты.

У обучающихся:

демонстрируют сформированность предметных результатов:

        - используют в своих ответах музыкальную терминологию, ключевые понятия;

        - «сочиняют» фрагменты МПКФ исходя из логики музыкальной композиции;

        - проектируют, моделируют стратегию драматургического развития как «музыкальной истории» в целом, так и отдельных её «героев»;

        - узнают в незнакомой музыке знакомого автора и сочиняют темы в стиле известного автора;

        - передают в музыкально-пластической деятельности особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировок;

        - представляют высокий уровень мотивации к творческой деятельности.

В образовательном процессе:

- увеличилась глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста мотивационной деятельности;

- активизировалась творческая деятельность;

- созданы комфортные условия для обучения детей с разными особенностями (одаренные, ОВЗ)

Педагог:

        - изменил методологический подход к формированию предметных результатов.

  1. Содержательно-технологический блок.

2.1. Теоретическое описание модели.

Музыкальных произведений крупной формы - это произведения, которые соответствуют следующим критериям:

1)   масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны быть ниже простых форм;

        2)   тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной темы;

        3)   количество частей – не менее одной.

Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие: циклические произведения: вокальные, инструментальные; крупные вокально-инструментальные – опера, оратория, кантата; крупные инструментально-сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет; музыка инструментально-сценическая – балет, балетные сюиты.

        Основные принципы:

  • «диалогизация». Диалог как вид сотрудничества создает новый тип познавательного развития, который характеризуется повышением уровня мотивации учебной деятельности, а главное - психическими новообразованиями личности учащихся: изменения памяти, мышления и речи. Совместные действия позволяют каждой стороне - и учителю, и учащемуся - выступить принципиально равными друг другу, а учебный процесс превратить в подлинный диалог, связанный с совершенствованием себя. Саморазвитие и самовоспитание здесь становятся неотъемлемой частью учебной деятельности;
  • «проблематизация» означает создание условий для самостоятельного обнаружения и постижения учащимися познавательных задач и проблем. Учащийся оперирует фактическим материалом так, чтобы получить из него новую информацию. Педагог должен передавать не готовые знания, а методические рекомендации  для их получения;
  • «персонификация» - принцип организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Этот принцип требует большего самопринятия человека, отказа от ролевых масок и включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта, как чувства, переживания, эмоции и сообразных им действий и поступков;
  • «индивидуализация». Этот принцип означает выявление и взращивание в каждом учащемся индивидуально специфических элементов одарённости, разработку такого содержания и методов обучения, которые были бы адекватны возрастным и индивидуально-личностным особенностям всех воспитанников.

Новизна этой технологии заключается в том, что кульминацией процесса музыкального искусства являются музыкально-художественные стили – миры композиторов-классиков. Ее методы имеют следующие признаки: близость технологиям развивающего и проблемного обучения, интонационная насыщенность, направленность на формирование предметных результатов, развитие музыкального мышления, субъектность позиции школьника.

Примерный алгоритм применения технологии:

  • подготовительный этап (изучение тем из МПКФ отдельно друг от друга, создание проблемной ситуации)
  • практический этап (сочинение, переинтонирование, моделирование, пластическое интонирование тем, освоение графической записи и т. д., развитие предметных компетенций, формирование предметных учебных универсальных действий).
  • завершающий этап (рождение нового знания, принятие и осмысление предметных понятий).

Технология реализуется в трех методических подходах (по М.С. Красильниковой):

        -     развитие музыкального мышления,

  • освоение симфонической музыки,

освоение оперной и балетной музыки.

Развитие музыкального мышления.

        Метод «создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения» музыкальных произведений крупной формы, исходя из неё. Один из приёмов этого метода – моделирование. Приём моделирования позволяет самостоятельно выстраивать ход развития событий, предполагать дальнейшее взаимоотношение героев, сочинять конец истории или домысливать, чем же закончится. Часто он бывает правильным, «почти таким же, как задумал композитор». Дети непосредственно участвуют в творческом процессе размышления над проблемой, ищут и обсуждают различные варианты её решения, что подогревает интерес к произведению. Реализация этого метода опирается на жизненный и музыкальный опыт ребёнка, его воображение, интуицию и фантазию, и главное, ставит его в позицию исследователя, «первооткрывателя», обеспечивая эмоционально-личностное, творческое присвоение духовных богатств отечественного и мирового музыкального искусства.

Метод порождающего анализа формирует у школьников способность проектировать, моделировать стратегию драматургического развития как «музыкальной истории» в целом, так и отдельных её «героев». Метод помогает перенести акцент с услышанного на моделирование последующего развития и не только на вербальном, но и на интонационно-звуковом уровне; активно включать в этот процесс способность ребёнка предчувствовать, предвосхищать события, на основе его интуиции и фантазии. Придумывая музыкальный интонационно-звуковой материал, каждый ребёнок пропускает через себя данную жизненную ситуацию, окунается в её чувственную сферу, ставит себя на место героев. Это заставляет ребёнка быть активным участником урока, а не пассивным зрителем. Взаимодействие различных сенсорных каналов ребёнка (зрение, слух, осязание) при постижении опер, симфоний и балетов обеспечивает удобство вхождения каждого ребёнка (визуала, аудиала, кинестета) в художественный мир произведения, эффективность усвоения, на первый взгляд, недоступного ему материала, комплексность развития сенсорно-чувственной сферы.

Метод переинтонирования направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Решается одновременно две задачи: 1)   способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора; 2)   способность сочинять темы в стиле известного автора.

Освоение симфонической музыки

        Метод симфонической полмофонии (звучащая рука) позволяет исполнять школьникам симфоническую музыку. Мысленно обобщая («свёртывая») многоголосную музыкальную фактуру в мелодическую линию, дети в пластическом интонировании предают не только общий характер звучания, но и особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировок. Для ребёнка это увлекательная форма деятельности, позволяющая руководить развёрнутыми симфоническими полотнами не на уровне импровизации, а на уровне интерпретации. Для учителя – это уникальная возможность «заглянуть» в наиболее закрытую для него область восприятия детьми симфонической музыки, проанализировать глубину постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости скорректировать понимание произведения.

         Метод симфонической полмографии (записывающая рука) создаёт возможность письменной фиксации школьниками музыкальных произведений крупной формы. Последовательный перенос движения «поющей» в воздухе руки на плоскость рождает графическую запись произведения. В данной записи через линию, штрих, точку отражается не общее впечатление от музыки, а последовательное развитие-развёртывание музыкальной мысли. Эта запись позволяет быстро и просто фиксировать не только основные темы произведения, но и большие развёрнутые построения, вплоть до создания партитуры целой симфонии, помогает удерживать в памяти музыкальных произведений крупной формы, целиком, позволяя более детально вглядываться в музыкальное произведение: читать его от начала к концу и наоборот, останавливаться, петь вслух или про себя, пропевать с ускорением или замедлением…Ребёнок выступает перед своими сверстниками или на сцене. После таких выступлений ребёнок не испытывает стресса и комплекса неполноценности.

Освоение оперной и балетной музыки.

        Метод действенного анализа направлен на обнаружение жизненных обстоятельств героев оперы, воссоздание по музыкально-интонационному языку их внешних и внутренних характеристик, включая жест, мимику, пластику. В процессе первоначального знакомства с музыкальным образом (в вокальной музыке - без слов) учащиеся пропевают мелодию, подбирают ключевые слова к его характеристике, осмысляют образ движением тела. При этом слово, движение не привносится извне учителем, а рождаются ребёнком из самой музыки, становясь действенным анализом образа. Рождение образа в движении, слове, пении вынуждает ребёнка глубже «вживаться» в музыку. Это обуславливает психологизм метода действенного анализа, органично соединяет глубину психологического анализа и анализа собственно средств музыкального языка, не исключая осмысления отдельных его элементов.

Метод инсценировок позволяет на качественно новом уровне пережить уже знакомые фрагменты музыкальной истории. Процесс разыгрывания непростых ситуаций, «проживание» их знакомит детей с линией поведения людей разного социального положения, возраста, темперамента. Это самый творческий момент в деятельности учащихся. Всё это формирует собственную жизненную позицию ребёнка, а с другой стороны, учит «считывать» мотивацию поведения других людей.

Применение методов, описанных выше, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития и сформированности предметных результатов. Однако, не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов технологии изучения МПКФ будь то развитие музыкального мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и обучающимся, и учителю, и всему образовательному процессу в целом.

2.2. Характеристика изменений в результатах,  образовательном процессе, условиях с учетом введения  технологии изучения МПКФ.

Уроки музыки в 5 классе. Тема «Из чего состоит опера?»

Этапы урока

Вводимые новые средства

Промежуточные и итоговые результаты

Изменившиеся условия

Подготовительный этап (Организационный момент и вводная беседа. (Определение понятий опера, интродукция)).

Метод проблемного изложения материала.

Активизация внимания, постановка проблемы и определение путей решения  ее, высокий уровень мотивация к творческой деятельности,  необходимость в новом музыкальном действии, принятие проблемы всеми обучающимися.

Практический этап (Изучение нового материала:

1. Знакомство с содержанием          "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.

2. Знакомство с темами зла и любви из интродукции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского.

3. Сочинение темы рассказчика с последующей графической записью.

4. Моделирование последовательности тем интродукции в соответствии с содержанием рассказа. Работа в группах.)

Метод полмофонии, метод полмографии, метод создания шедевра (прием -  моделирование).

Промежуточный результат в форме дирижирования и пропевания тем

Интенсификация развития музыкального мышления, понимание логики построения тем в интродукции, постоянная смена деятельности, необходимая для сохранения здоровья, форма деятельности, позволяющая, понять особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировок,

снижение проблемы общения в процессе сотворчества, возможность для учителя проанализировать глубину постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости скорректировать понимание произведения, самостоятельный поиск знаний, создание ситуации успеха абсолютно у всех детей с разными особенностями развития.

Завершающий этап

(Закрепление всех тем. Слушание всей интродукции. Вывод: что такое интродукция, для чего она нужна), можем ли мы сочинять как П.И. Чайковский.

Метод проблемного изложения материла

(разрешение проблемы),

приём "Выявление чувственно-эмоционального настроя.

Итоговый результат

(пластическое исполнение интродукции.

Создание у обучающихся эмоционального состояния, которое близко творцу, отсутствие страха и непонимания классической музыки, осознанное исполнение интродукции, сформированность предметных понятий («интродукция», «лейтмотив», «структура построения интродукции»)

2.3. Контрольно-оценочный блок.

В рамках рейтингов рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные ответы, пластического интонирование интродукции. Преимущества рейтинговой системы оценивания:

- возможность для учителя проанализировать глубину постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости скорректировать понимание произведения;

- активное участие обучающихся в контроле и оценке своих достижений;

- учет индивидуальных качеств.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

- Полнота и правильность ответа.

- Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.

- Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка, применение музыкальной терминологии.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами

Оценка пластического интонирования.

Критерии:

        - осознанность: дирижирование звуковысотности, ритма, темпа, соответствие жеста и характера темы;

        - эмоциональность: содержание, качество и динамика эмоций, эмоциональная лабильность

Оценка

Критерии оценки

1

2

«5»

Изученная музыкальная тема дирижируется точно

Жест точно соответствует характеру тем, быстрая реакция на их смену.

«4»

Допускаются ошибки при дирижировании, но самостоятельно исправляются.

Жест не точно соответствует характеру тем, затрудняется в выборе жеста при смене музыки, но самостоятельно исправляется.

«3»

Допускаются ошибки при дирижировании, самостоятельно не исправляются

Неглубокое проникновение в музыку, выраженное вялым жестом, реакция на смену музыки замедленное.

«2»

Непонимание того, что нужно дирижировать

Равнодушен к звучащей музыке.

2.4. Изменения в ресурсном обеспечении.

- Дидактическое обеспечение:

УМК «К вершинам музыкального искусства» М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

УМК «Музыка» 1 – 7 классы авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,

- Материально-техническое обеспечение:

музыкальный инструменты, компьютер, проектор, доска, интерактивная доска, профкласс.

  1. Заключение.

3.1. Выводы.

В результате внедрения технологии изучения МПКФ повысился уровень сформированности предметных результатов. Обучающиеся свободно владеют музыкальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Акцентировалась мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение). Развились общие  музыкальные способности  обучающихся, а также  образное и ассоциативное мышления, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностного отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов, логики построения музыкального материала.

3.2. Прогноз: эффекты и риски.

        Прогнозируя последействия данного педагогического проекта можно предположить, что уровень сформированности не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных поднимется на более высокий уровень.

Но, как  и в любой деятельности, необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски педагогического проекта:

-неглубокое знание музыкального материала педагогом не позволит применять эту технологию

увеличение общего количества целиком изучаемых         крупных произведений в школе         приведет к вытеснению произведений малой формы из изучаемого музыкального         материала.

  1. Список использованных информационных источников.

Нормативно-правовая база.

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).

ФГОС основного общего образования – утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897.

ФГОС среднего (полного) общего образования –утвержден приказом от 17  мая  2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)

Основная литература.

Примерная программа  по учебным предметам «Искусство  5-9 кл.» (Стандарты второго поколения.) Москва «Просвещение» 2010 год.

Программа общеобразовательных учреждений М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева, Музыка 1 – 4 классы Поурочно-тематическое планирование 1-2 классы, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 год.

Программа общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 – 7 классы авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М. «Просвещение», 2011 год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"

Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Тема занятия: "Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения"

Цель:         Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации,  возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое прос...

Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку

Формирование языковой  компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...