Методическая раазработка "Тувинские музыкальные инструменты"
классный час по музыке (5 класс) на тему

Оюн Шораана Михайловна

Методическая разработка на тему "Тувинские национальные инструменты". Это занятие было использовано по внеурочной деятельности. Полностью расписаны тувинские национальные инструменты и истории их возникновения. Показывала фотографии заслуженных артистов, которые играют на национальных инструментах. Учащимся занитие очень понравилось. И они не только узнали много о тувинских инструментах, но и попробовали   поиграть. С удовольствием послушали  выступление заслуженного артиста Монгуш Б Ч-Х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyva_hogzhum.docx37.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности для 5 класса

Тема:  «Тувинские национальные инструменты»

 Цель:  

  1. Познакомить учащихся с тувинскими национальными музыкальными инструментами, и историей их появления в народе.
  2. Дать учащимся элементарное представление «как к нам музыка пришла».
  3. Развивать самостоятельность мышления, эмоциональную отзывчивость, желание действовать с музыкой.

 Задачи:

  1.  Развитие интереса учащихся к тувинским национальным инструментам.
  2. Показать учащимся, что  тувинские музыкальные инструменты – это не только инструменты с красивым звучанием, а их мелодии укрепляют здоровый дух и национальную гордость.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.


Оборудование: презентация к уроку, тувинские музыкальные инструменты, ТСО, картинки, фотографии известных музыкантов и  артистов, которые сопровождают мелодии тувинскими  музыкальными инструментами.

План:

  1. Вступление.                                                                              
  2. Тувинские национальные инструменты: Игил, бызаанчы, допшулуур, чадаган.
  3. Секреты изготовления тувинских национальных инструментов.
  4. Закрепление-игра: пословицы и загадки о тувинских музыкальных инструментах
  5. Итог.

Ход:

Тихо звучит мелодия игила на медиа в течение выступлений.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Урок-встреча. Тема нашего занятия «Тувинские музыкальные инструменты».

Педагог: Я хочу у вас спросить, как вы думаете, давно ли появилась музыка?

(Ответы детей.)

 Педагог: Да, давным – давно, когда землю стали заселять разные племена и народы, когда люди не знали слов, не умели писать, уже тогда существовала музыка. Мамы укладывали своих малышей, напевая тихую мелодию, охотники и воины показывали в плясках предстоящее сражение. Сначала люди сопровождали свое пение ударами по коленям, но вскоре убедились, что и куски дерева, камни тоже могут звучать, так появились музыкальные инструменты, и среди них тувинские музыкальные инструменты.

Педагог: А какие тувинские музыкальные инструменты знаете?

(Ответы детей.)

Педагог: Да, у меня здесь  разные инструменты, посмотрите, каждый из инструментов сделан из необыкновенных материалов.

(показывает игил, дошпулуур, бызаанчы, чадаган, хомус)

Педагог:  Ребята, а что вы знаете об инструменте – игил?

(ответы детей)

- История создания музыкального инструмента игила.
 
        Игил  – издревле и по сей день это струнный смычковый инструмент является неотъемлемой частью жизни тувинского народа. Игил  называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня. Одному из главных духовных символов жизни кочевника центра Азии - народному инструменту Игилу - придан особый статус "Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва. Игил - двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади.

Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста. Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, иногда гнусавой, теплой (от самого светлого до темного тембра) звучностью, с налётом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности (узун-хоюг, уянныг, уянгылыг, уяранчыг).

  История создания музыкального инструмента игила, который сопровождает горловое пение и является символом тувинской степи,  насчитывает около четырех тысяч лет. Из этого можно сделать вывод, что игил стал родоначальником всех тувинских инструментов. С незапамятных времен игил сопровождает певцов, сказителей, хоомейжи. Под мелодии игила народ радуется, наслаждается, грустит. По сообщениям информаторов ни одно событие в жизни кочевника не обходится без наигрышей игила, потому что это способ выражения мировоззрения, сопровождавший всю степную жизнь людей. Игилист - желанный и почетный гость в любой юрте. Всюду дарит он слушателям свою музыку, рожденную в сердце и душе его народа. Душевный звук игила - искусство, которое придется по вкусу не только знатокам и ценителям народной музыки, но и тем, кто хотел бы узнать историю тувинской музыки. В традиции. Раньше в юртах висели игилы и бызаанчы. Когда от малейшего движения воздуха и сквозняка струны тихо звенели, люди говорили, что это очищает жилище. В старину верили: когда хозяин юрты играл на игиле, на звуки приходил невидимый дух местности. Значит, в это стойбище нечистая сила уже не придет, ведь дух хранит и защищает благополучие аала и его хозяев. Под такой защитой скот размножался, дети были здоровы и радостны. Но некоторые не поняли, что поступают неправильно, вешая на стену сувенирный безголосый инструмент. Он должен быть живым и поющим. Только звучащий инструмент будет радовать и распространять хорошую энергетику. Если сам не умеешь играть, просто извлекай из игила звуки, настраивай его время от времени.

- Кто может рассказать о дошпулууре?

(ответы детей)

Дошпулуур. Традиционный дошпулуур - это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом, обтянутым с обеих сторон кожей.

Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капроном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хоону», т.е. «строй дошпулуура». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. Народные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром. 

Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы. На шейке нет ладков. Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными.

Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный.

- А об инструменте бызаанчы кто знает?

(ответы детей)

Бызаанчы

Бызаанчы - 4-струнный смычковый инструмент,  1-я и 3-я  струны настраиваются в унисон, 2-я и 4-я также в унисон, но на кварту выше. Два пучка волос смычка продеты между струнами.

Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шести- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы, у которых корпус сделан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой.

Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади.

Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сразу натягивают на готовый корпус.

Струны, для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы исполнителя во время игры находятся под струнами.

При игре исполнитель держит инструмент вертикально, опирая его на колено, и водит смычком одновременно по паре струн, настроенных в унисон. Пальцы левой руки он ставит под струны и слегка прикасается к ним ногтями, извлекая звуки.

- Чадаган – это что за инструмент?

(ответы детей)

Чадаган

Чадаган - многострунный щипково-ударный инструмент.

При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок.

У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные -от 60 до 80 см в длину.

Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны.

Хомус  

Чем же все таки отличается тувинский хомус ( варган) от всех остальных? Для начала небольшой обзор инструмента. Хомус как известно - самый древний самозвучащий музыкальный инструмент. Встречается практически у всех народов в той или иной "модификации" - есть деревянные модели, есть из китового уса, и естественно металлические. Обычно хомус прижимают при игре к зубам, но встречаются совершенно удивительные "модификации" которые просто можно слегка приложить ко рту и звук получается не менее сильный как на других Конструкция на мой взгляд существует в 2 модификациях 1 - когда играющий дергает за язычек и 2 где играющий дергает за "основание" а язычек находится во рту ( или у рта). Соответственно меняя объем внутренних полостей меняется сам звук отраженный в них. Безусловно некоторые из них могут иметь интересные призвуки ( хотя бы потому, что двух одинаковых хомусов  не бывает) но они не могут идти в сравнение с настоящей ручной работой и традицией изготовления естественно! В Туве изготовление хомусов не то, что не поставлено на поток, а хомус просто тяжело найти!. Отдельной особенностью тувинского хомуса является его внешний вид:) Производство такого хомуса процесс исключительно творческий, настройка производится с помощью МОЛОТКА И НАПИЛЬНИКА :) потому когда берешь его в руки сразу понимаешь- ЭТО!! РУЧНАЯ РАБОТА! Обычно все тувинские хомусы имеют футляр в виде "идика" - тувинской национальной обуви. Для тех кто ценит трационное исполнение инструмента и его особое звучание тувинский хомус подходит лучше всего! Так же соотношение цена-качество приятно радует!

- Физминутка «Две руки»

- Ребята, Вы хотите послушать, как звучат все эти инструменты?                   (ответы детей)

- Мы приглашаем  Заслуженного артиста РФ,  Заслуженного артиста РТ, народного хоомейжи РТ, педагога дополнительного образования гимназии № 9 г. Кызыла- Монгуш Бориса Чолдак-Хунаевича.  Борис Чолдак-Хунаевич покажет нам, как звучат эти инструменты и как на них играть.

 (Игра на инструментах)

-Ребята, эти инструменты известны по всему миру. Наши знаменитые музыканты  лауреаты, (показывает портреты музыкантов), выступают с концертами, участвуют на фестивалях и конкурсах в разных странах и прославляют нашу Родину – Туву.

Рефлексия: закрепление-игра:  пословицы и загадки о тувинских музыкальных инструментах.

  1. Кулугурнуң кулаан долгаар,

Барасканын баарын суйбаар (игил, бызаанчы).

  1. Чеди кысты

Ийи савааш-биле улдадым

Четтинчипкеш

Ишкирнигип ыглашты (чадаган)

  1. Аргамчы-биле шалбадааш

Аскымга эккеп ызырдым

Аянныг-ла ырлай берди

Арат чонум таалай берди (щелер-хомус)

 Пословицы:

Уран кыстың өеэ чараш,

ус-дарганның эди чараш.

                                          Садары белен, садып алыры берге,

                                          Чарары белен, чазаары берге.

Эштиң эргизи эки.

Эттиң чаазы эки.

                                         Шевер кижи мактадыр,

                                         Чевен кижи бактадыр.

Сеткилге ак херек,

Ажылга шынар херек.

                                        Уран кыс ширтек сырып билир,

                                       Ус оол мөнгүн шуткуп билир.

- Помните, что эти инструменты настоящая драгоценность Тувы.  Эта тема занятия у нас не окончена, продолжение на следующем занятии.  Сегодня все очень хорошо позанимались. Мне очень понравилось. Всем  большое спасибо!  До свиданья!

Литература.

  1. Башкы., №1, 2004., ар 79-80
  2. Ванштейн С.И. Тыва чоннун төөгү этнографиязы. Кошкун ажыл-агыйнын айтырыглары. - М: Эртем, 1972.
  3. Кыргыс З.К. Тыва чоннуң эртинези хөөмей.-Кызыл, 1992.
  4. Кыргыс З.К. Каргыраа-хоомей. Этнохөгжум эртем шинчилели - Кызыл: КУБ «Тываполиграф»,2008.
  5. Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовых инструментах. Этномузыковедческое исследование. На русском языке. – Кызыл:ГУП «Тываполиграф»,2008.
  6. Маннай-оол М.Х. Хөөмейниң тыптып келгени Хоомей - Төп Азиянын чоннарынын культуразы: Симпозиум тезизи. - Кызыл, 1995.
  7. Сүзүкей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты.- Кызыл, 1989.
  8. СүзүкейВ.Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007.
  9. СүзүкейВ.Ю. Конкурсы мастеров музыкальных инструментов Тувы. – Кызыл, 2006.
  10.  ВСГАКИ. Тувинские музыкальные инструменты. Интерактивная мультимедийная энциклопедия в диске, выпущенном в 2012 г.
  11. Ежегодный иллюстрированный информационно – художественный журнал «Хоомей». Основан в 1994г. Главный редактор Л. С. Артына. Республика Тыва Министерство культуры, кино и туризма Государственное предприятие «Хоомей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическое пособие «Музыкальные инструменты»

Данное пособие развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные инструменты., рассчитано на детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

Учебно-методическое пособие "Музыкальные инструменты"

Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами....

Методическая разработка "Музыкальные инструменты народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.

Методическая разработка "Музыкальные инструменты  народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.Видеоуроки:Английский видео-словарь. Музыкальные инструменты на английско...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....