Научно-исследовательская работа по теме "Вокалотерапия как фактор здоровьесбережения младших школьников"
учебно-методический материал по музыке на тему

Шмотина Кристина Сергеевна

Курсовая работа, научно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_issledovatelskaya_rabota.odt30.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

«Забота о здоровье ребёнка – это прежде

всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является

радость творчества»

                             В.А.Сухомлинский

Актуальность проблемы исследования. В наш стремительный век нередки сетования на повседневную суету, частую усталость. Эта атмосфера влияет как на взрослых, так и на детей. Общий жизненный  тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится  в состоянии постоянного стресса. Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.

По данным минсоцздраразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдают хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка. А ведь здоровье - это не просто отсутствие болезней, это - состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствуют положения Закона Российской Федерации об образовании, в которых излагаются принципы, определяющие государственную политику нашей страны в области образования. Один из этих принципов утверждает приоритет жизни и здоровья человека, из чего следует, что этот приоритет должен признаваться в любой системе образования.

        В образовательном процессе можно поддерживать здоровье детей по нескольким направлениям, это: гигиенически оптимальные условия обучения и организация учебного процесса,  физическая активность школьников, психолого-педагогические методы, используемые на уроках и внеурочной деятельности.

Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность. Такую разгрузку организму дают школьникам уроки музыки.

Настоящее волшебное действие оказывает и песня - то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокой древности. Медики давно обратили внимание на то, что занятие вокалом, называемое вокалотерапией,  оказывает самое благотворное влияние на здоровье.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья учителя и учащихся поднимаются и исследуются в разных аспектах. Проблему здоровьесбережения учащихся в процессе образования исследуют Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, С.Г. Сериков, З.И. Тюмасева, Е.Н. Щуркова и др.; пути сохранения и укрепления здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий раскрывают Т.Ф.Орехова, Т.А. Солдатова, З.И. Тюмасева, А.А. Уманская и др.

   Исследованиями вокалотерапии  в рамках здоровьесбережения занимались многие ученые, психологи, педагоги: В.И. Петрушин, В.А. Сухомлинский, С.В. Шушарджан.

           На основе актуальности изучаемой нами проблемы мы сформулировали тему исследования: "Вокалотерапия как здоровьесберегающий фактор в вокальной работе со школьниками».

Цель:  выявить и раскрыть здоровьесберегающий фактор в процессе вокальной работы со школьниками, используя вокалотерапию.

Задачи исследования:

- раскрыть на основе изучения психолого-педагогической литературы понятия здоровосбережения и раскрыть направления, виды и историю возникновения музыкотерапии;

- путем изучения методической литературы систематизировать методы вокалотерапии, механизм ее влияния на организм;

- обобщить теоретические и методические аспекты и определить перспективу дальнейшего исследования

Теоретические методы:

- анализ литературы;

- систематизация изученного материала;

- классификация;

  • обобщение.


Глава I. Психолого-педагогические основы здоровьесбережения в детском школьном учреждении

1.1. Причины перегрузки современного ребенка

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала и выступает против духовного и физического принуждения. Несмотря на высокий уровень разработанности гуманистических теорий и конкретных технологий, они еще с трудом находят воплощения в реальной практике. К сожалению, насилие, разрушение здоровья в скрытом, а иногда в открытом виде присуще системе образования. Т.Ф. Орехова, исследуя данную проблему, отмечает: "В самом образовательном процессе или в способе его организации есть факторы, разрушительно влияющие на здоровье школьников".

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд причин неблагополучного состояния здоровья у детей в школе, такие как: организация процесса обучения, стресс, связанный с нехваткой времени, интенсивное обучение, компьютеризация, снижение двигательной активности, недостаток уровня знаний о здоровье человека. Раскроем кратко каждую из причин.

Неблагополучие здоровья школьников в России детерминировано множеством факторов, в том числе одна из основных причин - влиянием процесса обучения и его интенсификацией. О негативном влиянии  процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые 19 века. В результате наблюдений врачи отмечали  распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественно их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р. Вирхова, 1870). Изучение причин школьных болезней позволил специалистам 20 в. заключить, что они связаны с организацией обучения.

Следующая причина, вытекающая из наблюдений специалистов, (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов), к недостаткам организации обучения  следует отнести:

  • слабую освещенность классных помещений;
  • спертый воздух в них;
  • неправильную форму и величину школьных столов
  • плохое качество школьных досок;
  • некачественные наглядные пособия;
  • санэпиднеблагополучие в некоторых регионах;
  • переуплотненность  школ (30 % из них функционируют в 2-3 смены);
  • отсутствие хорошо оборудованных спортзалов;
  • низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях;

Все это, несомненно, приводит к ухудшению здоровья учащихся.

Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, - еще одна серьезная причина  для педагогов, врачей  и  для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребенка.

Следующая причина перегрузки школьников — это стресс ограничения времени. По мнению специалистов в области педагогики, таких как В.И. Петрушин, З.И. Тюмасева за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в 2 раза. Соответственно, увеличился и объем домашнего задания. В дополнении ко всему дети посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные факультативы и кружки. В итоге, чтобы все успеть, они постоянно должны спешить, у них почти не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.

Очередная причина – это система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей, также негативно влияют на здоровье. До 80 % школьников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья.

 Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении, и это еще одна причина. Высокие нагрузки негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. Поэтому, главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификация обучения.

Далее, одна из причин негативного влияния в обучении заключается в том, что сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья. Компьютер отрицательно влияет на некоторые системы растущего организма. Например, на нервную систему. Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого  на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.

Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и школьников, от этого, нарушение обмена веществ, обретение избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов. Эта причина одна из основных.

 Еще одна проблема - психологическое давление на учеников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе. Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов.

Последняя из перечисленных причин, это отсутствие здоровья школьников является  недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей, что особенно огорчает педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать образ жизни детей, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Говоря о здоровьесберегающем образовании в учебном процессе, Т.Ф. Орехова отмечает взаимообусловленность здоровья учителей и детей. По ее мнению:

-учитель - один из ведущих факторов здоровьесберегающего образовательного пространства;

- здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя;

- личность и жизнь учителя - модель и образец пути здоровья, а следовательно нравственности и мудрости для учащихся.

Таким образом, причин перегрузки школьников выявлено достаточно для того, чтобы обратить внимание на эту проблему.  


Направления здоровьесбережения

Проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.

Создание условий для укрепления  и сохранения здоровья детей является главной задачей, стоящей перед педагогами любого образовательного обучения. Эта задача может быть успешно решена только в условиях здоровьесбережения детей.

Здоровьесбережение представлено в модели педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологичекие особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.

Значительная количество школьников большую часть времени проводит в образовательных учреждениях, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах профилактики заболеваний и охраны здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.

В литературе приводятся данные о влиянии факторов, определяющих уровень общественного здоровья, которые распределяются следующим образом:

1. - наследственность - определяет здоровье на 20 %;

2. - условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%;

3. - деятельность системы здравоохранения - на 10%;

4.- образ жизни человека - на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является образ его жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

В соответствие с концепцией модернизации российского образования до 2010 года проводился эксперимент по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Одними из основных направлений этого эксперимента, затрагивающего все ступени общего образования, являются разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий и апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности. В качестве обязательных аспектов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений выделяются:

- проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий 1-11 классов;

- формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни;

- педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся;

- повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся;

 - профилактика как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению;

- создание специализированного компьютерного банка данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.

Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательное пространство школы и представляет собой сложный технологический процесс, имеющий цели, задачи и организационные этапы.

Здоровьесберегающая деятельность внедряется в общеобразовательное пространство по трем основным  направлениям: педагогическое, медико-валеологическое и психологическое. Все направления взаимосвязаны и имеют свое содержание, последовательно реализуемое  на определенном этапе деятельности.

Основой здоровьесбережения в педагогическом направлении является: организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников; просветительно-воспитательную работу, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся; профилактику и динамические наблюдения за состоянием здоровья и организацию рационального питания; физкультурно-оздоровительную работу по рацональной организации двигательной активности учащихся, включающую динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.

Медицинское (физиолого- валеологическое)  направление должно обеспечивать гигиенические условия образовательного процесса; широкую просветительскую работу среди учащихся, родителей и педагогов; системную реабилитационную работу по отношению ко всем участникам общеобразовательного процесса, раннюю диагностику и профилактику заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста.

Психологическое направление включает в себя создание специальной психологической службы, которая осуществляет психологическое консультирование и сопровождение учащихся школы, проводит развивающую работу со всеми школьниками в различных формах, психологическую поддержку учебно-воспитательного процесса, оказывает целостную помощь детям группы риска, содействуют гуманизации психологического микроклимата образовательного процесса.

Формами здоровьесберегающей деятельности в школе могут быть диспансеризация, профилактические прививки, дни здоровья, школьные спортивные праздники, беседы о здоровье с учащимися и с родителями, витаминизация, выпуск санбюллетеней и др. В оздоровительную инфраструктуру школы следует включить медицинский кабинет, зубоврачебный кабинет, спортзал, школьный стадион, тренажерный комплекс, кабинет музыки.

Здоровье, являюсь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании своего здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организация рационального режима труда и активного отдыха. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесберегающим образованием.

Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы- педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитание детей и подростков с целью сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно- методического и материально- технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядных пособий и наглядного оборудования) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.

Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышение эффективности учебного труда в школах необходимо вводить деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;

-проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;

- введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;

- введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;

- индивидуализацию и дифференциацию обучения, работа по индивидуальным программам в старших классах.

В заключение следует подчеркнуть важность направлений здоровьесбережений


Список литературы

  1. Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса [текст]: Государственное музыкальное издательство. Москва-Ленинград. 1952 г. 200 с.
  2. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков. – М, 1977
  3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология –М,1999
  4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [текст]: Учебное пособие для музыкальных вузов. –М.: Издательство МУЗЫКА, 1968. – 678с.
  5. Доклад, о состоянии здоровья детей в Российской Федерации: по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года –М., 2003
  6. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы [текст]: учебно-методическая литература для исполнителей на духовных и народных инструментах. «Государственное музыкальное издательство. Москва 1962.» -167с.
  7. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 95с.: ил.
  8. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [текст]. Издательство «наука» Ленинградское отделение: Ленинград 1967г. 205с.
  9. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
  10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в семье –М.,2005 г.
  11.  Суязова, Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации [текст]: учитель, 2008. -138с.
  12. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности [текст]: теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. -368с.
  13. Шацкой, В.Н. Детский голос. Экспериментальные исследования[текст]. Под редакцией действительного члена АПН СССР. Издательство «ПЕДАГОГИКА»  -М.: 1970. -226с.
  14.  Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. –Ростов Н./Д: Феникс, 2008. –380 [1] с.: ил, - (высшее образование)
  15.  Научно-диагностический центр клинической психиатрии. Клиника вегетативных расстройств [электронный ресурс]: http:// www.psychopro.ru/index.php?sextion_id=2&id=421
  16.  Здоровье ребенка в школе [электронный ресурс]: www.sympaty.net/
  17.  Сайт о здоровье [электронный ресурс]: www.aif.ru
  18.  Персональный сайт учителя музыки МБОУ «СОШ №2», г. Мегион, М.М. Байгутлиной-Байчуриной [электронный ресурс]: http://cosmotorolog
  19.  Публикации/ Альфа/ Лэнд [электронный ресурс]: www.go2alfaland.ru
  20.  Успехи современного естествознания [электронный ресурс]: www.rae.ru
  21.  Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области [электронный ресурс]: www.rospotrebnadzor.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Арт-терапевтические упражнения в структуре музыки как средство здоровьесбережения младших школьников

Арт - терапевтические игры - упражнения на уроках музыки (по программе Баклановой)...

Физминутки и игры на уроках английского языка как элемент здоровьесбережения младших школьников

Физминутки и игры на уроках английского языка как элемент здоровьесбережения младших школьников...

Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе переме...

Школьный портфель как фактор здоровья младших школьников

Школьный портфель как фактор здоровья младших школьниковКазанцева Л.А.11 класс, МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю. Г.» г. Ханты-МансийскНаучный руководитель: Скурихина Е.М., МБОУ «СОШ №1 и...