Главные вкладки

    Сценарий музыкально-литературного салона, посвященного творчеству П.И. Чайковского
    методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

    Михайленко Ксения Сергеевна

    Представлен литературный сценарий с приложениями (текст ведущего, вопросы для конкурсов, дидактические материалы). Материал адресован педагогам-организатора, учителям МХК и музыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_chaykovskiy.doc146.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Дворец детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка салонной встречи

    «К 175-летию П.И. Чайковского»

    Возрастной адресат –

     обучающиеся 7 классов

    Автор:

    Михайленко Ксения Сергеевна –

    педагог-организатор

     

    Санкт-Петербург

    2015

    Пояснительная записка

    «Из века в век, из поколения в поколение

    переходит наша любовь к Чайковскому,

    к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие»

    Д. Шостакович

    Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, составивший эпоху в мировой истории музыкальной культуры. 2015 год – год 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского.

    Русская музыкальная культура формировалась отличным от зарубежной музыки путём. Русская музыка прошла долгий путь развития до становления национальной композиторской школы и своего расцвета в начале 19 века. Русские композиторы оставили значительный след в истории музыкального искусства. Большая роль здесь принадлежит П.И.Чайковскому. Его произведения давно вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

    Плодотворную композиторскую работу П.И.Чайковский сочетал с деятельностью педагога, музыкального критика, публициста, дирижёра. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею ярких образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное историческое прошлое России.

    Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные – симфония и опера. В них нашла отражение художественная концепция композитора, в центре которой внутренний мир человека и движения его души.

    Представленная методическая разработка адресована классным руководителям, учителям музыки и учителям по предмету мировая художественная культура, неформально относящимся к своей деятельности в школе. Такая форма работы, как Салонная встреча может быть востребована во внеклассной деятельности. Возможно проведение такого музыкально-культурологического урока с одним или двумя классами (20-40 учащихся). Важно отметить, что атмосфера салонной встречи, созданный педагогом интерьер и доброжелательное отношение помогут учащимся с интересом и желанием погрузиться в изучение серьёзных тем. Возраст учащихся, на которых ориентирована данная разработка – 14-15 лет и может варьироваться в зависимости от общего культурного  уровня.

    В данной методической разработке представлены: игры, викторины, разнообразный дидактический материал, список литературы.

     

    Сценарный план проведения Салонной встречи,

    посвященной  175-летию со дня рождения

    П.И. Чайковского

    Звучит музыкальная иллюстрация

    Марш из балета «Щелкунчик»

    Во время рассадки в зале участники Салонной программы делятся

    на две группы (команды)

    Вальс из «Детского альбома»/Сентиментальный вальс

    Вступительное слово ведущей о творчестве П.И.Чайковского (Пролог)

    Конкурс «Эпизоды биографии»

    Конкурс «Музыкальные ассоциации»

    Конкурс капитанов «Чёрный ящик»

    Кроссворд «Наследие композитора»

    Опера «Евгений Онегин» Интродукция

    Подведение итогов

    Марш из балета «Щелкунчик»

    Перечень музыкальных произведений,

     используемых для иллюстрации программы Салона

    «Пётр Ильич Чайковский»

    (Авторство произведений, если не указано иного,

    принадлежит П.И.Чайковскому)

    Произведения, исполняемые ведущей на фортепиано:

    1. Сентиментальный вальс либо Вальс из цикла «Детский альбом»;
    2. Баркарола из цикла «Времена года»;
    3. Осенняя песня из цикла «Времена года»;
    4. Фрагмент балета «Спящая красавица», тема Феи Сирени;
    5. «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»;
    6. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года».

    Произведения, звучащие в записи с CD:

    1. Марш из балета «Щелкунчик»;
    2. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;
    3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»;
    4. Симфония №4 (1часть тема вступления и Г.п.);
    5. Фрагмент балета «Спящая красавица», Танец Авроры с веретеном.

    Перечень фотоматериалов и иллюстраций,

     используемых для программы Салона

    «Пётр Ильич Чайковский»

    • Заставка Салона «В доме Ольденбургских» - картинка;
    • Симфонический оркестр и дирижёр – картинка;
    • Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка;
    • Портрет П.И.Чайковского;
    • Портрет Н.Ф. фон Мекк;
    • Училище правоведения в Петербурге – современная фотография;
    • Щелкунчик с костюмами М.Шемякина – фотография;
    • Мариинский театр (историческая сцена) – гравюра;
    • Генри Мослер «Рождественское утро» - репродукция;
    • Юрий Кротов «Девочка с куклами»/Маковский «Девочка с куклой» - репродукция;
    • Огюст Ренуар «Гондольер»/Клод Моне «Гондола» - репродукция.

    Конкурс «Эпизоды биографии»

    Во время рассадки гостей Салона, все учащиеся оказываются разделёнными на две команды вокруг двух столов. Команды в течение всего хода программы будут вовлекаться ведущей в различные игровые ситуации.

     Конкурс «Эпизоды биографии» проводится между двумя командами для ознакомления учащихся с некоторыми историческими фактами и  фактами биографии П.И.Чайковского. Конкурс проходит в форме «вопрос – ответ». Звучит общий вопрос для обеих команд. Командам предлагается выбрать один из четырёх вариантов ответа, предварительно его коротко обсудив. Ответы принимаются так же у обеих команд. Далее ведущая оглашает правильный ответ и комментирует ответы учащихся. За правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов за данный конкурс – 9.

    Вопросы конкурса «Эпизоды биографии»:

    Вопрос 1:

    С какой российской губернией связано детство П.И.Чайковского?

    1. Новгородская;
    2. Петербургская;
    3. Вятская;
    4. Восточная.

    Родители П.И.Чайковского, жившие в Петербурге, в связи с деятельностью отца, переехали на Урал в нынешний город Воткинск. В 1840 году, там, в Вятской губернии родился композитор. Кроме Петра в семье Чайковских было ещё 3 брата и сестра.

    Вопрос 2:

    От какого слова, по вашему мнению, произошла фамилия «Чайковский»?

    1. Чайка;
    2. Чай;
    3. Китай (China)
    4. Чайник.

    П.И.Чайковский  - потомок известного на Украине казачьего рода Чаек (православных шляхтичей Кременчугского уезда). Прадед, Фёдор Чайка – военный «сотник», дед, Пётр Фёдорович Чайка – лекарь, отец – выдающийся русский инженер – уже Илья Петрович Чайковский.

    Вопрос 3:

    Какое образование стало первым для Петра Ильича Чайковского?

    1. военное;
    2. музыкальное;
    3. экономическое;
    4. юридическое.

    В 1850 году родители отправили десятилетнего Петю на обучение в Петербург, в Императорское училище правоведения, где давали достойное юридическое образование. Только здесь, с 1852 года Пётр начинает увлекаться и факультативно заниматься музыкой. В дальнейшем, он окончит Петербургскую Консерваторию, станет преподавать в Московской, но по первому образованию П.И.Чайковский – юрист (титулярный советник).

    Фотоиллюстрация – Училище правоведения в Петербурге. (современный вид)

    Интересно заметить, что Императорское училище правоведения основал Пётр Ольденбургский. А мы с вами находимся бывшем Училищном доме для девочек, а ныне Дворце детского творчества, который был основан супругой Ольденбургского Терезией!

    Вопрос 4:

    С этим русским поэтом П.И.Чайковского связывает два оперных произведения. Это...

    1. Пушкин;
    2. Лермонтов;
    3. Бродский;
    4. Тютчев.

    В основе либретто двух наиболее известных опер Чайковского – произведения А.С.Пушкина. Совпадают даже их названия: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Не случайно профессиональный термин «либретто» в переводе с итальянского означает «книжечка» - т.е. литературная основа крупного вокального сочинения, например оперы.

    Вопрос 5:

    Для оформления спектакля на эту музыкальную сказку П.И.Чайковского используются декорации и театральные костюмы, созданные по эскизам известного петербургского художника, нашего с вами современника, Михаила Шемякина.

    1. Морозко;
    2. Шехеразада;
    3. Щелкунчик;
    4. Кащей Бессмертный.

    Это балет «Щелкунчик». Первое представление «Щелкунчика» состоялось в Петербурге в 1892 году. С тех пор было создано несколько постановок. Наиболее интересной признанна постановка 2001 года в хореографии Кирилла Симонова. В качестве художника-декоратора работал М.Шемякин.

    Фотоиллюстрация – спектакль «Щелкунчик» - общий вид.

    Вопрос 6:

    Всем известно, что П.И.Чайковский много путешествовал и гастролировал. Он стал столь видной  личностью,  что его пригласили в качестве ведущего артиста на церемонию открытия концертной площадки мирового уровня. Какой?

    1. Венский оперный театр. Австрия. Вена;
    2. Карнеги-холл. США. Нью Йорк;
    3. Парижская опера. Франция. Париж;
    4. Ла Скала. Италия. Милан.

    П.И.Чайковский действительно был во многих странах: Италии, Франции, Австрии, Швейцарии, Германии; и лично был дружен с Густавом Малером, Антонином Дворжаком и многими другими европейскими музыкантами.  Но и Америку не миновала мода на великого русского композитора. П.И.Чайковский дирижировал симфоническим оркестром  на открытии Карнеги-холла в 1891 году.

    Вопрос 7:

    В репертуаре этого театра Петербурга с 1895 года неизменно значится балет «Лебединое озеро», ставший вместе с самим театром одной из «визитных карточек» Петербурга. Это...

    1. Театр Балтийский дом;
    2. Театр музыкальной комедии им. Акимова;
    3. Мариинский;
    4. Малый театр оперы и балета.

    Это Мариинский театр. Удивительно, что первая редакция балета «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве (1877г.) особого зрительского успеха не имела! А мировой классикой стал спектакль, появившийся после смерти композитора в 1893 году. Брат Модест Чайковский написал новое либретто, а постановку создал Мариус Петипа.

    Иллюстрация – Мариинский театр (историческая сцена) – гравюра.

    Вопрос 8:

    С этим подмосковным городом связан поздний период творчества и последние годы жизни композитора.

    1. Ярославль;
    2. Клин;
    3. Тула;
    4. Тверь.

    Это город Клин, а точнее усадьба Майданово под Клином. Именно сюда, в спокойную и творческую атмосферу русской усадьбы, Чайковский стремится после серьёзных гастрольных туров. Здесь он завершает работу над своими трагическими произведениями: Симфонией №6, оперой «Пиковая дама», фантазией «Франческа да Римини». В этой усадьбе, в Доме-музее можно увидеть подлинные вещи и рукописи композитора, вдохнуть воздуха творчества и окунуться в атмосферу  эпохи Чайковского!

    Вопрос 9:

    Это государственное учреждение носит имя П.И.Чайковского.

    1. Театр музыкальной драмы;
    2. Московская государственная консерватория (МГК);
    3. Музыкальная школа;
    4. Старейший музыкальный магазин.

    Московская государственная консерватория носит имя П.И.Чайковского. Не смотря на то, что композитор окончил СПбГК, поступив туда в год её открытия (1862г.), уже в 1866 году Чайковский выступает на открытии МГК. Тога же по приглашению Н.Г.Рубинштейна начинает преподавать в РМО и МГК до 1878 года. Большее время композитор проводит в Москве, Но общается и дружит с самыми интересными и видными деятелями культуры и искусства – это братья Рубинштейны, А.Н.Островский, П.И.Юргенсон, В.В.Стасов, А.П.Чехов, П.Виардо, композиторы «Могучей кучки» - и в Москве, и в Петербурге. Чайковский всегда в центре музыкальной общественности, даже после избрания С.И.Танеева директором МГК, Чайковский поддерживает авторитет Танеева, тесно общается с ним и продолжает присутствовать на консерваторских экзаменах.

    Фотоиллюстрация – МГК им. П.И.Чайковского (современный вид).

    Конкурс «Музыкальные ассоциации»

    Конкурс «Музыкальные ассоциации» проводится между двумя командами. Учащимся предлагается интуитивно и ассоциативно подобрать к прослушанным музыкальным фрагментам подходящие репродукции картин, опираясь при выборе на собственные ощущения, а не на знания. Ведущая до и во время проведения конкурса не объявляет авторов картин, их названия, а также не называет музыкальные произведения, которые слушают игроки. Обе команды получают по 3 одинаковые репродукции. Ведущая предлагает до прослушивания музыки сформулировать сюжет и общее настроение картины. Затем звучат 3 музыкальных фрагмента. Учащиеся совещаются и решают, какому из фрагментов соответствует каждая картина. Далее вновь звучит музыка, и представители команд показывают (поднимают) выбранную репродукцию. Ведущая объявляет названия картин и музыкальных произведений, и оценивает, какая из команд оказалась точнее. В этом конкурсе команды получают по одному баллу за правильный ответ, максимальное количество баллов – 3.

            Иллюстрация

    Музыка П.И.Чайковского

    1. Генри Мослер «Рождественское утро»

    Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

    1. Юрий Кротов «Девочка с куклами»/Маковский «Девочка с куклой»

    «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»

    1. Огюст Ренуар «Гондольер»/Клод Моне «Гондола»

    «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»

    Аудиоматериалы:

    • Фрагмент балета «Щелкунчик» танец Феи Драже – CD.

    Нотный материал:

    • «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского;
    • «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

    Иллюстрации:

    • Генри Мослер «Рождественское утро»;
    • Юрий Кротов «Девочка с куклами»/Константин Маковский «Девочка с куклой»;
    • Огюст Ренуар «Гондольер»/Клод Моне «Гондола».

    Иллюстрации могут варьироваться по желанию ведущей. Репродукции картин, одновременно с проведением конкурса, демонстрируются в цифровой фоторамке.

    Конкурс «Чёрный ящик»

    Конкурс «Чёрный ящик» проводится между капитанами двух команд. Каждая команда выдвигает представителя, и он выходит на игровую площадку. Право первого ответа на первый вопрос определяется жеребьёвкой (Капитаны вытягивают купон с номером «1» или «2» с подноса, предложенного ведущей). Последующие ответы чередуются вне зависимости от жеребьёвки. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, т.о. максимальное количество баллов может быть 8.

    Каждый капитан может воспользоваться двумя подсказками: подсказка ведущей и подсказка команды. Призовой балл присуждается той команде, чей капитан первым предложит правильный ответ и назовёт предмет, находящийся в чёрном ящике.

    Инвентарь:

    • Чёрный ящик с крышкой;
    • Поднос;
    • 2 купона с цифрами 1 и 2;
    • Дирижёрская палочка;
    • Журнал «Нувеллист»;
    • Веретено;
    • Письмо.

    Методический и нотный материал:

    • Вопросы конкурса и развёрнутые ответы для уточнения ведущей;
    • Пьеса «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского - ноты;
    • Фрагмент балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского, тема Феи Сирени – фортепианное переложение – ноты.

    Аудиоматериалы:

    • Фрагмент Симфонии №4 П.И.Чайковского – CD;
    • Фрагмент Балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского Танец с веретеном – CD.

    Фотоматериалы и иллюстрации:

    • Симфонический оркестр и дирижёр – картинка;
    • Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка;
    • Портрет П.И.Чайковского;
    • Портрет Н.Ф. фон Мекк.

    Вопросы и ответы конкурса «Чёрный ящик»

    Вопрос 1: Выход этого периодического издания каждый месяц в течение года с нетерпением ожидали любители фортепианной музыки. Какой предмет в Чёрном ящике?

    Подсказка к вопросу 1: Примерно на век раньше аналогичный цикл симфонических произведений создал великий Вивальди.

    Муз. подсказка к вопросу 1: Фрагмент пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Осенняя песня» в исполнении ведущей.

    Ответ на вопрос 1:

    В Чёрном ящике журнал «Нувеллист».

    П.И.Чайковский часто сотрудничал с музыкальными издательствами Петербурга и Москвы, и даже близко дружил с известным издателем П.И.Юргенсоном. Вы можете рассмотреть клавир оперы «Пиковая дама» конца 19 века его русско-немецкого издательства (Москва-Лейпциг). В 1876 году в новогодние январские дни вышел в свет номер ежемесячного нотного журнала «Нувеллист», издатель которого сделал заказ П.И.Чайковскому на 12 пьес, посвящённых всем месяцам года. Каждая пьеса фортепианного цикла «Времена года» имеет дополнительное, данное Чайковским, название, например: «Баркарола. Июнь», «У камелька. Январь»,  «Осенняя песня. Октябрь» и т.д. Читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц в течение 1876 года могли разучить на фортепиано и исполнить новинку уже признанного композитора!

    Вопрос 2: Этот предмет – виновник сказочной трагедии Шарля Перро, сказку которого П.И.Чайковский превратил в чудесный романтический балет. Какой предмет в Чёрном ящике?

    Подсказка к вопросу 2: Только фея Сирени может раскрыть секрет заколдованного сонного королевства и предсказать нам развязку сюжета.

    Муз. подсказка к вопросу 2: Фрагмент балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» тема Феи Сирени в исполнении ведущей / либо тема танца Авроры с веретеном – CD.

    Иллюстрация к вопросу 2: Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка.

    Ответ на вопрос 2: Злая фея Карабос, обратившись доброй старушкой на праздновании  шестнадцатилетия  принцессы Авроры, даёт ей в руки веретено. Аврора танцует с ним и, уколов палец, засыпает вместе со всем королевством на 100 лет! Злое пророчество Карабос  сбывается. Теперь только любовь принца Дезире может спасти спящую красавицу!

     В Чёрном ящике – веретено.

            Впервые балет «Спящая красавица» увидел свет в январе 1890 года на сцене Петербургского Мариинского театра. На премьере присутствовала вся петербургская знать во главе с императорской семьёй! С каждым годом популярность этого балета росла, и теперь, уже в нашем веке, «Спящая красавица» не сходит со сцен ведущих театров мира, даря людям свою красоту.

    Вопрос 3: Этот предмет связывает П.И.Чайковского с любительницей музыки и известной меценаткой Натальей Филаретовной фон Мекк, которая абсолютно бескорыстно оказывала финансовую помощь П.И.Чайковскому. Какой предмет в Чёрном ящике?

    Подсказка к вопросу 3:  За период с 1876 по 1890 год П.И.Чайковский и Н.Ф. фон Мекк передали друг другу более 1200 таких предметов!

    Ответ на вопрос 3: 

    В Чёрном ящике письмо.

    П.И.Чайковского связывает с меценаткой Н.Ф. фон Мекк длительная переписка. Наталья Филаретовна была большой поклонницей творчества Чайковского и выплачивала композитору ежемесячную субсидию в размере 1500 франков. На эти средства Чайковский имел возможность путешествовать и знакомиться с творчеством зарубежных коллег. Наталье Филаретовне Чайковский посвятил одну из своих знаменитых симфоний - №4. Интересно заметить, что за время знакомства близкие по переписке друзья ни разу не встречались лично! Их общение было лишь в письмах.

    Муз. иллюстрация: Фрагмент Симфонии №4 П.И.Чайковского – CD.

    Вопрос 4: Без этого предмета невозможно представить исполнение произведений симфоническим оркестром, которым руководит сам П.И.Чайковский.

    Подсказка к вопросу 4: Этот предмет, лёгкий и изящный, специально делают белого цвета для того, чтобы в плохо освещённой оркестровой яме его хорошо мог видеть каждый музыкант оркестра.

    Иллюстрация к вопросу 4: Симф. оркестр и дирижёр – картинка.

    Ответ на вопрос 4: Дирижёр необходим оркестру для слаженной и согласованной игры. Раньше инструментом дирижёра был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свёрнутых в рулон. Некоторые дирижёры выбирали для себя свои предметы:  Феликс Мендельсон  - трость, а Гектор Берлиоз – обычную ветку! П.И.Чайковский часто дирижировал и всегда использовал палочку!

    В Чёрном ящике – дирижёрская палочка.

    Конкурс-кроссворд

    «Наследие композитора»

            Кроссворд - заключительный конкурс Салонной программы. Ответы на вопросы кроссворда это названия музыкальных произведений П.И.Чайковского, которые звучали  в течение программы, и о которых шла речь. Данный конкурс – это не только подведение итогов встречи, но и проверка знаний  учащихся. Конкурс проводится между двумя командами. Команды получают 1 бланк с вопросами и 1 бланк для вписывания ответов. Команды работают самостоятельно во время звучания музыки. По окончании музыки прекращается работа команд, и ведущая забирает заполненные бланки.

    Далее ведущая поочерёдно читает вопросы, оглашает правильный ответ и проверяет ответы в заполненных бланках. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, таким образом максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.

            После подсчёта баллов за заключительный конкурс, подводятся итоги всех конкурсов и определяется команда, набравшая большее количество очков. Все участники аплодисментами поздравляют победителей. В честь победившей команды звучит музыка П.И.Чайковского - Марш из балета «Щелкунчик».  

    Вопросы кроссворда

    «Наследие композитора»

    1. Балет П.И.Чайковского, главный персонаж которого щипцы для колки орехов (Щелкунчик);
    2. Название одной из пьес цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского, состоящее из двух слов, характеризующих игрушку для девочки (Новая кукла);
    3. Опера П.И.Чайковского, названная как и роман в стихах А.С.Пушкина, именем главного героя-повесы (Евгений Онегин);
    4. Фортепианная пьеса в жанре песни гондольера из цикла П.И.Чайковского «Времена года» (Баркарола);
    5. Самый популярный балет П.И.Чайковского, который многие называют «визитной карточкой» Мариинского театра и Петербурга (Лебединое озеро);
    6. Название фортепианного цикла, пьесы из которого П.И.Чайковский каждый месяц сочинял для журнала «Нувеллист» (Времена года);
    7. Балет П.И.Чайковского, написанный на сюжет сказки Шарля Перро, в которой поцелуй принца пробуждает заколдованную принцессу (Спящая красавица);
    8. Название оперы П.И.Чайковского по сюжету повести А.С.Пушкина, героиня которой «спрятана в колоде карт» (Пиковая дама);
    9. Жанр оркестровой музыки. Произведение этого жанра П.И.Чайковский посвятил поклоннице своего творчества Наталье фон Мекк (Симфония);
    10. Название сборника пьес для фортепиано, адресованных детям, в котором есть пьеса «Новая кукла» (Детский альбом).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ариарский М.А. Прикладная культурология.  - СПб., Эго, 2001.
    2. Асафьев Б.В. Чайковский: Избранные труды, т. 2. – М., 1954.
    3. Белые ночи. / Сост. И.И.Слобожан – Л., Лениздат, 1973.
    4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., «С.К.», 1991.
    5. Вайкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л., «Музыка», 1984.
    6. Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись 16 – 17 веков из собрания П.П. Семёнова-Тяншанского./Каталог выставки в Государственном Эрмитаже./Сост. Соколова И.А. – СПб., изд. Государственного Эрмитажа, 2006.
    7. Воспитание музыкой. /Сост. Вендрова Т.Е., Пигарева Н.В. – М., 1991.
    8. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности.  - М., Педагогика,  1986.
    9. Данько Л. Прокофьев. – Л., «Музыка», 1966.
    10. Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей. /Под ред. Гусенцовой Т.М. – СПб., 2003.
    11. Искусство (энциклопедия). – М., «Росмэн», 2008.
    12. Кац Б.А. Раскат импровизации. - Л., «С.К.», 1991.
    13. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. – М., «СЭ», 1982.
    14. Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. – Минск, «Университетское», 1999.
    15. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов-на-Дону,  «Март», 2002.
    16. Лихачев Д.С. Об интеллигентности. – СПб., «КАНУН», 1997.
    17. Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Встречи у портрета А.С.Пушкина. – М., 1999.
    18. Михеева Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. – М., «Советский композитор», 1986.
    19. Музыкальный Петербург (энциклопедия) – СПб., 1996.
    20. На рубеже веков… Искусство эпохи Модерна./Под ред. Рапе Т.В. – С-Пб., Государственный Эрмитаж, 2006.
    21. Никитин В.М. Развитие музыкального слуха учащихся общеобразовательной  школы. – Л., ЛГИУУ, 1989.
    22. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись 15 – 16 веков в Эрмитаже. – Л., «Искусство», 1980.
    23. Орлова Е. Пётр Ильич Чайковский – М., «Музыка», 1980.
    24. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М., «Москва», 1996.
    25. Отечество нам Царское Село./Сост. Тарасова М.В., Ткачёва О.И., Юшина Э.Н. – Пушкин, 1999.
    26. Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М., 1961.
    27. Соллертинский И.И. Романтизм и его  общая и музыкальная эстетика. - Л., «С.К.», 1978.
    28. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. -  М., «Просвещение», 1981.

    29.Титов Б.А. Социализация детей подростков и юношества в сфере

          досуга. - С-Пб., 1996.

    30.Фарби Э.Д. Как создать успешную рекламу. -  СПб., «Нева», 2004.

    31.Фрид Э.Л. Русская музыкальная литература. – Л., «Музыка», 1974.

    32.Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. – М., «РОСМЭН»,  2003.

    33.Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе. – Л., «Музыка», 1976.

            34.Эстетическая библиотека учителя. Музыкальные конкурсы,

           викторины.   /Под. ред. Барышевой Т.А., Щербаковой А.А. – СПб.,

           РГПУ им. А.И.Герцена,  1998.

    35. 346 игр для гармоничного развития ребёнка. /Под ред. Савиной А.А. –

         СПб., «Дельта», 2000.

    • Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru
    • Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала   http://artclassic.edu.ru
    • История изобразительного искусства  http://www.arthistory.ru/

    5.

    7.

     

    1.

    3.

    9.

    10.

    2.

    4.

    8.

    6.

    Ч

    А

    Й

    К

    О

    В

    С

    К

    И

    Й

    Приложение

    Кроссворд «Наследие композитора»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий музыкально – литературного, исторического вечера, посвященного Дню защитника Отечества, «Отчизны верные сыны»

    Данный сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на совершенствование патриотического воспитания учащихся в МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная...

    Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов

    Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов...

    Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 175 летию П.И.Чайковского

    7 мая 2015 года вся страна отмечает юбилей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В Клину, где Чайковский провел последние годы своей жизни пройдет фестиваль, посвященный этой знамена...

    "Помним". Сценарий музыкально-литературного вечера, посвященного Дню Победы.

    Данный материал будет полезен как для учителя литературы, так и для классного руководителя....

    Сценарий музыкально – литературного, исторического вечера, посвященного Дню защитника Отечества, «Отчизны верные сыны»

     Сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на  совершенствование патриотического воспитания учащихся в МБОУ  «Горо...

    Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

    Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...

    Музыкально-литературная гостиная "Зима в творчестве классиков"

    Музыкально-литературная гостиная - одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников, позволяющая решать большое количество задач, в зависимости от посталенной педагогом цели. Прежде всего, ...