Практическое применение нотного редактора FINALE в работе концертмейстера
компьютерная программа на тему
Методический доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическое применение нотного редактора в работе концертмейстера | 29.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г.Югорска»
Доклад на тему:
«Практическое применение нотного редактора Finale
в работе концертмейстера»
Выполнила:
Волегова И.Б.
концертмейстер
МБУ ДО «Детская школа искусств г.Югорска»
Югорск, 2015
Развитие современного образования тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального образования. В данном случае речь пойдет об использовании нотного редактора Finale в работе музыканта-концертмейстера.
Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер должен обладать целым комплексом необходимых навыков – хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, а его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, Хороший концертмейстер востребован в разных сферах музыкальной деятельности, начиная с домашнего музицирования, заканчивая концертным исполнительством.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность. Это входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность.
В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью:
- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил произведение, написанное для более низкого);
- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента;
- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный транспорт).
Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволяет концертмейстеру значительно сэкономить время для творческих задач.
В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко приходится играть аккомпанемент не в тональности оригинала. Это объясняется возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата учащихся на данный момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование произведения в любую тональность, на нужное количество тонов.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя является точность выбора типа аккомпанемента.
Палитра инструментов в нотном редакторе Finale значительно упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и красочный аккомпанемент к произведению.
Тщательно отработанная и откорректированная партия фортепиано позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном прочтении партитуры.
С появлением компьютера, в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в 1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий), в них работают многие профессиональные композиторы и аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.
Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным помощником (развернутые инструментальные нотные партитуры в цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д. Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали доступны более широкому кругу пользователей.
Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д., знакомы с программой Finale.
Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых стандартов. Первую версию программы Finale разработал Фил Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа широко используется в профессиональном создании музыки для издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.
Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс, построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки, упражнения и развернутый словарь, словарь музыкальных терминов.
Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора, проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.
В нотном редакторе Finale присутствует много дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS) графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского).
Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем требованиям отечественной музыкальной науки.
Основная палитра инструментов редактора следующая:
- аккордовая цифровка;
- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);
- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и внутри такта);
- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое обозначение, транспозиция и т.д.);
- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в заданной области и многотактовые паузы;
- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;
- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги, глиссандо, трели и т.д.;
- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;
- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);
- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).
Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.
Таким образом, возможности нотного редактора Finale находят практическое применение в работе концертмейстера.
Список литературы.
- Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.
- Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002. – 192 с.
- Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. - 2001.- №5
- Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор» Санкт-Петербург. - 2003.- 208 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е изд. – М., 1998.
- Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил., компакт-диск.
- Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 120 с., ил.
- Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
Доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона» - V Открытая окружная методико-практическая конференция «Универсальность профессии концертмейстер»
Работа основана на наработках и материалах из различных источников , а также на собственном опыте....
Основы работы в нотном редакторе "Sibelius 8"
Статья, которая поможет научить основам работы в нотном редакторе "Sibelius 8", созданию нотной партитуры, ее редактированию и сохранению проекта....
Нотный редактор в работе концертмейстера
Хочу поделиться некоторым опытом и некоторыми нотами. Кто работает музыкантом-концертмейстером тот знает какая это проблема. Я работаю в общеобразовательной школе в нескольких кружках и в вокальном , ...
Применение современных педагогических технологий в работе концертмейстера ДШИ
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло такое понятие , как педагогические технологии. Проблема использования новых современных технологий в образовательном пр...
Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»
Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...
Возможности использования нотного редактора
В статье рассматриваются возможности использования нотного редактора Final в работе музыканта-педагога....