Программа курса Я и музыка
материал по музыке

Лазарева Надежда Анатольевна

Рабочая программа курса «Я и музыка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса Я и Музыка45.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский"

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Гаврищук Н.В.

«___» _________        2020г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

Воронина М.В.

«___» _________        2020г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

Котикова Л.Ф.

«___» _________        2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                             «Я и музыка»________________________

(наименование курса внеурочной деятельности)

                                    общекультурное______________

(направление курса внеурочной деятельности)

                                       начальное общее, (1-5 классы)__________________

(уровень образования, класс)

               Лазарева Надежда Анатольевна, учитель музыки________

(Ф.И.О. педагога, должность)

г. Советский

2020 год

Пояснительная записка

   Рабочая программа курса «Я и музыка» для  разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования 2018г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Учебно-методическое  обеспечение

1.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017.

3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2018.

Задачи:

•  воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

•  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

• развитие интереса учащихся к вокальному творчеству, приобщение к культуре исполнительского мастерства

•  накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Обоснование  отбора  содержания  и  общей  последовательности  его  изучения

Выбор программы обусловлен тем, что содержание авторской программы  полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа рассчитана на102 ч. в год (3 часа в неделю).

Критерии отбора музыкального материала в данную программу— это художественная  ценность  музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Формы и приемы контроля:

-творческие задания;

-анализ музыкальных произведений;

-музыкальная викторина;    

      Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

      Основной формой подведения итогов работы являются конкурсные и концертные выступления.

Место курса «Я и музыка» в плане внеурочной деятельности.

    Преподавание курса «Я и музыка» рассчитано на учащихся увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность   этого курса  для школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

   Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.      Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.  

   Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

          Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

          Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

          Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

          Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.  

          Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к  музыке как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

          Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе музыкального.

          Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание  музыкального образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

          Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.  

          Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

          Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

          Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  В результате изучения курса «Я и музыка» должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

—  умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—  развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

—  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

—  ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—  формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

—  развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

—  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

—  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

—  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

—  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

—  приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

—  умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты 

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,

знание основных закономерностей музыкального искусства;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края;

-  участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

Содержание курса внеурочной деятельности

Вокально-хоровая работа.

   Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

   Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

   Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.

    Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

   Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.   Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

   Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

   Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Формирование детского голоса.

   Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

   Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

   Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

   Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).     Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

   Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.  Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению.   Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Формирование сценической культуры.

   Работа с песней. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения.

   Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

   Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

   Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Музыкально ритмическая деятельность.

   Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

Примерный репертуар.

«Улыбка »- Музыка и слова Жанна Колмогорова.

 «Под Новый Год» - Муз. и сл. Котиной Е.И.

« Дай мне руку»- Музыка и слова Жанна Колмогорова

 «Кто добрее всех на свете» – Слова, музыка Ольга Екимова

«Яблоня» – Слова и музыка: Елена Плотникова

«Колдунье не колдуется» – муз. и сл. Неизвестного автора.

«Мы не забудем свою Отчизну» – Слова и музыка: Обухова Елена

«Новый дом» – муз. Бойко Р.; сл. Дербенёва Л.

Музыкальная сказка «Где зимует лето» – муз. Абрамова А; сценарий Савельева М.

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Всего часов

1

Раздел  I. Вокально - хоровая работа

35

2

Раздел II. Формирование детского голоса.

36

3

Раздел III. Формирование сценической культуры Музыкально - ритмическая работа

29

4

Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность

2

Итого

102

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

План

Фактически

1

2

Вводное занятие Знакомство с правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.

3

4

5

6

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Строение голосового аппарата.

7

8

9

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Подбор репертуара.

10

11

12

Звукообразование. Муз.

Штрихи.

13

14

Введение понятия унисона.

15

Работа над репертуаром

16

17

18

Дыхание Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

19

20

Упражнения на координацию дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

21

Работа над репертуаром

22

23

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

24

25

26

Взаимосвязь звука и дыхания.

Твердая и мягкая атака.

27

Работа над репертуаром

28

29

30

Дикция и артикуляция. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. упражнения по системе В.В. Емельянова.

31

32

33

Работа над репертуаром.  Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных.

34

35

Упражнения по системе В.В. Емельянова.

Фонопедические упражнения

36

Работа над репертуаром

37

38

Ансамбль.

Элементы двухголосья.

39

40

Работа над репертуаром

41

42

Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

43

44

45

46

Интонация Единство звука

Работа над репертуаром

47

48

Одновременное начало и окончание песни.

Использование а капелла.

49

50

Работа над репертуаром.

51

52

53

Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

54

55

Средства исполнительской выразительности

56

57

58

Музыкально-исполнительская работа

59

Слушание музыкальных произведений.

Народная музыка

60

61

Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса

62

63

Работа над репертуаром

64

Музыкальные оттенки, штрихи.

65

66

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

67

68

Работа над репертуаром

69

Слушание музыкальных произведений.

Произведения русских композиторов - классиков.

70

71

Работа над репертуаром

Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.

72

73

74

Ритм. Упражнения на развитие чувства ритма, динамических оттенков.

Работа над репертуаром

75

76

Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

77

78

Звукообразование. Слуховой контроль за звукообразованием.

79

80

Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

81

82

Слушание музыкальных произведений.

Произведения современных отечественных композиторов.

83

84

Длительности, паузы.

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

85

86

Сценическое движение. Игры на раскрепощение, создание образа.

87

88

Развитие артистических способностей,  умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

89

90

Овладение элементами стилизации

91

92

Игровая деятельность, театрализация.

93

94

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

95

96

Работа над репертуаром.

Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

97

98

Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла.

99

100

Работа над репертуаром. Формирование сценической культуры.

101

102

Концертная деятельность. Итоговые занятия, творческие отчеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 5 - 8 класс

Рабочая программа учебного курса  по предмету «Музыка». 5 - 8 классПрограмма по музыке для 5 – 8 классов авторов: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак выбрана мной из множест...

Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс

Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....

Программа курса музыка 5 кл ФГОС

Программа составлена на основе УМК Музыка Усачева, Школяр...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:·       Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа с учетом требования ФГОС...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)

Рабочая программы по музыке для 4 класса...

Рабочая программа учебного интегрированного курса «Азбука искусств» (музыка, ИЗО, литература) в 5 классе

Рабочая учебная  программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерных программ основного о...