Образовательные программы.
рабочая программа по музыке на тему

Образовательные рабочие программы дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skripka_8_let_2015g._novyy.doc264.5 КБ
Файл programma_orer.docx31.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Программа учебного предмета

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «СКРИПКА»

 ПО.01.УП.01.

дополнительной предпрофессиональной

образовательной программы

в области музыкального искусства

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

СРОК ОБУЧЕНИЯ - 8 ЛЕТ

(с дополнительным годом обучения)

2015 год

«РАССМОТРЕНО»

Педагогическим советом

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

______________________

«УТВЕРЖДАЮ»

     Директор НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

____________ Любимова Н.Н.

«___» ______________ 2015года 

Разработчики – преподаватели отделения струнно-смычковых инструментов

Андричук Е.Б.

Березина Л.В.

Талмазан В.В.

Рецензент ________________________________________________________________

(Ф.И.О, должность)

Структура программы учебного предмета

1.  Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

1.6. Методы обучения;

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

1.8. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

2.               Требования к уровню подготовки обучающихся

3.  Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  2. Критерии оценки;
  3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

4.   Содержание учебного предмета

4.1.Сведения о затратах учебного времени;

4.2. Годовые требования по классам.

5.  Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

5.1. Список рекомендуемой нотной литературы;

5.2. Список  рекомендуемой методической литературы 


                                                             

                                     1.   Пояснительная записка

1.1.    Характеристика   учебного    предмета,  его   место   и   роль    в образовательном процессе. 

Программа учебного предмета «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с дополнительным 9 годом обучения для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства).

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:

Срок обучения

           8 лет

9 класс

Максимальная        учебная        нагрузка  (в

часах)

1777

297

Количество        часов        на аудиторные

Занятия

592

99

Количеств часов на  внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

198

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Занятия проводятся в объеме 2 часа в неделю с 1- 6 класс и в объеме 3 часа в неделю в 7- 8 (9) классе.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности.

1.5.  Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Цели:  

-  приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства;

- выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • освоение учащимися музыкальной  грамоты,  необходимой  для  владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • приобретение   учащимися   опыта творческой деятельности  и  публичных выступлений;
  • приобретение   учащимися  умений   и   навыков,   необходимых   в   сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве;
  • подготовка учащихся к поступлению в средние образовательные  учреждения по профилю предмета.

1. 6  .  Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

•   словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой     (показ,  наблюдение,  демонстрация  скрипичных приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  •  метод эмоционального восприятия (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).

Индивидуальный    метод    обучения    позволяет    найти    более    точный    и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

        Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах

1.7. Материально-технические условия реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

Учебные классы для занятий по специальности должны быть оснащены пианино, пюпитрами, которые можно легко приспособить к любому росту ученика.

1.8. Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

 1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды);

 2) работа над пьесами и произведениями крупной формы;

 3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;

 4) самостоятельный разбор нового музыкального материала;

 5) посещение  концертов,  спектаклей;  

 6) непосредственное  участие учащихся в концертах школы.

 Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий. Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения. Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года - это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы обеспечивает:

-        наличие     у     обучающегося     интереса    к    музыкальному    искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения      наиболее      убедительной      интерпретации      авторского      текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,     инструментальные     миниатюры)     в     соответствии     с     программными требованиями;

- знание      художественно-исполнительских      возможностей      струнного инструмента;

  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки     по     использованию     музыкально-исполнительских     средств выразительности,   выполнению    анализа   исполняемых   произведений,   владению различными   видами   техники   исполнительства,   использованию   художественно оправданных   технических приемов;

          - наличие   творческой    инициативы,   сформированных   представлений    о методике    разучивания    музыкальных    произведений    и    приемах    работы    над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. 

3. Формы и методы контроля, система оценок

3.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по «Специальности (скрипка)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки

учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются прослушивания, контрольные уроки, академические концерты.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме  контрольных уроков, технических зачетов и переводных зачетов.

           Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Экзамен проводится:

-        по окончании 8 класса (выпускной экзамен).         

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной зачет.

3.2.Критерии оценки.

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5»-отлично; «4»-хорошо; «3»-удовлетворительно;«2»- неудовлетворительно.

Оценка « («отлично»):

-  артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  корректировка игры при необходимой ситуации;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.
  2. Оценки за академические концерты или экзамены.
  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
  2. Убедительно       раскрытый       художественный       образ       музыкального произведения.

3.        Понимание и отражение в исполнительской интерпретации, понятия стиля исполняемого произведения.

  1.  Контрольные требования на разных этапах обучения

В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:

1-е полугодие: 

октябрь-ноябрь  -

1 класс - контрольный урок по текущему репертуару;

2-9 классы - технический зачет - 2 гаммы (мажор, минор) и этюд;

декабрь – академический концерт:

1-7 кл. - 2 разнохарактерные пьесы или крупная форма;

 8 кл. – крупная форма – (концерт 1 или 2,3 части);

 9кл. – барочная соната (1,2ч.ч. или 3,4 ч.ч.)

2-е полугодие:

февраль-

1 класс - контрольный урок (гамма, этюд),

2-9 кл.- технический зачет - 2 гаммы (мажор, минор) и этюд;

март – 2-8 кл.- виртуозная пьеса;

май – 1-7 кл. - крупная форма и 1 пьеса или 2 разнохарактерные пьесы, одна из которых повышенной сложности;

8 кл.– концерт (1ч. или 2,3 ч.ч.), 2 разнохарактерные пьесы;

9 кл. – Концерт (1ч. или 2,3 ч.ч.), этюд на двойные ноты, пьеса.

4. Содержание учебного предмета

4.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (скрипка)»: 

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2

2,5

2,5

3

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

                                  691

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные  и самостоятельные)

1777

297

2074

Объем времени на

консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

                                     62

8

70

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение   учреждений   культуры  (филармоний,    театров,    концертных залов и др.);
  • участие     обучающихся в концертах, творческих    мероприятиях    и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

4.2. Годовые требования по классам.

  1. класс
  1. Основы постановки.
  2. Освоение 1-й позиции.
  3. Штрихи деташе, легато (до 4-х нот) и простейшее их сочетание.
  4. Распределение смычка.
  5. 2-3 гаммы и трезвучие;
  6. 3-4 этюда;
  7. 10-12 пьес.

 За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие:

  • контрольный урок – 2 пьесы
  • академический концерт – 2 пьесы

второе полугодие:

  • контрольный урок – гамма в одну октаву, этюд
  • переводной зачет – 2 разнохарактерные пьесы

Примеры программ переводного зачета:

 Вариант 1

Р.Н.П. «Как под горкой...» обр. Комаровского А.

Р.Н.П. « На зеленом лугу...» обр. Захарьиной Т.

Вариант 2

Моцарт В. Аллегретто

Метлов   Н. «Баю-баюшки, баю»

Вариант 3

Гендель Г.Ф.   Гавот с вариациями

Примерный репертуарный список

  1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000
  2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
  3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003
  4. Гуревич Л. - Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
  5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор»,1986
  6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
  7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
  8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов.    М., Музыка, 1990

      9. Юный скрипач,     вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992 

2 класс

  1. Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений.
  2. Усложнение и детализация игровых навыков.
  3. Изучение  двухоктавных гамм мажора и минора.
  4. Начало изучения  III позиции и переходов в простейших вариантах.
  5. 2-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио в две октавы
  6. Работа над динамикой.
  7.  Штрихи деташе, легато (до 8 нот), мартле и их сочетание.
  8. Культура распределения смычка.
  9. Чтение с листа на уроке.
  10. Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

11. 6-8 этюдов;

12. 4-5 пьес;

13. 1-2 произведения крупной формы.

За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие:

  • технический зачет – гамма в две октавы, этюд
  • академический концерт - две  разнохарактерные пьесы

второе полугодие:

  • февраль – технический зачет – гамма и этюд
  • март – подвижная пьеса  
  • май - переводной зачет - две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы.

 Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Бакланова Н. Колыбельная

Бакланова  Н. Марш

Вариант 2

Бакланова Н. Романс

Бакланова Н. Мазурка.

Вариант 3

Ридинг О. Концерт си минор 1ч.

 

 Примерный репертуарный список:

  1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000
  2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
  3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003
  4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
  5. Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
  6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
  7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
  8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы   (1-2 классы) Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов.    М., Музыка, 1990
  9. Юный скрипач,     вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

3 класс

1. Дальнейшее техническое развитие.

2. Изучение хроматических последовательностей.

3. Навыки игры в позициях (I-II-III) и их смена.

4. Гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением  

    переходов

5. Работа над интонированием.

6. Подготовительная работа по усвоению навыков вибрато.

7. Кантилена, работа над пластикой ведения смычка.

8. Жанровые пьесы и характер штрихов.

9. Изучение музыки разных стилей и эпох.

10.Чтение с листа, навыки самостоятельного разбора произведений.

11. Навыки ансамблевого музицирования. 

12. 4-5 мажорных и минорных гамм  в I-II-III позициях и с переходами;

13. 6-8 этюдов на различные виды техники;

14. 5-6 пьес различного характера;

15.1-2 произведения крупной формы.

За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие

        - технический зачет – гамма с переходами, этюд в позиции (II, III), арпеджио

       - академический концерт – две разнохарактерные пьесы

второе полугодие

  • февраль – технический зачет – гамма и этюд
  • март – подвижная пьеса  
  • май - переводной зачет - две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Ридинг О.   Концерт си минор: 2,3 части

 Вариант 2

Комаровский А. Вариации «Вышли в поле косари»

Вариант 3

ЯншиновА. Концертино

Вариант 4

Вивальди А. Концерт ля минор, 1 часть

Примерный репертуарный список:

  1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987
  2. Избранные этюды 1-3 классы ДМТТТ. М., «Кифара», 1996
  3. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
  4. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор», 1992
  1. Хрестоматия для скрипки     Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008
  2. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991

7. Юный   скрипач,   вып.    1    (составитель   К.   Фортунатов).   М.,   «Советский композитор», 1992

4 класс

  1. Дальнейшее изучение грифа. Изучение первых пяти позиций, различные виды их смены.
  2. Упражнения в двойных нотах (в I позиции), аккорды.
  3. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и арпеджио. Ознакомление с трехоктавной гаммой.
  4. Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе).
  5. Пунктирный штрих.
  6. Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки.
  7. Навыки вибрации.
  8. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением.
  9. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса.
  10.  Ансамблевое музицирование.
  11.  Чтение с листа более сложных произведений

12. 4-6 мажорных и минорных двухоктавных гамм и арпеджио с переходами в позиции;

13. 6-8 этюдов на различные виды техники;

14. 5-6 пьес;

15. 1-2 произведений крупной формы.

  За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие:  

         - технический зачет – гамма в две октавы с переходом в позицию, арпеджио, этюд

        - академический концерт – две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы

второе полугодие:

        - технический зачет – гамма в две октавы с переходом в позиции в штрихах и арпеджио. Этюд

        - март – подвижная пьеса

переводной зачет:

        - две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы.

  Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Векерлен Э. Старинная французская песенка

Бах И.К. Марш

Вариант 2

Брамс Й. Колыбельная

Чайковский П. Неаполитанская песня

Вариант 3

Зейц Ф. Концерт Соль мажор, 1 часть

Вариант 4

Комаровский А. Концерт Ля мажор  1 ч.

Примерный репертуарный список: 

  1. Юный   скрипач,      вып.2      (Редактор   К.Фортунатов).   М., «Советский композитор», 1992

2.  Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

  1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983
  2. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
  3. Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988
  4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987
  5.  Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 г.                                  

                         

5 класс

  1. Изучение гамм в более сложных тональностях.
  2. Двойные ноты (терции, сексты, октавы).
  3. Развитие беглости.
  4. Трели.
  5. Пунктирный ритм.
  6. Хроматическая гамма.
  7. Продолжение работы над штрихами в более сложном их сочетании.
  8. Старинная соната.
  9. Пьесы и концерты виртуозно-романтического характера.

10. Ансамблевое музицирование в разных составах.

11.Чтение с листа.

12. 4-5 трехоктавных мажорных и минорных гамм и арпеджио.

13. 5-6 этюдов;

14. 4-5 пьес;

15. 2 произведения крупной формы.

За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие

  • технический зачет – трехоктавная гамма, арпеджио, этюд
  • академический концерт – две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы и пьеса

второе полугодие

  • технический зачет - трехоктавная гамма в штрихах и арпеджио. Этюд
  • март – подвижная пьеса
  • переводной зачет - произведение крупной формы и пьеса.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Чайковский П. Сладкая греза

Корелли А. Соната ми минор

Вариант 2

         Бом К. Непрерывное движение

Вивальди А. Концерт ля минор 1ч.

Вариант 3

           Рубинштейн Н. Прялка

            Данкля Ш. Вариации на тему Пачини

Вариант 4

Спендиаров А. Колыбельная

Акколаи Ж. Концерт ля минор 1ч.

Примерный репертуарный список:

1. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

  1. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
  2. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
  3. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
  4. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987
  5. ДонтЯ. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
  1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
    Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы. М., Музыка, 1987
  3. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)
  4.  Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор:1 часть, Крейцер Р. Концерт №13:  1 часть, Виотти Дж. Концерт №23:   1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть,    Шпор К. Концерт №2:  1 часть).                                                   

6 класс

  1. Дальнейшая работа над развитием музыкально-исполнительских навыков.
  2. Штрих спиккато.
  3. Развитие техники левой руки: беглость, трели.
  4. Различные виды соединений позиций, двойные ноты.
  5. 3-х октавные гаммы, трезвучия с обращениями, септаккорды.
  6. Гаммы в двойных нотах (терции, сексты, октавы).
  7. Хроматическая гамма.

8.  4-5 мажорных и минорных гамм и арпеджио;

9.  5-6 этюдов;

10. 5-6 пьес;

11. 2 произведения крупной формы.

За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие

  • технический зачет- трехоктавная гамма , арпеджио, септаккорды. Этюд.
  • академический концерт  - две пьесы или произведение крупной формы.

второе полугодие

  • технический зачет - трехоктавная гамма в штрихах, арпеджио, септаккорды.  Гамма в двойных нотах. Этюд
  • март – подвижная пьеса
  • переводной зачет - крупная форма и пьеса.

  Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Спендиаров А. Колыбельная

Вивальди А. Концерт ля минор 1 часть

Вариант 2

Яньшинов А. Прялка

Гендель Г. Соната Ми мажор

Вариант 3

Эллертон Г. Тарантелла

Зейц Ф.  Концерт  соль минор, 1ч. 

Вариант 4

        Чайковский П.  Колыбельная

        Холлендер Г.  Легкий концерт

     Примерный репертуарный список:

  1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
  2. Мазас К.   Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
  3. Мазас К.   Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
  4. Фиорилло Ф.   36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
  5. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987 ДонтЯ. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
  1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 5-6 классы. М., Музыка, 1987
  3. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)
  4. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,  

     1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С.  

     Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13:  1 часть, Виотти Дж.

     Концерт №23:   1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт

     №2:  1 часть.)               

7 класс

1. Активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности.  Сонаты Корелли, Вивальди, Локателли, Генделя, Бенды.

2. Романтическая кантилена.

3. Виртуозные пьесы.

4. Крупная форма более сложной фактуры и содержания.

5. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей.

6. 5-6 мажорных и минорных гамм, арпеджио, септаккорды;

7. 2 гаммы в двойных нотах;

8. 2 хроматические гаммы;

9.  6-8 этюдов;

10. 5-6 пьес;

11. 2 произведения крупной формы

За учебный год учащийся должен сыграть:

первое полугодие

  • технический зачет – трехоктавная гамма, арпеджио, септаккорды.

Хроматическая гамма. Этюд.

  • академический концерт – крупная форма и пьеса.

второе полугодие

  • технический зачет - трехоктавная гамма в штрихах, арпеджио, септаккорды. Гамма в двойных нотах. Этюд
  • март – подвижная пьеса

- переводной зачет - крупная форма, пьеса.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Раков Н. Вокализ

Холендер Г. Легкий концерт

Вариант 2

Верачини . Ларго

Данкля Ш. Концертное соло № 3

Вариант 3

 Шуберт Ф. Пчелка

Роде П. Концерт №7 , 1ч.

Вариант 4

        Фиорилло Ф. Этюд 28 Ре мажор

Берио Ш. Концерт №9 , 1ч.

          Примерный репертуарный список:

  1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
  2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
  3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
  4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
  5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987
  6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
  7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка, 1987

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6

    классы. М., Музыка, 19879.        

9. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М.,

    Музыка, 1995  (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт

   №3,  Холлендер Г. «Легкий концерт»)

10.        Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ.  М., Музыка,

    1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С.

    Концерт ля минор: 1часть, Крейцер Р. Концерт №13:  1 часть, Виотти Дж.  

    Концерт №23:    1 часть, БериоК. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт

    №2:  1 часть)

8 класс

1. Дальнейшее усвоение и развитие музыкально-исполнительских навыков.

2. Работа над трехоктавными гаммами и арпеджио (до 24 легато и арпеджио до 9 нот легато)

3.  Хроматические гаммы.

4. Гаммы в двойных нотах.

5. Работа над штрихами.

6. Работа над кантиленой.

7. Работа над виртуозной пьесой.

8. 5-6 гамм и арпеджио

9. 2 гаммы в двойных нотах

10. 2 хроматические гаммы

11. 5-6 этюдов

12. 4-5 пьес

13.2 произведения крупной формы.

  • В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы.
  • В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся.
  • В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и школьных концертах.
  • Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика, показать его с лучшей стороны.

Требования к выпускной программе:

  • Барочная соната: 1-2 части или 3-4-части
  • Концерт: 1 часть или 2 и 3 часть
  • Пьеса виртуозного характера

За учебный год учащийся должен сыграть:

Первое полугодие

  • Прослушивание - барочная соната

Второе полугодие

  • прослушивание – концерт, виртуозная пьеса
  • прослушивание - барочная соната, концерт, виртуозная пьеса.
  •  экзамен.

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Валентини В. Соната ля минор, две части
Комаровский А. Концерт Ля мажор, 1 часть
Рамо Ж.Ф.Тамбурин

Вариант 2

Корелли А. Соната ми минор: 1,2 части

Виотти  Д. Концерт№20 ,1ч.

Прокофьев С. Русский танец

Вариант 3

Гендель Г. Соната  Фа мажор 1 и 2 ч.ч.

Шпор Л. Концерт №2 , ч.1

Шер В. Бабочки

        Примерный репертуарный список:

  1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
  2. Мазас К.   Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
  3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
  4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
  5. ДонтЯ. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987
  6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
  7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5  

     классы.     Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

  1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6

     классы. М., Музыка, 1987

9.  Хрестоматия.  Концерты.     Вып.2.   Средние и  старшие  классы  ДМШ.  М., Музыка,   1995  (Вивальди А.  Концерт Соль мажор,  Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

10.  Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М.,  Музыка, 1995: (Зейтц Ф. Концерт №1; Акколаи Ж. Концерт ля минор;  Бах И.С. Концерт ля минор,1 часть; Крейцер Р. Концерт №13, 1 часть; Виотти Дж. Концерт №23,  1 часть; Берио К. Концерт №9, 1 часть; Шпор К. Концерт №2, 1 часть)

  1.  Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987
  2.  Юный скрипач, вып. 3. М., «Советский композитор», 1992
  3.  Классические  пьесы   для  скрипки  и  фортепиано   (составитель   и  редактор С.Шальман). СПб, «Композитор», 2004

9 класс

(дополнительный год обучения)

1. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков.

2. Изучение произведений, различных по жанрам и стилям.

3. Работа над гаммами, упражнениями, этюдами.

4. Подготовка учащихся к поступлению в музыкальный колледж.

За учебный год учащийся должен сыграть:        

первое полугодие

  • прослушивание – этюд, пьеса

второе полугодие

  • прослушивание – этюд, крупная форма
  • прослушивание – экзаменационная программа
  • выпускной экзамен

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

Крейцер Р. Этюд № 12

Крейцер Р. Этюд № 35

Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть с каденцией

Дакен Дж. Кукушка

Вариант 2

Данкля  Ш. Этюд № 1

Роде П. Каприс № 2

Гендель Г. Соната № 6  Ми мажор

Рис А. Вечное движение

Вариант 3

Данкля Ш. Этюд № 13

Роде П. Каприс № 4

Кабалевский  Д.  Концерт  До мажор, 1 часть

Венявский Г. Мазурка.

Вариант 4

Роде П.  Каприс № 1

Роде П. Каприс №3

Вьетан А.  Баллада и Полонез

Крейслер Ф. Вариации на тему Корелли

Примерный репертуарный список

  1. Крейцер Р. Этюды (редакция А.Ямпольского)
  2. Данкля Ш. Этюды соч. 73
  3. Роде П. 24 каприса
  4. Флеш К. Гаммы и арпеджио
  5. Гендель Г. 6 сонат для скрипки и ф-но
  6. Вивальди А. Сонаты
  7. Корелли А. Сонаты
  8. Верачини Ф. Сонаты
  9. Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»

5. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 5.1. Список рекомендуемой нотной литературы

1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983

2. Верачини Ф. Сонаты для скрипки. Elibron Classics, 2002

3. Вивальди А. Двенадцать сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

4. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987

5. ГарлицкийМ.   Шаг за шагом.   М., «Советский композитор», 1980

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992

7. Гендель Г.Ф. 6 сонат для скрипки и ф-но

8. Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке Гарлицкий М., «Советский композитор», 1986

9. Гуревич Л., Зимина Н.   Скрипичная азбука,   1, 2 тетради.   М., «Композитор», 1998

10. Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970

11. Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988

12. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

13. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

14. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

15. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

16. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

17. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

18. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

19. Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор», 2009

20. Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

21. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

22. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

23. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2004

24. Роде П. 24 каприса. М., Музыка, 1988

25. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

26. Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»

27. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

28. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966

29. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы.   1-2 классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов.    М., Музыка, 1990

30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

31. Хрестоматия для скрипки.  Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,1991

32. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

33. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

34. Хрестоматия для скрипки.  Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.Составитель Ю.Уткин,  Гарлицкий М., Музыка, 1987

35. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Гарлицкий М., Музыка, 1987

36. Хрестоматия. Концерты , вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,1995

37. Юный скрипач. Вып. 1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

38. Юный скрипач.   Вып.2.   Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

39. Юный скрипач. Вып.З. М., «Советский композитор», 1992

40. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

5.2. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010
  3. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990

4.        «Как учить игре на скрипке в школе».   Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика XXI», 2006

  1. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978
  2. «Вопросы   музыкальной   педагогики».   М.,   «Музыка»,   1980.   Вып. 2, составитель Руденко В.И.
  1. «Вопросы   музыкальной   педагогики».   М.,   «Музыка»,   1986.   Вып. 7 , составитель Руденко В.И.
  2. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика XXI», 2006

9.        Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988
10. Давид      Ойстрах.      Воспоминания,      статьи.      Сост.      Григорьев      В.М., «Музыка», 2008

11. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

12. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика XXI», 2007

13. Корыхалова      Н.П.       Музыкально-исполнительские       термины.       СПб, «Композитор», 2004

14. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача.   М., «Музыка», 1985

15. Либерман   М.   Некоторые   вопросы   развития   техники   левой   руки.   М., «Классика XXI», 2006

16. Либерман     М.     Развитие     вибрато     как     средства     художественной выразительности. М., «Классика XXI», 2006

17. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956

18. Натансон   В.,   Руденко   В.    «Вопросы   методики   начального   музыкального образования». М., Музыка, 1981

19. Порсегов А., Тагиев М.    «Проблемы мышечных ощущений при игре на скрипке». Ишыг, Баку, 1978

20. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983

21. Шульпяков    О.    Техническое    развитие    музыканта-исполнителя.        М.,«Музыка», 1973

23. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача. СПб, 2002

24. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная образовательная программа имеет следующую направленность:

  • выявить одаренных детей
  • заинтересовать и привить любовь к игре на скрипке
  • подготовить к поступлению в школу искусств.

 На данном отделении происходит  первое знакомство со скрипкой и начинается освоение первоначальных навыков игры на инструменте.

   Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности.                                                                                При составлении данной программы были использованы материалы типовой программы по классу скрипки в музыкальных школах З. Г. Каца (Москва 1989), “Скрипичная азбука” Зиминой, Гуревича.

Новизна программы

состоит в сочетании индивидуальных, групповых и коллективных занятий с учащимися и применении физических упражнений по  методике                    М. Норбекова на физминутках.  Учитывая уровень научно-технического прогресса современности, дети зачастую получают мало физической нагрузки, что влияет на их здоровье.  Сейчас существует множество методик направленных на оздоровление организма.   Целью суставной гимнастики является то позитивное эмоциональное состояние, которое получает ученик в результате выполнения данных физических упражнений. Суставная гимнастика может выполняться в любом возрасте, не требующая специальной подготовки.  Обращение к методике М. Норбекова вызвано ее продуктивностью  в области психофизического здоровья. Гимнастика позволяет улучшить координацию движений, снять физическое напряжение мышц. Специфика исполнения на инструменте предполагает статичное положение тела, что приводит к скованности и зажатости как мелких, так и крупных групп мышц, и приводит к деформации позвоночника, шейного, грудного отдела и плечевого пояса. Целью гимнастики является: умение ощущать свободу мышц (чередование напряжения и расслабления мышц).

Актуальностью программы

является развитие системы образования в интересах формирования  социально-активной, творческой,  разносторонней личности.

Педагогическая целесообразность

 данной программы в том, что игровые занятия приближают условия детского сада к условиям обучения в школе . Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.

Цель программы:                                                                                                                      подготовить будущего первоклассника к школе, поддержать его стремление учиться, желание стать школьником, научить держать скрипку и смычок.

Задачи:

Развивающие:

  • развить координацию движений;
  • развить музыкальный слух и чувство ритма;
  • стимулировать развитие эмоциональности;
  • обогащать воображение;
  • развивать память и мышление, умение собраться в ответственный момент.

Образовательные:

  • знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру народной музыки; основы музыкальной грамоты, историю струнных инструментов.

Воспитательные:

  • знакомить с правилами поведения в школе;
  • воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету;
  • воспитать любовь к окружающей природе, родному краю, стремление охранять и беречь ее;
  • воспитать  прилежание, аккуратность, активность;
  • формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицировании;
  • воспитать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

Формы и методы 

На занятиях с будущими первоклассниками можно использовать следующие виды работ:

  • беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
  • инсценировка сказок, дидактическая игра;
  • коллективная игра на инструменте;
  • подвижные музыкальные паузы, физминутки;
  • принцип постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий.  

    Ансамбли необходимы самым маленьким начинающим  скрипачам. Занятия учащихся, индивидуальные и групповые должны проводиться с аккомпаниментом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера. Регулярные занятия с аккомпанементом фортепиано имеют большое значение, т.к. исполняя даже несложные пьесы с фортепиано, ученик получает первые навыки ансамблевой игры. Ученик должен научится слушать партию фортепиано, чисто интонировать. С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента.  Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод.                                                                                                                              В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.     Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”,развивают образное мышление.  Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

      Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. На первых годах обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.

       Важную роль в процессе усвоения правильной постановки играет подбор скрипки и смычка, соответствующий по размеру физических данных ученика.

      Первые уроки с начинающими посвящаются развитию музыкально-
слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечению. Другая форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

Образовательная программа рассчитана на одногодичный срок обучения  (1академический час в неделю), для детей 6 лет и является систематизированным курсом знакомства с инструментом «скрипка».

Оборудование и наглядный материал: 

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток необходимо музыкальное сопровождение.

  • музыкальные записи, сказки;
  • иллюстрации сказок, сказочные персонажи;
  • скрипки;
  • игрушки;
  • предметные картинки;
  • цветные кубики;
  • карточки с нотками;
  • карточки с ритмическими конфигурациями;
  • листы бумаги, цветные карандаши.

Примерный тематический план:

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе.

1

2

Знакомство с инструментом. Усвоение частей скрипки и смычка.

1

3

Звуки.

1

4

Начальная работа над постановочными моментами

1

5

Слоги

1

6

Ударение

1

7 - 8

Ритм

2

9 – 10

Работа над постановкой левой руки, выучивание пьес приемом игры щипком

2

11 – 14

Чтение простых ритмических рисунков в пьесах. Нотоносец.  Звукоизвлечение, изучение простейших соединений в работе над правой рукой

4

15 – 16

Простейшие виды штрихов: деташе целым смычком и его частями.

2

17 – 18

Начальные виды распределения смычка.

2

19 – 20

Знакомство с динамическими оттенками (название, запись)

2

21 – 22

Пение.

2

23 – 32

Игра в ансамбле.

10

Всего 

32 часа

Содержание тем: 

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе.

Практика: нарисовать себя и свою любимую игрушку.

2. Знакомство с инструментом. Рассказ предистории скрипки и ее семейства, название и показ частей скрипки и смычка.

Практика: назвать запомнившиеся части скрипки и смычка.

3.  Пересказ сказки, в которой происходит смена голосов. Высота звука. Знакомство с регистрами.

Практика:  нарисовать на звуковысотной лесенке голоса персонажей сказки.

4. Начальная работа над постановочными моментами.

Практика: выполнение специальных упражнений. Ищем свободные ощущения. С самого первого урока мы будем закладывать фундамент будущего мастерства маленького скрипача, поэтому главные принципы начального периода обучения на скрипке - постепенность и последовательность. Важно чтобы ученик испытывал комфорт при исполнении на инструменте как физический, так и психический.                                                                   Поэтому в первое полугодие проводится суставная гимнастика для плечевого пояса (кисти, локтевые суставы, плечевые суставы), упражнения для позвоночника (шейный отдел, грудной отдел ).                                                                                                                 Основная цель – нахождение наиболее естественных и рациональных приемов игры.        И обязательно прививаем ученику навыки двигательного самоконтроля. Он постоянно должен следить за своими игровыми ощущениями. Кроме этого, на первых уроках мы много поем, слушаем, играем на фортепиано, разучиваем новые несложные детские песни, фантазируем.

5. Слоги. Знакомство с делением слов на слоги. Рассказ по фотографии про свою семью. Игра « Не ошибись!».

Практика: раскладываем кубики,письмо схемы слогов.

6. Ударение. Знакомство с ударением. Его схематическим обозначением. Выставка любимых игрушек. Загадки про игрушки.

Практика: Метр. Такт. Услышать сильную долю в игре с мячом или собиранием грибочков.

7 - 8. Ритм. Знакомство с ритмическими ритмослогами и их запись. Игра «Найди пару».

Практика: Составление слов на заданный ритмический рисунок и наоборот – на заданное слово составить ритмический рисунок . 

9 - 10. Работа над постановкой левой руки, выучивание пьес приемом игры щипком  по открытым струнам. Знакомство со струнами Ля и Ре. Закрепление знаний о звуках. Путешествие в «лесную» школу.

Практика: «Построить» звуковой домик для животных. Игра щипком по открытым струнам пьес «Барашеньки», «Петушок», «Ходит зайка по саду»  и т. д.

11 - 14.  Чтение простых ритмических рисунков в пьесах. Нотоносец.  Звукоизвлечение, изучение простейших соединений в работе над правой рукой.

Практика:  Проводятся подвижные игры и физкультминутки. Для каждого ученика преподаватель индивидуально выбирает упражнения, исходя из форм зажатости мышц. Гимнастика проводится в 2-3 приема по 3-5 минут в течение урока. Во время гимнастики обращать внимание ученика на ощущения в мышцах. Важно точно фиксировать ощущение напряжения и расслабления мышц. В приложении программы дается описание суставной гимнастики по методике М. Норбекова.                                                           Ритмическая организация ребенка прямопропорционально влияет на его здоровье. Неритмичное исполнение может быть следствием не столь плохой подготовки музыканта к выступлению, сколько результатом нарушения у него в силу различных причин уравновешенности общих процессов возбуждения и торможения, а также чрезмерной мышечной скованности. В этом случае развитие чувства ритма должно идти по пути нормализации упомянутых процессов и общего оздоровления организма. Это связано с организацией строгого режима дня, установлением твердого расписания работы и отдыха, овладением комплекса дыхательных и физических упражнений, с обучением навыка расслабления и концентрации внимания на выполняемой задаче. Ритмика позволит лучше воспринимать музыкальный материал, а также с помощью движений почувствовать свободу мышечного аппарата. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Развитие ритмической основы может проходить через разучивание детских попевок на уроке. Прохлопование, проговаривания, игры на инструменте на одном звуке (“Барашеньки”, “Петушок”, “Солнышко”, “Дин-дон” и другие).

15 - 16. Простейшие виды штрихов: деташе целым смычком и его частями.

 Практика:   

17 – 18. Начальные виды распределения смычка.

Практика:   Научить правилам распределения смычка. Четвертным (половинным) нотам соответствует целый смычок, а восьмым (четвертным) нотам – половина смычка.

19 – 20. Знакомство с динамическими оттенками (название, запись).

Практика:   Игровые упражнения на динамические оттенки: громко, тихо. Умение различать их по карточкам.

21 – 22. Каждому звуку (До, Ре, Ми и т.д.) соответствует картинка-гномик, что помогает создать образ звука еще до изучения нот и закрепить его в подсознании ребенка. О каждом гномике написана песенка, это наполняет изучение звуковысотности образностью, что чрезвычайно важно для восприятия информации в раннем возрасте. Таким образом, через сольфеджирование (пение нотами) может быть развит абсолютный слух уже в раннем детстве.

Практика:   Поначалу песенки будут чрезвычайно кратки и находятся в небольшом диапазоне голоса. Этим будет достигнуто несколько целей: коротенькие песенки-попевки сослужат роль интонационных и ритмических упражнений. На коротком материале легче добиться желаемого качества чистоты интонирования, а маленький диапазон наиболее естественен для младшего возраста.  Выученные попевки легко транспонируются практически в любую тональность, поэтому пение их по полутонам вверх, а затем и по квинтовому кругу расширят голосовые возможности и послужат первыми гармоническими упражнениями.

23–32.  Игра в ансамбле.                                                                                                      В этот период занятия в ансамбле проводятся в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. В первом полугодии – щипком, во втором по возможностям ученика – смычком.

 Практика:  “Скрипичная азбука” Зиминой, Гуревича, и ансамбли сборников Э.В. Пудовочкина“Светлячок”. Требования к первой ступени программы следующие: Движение смычка по открытым струнам. Основные штрихи: деташе, легато, маркатто, мартле.

 СЕНТЯБРЬ,   ОКТЯБРЬ

Ритмические упражнения: «Барашеньки», «Петушок», «Ежик», и т. д.
Изучение тетрахордов на струне ЛЯ, РЕ.

НОЯБРЬ,    ДЕКАБРЬ

М. Магиденко «Петушок»
Русская народная песня «Ходит зайка»
Н. Бакланова «Этюд»
Детская песенка «Пешеход»

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

Обработка Еникеева  «Топ-притоп»
Русская народная песня «Как под горкой»
А. Филиппенко «Цыплятки»                                                                                   Я. Кепитис «Вальс куклы»

МАРТ,    АПРЕЛЬ

Г. Эрнесакс  «Паровоз»                                                                                         Русская народная песня «Во саду ли»
Русская народная песня «Во поле береза»
Обработка Ш. Монасыпова «Лисичка»              


МАЙ

Н. Бакланова “Этюд”
В. Моцарт «Пастушья песня»

Литература: 

  1. С.Е. Гаврилина, Н.А.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Росмэн, 2000.
  2.  Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  3. Лесман И. Пути развития скрипача. Л., 1934
  4. Штенгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930.
  5. Холл Г. Ваш позвоночник. М., 1998.
  6. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965.
  7. Григорьев В. Вопросы исполнительского искусства. М., 1981.
  8. Мазель В. Музыкант и его руки. Тель-Авив, 2001.
  9. Норбеков М. Опыт дурака или путь к прозрению. С-Пб., 2001.
  10. Норбеков М. Где зимует кузькина мать или как достать миллион решений. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...