Чайковский балет "Спящая красавица"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Контрастные образы. Знакомство с основными персонажами, их музыкальными характеристиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaykovskiy_balet_spyashchaya_krasavtsa.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Спящая красавица»

Задачи:

Обучающая. Узнать, как музыка рисует характеры героев и их чувства.

Развивающая. Уметь анализировать фрагмент оперы, сравнивать музыку главных героев: феи Карабос и феи Сирени.

Воспитательная. Воспитание грамотных слушателей и исполнителей. Прививать  интерес  к театральному искусству,  любви к музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: вступление к балету, вальс – аллегро, финал 1 действия балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Ход урока:

№ слайда

Тема слайда

Действия учителя

Работа детей

1.

Вход

«Вальс Золушки» Прокофьев

  • Вальс, какого композитора пригласил вас на урок? Чайковского из «Детского альбома» или Прокофьева вальс Золушки?

Вход

Приветствие

2.

Проверка пройденного материала

Сегодня мы продолжаем путешествие по  страницам опер и балетов. Мы уже познакомились с музыкой  и героями нескольких опер. Выполните небольшое задание.

Соедини стрелочками название оперы и ее композитора.     (Приложение)

Выполнение работы

3.

Введение в тему урока

Вы, конечно, читали сказку Шарля Перро «Спящая красавица»  или смотрели мультфильм?

Петр Чайковский написал музыку к одноименному балету. Она поможет нам почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке.  

4.

Тема урока

  • Как мы назовем тему нашего урока?
  • Мы с вами должны будем  узнать, как музыка рисует характеры героев и их чувства?
  • Какие задачи вы поставите себе на урок?

Постановка задач на урок

5.

О балете

балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского  и Мариуса Петипа  по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890.

Изучение нового материала

6.

Действующие лица

Главные действующие лица балета: принц Дезире,  принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень.

7.

Сюжет балета

Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот,  королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет.  Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула.

8.

Сюжет балета

Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

9.

вступление к балету

С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления?

СЛУШАНИЕ: вступление к балету (интродукция)

  • С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления?
  • Похожи они или различны?      (контрастны)
  • В чем проявляется контрастность музыкальных тем двух фей?      (Откройте учебники на стр. 86 - 87)

Рассмотрите нотные записи, попытаться «исполнить» темы феи Карабос и феи Сирени. Светлую, ласковую, успокаивающую тему феи Сирени можно напеть с учащимися. А тему феи Карабос, вероятно, лучше передать в движении.

Еще  раз более внимательно посмотреть нотную запись и постараться определить особенности каждой из тем: разницу в темпах (это первое, что прочитывается детьми), разную динамику (три forte — в теме феи Карабос и piano — в теме феи Сирени), разные штрихи (отрывистые, короткие, резкие звуки в первой теме и плавное движение мелодии — во второй).

Слушание

Ответы детей

Работа с учебником

Пение

Пластическое интонирование

10.

Вальс

В балете «Спящая красавица» Чайковского, как и в балете «Золушка» Прокофьева, главные события происходят на балу.

  •  Продирижируйте музыкой вальса.
  • Как  меняется  музыка вальса с  появлением  интонации  Феи  Карабос?

СЛУШАНИЕ: вальс – аллегро

Пластическое интонирование

Слушание

Ответы детей

11.

Финал 1 действия

Сейчас вам понадобится фантазия, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Прослушайте финал первого действия балета. Представьте себе все происходящее на сцене. Чем  заканчивается действие?

СЛУШАНИЕ: Финал 1 действия

Звучит ли вальс? Слышны ли знакомые интонации? В связи с чем изменилась мелодия вальса?  Как и когда появилась тема феи Карабос? Как музыка передает то, что происходит с Авророй, и какие чувства переживают гости? Чем заканчивается действие балета?

 Вся сцена звучит в подвижном темпе (скоро, живо), но как меняется в ней настроение… От безмятежно-светлого, радостного состояния — через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влекущего за собой смятение, скорбь, отчаяние, — к светлому, нежному звучанию, полному надежды и вместе с тем незавершенности.

Слушание

Ответы детей

12.

Вывод

Как вы понимаете слова «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»?

Как  музыка рисует характеры героев и их чувства?

Ответы детей

13.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь

Записать в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уральская красавица - рябина

Интересный материал о уральской красавице - рябине....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс...

Наглядное пособие для урока "Русская красавица - матрёшка"

Чем ярче и выразительнеЙ образ, тем более эмоциональный отзыв у ребёнка....

Сказка в музыке. БАЛЕТ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА».

Урок способствует формированию основ музыкальной культуры детей, развивает творческое воображение, проявление творческой активности, музыкальное мышление, осознанно-эмоциональное восприятие музыки. Вы...

"Красавица? ! ..." (урок литературы в 9 классе по рассказу И.А. Бунина "Красавица")

Урок построен в соответствии с принципами технологии РКМ. Согласно этой технологии, тип урока – урок работы с художественным текстом.Структура урока соответствует 3-м  стадиям: стадии вызова, ста...

Разработка урока по теме: П.И.Чайковский. Балет "Спящая красавица"

сюжетно- ролевая игра  через реализацию себя в роли создателей балетного спектакля....

Создание декораций в балете “Спящая красавица” П. И. Чайковского.

Интегрированный урок музыки и ИЗО.Тема: Создание декораций в балете “Спящая красавица” П. И. Чайковского.Цель: Развитие творческого воображения учащихся.Задачи: 1. Закрепить понятие жанра балета.2. Пр...