Рабочая программа "Мир вокального искусства"
рабочая программа по музыке на тему

Голубева Наталья Николаевна

Рабочая программа для вокального ансамбля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmamir_vokalnogo_iskusstva.doc199.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Управление образования Администрации г. Усть-Илимска

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Рабочая программа

Дополнительного образования

 

 «Мир вокального искусства»

(7-15 лет.)

 

 

Разработчик программы:

Голубева Н.Н.,

учитель музыки, 1КК

                                                                 

                                                           

       

г.Усть-Илимск

2015/2016 уч.г.

 

                                                                                                                                                                 

Пояснительная записка

Голос – это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в этот период важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  направлено на развитие творческого потенциала, и может обеспечить комплексное становление личностных образовательных результатов школьников.  

Вокально-хоровое пение, являясь наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства, способствует вовлечению детей в творческий процесс, их музыкальному развитию,  формированию общей культуры личности.

Включение в структуру дополнительного образования детей в школе специальных программ, направленных на развитие навыков  сольного и  ансамблевого пения народных и современных песен с музыкальным сопровождением, предоставляет широкие возможности для самовыражения и самоактуализации школьников.  Программа реализуется во внеурочной деятельности, ориентирована на ФГОС нового поколения, главной целью которого стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание благоприятной развивающей среды в школе.

Целевой аудиторией авторской комбинированной программы «Мир вокального искусства» являются учащиеся в возрасте 7-15 лет.

Программа разработана на основании:

  • экспериментальной авторской программы дополнительного образования Г.А. Суязовой «Мир вокального искусства». 1-4 кл. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008 г. - 138 с.;  
  • примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых отделений  ДМШ  и ДШИ». -  Москва: Научно-методический центр по художественному образованию, 2003 г. - 138 с.;
  • методических рекомендаций  по формированию репертуара для хоровых коллективов и вокальных ансамблей / Авт.-сост. Л.Л. Шувалова. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2011 г. - 96 с.;
  •  авторской программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой. - М.: Просвещение, 1986 г.

Новизна программы определяется ее направленностью на   подготовку обучающихся общеобразовательной школы, которые стремятся  научиться красиво и грамотно петь на «любительском» уровне и не ориентированы на получение углубленной подготовки в рамках музыкальной школы. Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.  При этом по программе могут обучаться дети  не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. В программе представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся. Поэтапная структура программы с повторяющимися темами дает возможность начать ее освоение со второго этапа, обучающимися, прибывшими из других образовательных учреждений.

Таким образом,  отличие программы в  том,  что она:

  • позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;
  • ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей школьников разных возрастных групп  в вокальном ансамбле за 3 года обучения соразмерно  личной индивидуальности;
  • может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Цель реализации программы – формирование музыкальной культуры школьников средствами вокального искусства.

Задачи:

  • сформировать и развить вокальные умения и навыки;
  • обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • развить музыкальные способности, (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память);
  • развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений;
  • воспитать устойчивый интерес к музыке, потребность в музыкальном самообразовании.

В программе особое внимание уделяется постановке певческого голоса, развитию вокальных навыков ребенка, учитывая их возрастные особенности. При грамотной постановке голоса у детей не только развивается музыкальный слух и голос, но и улучшается здоровье, развиваются органы дыхания.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Включение других видов деятельности на занятиях (игра на простейших музыкальных инструментах, импровизация, музыкально-ритмические движения), активизирует музыкальное развитие, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Программа раскрывает примерное содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

  Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  вокальный ансамбль. Вокальная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы),  особенности звуковедения. Репертуарный план ансамбля основывается на современной музыке, песнях советских композиторов. В школе создан вокальный ансамбль «Элегия», состоит из двух групп, соответственно этапам обучения. Младшая группа называется «Солнечные капельки».    

Срок реализации программы – 3 года обучения.

Структура и состав ансамбля, продолжительность и регулярность занятий

В вокальном ансамбле занимаются дети 7-15 лет, которые распределяются по группам, в зависимости от возраста и вокального развития. Для правильного формирования учебных групп проводится предварительное прослушивание каждого ребенка. Программа вокального ансамбля предполагает 2-х этапный принцип организации обучения.

Этап

Год обучения

 Группа

Возраст детей

Регулярность занятий

Продолжительность одного занятия

I

1

Младшая «Солнечные      капельки»

7-11 лет

2 раза в неделю

1 час

II

2-3

Старшая «Элегия»  

9-15 лет

2 раза в неделю

1 час

Основной принцип обучения - коллективное ансамблевое творчество, форма обучения - репетиция.

 В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие художественного вкуса и сценической культуры;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • формирование культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентностей;
  • овладение основами  работе в коллективе.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
  • овладение основами музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

№п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее

кол-во

Теория

Прак-

тика

Вокально-хоровая работа

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

2

1

1

Групповое

Певческая установка. Дыхание.  

8

2

6

Групповое

Распевание.

8

0

8

Групповое

Развитие голоса.

10

2

10

Групповое

Звуковедение. Использование певческих навыков.

12

4

8

Групповое

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

6

2

4

Групповое

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

Групповое

Нотная грамота.

4

4

0

Работа над сценическим образом. Движения под музыку.

8

0

8

Групповое

Концертно-исполнительская деятельность

Репетиции, праздники, выступления.

12

0

12

Репетиции, конкурсы, праздники

Итого

72

19

53

Планируемые результаты 1 года обучения.

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:

знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • основы музыкальной грамоты;
  • различные манеры пения;
  • место дикции в  исполнительской деятельности.

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • уметь делать распевку;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно.

владеть:

  • певческим дыханием;
  • правильным певческим формированием гласных в сочетании с
    согласными.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-

тика

Вокально-хоровая работа

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо-вание певческих навыков

8

2

6

Групповое

Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие  вокалисты.  

4

4

0

Групповое

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

4

0

4

Групповое

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

6

2

4

Групповое

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.  

Сценическая культура.

6

0

6

Групповое

Дикция. Вокальные навыки.

8

2

6

Групповое

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

Групповое

Нотная грамота.

4

4

0

Работа с солистами.

12

0

12

Работа над сценическим образом.

6

2

4

Групповое

Концертно-исполнительская деятельность

Репетиции, праздники, выступления.

12

0

12

Репетиции, конкурсы, праздники

Итого

72

18

54

Планируемые результаты 2 года обучения.  

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:

знать, понимать:

  •  певческую установку;
  •  дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;
  • произведения различных жанров;
  • великих  вокалистов России и мира;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления великих вокалистов
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;

владеть:

  • правильной постановкой при пении;
  • правильным звукообразованием (мягкая «атака»);
  •  четкой  дикцией.

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

П№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-тика

Вокально-хоровая работа

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование  певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

6

2

4

Групповое

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

8

0

8

Групповое

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

10

2

8

Групповое

Дикция.  Расширение диапазона голоса.

8

0

8

Групповое

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

8

0

8

Групповое

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

10

0

10

Групповое

Беседа о гигиене певческого голоса.

4

4

0

Групповое

Работа над сценическим образом.

6

0

6

Групповое

Концертно-исполнительская деятельность

Репетиции, праздники, выступления.

12

0

12

Репетиции, конкурсы, праздники

Итого

72

8

64

 

Планируемые результаты 3 года обучения.

В результате обучения  пению в вокальной студии воспитанник  должен:

знать, понимать:

  • основные типы голосов;  
  • жанры вокальной музыки;
  • типы дыхания;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • реабилитацию при простудных заболеваниях;
  • особенности многоголосого пения;
  • обоснованность сценического образа.

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  • принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

владеть:

  • навыком пения высокой позиции;
  • навыком правильным преодолением переходных нот;
  • навыком красивого, выразительного пения;
  • эмоциональным исполнением.

Мониторинг эффективности реализации программы

Педагогический мониторинг

Методы сбора информации

Достижения школьников

Метод статистического анализа

Изучение

творческих

способностей обучающихся

Оценка уровня творческого мышления Тест Е. Торренса

Удовлетворенность учащихся

Анкетирование

В 2011/2012-2013/2014 уч.г. данная программа дополнительного образования прошла апробацию на базе МБОУ СОШ № 9.

Форма подведения итогов: отчетный концерт для родителей.

 

 

                                       Список  рекомендуемой литературы  для педагога

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
  4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  5. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
  6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
  7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
  8. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
  9. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  11. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
  1. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
  1. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  1. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
  3. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
  4. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
  5. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
  6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
  7. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
  8. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
  9. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  10. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
  11. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  12. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
  13. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
  14. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
  15. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
  16. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  17. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
  18. Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
  19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
  20. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
  21. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
  22. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

Список полезных интернет-ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

 Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  1. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  2. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  3. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  4. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  5. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  6. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  7. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  8. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  9. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998