Рабочая программа по музыке и пению 5 - 8 классы
рабочая программа по музыке на тему

Курилко Сусанна Юрьевна

Рабочая программа по музыке и пению 5 - 8 классы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и педагогических литературных  источников и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Перечень нормативных документов

и педагогических литературных  источников, используемых в рабочей программе:

  1. Программы 5-8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями  и дополнениями от 10.03. 2000 г.).
  3. Учебный план ГБОУ школы-интерната ст - цы Платнировской на 2015-2016 учебный  год, утверждённый решением  педсовета №6 от 28.08.2015 г.
  4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятого Государственной Думой РФ от 21.12.2012 г.
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5-7 специальных (коррекционном) классах VIII вида отводится 1 час в неделю(34 часа в каждом классе).        

Программа для 5-8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

             - коррекционная направленность обучения;

             - оптимистическая перспектива образования;

             - индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

      - комплексное обучение на основе передовых психолого – медико -педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

 В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и   эмоционального   отклика  на   музыку,   бедность   речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

- дети могут слушать произведение;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;

- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.

5 класс (1 час в неделю)(34 часа)

Пение

1) Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2.

2) Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

3) Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

4) Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

5) Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

6) Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных  фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

7) Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

8) Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

9) Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

10) Повторение песен, разученных в 4-м классе.

Музыкальный материал для пения:

 I четверть:

- «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

- «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.

- «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.

- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

- «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.

- «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

II четверть:

- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

- «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

III четверть:

- «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

- «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

- «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.

- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора.

- «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

- «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

IV четверть:

- «Буратино». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

- «Вместе весело шагни.» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня.

- «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой.

- «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.

                  Музыкальные произведения для слушания:

  Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе».

- Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

- Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

- И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

- Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

- Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

- И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

- М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

- С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

- А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

- «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

- Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.

Слушание музыки

1) Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

2) Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

3) Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

4) Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

5) Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.

Музыкальная грамота

1) Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

2) Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

- Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); паузы (долгие, короткие);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

- контролировать слухом пение окружающих;

- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

Содержание программы.

Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого,  предполагается следующее распределение часов:

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

       По примерной программе

                     По рабочей

                      программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Пение

20

        15

         5

Обучение певческой установке.

2

        2

         

Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2.

2

        1

        1

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

3

        2

         1

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном материале.

2

        2

       

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

3

        2

        1

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй.

2

        1

        1

Продолжение работы над чистотой интонирования.

1

        1

       

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов.

3

        2

        1

Развитие вокально-хоровых навыков.

2

        2

       

2.

Слушание музыки

7

        5

         2

Особенности национального фольклора.

1

        1

       

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

1

        1

       

Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

1

        1

         

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

1

        1

         

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

1

       

         1

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

1

       

         1

Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка.

1

        1

         

Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.

       

       

3.

Музыкальная грамота

7

         5

         2

Элементарное понятие о нотной записи

1

         1

Нотный стан, нота, звук, пауза.

1

         1

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4

1

         1

Формирование элементарных понятий о размере:  3/4

2

         1

         1

Формирование элементарных понятий о размере: 4/4

1

         1

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых

1

         1

     

 Музыкальных анализов – 5

 

Тестов - 4

 6 класс (1 час в неделю) (34 часов)

Пение

1) Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

2) Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

3) В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

4) В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

5) Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).

6) Повторение песен, изученных в 5-м классе.

Слушание музыки

1) Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

2) Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.

3)Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

4) Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.

5) Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

6) Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

7) Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

8) Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота

1) Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

2) Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал для пения:

I четверть:

- «Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

- «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.

- «Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.

- «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.

- «Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

II четверть:

- «Волшебная.сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.

- «Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.

- «Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

- «Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.

- «Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И. Шаферана.

III четверть:

- «Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.

- «Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора.

-«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.

- «Варяг» — русская народная песня.

- «Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

- «Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.

- «Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.

IV четверть:

- «Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

- «Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

- «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

- «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

- «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

                                 Музыкальные произведения для слушания:

 Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.

- X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика». Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

- Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль». Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

- С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.

- Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».

- «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

- «Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности;

- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.

- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;

- инсценировать песни.

Содержание программы.

Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого,  предполагается следующее распределение часов:

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

       По примерной программе

                     По рабочей

                      программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Пение

17

        12

          5

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся

1

        1

         

Отработка четкого, ясного произношения текстов песен.

2

        2

         

Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных.

3

        2

          1

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

2

        1

         1

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

3

        2

           1

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др).

2

        1

          1

Развитие умения выразительного пения.

2

        1

         1

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов.

1

        1

         

Повторение песен, изученных в 5-м классе.

1

        1

         

2.

Слушание музыки

10

        5

         5

Музыка и изобразительное искусство.

2

        1

         1

Музыка, театр, киноискусство и анимация.

1

        1

       

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

2

        1

         1

Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.

1

        1

         

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

1

        1

         

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра.

1

       

         1

Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

1

       

         1

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

1

       

         1

3.

Музыкальная грамота

7

         5

         2

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности.

         1

         

Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая);

         1

         1

Регистр (высокий, средний, низкий).

         1

         1

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор.

         1

         

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист.

         1

         

Музыкальных анализов – 7

 

Тестов - 5

7 класс (1 час в неделю) (34 часов)

Пение

1) Исполнение песенного материала в диапазоне си — миу , однако крайние звуки используются довольно редко.

2) Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

3) Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

4) Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

5) Повторение песен, разученных в 6-м классе.

Слушание музыки

1) Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки.

2) Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

3) Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.

4) Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

5) Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.

6) Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.

Музыкальная грамота

1) Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

2) Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д. 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;

- жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;

- музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

- современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

Учащиеся должны уметь:

- исполнять вокально-хоровые упражнения; контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы

                                                 

Музыкальный материал для пения:

I четверть:

- «Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

- «Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.

- «С нами, друг!» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

- «Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.

- «Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.

II четверть:

- «Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

- «Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.

- ««Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.

- «Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А. Ленина, сл. В. Коростылева.

- «Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, сл. С. Островского.

III четверть:

- «Женька» — муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина. «Звездочка моя ясная» — муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной. «Надежда» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

- «Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» — муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.

- «Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.

- «Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.

- «Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина. «Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

IV четверть:

- «Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

- «На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

- «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

- «Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

- «Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.

- «Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича.

- «Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, сл. народные.

                                     Музыкальные произведения для слушания:

            -  И. Бах. «Ария», ре мажор.

- Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67. Дж. Бизе. «Вступление». Из оперы «Кармен». Дж. Бизе. «Хабанера». Из оперы «Кармен». М. Майерс. «Каватина». М. Равель. «Болеро».

- Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник». И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь». Ф. Шуберт. «Серенада».

- М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».

- «Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.

- М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».

- С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

- Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».

- Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».

- Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

- А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».

- П. Чайковский. «А11еgrо соn fuосо». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор,ор. 23.

- Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам.

Содержание программы.

   Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната             ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого,  предполагается следующее распределение часов:

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

       По примерной программе

                     По рабочей

                      программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Пение

19

        16

        3

Исполнение песенного материала в диапазоне си — миу ,однако крайние звуки используются довольно редко.

2

        2

         

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации.

2

        2

         

Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения.

2

        2

         

Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

1

        1

         

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

3

        2

        1

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

3

        2

        1

Продолжение работы над чистотой интонирования.

2

        2

       

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов.

3

        2

        1

Повторение песен, разученных в 6-м классе.

1

        1

       

2.

Слушание музыки

8

        6

         2

Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь.

1

       1

       

Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов.

1

       1

       

Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

1

       1

       

 Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский 

1

      1

         

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

1

      1

         

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов.

1

      1

         

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты

1

     

         1

Повторное прослушивание произведений, из программы 6-го класса.

1

     

        1

3.

Музыкальная грамота

7

       5

         2

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки.

      1

       

Нотный стан, нота, звук, пауза

      1

       

Интонации в разговорной речи и в музыке.

      1

       

Явление переноса речевых интонаций в музыке.

     

       1

Мелодия, как основное выразительное средство.

      1

         

Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра.

     

         1

Мелодии декламационного характера.

      1

         

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка.

      1

         

Музыкальных анализов – 4

 

Тестов - 3

 8  класс(1 час в неделю)(34 часа)

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений
- совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)
- эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений
- выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;
- пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности
- точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги; пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; пение попевок с полутоновыми интонациями; пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное интонирование; вокально-хоровые распевания на песнях; пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.


Слушание  музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.


 Музыкальная  грамота
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метрроритм, мелодия, гармония, тембр. 

Музыкальный материал для пения:

I четверть:

- «Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

- «Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.

- «С нами, друг!» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

- «Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.

- «Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.

II четверть:

- «Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

- «Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.

- ««Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.

- «Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

- «Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А. Ленина, сл. В. Коростылева.

- «Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, сл. С. Островского.

III четверть:

- «Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» — муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.

- «Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.

- «Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.

- «Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина. «Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

IV четверть:

- «Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

- «Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.

- «Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича.

- «Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, сл. народные.

                                     Музыкальные произведения для слушания:

         

- М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».

- «Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.

- М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».

- С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

- Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».

- Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».

- Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

- А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».

- П. Чайковский. «А11еgrо соn fuосо». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор,ор. 23.

- Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам. «Иллюзия».

- Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноименному кинофильму.

Требования к уровню выпускников 8 класса:
Обучающийся должен 
знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
- особенности творчества изученных композиторов;
- особенности народного музыкального творчества.
Обучающийся должен 
уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен
- отвечать на вопросы о прослушанных произведения
- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения
- называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль
- определять характер, содержание произведения
- определять ведущие средства выразительности
- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения
- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.

Содержание программы.

   Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната              ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого,  предполагается следующее распределение часов:

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

       По примерной программе

                     По рабочей

                      программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Пение

16

        12

         4

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений

1

        1

         

Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)

1

        1

       

Эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений

2

        1

         1

Выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;

3

        2

        1

Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности. 

3

        2

        1

Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей;

3

        2

       1

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги;

1

        1

       

Пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное исполнение.

1

        1

       

Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.

1

         1

       

2.

Слушание музыки

9

        6

         3

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека.

1

        1

         

Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

2

        1

         1

Народная музыка в творчестве композиторов.

1

        1

         

Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович

1

        1

         

Особенности творчества композиторов:                    А. Хачатурян, Г. Свиридов

1

        1

       

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов.

1

        1

         

Народная музыка в творчестве композиторов.

1

       

         1

Повторное прослушивание произведений, из программы 7-го класса.

1

       

         1

3.

Музыкальная грамота

9

         6

         3

Язык музыки.

2

        1

        1

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.

1

        1

         

Интонации в разговорной речи и в музыке.

1

         1

         

Повторение определения средств музыкальной выразительности.

1

         1

         

Темп, динамика, лад.

2

         1

         1

Повторение определения средств музыкальной выразительности -           метроритм, мелодия, гармония, тембр. 

2

         1

         1

                               

               

 

Музыкальных анализов – 5

 

Тестов - 5

Используемая литература:

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.

В.В.Воронкова

Сборник1

Программы

Гуманитарный идательский центр «Владос» Москва 2011г

Для учителя:

1. Уроки пения; Русич - Москва, 2009.

2. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания;

3. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания; Академия Развития, 2010.

4. Стародумова О. « Мы танцуем и поем».  Музыкальные сценарии для начальной школы; Феникс, Москва 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке и пению

Рабочая программа по музыке 1 - 8 классов создана на основе Положения ОУ  рабочих программах, базисного учебного плана, типовой программы специальной...

Рабочая программа по музыке и пению 1 - 4 классы

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и педагогических литературных  источников и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по музыке и пению для классов СКК 2-4, 5-7 VIII вида с ОВЗ.

Цель данной программы: формирование у школьников музыкальной культуры, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограничен...

Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).

Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный пед...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ ДЛЯ 5К (Н) КЛАССА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основу а...