АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »
учебно-методический материал по музыке на тему

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.
Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой –воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.sist_.rab_.docx62.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учителя МОУ «БУГРОВСКАЯ СОШ»

Кругловой Яны Светозаровны

Методическая тема:

« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

   ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
  НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
»

                               

                                     

                                              Содержание

 

   1.  Введение

        2. Теоретическая часть

  • Понятие «эстетика»
  • Эстетическая социализация –

необходимость полноценной жизнедеятельности личности

  • Понятие «творчество»
  • Творческое развитие – основа креативного мышления личности

                   3. Практическая часть

  • Творческая мастерская (из опыта работы)
  • Приложение

 

                   4. Вывод

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.
Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой –воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие Эстетика

Эстетика (др. греч.) – восприятие прекрасного в различных формах художественной деятельности, в природе, в жизни.

Эстетическая проблематика задает вопрос, каким образом соотносятся источник красоты с человеком. Эстетика предполагает познание мира через искусство, сферу человеческих эмоций, чувств, взаимоотношений. Многообразие использования слова «эстетика» свидетельствует о широте содержания этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникли разные его смыслы. При всем различии суждений, эстетика -  обобщенное мнение о качестве произведения искусства, предметов обихода, красоты человека, дизайна помещения, моды на одежду и т.д. Понятно, что в разные времена и эпохи представления  о прекрасном менялись (как любая мода, стиль, течение). Развитие эстетического представления человека об окружающем мире  тесно связано с научно-техническим прогрессом, уменьшением влияния религиозного давления.

 Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д
Многообразие использования понятия «эстетика»— свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы.
.
Понятие эстетика неразрывно связано с проблемами вкуса, способностью воспринимать и оценивать красоту кого-либо или чего – либо. В современном мире классические эстетические нормы испытывают множество насаждение безвкусицы, агрессии, вандализма с экранов телевидения и некачественной публицистики. Поэтому современное образование одним из важнейших факторов своей деятельности считает формирование эстетических принципов гуманистического отношения к миру. Современная эстетика выходит далеко за пределы воспитания, требует активного распространения на все области жизни, т.е. социализацию. Таким образом, необходима система.

Эстетическая социализация – необходимость полноценной жизнедеятельности личности.

Социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально-контролируемых и направлено организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. [6; 15 стр]

 Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Уроки музыки и искусства в школе – это незаменимая основа эстетической социализации личности: общительность, толерантность, патриотизм, позитивность, позитивность, дружелюбие. Все эти качества развиваются волшебной силой музыки, творческими заданиями, коллективными обсуждениями.  

Понятие Творчество

Творчество является одной из разнообразных форм человеческой деятельности, направленной на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Художественное творчество – процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе. Художественное творчество – это еще и особый духовный акт. Поэтому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

  Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

          Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности мышления у учащихся  Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Содержание понятий «творчество» и «креативность».

Выделяют основные компоненты творчества: наблюдательность,  концентрация внимания, интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления ,стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность.

Итак, природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество – специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека.

Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Выготский Л.С. отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими со школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей.

По мнению Ковальчук Т.Н., творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью детей к творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческая личность – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию.

Основные составляющие творческой личности

Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.

Показателем творческого развития является креативность. 

Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Следует отметить, что наряду с «креативностью» в науке существует значительное множество смежных терминов – близких, но не идентичных по значению. Традиционно используются такие понятия, как «творческая активность», «творческое мышление», «творческие способности», «творческая направленность». При значимости и всей кажущейся похожести этих понятий, есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию.

Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности школьника более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.

Творческое развитие – основа креативного мышления личности

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка перед школьниками предстает как отражение, художественное произведение.

 Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства.  Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное.

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Мы придерживаемся взглядов И.Э.Унт, отмечающей такие характеристики творческих заданий, как «требующие от учащихся творческой деятельности», в которых ученик должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» .Творческая деятельность на уроках в школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.  Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка  и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох..

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно работает воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

В процессе выполнения творческих заданий на уроках музыки ребенок проходит путь:

  1. от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;
  2. от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;
  3. от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.

Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях. Создавая эмоциональную драматургию урока, педагог как бы «провоцирует» ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе.

Поскольку один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение.

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состоянием.

Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений того, что сочинено на уроке. Исполнительная деятельность как разновидность творчества не замыкается на декламировании стихотворений и пении. Она заполняется, например, музицированием – игрой на шумовых ударных инструментах, простейшим, состоящим хотя бы из двух-трех созвучий, аккомпанементом на фортепиано.

Ребусы на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений и мелодий.

Ценно в ребусе также то, что он привносит собою живую эмоцию, с которой процесс познания становится короче и эффективнее, т.к., как замечает С. Л. Рубинштейн, «эмоционально ограниченный материал запоминается при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличный».

Итак, уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Творческая мастерская

Работа Творческой мастерской, как составной части программы курса «музыка», имеет место не более одного раза в месяц (целый урок), или два раза в месяц (модуль урока). Творческая мастерская на моих уроках представляет собой сочетание заданий, способствующих развитию креативного мышления, индивидуализации ребенка, повышению его самооценки, позитивного настроения.

Цель работы в Творческой мастерской:

  1. Создание атмосферы творческого сотрудничества.
  2. Сплочение коллектива как творческого организма.
  3. Достижение понимания учеником, что он индивидуален.
  4. Возможность органичного соединения образной мысли и практической деятельности.

Задания должны иметь четкий план исполнения (алгоритм), несложные, но творческие по воплощению. Задания творческой мастерской не повторяются в течении курса, но могут центрически развиваться, например:

5 класс – «Разгадай кроссворд»,

6 класс – «Обратный кроссворд»,

7 класс – «Составь свой кроссворд».

При составлении творческого задания я учитываю:

 возрастные особенности учащихся,

текущую тему раздела,

технические возможности кабинета,

материальные возможности учащихся (материал).

Ребята всегда ждут уроков, состоящих из элементов творческих заданий. Обычно я предупреждаю предварительно, что необходимо иметь. Иногда работу творческой мастерской готовлю сама (распечатываю клеше, музыкальные ребусы, основы кроссвордов).

В творческом задании «Частушки - хохотушки»  ребята сочиняют свою частушку, а после исполняют их вместе, надевая элементы русского костюма, взяв простейшие музыкальные инструменты (ложки, бубен, трещетки). Это задание порой раскрывает все секреты класса (кто кому нравится, кто с кем подрался, кто пролил суп в столовой), таким образом ученики с юмором, по – доброму разрешают некоторые конфликты, улыбаются над собой.

При составлении очередного творческого задания я учитываю тип деятельности предыдущего. Если это были  «Частушки-хохотушки», то следом за вербальной деятельностью ставлю «Музыку на мольберте» изобразительной деятельности. Таким образом мы видим чередование и разнообразие творческой работы.

Конечно творческие задания дифференцируются по возрастному принципу. Для учащихся старшего возраста (5-7 кл.) это могут быть мои авторские тесты ( см. приложение). Разнообразие внощу иллюстративностью. Это видеовопросы или видеотесты целиком. Также имеют место творческие провокационные вопросы, которые требуют неформального ответа. Кроссворды для 7-8 классов требуют знаний современных музыкальных направлений, фактов биографии известных музыкантов (см. придожение).  

Приложение

Необходимостью проведения творческой мастерской стала демонстрация работ учащихся на аудиторию конкретного класса, а позже на школьном уровне (родители, классный руководитель, сверстники). Ребята делают небольшие выставки с названиями, аналогичными заданиям:

«Музыка на мольберте».

«Частушки - хохотушки».

«Любимый герой песни».

«Ключ - невидимка».

«Чудо - музыка».

«Музыкальный ребус».

«Музыкальный кроссворд».

«Составь синквейн».

«Волшебные звуки».

Ребята ждут отзыва о своей работе, сами обсуждают творчество друг друга. Это положительно сказывается на эстетической социализации ребенка в обществе. Ни разу не было случая конфликта или обиды, только положительные эмоции. Я восхищаюсь работами сама и поддерживаю в учениках положительные оценки творчества друг друга (слова одобрения).

Вывод

Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально – эстетического образования. На уроке музыке, как уроке искусства, освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания. Это одно из главных направлений педагогической деятельности в школе. Сам принцип проведения урока музыки основывается, прежде всего, на оптимизации воображения, развитии эмоционально-образной сферы учащихся. Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, соучастие и т.д.

 Развитие творческого мышления учащихся имеет продолжение и в последующих классах, где глубокое переживание художественных произведений осмысливают в своих мини-сочинениях о музыке. Анализ творческих работ (из опыта Н. Н. Мороз) показал, что дети подчеркивают огромную связь музыкального искусства с жизненными ситуациями. Что она с большой силой способна влиять на человека, помогать в разных жизненных ситуациях и, главное, воспитывать благородство, гуманность, доброту.

Итак, по моему мнению, для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более, специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических  впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин Е. В. Николаева – М.: Академия, 2004. – 260 с.
  2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  3. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  4. Вишневая Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф. дисс. ...канд. психол. наук / Н. Э. Вишневая. – Иркутск, 2006. – 34 с.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
  6. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 2009. – 207с.
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  8. Казакова С. Творческие задания на уроках музыки / С. Казакова // Искусство в школе. – 2006. - № 2. – С.12-18.
  9. Лупиносова О. Ю. Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки / О. Ю. Лупиносова // Искусство в школе. – 2002. - № 4. – С.14-17.
  10. Овчарова Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. – 1995. - №  3. – С.56-57
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 420 с.
  12. Сысун О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.
  13. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дисс. ...канд. педагог. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 48 с.
  14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1999. – 260 с.
  15. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. – 2-е изд. – М.: Флинта, 1999. – 336 с.

  •  Образовательный сайт nsportal.ru, название статьи:

«Эмоциональное воспитание учащихся на уроках

музыки», http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/06/04/emotsionalnoe-vospitanie-uchashchegosya-na-urokakh-muzyki-v 

  • Образовательный сайт multiurok.ru, название статьи:

«Эмоциональное воспитание на уроках музыки в общеобразовательных школах», http://multiurok.ru/larrissa37/blog/emotsional-noie-vospitaniie-na-urokakh-muzyki.html

  • Образовательный сайт videouroki.net, название статьи:

 «Основные формы работы с ИКТ на уроках музыки», http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98699187


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: «Нравственное воспитание и развитие личности школьника».

Материал  доклада содержит конспект и презентацию...

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...

Духовное и творческое развитие учащихся на уроках музыки

В этой статье говорится о духовном и творческом развитии школьников на уроках музыки....

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....

Новые информационные технологии в творческом развитии обучающихся на уроках музыки

На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность. Инновационные технологии -  это целый спектр обучающей деятельности, как на уроках музыки, так и на других предметах.Применение информацион...