Конспект урока "Творческий портрет И.С.Баха"
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект подробно поэтапно раскрывает тему урока, позволяет учащимся самим делать выводы о творчестве композитора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tvorcheskiy_portret_i.s.baha_.docx37.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    ГБС(К)ОУ школа №21 г. Краснодар Краснодарского края

Конспект урока музыки

Тема: «Творческий портрет И.С.Баха»

                               Автор- составитель: учитель музыки

                                  первой  квалификационной категории

                        Светлана Анатольевна  Заморий


Тема: «Творческий портрет И.С.Баха»

ЦЕЛЬ:

познакомить учащихся с творчеством Иоганна Себастиана Баха и показать отличительные особенности баховского письма

Задачи:

Образовательные:

  •  Познакомить  с произведениями И.С. Баха, проследить влияние музыки на внутренний мир учащихся;
  • Отметить высокую человечность музыки;
  • Дать понятия: полифония,  кантата, токката, фуга, оратория;
  • Проанализировать периоды творчества композитора;

Развивающие:

  •  Формировать умение анализировать строение музыкального языка композитора;
  • Формулировать выводы, выделяя главные этапы творчества И. С. Баха;
  • Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память;
  • Формировать умение определять характер музыки, ее эмоциональное содержание;

Воспитательные:

  •  Воспитывать интерес учащихся к творчеству и духовному наследию И.С. Баха;
  • Воспитывать эмпатию к классической  музыке и музыкальному искусству;
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности;

Оборудование и материалы:

Фонозаписи произведений Иоганна Себастиана Баха «Шутка», «Токката и фуга ре-минор», «Страсти по Матфею», «Хоралл».

Мультимедийный проектор (презентация по теме).

Раздаточный материал (карточки с заданиями)

Видеофрагменты  произведений И.С. Баха.

Структура урока:

 I . Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Данный этап предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

  1.  Созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу)
  2.   Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности и установление тематической рамки («надо», «могу»)

Комментарии: формируется процесс адекватного самоопределения и самополагания сопоставления учащимся своего «Я» с образом «я – творческий ученик». Выработка внутренней готовности к реализации.

II.     Актуализация и затруднение в деятельности

  1. Тренировка соответствующих мыслительных ситуаций.
  2. Мотивация ученика на узнавание музыкального материала.

III.    Выявление места и причины затруднения

IV. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся  определяют цель урока, предполагают тему урока, затем строят проект изучения творческого портрета композитора.

Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо их осуществить.

V.   Реализация построенного проекта.

Обсуждаются  различные варианты , предположенные учащимися и выбирается оптимальный  вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи и вызванных затруднений.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Узнавание изученных терминов и понятий.

VII.  Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

На данном этапе в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) учащиеся работают с таблицей терминов и понятий музыкальной речи, поясняют их значения, пользуясь музыкальным словарем. В завершении организуется исполнительская  рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

 IX.Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности, намечаются дальнейшие пути познавательной деятельности.

Ход урока:

   I .  Мотивация (самоопределение учебной деятельности).

Звучит отрывок из «Токкаты и фуги ре-минор»

Музыкальное приветствие.

На экране цитата Л.В. Бетховена. (СЛАЙД 1)

Наш урок я хочу начать с высказывания великого Людвига Ван Бетховена:

«Не ручей, а море имя ему!»

II.  Актуализация и затруднение в деятельности

Ребята, вы узнали музыку, под которую  сегодня вы вошли в класс?  Где вы могли ее слышать?

(ответы учащихся)

Вы совершенно правы, эта музыка используется сегодня в качестве заставки к передаче «Человек и закон». Это произведение написал Иоганн Себастьян Бах  более 200 лет назад.

III.    Выявление места и причины затруднения

-Как вы думаете, почему в данной передаче использована именно эта музыка?

Анализ. Ответы учащихся.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

Как появился великий композитор, как сложилась его судьба? Каковы характерные особенности «баховского» письма? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.  Что нам поможет в нахождении ответов на все эти вопросы?

(учащиеся предлагают свои варианты построения проекта выхода из затруднительной ситуации: изучение биографии композитора, прослушивание и анализ произведений, работа с учебными пособиями…).

Как бы вы обозначили тему нашего урока?  (учащиеся предлагают свои варианты темы, учитель выбирает наиболее удачный)

V.   Реализация построенного проекта.

Тема нашего урока: Творческий портрет И.С. Баха.

                                         (СЛАЙД 2)

Сегодня мы познакомимся с биографическими данными, этапами творчества и произведениями композитора, узнаем, каким  жанрам отдал предпочтение великий Бах, выявим характерные особенности и отличительные черты «баховского» письма.

Бах!

Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, исполнителей, слушателей, почитающих  его творчество, и приводит в уныние всех остальных. Как это может быть? Как может эта музыка вызывать скуку? Тем не менее, это так: многие из вас находят музыку Баха скучной. В этом нет ничего постыдного, потому что его музыку не так-то легко понять. Для того, чтобы ее полюбить,  надо ее знать. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с ней поближе. И кто знает, может, сегодняшняя встреча с музыкой Баха станет для вас открытием в понимании гармонии и красоты жизни…

Родился  он 21 марта 1685 года, в городе Эйзенахе, (СЛАЙД 3)  где его отец работал придворным музыкантом  (СЛАЙД 4).

Отец  учил его играть на скрипке и клавесине; музыкантами были и его братья.

Если когда-либо и существовала семья, в которой исключительная склонность к одному и тому же виду искусства, наследовалась из поколения в поколение, то это была, без сомнения, семья Бахов. Среди шести поколений можно насчитать двух – трех человек, которых природа не наградила блестящим музыкальным дарованием.

Многочисленная семья, члены которой были не только одаренными музыкантами, но сделали музыку своим основным занятием и скоро стали занимать большинство мест канторов, органистов и городских музыкантов во всех областях Тюрингии. Но украшением этой большой семьи, гордостью отечества и самым большим любимцем музыкального искусства был Иоганн  Себастиан  Бах.    ( СЛАЙД 5)

Когда  Иогану Себастиану не было еще 10 лет, умер его отец, мать умерла еще раньше. Оставшись сиротой, Иоганну пришлось искать приют у старшего брата, Иоганна Кристофа, который был органистом в Ордруфе.  Уже с 10 лет мальчику пришлось  самому заботиться о себе. Он прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре, сочинял музыку. И не упускал случая изучать творения великих мастеров. У брата были ноты старинных композиторов, которыми он очень дорожил, настолько, что не давал брату по ним заниматься. Иоганн по ночам, в течение шести месяцев  переписывал эти ноты при лунном свете.           (СЛАЙД 6)

Однажды брат вошел в комнату, увидел и отобрал все переписанные нотные тексты…

Всю свою жизнь Иоганн Себастьян занимал скромное положение: работал придворным или церковным музыкантом. При жизни композитора было опубликовано ничтожно малое количество его произведений, поэтому музыка его была малоизвестна за пределами тех городов, где работал Бах.

Творчество композитора можно условно разделить на несколько этапов. Они связаны с  городами, в которых жил композитор.

(СЛАЙД 7)

Веймар. 

Напряженный период в творчестве Баха – органиста. Здесь он создает множество разнообразных органных композиций, большинство из которых можно отнести к лучшим, выдающимся произведениям мировой культуры. Его органные фантазии и токкаты, прелюдии и фуги, хоральные обработки, концерты делают эпоху в историческом развитии органной музыки. Орган сыграл исключительно важную роль в творчестве Баха не только потому, что это был любимейший инструмент,  этот океан гармонии, «король всех инструментов», но и потому, что именно этот инструмент, наиболее совершенный и массовый во времена Баха, давал возможность общения композитора с довольно  широкой аудиторией.  

(СЛАЙД 8 вид органа) (СЛАЙД 9)- один из первых органов Баха, он знал об этом инструменте все. (СЛАЙД 10)

К этому периоду творчества относятся: хоралы, прелюдии, фантазии, токкаты с фугами. Основным принципом их построения является сопоставление контрастных по характеру музыкальных построений.

Токката»  - дотрагиваться. Характерные особенности: аккордовость, стремительный темп.

Слово «фуга» - по латыни означает «бег». Фуга в творчестве Баха заняла центральное положение.

Послушайте  Токкату и фугу  ре-минор. (Слушание и просмотр видеоклипа)

Какие чувства вызвала музыка? О чем она вам рассказала? Какие эмоции испытывал композитор при написании произведения?  Чем отличается это произведение от музыки современной? (анализ, ответы учащихся)

Каждое произведение Баха – это беседа разных индивидуальных  голосов. Бах – великий полифонист и мелодист. Давайте вспомним, что такое «полифония»?

Полифония – от греческого «поли» - много, «фони» - голос, означает – многоголосие.

 В руках Иогана Себастиана полифония стала могучим средством для передачи самых сложных эмоций и идей. Разновидностью многоголосия являются каноны. Это подражание одной мелодии другой. Канон начинает один голос, затем вступает с этой же фразой второй голос, затем третий и так далее. Давайте исполним небольшой канон.

(учащиеся выполняют задание)

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Узнавание изученных терминов и понятий

Итак, какие особенности и жанры полифонической музыки характерны для произведений Баха?  

Хорал, прелюдия, канон и фуга – четыре краеугольных камня музыкального мира Баха (учащиеся записывают в тетради значения музыкальных терминов).

В конце 1717 года Бах с семьей переехал в город  Кетен. (СЛАЙД 11)

Здесь он служит придворным музыкантом. В Кетене композитор достиг высочайшего мастерства в создании сюит, инвенций, клавира.

Лейпциг. (СЛАЙД 12)

 Здесь Бах служит кантором при церкви св. Фомы. Это последний период жизни композитора. Он охватывает 27 лет, вплоть до его смерти. В Лейпциге Бах посвятил себя прежде всего жанрам духовной вокально- инструментальной  музыки. Он создал лучшие кантаты, оратории. Слово «кантата» произошло от итальянского «кантаре» –пою. (Слайд 13)

Кант – многоголосное пение

Кантата – произведение для голоса и оркестра

Оратория – вокально-инструментальное произведение (Слайд 14)

(учащиеся записывают в тетради значения  новых понятий). Ораторию «Страсти по Матфею» – создана на текст католической церкви. Произведение  знаменует самую высокую точку развития, кульминацию в творчестве композитора. Идея – победа жизни над смертью. 

В толковом словаре Даля  «страсти»  поясняются как страдания, муки, (СЛАЙД 15 партитура) душевная тревога, а также подвиг, сознательное принятие на себя страданий. Именно такое понятие соответствует легенде о Христе, о трех последних днях его жизни.

В Евангелии рассказ ведется четырьмя свидетелями-апостолами. «Страсти по Матфею» означает, что в основу произведения положен рассказ апостола Матфея.

(СЛАЙД 16 - апостолы)

 Слайд17 «Иисус в терновом венце»)

Это глубокая человечная повесть о великой несправедливости, которую учинили жестокие люди: один из учеников Христа – Иуда – предает учителя; Иисуса судят по лживому доносу. Другой ученик, Петр – отрекается от него в страхе. Подкупленная толпа в ярости требует смертной казни – распятия на кресте. Место казни  Иисуса – Голгофа… Композитор раскрывает  вечно волнующие людей проблемы добра и зла, справедливости. Он воплощает свой идеал человека, чистого духом, исполненного неиссякаемой любви к людям. Трактовка Евангелия приобретает яркую гуманистическую направленность. В музыке слышны интонации плача, вздоха, скорби.

(слушание отрывка из оратории-пансиона «Страсти по Матфею»)

VII.  Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

На столах разложены карточки с заданием – письменно ответить на вопросы, затем сверяют с правильными ответами музыкального словаря на слайде.

(СЛАЙД 18 музыкальный словарь)

Учитель проверяет количество правильно заполненных карт.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Работа в парах. После слушания музыки ответить на заданные вопросы.

(СЛАЙД 19-РАЗМЫШЛЕНИЕ)

Вывод:

(СЛАЙД 20 – глубокая человечность музыки)

Как вы считаете, почему Л.В. Бетховен высказывался о Бахе: «Не ручей, а море – имя ему»?

Можно ли назвать музыку Баха современной: Почему?

Ответы учащихся.

Музыку Баха в 18 веке не признавали, так как музыка его, яркая, живая, волнующая,  возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и к простому человеку, что не соответствовало господствующим в ту пору  нормам средневековой церкви. Лишь через столетие его творчество было признано, а сам Бах был назван величайшим поэтом музыки и величайшим в музыке оратором, равного которому нет, и едва ли будет! (СЛАЙД 21)

Постоянное усердие, с которым он, особенно в молодые годы, отдавался изучению искусства, посвящая этому дни и ночи, ослабило его зрение. По совету друзей, Бах сделал две операции,  закончившиеся неудачно, и он окончательно потерял зрение. Те лекарства, которые он принимал, оказались вредными для всего организма. Он  проболел полгода, и вечером 22 июля 1750 года, на 66-м году жизни оставил этот мир…

На родине композитора установлен памятник. (СЛАЙД 22)

IX.  Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Подведем итог. Продолжите начатое предложение: музыка Баха характеризуется…(учащиеся дают характеристику полифонического склада произведений, перечисляют виды полифонии, отмечают этапы жизни и творчества композитора).

Наш урок подошел к концу. И завершить его я хочу стихами Н.Н. Ушакова (СЛАЙД 23)

«Иоганн Себастьян    Бах»

Мне дорог Бах…

Ну как бы вам сказать,

Не то чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Tще нам не являлась благодать.  

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!

На мой взгляд, вы были хорошими слушателями. Благодарю за работу.

Рефлексия: А  как вы себя можете оценить? Чьи ответы на поставленные мной вопросы на уроке вам понравились больше? Аргументируйте.

Кому из вас было что-то непонятно?        

Особенно хочу отметить работу следующих ребят: (выставление оценок)

Звучит «Шутка» И.С. Баха (видеоклип). Учащиеся выходят из класса.

 

                                 

 

 

               

 

Список литературы и использованные материалы

  1. Алиев Ю.Б.  Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.
  2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1984.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов.композитор, 1977.
  5. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей / Под ред. М.А. Румер.: Педагогика, 1975.
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  7. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.
  8. Музыкальный материал: «Токката и фуга ре-минор», «Страсти по Матфею», «Хорал», «Шутка».
  9.  Видеофрагиенты произведений И.С. Баха

Используемые материалы к уроку:     http://artnow.ru/ru/gallery/200/13391/picture/0/order355231.html 
http://www.galya.ru/catd_new_page.php?dlimit=25&p=1&id=2887450   http://total.change.sputnik-n.ru/lukomore/virtualnaya-shkola-lukomore/istoriya-i-kultura-                                           rossii/uroki-2-oj-nedeli/foto/   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=430 
http://ikona-kiev.in.ua/component/option,com_true/func,detail/id,16/catid,6/Itemid,51/   http://ikons-allart.do.am/news/freski_sofii_kievskoj/2009-12-23-2   
http://www.vvv.ru/forum_gallery/?mode=3&lpid1=1&pid=27&aid=1611  http://kyiv-view.narod.ru/history/sophia/sobor.html 
www.proshkolu.ru ,

 сканированные нотные записи Науменко,Алеев 7 кл. (УМК,, Москва «Просвещение»,2009
 Москва «Просвещение», 2010г. сканированный иллюстрированный фрагмент страницы № 58 с учебника «Музыка» 6класс стр. (УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской,   Москва «Просвещение», 2010г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной  в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...

Творческий портрет И.С.Баха.

И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импрови...

Презентация "Творческий портрет И.С.Баха"

Презентация раскрывает основные творческие этапы композитора, погружает зрителей в эмоциональный и нравственный мир И.С.Баха, дает понятие "баховского письма"....

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...

Презентация к интегрированному уроку "Творческий портрет И.С.Баха".

quot;Его искусство учит..........утешает, в нем столько мудрости и теплоты!"...

Конспект занятия "Портрет" в технике "Вытынанка".

Конспект занятия "Портрет" в технике "Вытынанка"....