Практическое применение нотного редактора FINALE в работе концертмейстера
компьютерная программа на тему

Волегова Инна Борисовна

Методический доклад

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств г.Югорска»

Доклад на тему:

«Практическое применение нотного редактора Finale

в работе концертмейстера»

Выполнила:

Волегова И.Б.

концертмейстер

МБУ ДО «Детская школа искусств г.Югорска»

Югорск, 2015

Развитие современного образования тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального образования. В данном случае речь пойдет об использовании  нотного редактора  Finale в работе музыканта-концертмейстера.

        Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер должен обладать целым комплексом необходимых навыков – хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, а его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, Хороший концертмейстер востребован в разных сферах музыкальной деятельности,  начиная с  домашнего музицирования, заканчивая  концертным исполнительством.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность. Это входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность.

        В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью:

- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил произведение, написанное для более низкого);

- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента;

- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный транспорт).

        Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволяет концертмейстеру значительно сэкономить  время для  творческих задач.

        В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко приходится играть аккомпанемент не в тональности оригинала. Это объясняется возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата учащихся на данный момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование произведения в любую тональность, на нужное количество тонов.

        По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя является точность выбора типа аккомпанемента.

        Палитра инструментов в нотном редакторе Finale значительно упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и красочный аккомпанемент к произведению.

        Тщательно отработанная и откорректированная партия фортепиано позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном прочтении партитуры.

С появлением компьютера, в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты.                        Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в 1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий), в них работают многие профессиональные композиторы и аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.

Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным помощником (развернутые инструментальные нотные партитуры в цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д.                                                                        Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали доступны более широкому кругу пользователей.

        Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д., знакомы с программой Finale.

        Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых стандартов. Первую версию программы Finale разработал Фил Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа широко используется в профессиональном создании музыки для издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.

        Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс, построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки, упражнения и развернутый словарь, словарь музыкальных терминов.

        Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора, проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.

        В нотном редакторе Finale присутствует много дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS) графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера –  от микроскопического до гигантского).

        Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем требованиям отечественной музыкальной науки.

        Основная палитра инструментов редактора следующая:

- аккордовая цифровка;

- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);

- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и внутри такта);

- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое обозначение, транспозиция и т.д.);

- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в заданной области и многотактовые паузы;

- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;

- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги, глиссандо, трели и т.д.;

- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;

- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);

- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).

        Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.

        Таким образом, возможности нотного редактора Finale находят практическое применение в работе концертмейстера.

Список литературы.

  1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.
  2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002. – 192 с.
  3. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. - 2001.- №5
  4. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор» Санкт-Петербург. - 2003.- 208 с.
  5. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е изд. – М., 1998.
  6. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики.  – М.:  Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил., компакт-диск.
  7. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации.  – М.:  Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 120 с., ил.
  8. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование.  – М.:  Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Основы работы в нотном редакторе "Sibelius 8"

Статья, которая поможет научить основам работы в нотном редакторе "Sibelius 8", созданию нотной партитуры, ее редактированию и сохранению проекта....

Нотный редактор в работе концертмейстера

Хочу поделиться некоторым опытом и некоторыми нотами. Кто работает музыкантом-концертмейстером тот знает какая это проблема. Я работаю в общеобразовательной школе в нескольких кружках и в вокальном , ...

Применение современных педагогических технологий в работе концертмейстера ДШИ

В настоящее  время  в педагогический лексикон прочно вошло такое понятие , как педагогические технологии. Проблема использования  новых современных технологий  в образовательном пр...

Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...

Возможности использования нотного редактора

В статье рассматриваются возможности использования нотного редактора Final в работе музыканта-педагога....