Компетентность как способ достижения положительных результатов в вокально – хоровой деятельности на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Толоченкова Татьяна Александровна

Что такое компетентность, их виды, как компетентность помогает достичь положительных результатов на уроках  музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost_1.tolochenkova.docx28.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «лицей № 121»  Советского района г. Казани РТ                   Выполнила учитель музыки:                                                                         Толоченкова Татьяна  Александровна (Казань 2015)

Компетентность как способ достижения

положительных результатов в вокально – хоровой

деятельности на уроках музыки.

 

 

                                                           «Музыка способна оказывать извесное

                                                           воздействие на этическую сторону души;        

                                                           и раз музыка обладает такими свойствами,

                                                          то, очевидно, она должна быть включена в                   

                                                     число предметов воспитания молодежи».                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         Аристотель

   Школа 21 века…Образование 21 века…Компетентность в школе. Все мы учились в школе, и понимаем, что она во многом определяет кем мы будем и какими мы будем.

   Новое время диктует новые правила. Сегодня школа формирует конкурентно-способную личность обладающую мобильностью знаний с целью адаптации в обществе, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. Благодаря компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что важно и актуально в данный момент в нашем обществе.

   Важнейшей характеристикой современного этапа общественного развития являются                                                                                                                                стремительно разворачивающиеся инновационные преобразования социальной среды. Следовательно, обществу и государству нужны люди, умеющие приспосабливаться к быстро меняющему ритму жизни, люди творческие, активные, с универсальными способами действий. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентного подхода. При сохранении основ образования  (научность, системность, логичность, преемственность, наглядность, доступность) усилена его практическая  жизненная направленность. Современный  ученик должен не только  владеть набором теоретических знаний, но и использовать  эти знания  для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

   В федеральном государственном образовательном  стандарте компетентность это «способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях».

   Если обратиться к словарям, то наиболее часто употребляемое словосочетание со словом   «компетентность» это профессиональная компетентность учителя. Она  трактуется как  «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [40.с.62.].    

    В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировал «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [10, с. 37].                                                                                                                                

    Ниже приведу в сокращении несколько видов компетенций по Дж. Равену, которые используются в моей практике для достижения положительных результатов в вокально-хоровой деятельности на уроках музыки:

–  вовлечение эмоций в процесс деятельности;

–  готовность и способность обучаться самостоятельно;

–  поиск и использование обратной связи;

–  уверенность в себе;

–  самоконтроль;

–  адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;

–  склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;

–  внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

–  самостоятельность мышления, оригинальность;

–  критическое мышление;

–  готовность решать сложные вопросы;

–  готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

– исследование, окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);

–   готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

–  готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

–  знание того, как использовать инновации;

–  уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;

–  настойчивость;

–  использование ресурсов;

–  доверие;

–  отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

–  способность принимать решения;

–  персональная ответственность;

–  способность к совместной работе ради достижения цели;

–  способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

–  способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

–  стремление к субъектной оценке личностного потенциала сотрудников;

–   готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;

–   способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

–  способность эффективно работать в качестве подчиненного;

–   терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; [26, с. 281–296].

  Так же хочется вспомнить об основных компетенциях, которые традиционно используются в вокально – хоровой работе:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать и осозновать смысл песни,  видеть как она  помогает понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение в жизни, учит верно ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, региональный компонент,  исполнение песен разных народов мира ( параллельно изучая историю и традиции этого народа), исполнение песен на иностранном языке (то есть учим правильное произношение ,самостоятельно переводим текс, а потом сравниваем с художественным переводом), проводим параллели между музыкой и искусством (живопись, литература, архитектура, скульптура, хореография,  народное творчество, театр, кино) , формируем  уважение и бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов, все для того,  чтобы лучше понимать мир человека.

- Учебно-познавательные компетенции. Это постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,  проблемные ситуации – их создание и разрешение. Это цель, планирование, анализ, самооценка, исследование, интеллектуальная и самостоятельная познавательная деятельность. Сюда входят: способы организации вокально–хоровых знаний, умений и навыков (распевание, пение, работа над  дыханием, интонацией, дикцией, ритмом, унисоном, многоголосием), развитие музыкальных способностей ( музыкальный слух, музыкальная память, голос).  Особенно злободневной является проблема воспитания эстетических чувств и способности к сопереживанию в музыке, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К. Д. Ушинский предупреждал,  что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает" ( Ушинский, соч. т. 9, М.,  1950, стр. 117-118).

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к отбору информации для разучивания песни. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир, интерактивная доска, проектор ) и информационными технологиями (видеозапись, аудиокниги,  микрофон, интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, создание презентаций, запись  песен на диск или на  телефон учащихся.

- Коммуникативные компетенции. Это  навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Очень важно создать дружный, крепкий, сплочённый коллектив работающий вместе. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце" (К.Д. Ушинский. Соч., т. 3, 1948)

-  Здоровье сберегающие компетенции.  Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни (опасность курения, алкоголизма, наркомании), знание и соблюдение правил личной гигиены и гигиены голоса, изучение валеологии,  дыхательной гимнастики (по  методике А.Н. Стрельниковой, Э.М. Чарели).

-  Социально-трудовые компетенции. Это  взаимодействия с обществом, общностью, коллективом,  друзьями, одноклассниками, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность, уважение и принятие человека другой расы, национальности, религии, статуса, пола. Совместное пение учит работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу, «болеть» душой за общее дело, радоваться успехам своих товарищей, принимать других детей такими, какие они есть, уважительно относиться к чужому мнению. Формируется умение  слушать и слышать других, принимать и высказывать критику. Учащиеся хорового класса не способны подвести товарища в ответственный момент, учатся уходить от конфликтов.

 - Компетенции гражданственности.  Это знания и соблюдение прав и обязанностей ученика на уроке, в коллективе, в жизни. Это  гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн), изучение патриотических песен, которые формируют любовь и уважение к родине.

   Используя в своей работе выше перечисленные компетентности помогают мне добиться положительных результатов  в вокально- хоровой деятельности на уроках музыке, формируя при этом конкурентно-способную личность с мобильностью знаний, которая нужна государству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе.

СодержаниеВведение1.  Особенности развития детского голоса на уроках музыки2.  Вокально-хоровые навыки2.1  Звукообразование2.2  Певческое дыхание2.3  Певческая артикуляц...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...