"Джаз – искусство XX века"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Ватутина Жанна Леонидовна

Познакомить учащихся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhaz_-_iskusstvo_hh_veka.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План- конспект

урока музыки в 6 классе

 Тема: "Джаз – искусство XX века"

Разработала Ватутина Жанна Леонидовна, учитель музыки МБОУ СОШ № 9

х. Привольный, Кавказский район, Краснодарского края

Цели: 

1) познакомить учащихся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

ТСО:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация PowerPoint

ДМИ:

  • маракасы,
  • тарелки,
  • треугольники.

1. ОРГМОМЕНТ 

Дети под музыку входят в класс 

Музыкальное приветствие.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ 

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? – возмущались одни.

- Кто он!!! – восхищались другие.

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязен в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа с картой).

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

Дети:

У. ”. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант.

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного  дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

3. СЛУШАНИЕ

У.: Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза. От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.).  Возможно использование словаря эстетических эмоций (см. Приложение 3).

РАБОТА В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ 

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

У.: И ещё. Когда Джаз сделался  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У.: Итак, попробуем нарисовать психологический портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-банде).

Вывод. Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Старый рояль” из к/ф «Мы из джаза»

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова

Старый рояль

Весь в испуге.

Раньше играл

Он только фуги.

Он весь дрожит от страха,

Не слыша Баха.

Теперь на нем играю я.

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Трудно тебе,

Но пойми ты,

В жизни теперь

Другие ритмы.

Конечно, трудно сразу

Привыкнуть к джазу,

Но мне тебя немного жаль,

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,

Тогда улетает из сердца тоска.

Со мной ты разделишь и грусть, и печаль,

Мой старый, усталый рояль.

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, преобладание духовых, ударных музыкальных  инструментов.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

- пение под фонограмму;

4) пение с ДМИ (стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я хочу назвать звёзд джаза – композитор Джорж Гершвин, певец, трубач - Луи Армстронг, пианист Дюк Эллингтон, певцы Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в России, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы в нашей стране.

6. СЛУШАНИЕ

Итак, образ таинственного господина вырисовывается.

Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный. У кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый, педантичный. А чтобы портреты у Вас получились более достоверными, я познакомлю Вас с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей.

Да, на сцене она – сама Элла Фитцджеральд, грузная негритянка, но обворожительная и окружённая бесчисленными поклонниками. (Звучит музыка)

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

Звучит песня в исполнении Эллы Фитцджеральд.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.

Дети под музыку выходят из класса.

 “Старый рояль” из к/ф «Мы из джаза»  

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова “Старый рояль” из к/ф «Мы из джаза»

Старый рояль

Весь в испуге.

Раньше играл

Он только фуги.

Он весь дрожит от страха,

Не слыша Баха.

Теперь на нем играю я.

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Трудно тебе,

Но пойми ты,

В жизни теперь

Другие ритмы.

Конечно, трудно сразу

Привыкнуть к джазу,

Но мне тебя немного жаль,

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,

Тогда улетает из сердца тоска.

Со мной ты разделишь и грусть, и печаль,

Мой старый, усталый рояль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Джаз - искусство XX века"

Урок по теме "Джаз - искусство XX века" для 6 класса по программе Е.Д. Критской. На этом уроке учащихся знакомятся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возник...

Джаз - искусство XX века.

Конспект урока  в 6 классе по программе Е.Д.Критской...

Джаз - искусство XX века.

Презентация к уроку музыки по программе Е.Д.Критской 6 класс....

Джаз - искусство ХХ века

Урок формирования новых знаний в рамках темы "Музыка серьезная и музыка легкая".Рассмотрены вопросы возникновения джаза как жанра музыкального искусства, определены характерные черты мухыкального язык...

Конспект урока с презентацией для учащихся 6 классов на тему: " Джаз -искусство 20 века"

Урок разработан на основе программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. К уроку прилагается авторская мультимедийная презентация....

Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."

Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.Тип урока – развивающий (формирование новых з...