Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс ФГОС (2015-2016)
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс) на тему

Решетникова Светлана Георгиевна

Календарно-тематическое планирование по музыке в помощь педагогам при составлении рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_muzyke_7_klass_2015-2016_fgos_reshetnikova_s.g.doc191 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 7 класс

п/п

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к

результатам

Контрольно-

оценочная

деятельность

Информацион-ное сопровож-дение, цифровые  и электронные образователь-ные ресурсы

Д.З.

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

Тема года:  «Содержание и форма в музыке».   Всего часов  35 часов

Первая четверть: 9 часов

 Введение: «Об единстве содержания и формы в музыке». Всего: 1 час

1

О единстве содержания и формы в художественных произведениях

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства - важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую

единственность» замысла и его воплощения.

Художественный материал:

Поэзия        

Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа ...

Живопись        

И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря.

Музыка        

А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла

«Четыре концерта для скрипки с оркестром

«Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Шевчук. Что такое осень (пение)

1.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.

2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музы-

кой и другими видами искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать о яркости образов

в музыке и других видах искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике)

Текущий

Устный опрос

Презентация

§1

1

Раздел:1 «Содержание в музыке» Всего: 3 часа

1.1

2

 Музыку трудно

объяснить словами (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Почему музыку трудно объяснить словами.

Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир.

Музыкальный материал:

Ш. Азнавур. Вечная любовь (слушание);

Я.Дубравин, стихи М. Пляцковского.

Когда играет музыкант (пение)

1. Рассуждать о значении искусства

в жизни современного человека

(с учетом критериев, представлен-

ных в учебнике).

Изучать специфику современной

популярной зарубежной музыки,

высказывать собственное мнение

о ее художественной ценности

Тематический

Устный опрос

ФЦИОР

§2

1.2

3

В чем состоит

Сущность  музыкального содержания (2 ч)

Урок закрепления знаний

1

Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве.

Художественный материал:

Живопись

С. дель Пьомбо, Несение креста.

Музыка

Т. Альбинони: Адажио (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Мигуля. Быть человеком (пение)

1. Эмоционально воспринимать

художественные образы различных

видов искусства.

2. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды.

Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях

Текущий

Взаимоопрос

Презентация

§3

1.3

4

 В чем состоит

сущность музы-

кального  содер-

жания (продолжение)

Урок закрепления знаний

1

Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части

«Лунной сонаты Л. Бетховена).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната N 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

Л. Бетховен, русский текст

Э. Александровой. Дружба (пение)

1. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных про-

изведениях.

2. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Осваивать выдающиеся образцы

западноевропейской музыки (эпоха

венского классицизма)

Текущий

Синквейн

§3 продолжение

2

Раздел: 2 «Каким бывает музыкальное содержание» Всего: 5 часов

2.1

5

Музыка, которую можно объяснить словами (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Воплощение содержания в произведениях

программной музыки. Программность обоб-

щающего характера (на примере  концерта

«3има» из цикла «Четыре концерта для

скрипки с оркестром «Времена года»

А. Вивальди).

Музыкальный материал:

А. Вивальди. 3има. I часть. Из цикла

«Четыре концерта для скрипки с оркестром

«Времена года» (слушание);

Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение)

1. Анализировать содержание музы-

кальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике)

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

Находить ассоциативные связи

между образами музыки, поэзии

и изобразительного искусства

Текущий

Устный опрос

Видео

§4

2.2

6

Ноябрьский

образ в пьесе

П. Чайковского

(1 ч)

Урок обобщения и систематиза-ции  знаний

1

Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание.

Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы

П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).

Художественный материал:

Поэзия

Н. Некрасов. Тройка (фрагмент).

Музы к а

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

А. Ермолов, стихи А. Богословской: Осенний

блюз (пение)

1. Анализировать содержание музы-

кальных произведений (с учетом

критериев, представленных в; учебнике).

2. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

Анализировать многообразие связей музыки и литературы.

Выявлять круг образов в музы-

кальном произведении.

Рассуждать о яркости и контраст-

ности в музыке (с учетом критериев,

представленных в учебнике)

Текущий

Интернет-ресурсы

Видео

презентация

§5

2.3

7

 Восточная тема у Н. Римского-

Корсакова:

«Шехеразада»

(1 ч)

Урок обобщения и систематизации  знаний

1

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей про-

граммности в музыкальных образах, темах,

интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание);

М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение)

1. Анализировать содержание музы-

кальных произведений (с учетом

критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

Находить ассоциативные связи

между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой музыке.

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства

Текущий

Устный

ФЦИОР

§6

2.4

8

Когда музыка

не нуждается

в словах (1 ч)

Урок обобщения и систематиза-ции  знаний

1

Осуществление музыкального содержания

в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение

вопроса, связанного с воплощением

музыкального образа Этюда ре-диез минор

А. Скрябина (интерпретация

В. Горовица).

Музыкальный материал:

А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 N 12

(слушание); А. Варламов, стихи М. Лермонтова.

Горные вершины (пение)

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

2. Выявлять возможности преобразующего значения музыки.

 Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений,

Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных воп-

росов проблемного содержания.

Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов

академической направленности

Тематический

Устный опрос

Видео

§7

закл

9

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей.

Урок обобщения

1

Е. Мравинского, А Свешникова, Г. Фон Караяна

Узнавать наиболее яркие произведения

Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

Тематический

Устный опрос

Интернет-ресурсы

Сообщение,презентация

3

 Вторая четверть:  7часов

Раздел: 3 «Музыкальный образ» Всего: 3 часа

3.1

10

 Лирические

образы в музыке

(1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Воплощение содержания в художественных

произведениях малой и крупной формы

(на примере картин «Юный нищий»

Э. Мурильо и «Триумф Цезаря»

А. Мантенья). Связь между образами

художественных произведений и формами

их воплощения. Выражение единого образа

в форме миниатюры.

Особенности лирического художественного

образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 N 12

С. Рахманинова. Художественный материал:

живопись

Э. Мурильо. Юный нищий;

А. Мантенья. Триумф Цезаря;

И Левитан. Золотая осень.

Поэзия

Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент.

Музыка

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор,

соч. 32 N 12 (слушание).

Песенный репертуар:

И. Мипютин ; стихи Е Допматовского.

Лирическая песенка. Из кинофильма

«Сердца четырех» (пение)

1. Анализировать особенности воп-

лощения лирических образов в музыке.

2. Наблюдать за развитием одного

образа в музыкальном произведении.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази-

тельного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения,

произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке

Итоговый

Тест, музыкальная викторина

Презентация

§8

3.2

11

Драматические

образы в музыке

(1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Характерные особенности драматических

образов в музыке. контраст образов, тем,

средств художественной выразительности

в музыке драматического характера (на при-

мере вокальной баллады «Лесной царь»

Ф. Шуберта).

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь

(слушание);

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям

погибших героев (пение)

1. Анализировать особенности воп-

лощения драматических образов

в музыке.

2. Анализировать приемы взаимо-

действия различных образов в драматических произведениях.

Рассуждать о яркости и контраст-

ности образов в драматических про-

изведениях.

Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в драматических про-

изведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем

Текущий

Творческое задание

Презентация

§9

3.3

12

 Эпические

образы в музыке

(1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном

искусстве (на примере Вступления к опере

«Садко» Н. Римского-Корсакова).

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее.

Вступление к опере «Садко» (слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство

(пение)

1. Анализировать особенности

воплощения эпических образов

в музыке.

2. Наблюдать за развитием одного

образа в музыкальном произведении.

Сравнивать особенности музы-

кального языка в произведениях

разного смыслового и эмоционального содержания

Текущий

Творческое задание

Презентация

§10

4

Раздел: 4 «О чем «рассказывает» музыкальный жанр» Всего: 4 часа

4.1

13

«Память

жанра» (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

 

1

Способность музыкальных жанров вызывать

определенные образные представления

(ассоциативность жанра). Использование

композиторами ассоциативных жанров

для воплощения определенного содержания

(на примере Полонеза ля-бемоль мажор

Ф. Шопена).

Музыкальный материал:

Ф. Шопен, Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53

N 6. Фрагмент (слушание); Ты река ль, моя реченька. Русская народная

песня, обработка Л. Лядовой (пение)

Понимать взаимосвязь между

жанром музыкального произведения

и его содержательным воплощением

 

Исследовать взаимосвязь

жанровых и интонационных основ

музыки.

Текущий

Устный опрос

Презентация

§11

4.2

14

Такие разные,

песни, танцы,

марши

Комбинирован-ный урок

1

Взаимодействие и взаимообогащение народ-

ных и профессиональных музыкальных

жанров. Воплощение народной песенности

в произведениях композиторов-классиков

(на примере финала Симфонии N 4

П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония N 4. IV часть.

Фрагмент (слушание);

В. Берковский, С. Никитин, стихи

М. Величанского. Под музыку Вивальди

(пение)

Содержательность жанра марша. Общность

и отличие в маршах из балета «Щелкунчик»

П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкун-

чик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание)

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Состояние мечтательной грусти в вальсе си

минор Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений

Онегин» (слушание);

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 N 2

(слушание)

1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке.

3. Понимать значение народного муэыкального творчества в сохранении

и развитии общей культуры народа.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест-

ровке) музыку отдельных выдаю-

щихся композиторов прошлого

(П. Чайковского)

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов

прошлого (П. Чайковского,

Дж. Верди)

Текущий

Взаимоопрос

 Видео

§12

4. 3

15

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Урок закрепления знаний

 

1

Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие.

.

1. Осознавать взаимосвязь

жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом

критериев, представленных в учебнике).

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях раз-

ного смыслового и эмоционального

содержания.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест-

ровке) музыку отдельных выдаю-

щихся композиторов

Текущий

Взаимоопрос

Интернет-ресурсы

сообщение

4.4

16

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Урок закрепления знаний

 

1

Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие.

Интерпретация вокальной и инструментальной музыки.

1. Осознавать взаимосвязь жанро-

вых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Выявлять круг музыкальных об-

разов в различных музыкальных

произведениях.

Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в произведениях сложных форм.

Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях раз-

ного смыслового и эмоционального

содержания.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест-

ровке) музыку отдельных выдаю-

щихся композиторов

Итоговый

Тест

Интернет-ресурсы

презентация

5

Третья четверть всего: 11 часов

Введение.

Раздел: 5  «Форма в музыке» Всего:  1 час

5.1

17

«Сюжеты»

и «герои» музы-

кального произведения (1ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

Особенности воплощения художественного

замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произве-

дению.        

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Музыкальный материал:

Р. Вагнер. Антракт к ПI действию. Из оперы

«Лоэнгрин» (слушание);

Е. Крылатое, стихи Н.Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение)

1. Понимать характерные особенности музыкального языка.

2. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки эрения единства содержания и средств

музыкальной выразительности.

Рассуждать о яркости и контраст-

ности образов в музыке

Текущий

Взаимоопрос

Видео

§13

6

Раздел: 6 «Что такое музыкальная форма» Всего: 2 часа

6.1

18

«Художест-

венная форма -

это ставшее зри-

мым содержание»

(2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Понимание музыкальной формы в узком

и широком смысле.

Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь

тональности музыкального произведения

с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема

В. А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта). Художественный материал:

Поэзия

В. Брюсов. Сонет к форме.

Живопись, архитектура,

декоративно-прикладное

искусство

Собор Нотр-Дам в Париже;

Микеланджело. Внутренний вид купола

собора св. Петра;

Братья Лимбирг, Крещение. Из Роскошного

часослова герцога Беррийского;

Микеланджело. Мадонна Дони;

О. У. Пьюджнн. Готический диван;

Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.

Музыка

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза

(слушание);

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л.Дербенева. Есть только

миг. Из кинофильма «Земля Санникова»

(пение)

1. Воспринимать и оценивать

произведения искусства с точки

зрения единства содержания

и формы (с учетом критериев,

представленных в учебнике).

2. Понимать характерные

особенности музыкального

языка (с учетом критериев,

представленных в учебнике).

Различать характерные признаки

видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР

§14

6. 2

19

«Художест-венная форма -

это ставшее зримым содержание

(2 ч)

Урок закрепления знаний

1

Особенности претворения ладотональности

в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта («торжествующая жажда

жизни).

Выражение мотива тоски и одиночества

в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла

«Зимний путь» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба

Фигаро» (слушание);

Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального

цикла «3имний путь» (слушание);

А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя

поэма (слушание)

1. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях раз-

ного смыслового и эмоционального

содержания.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого

(В. А. Моцарта, Ф. Шуберта)

Текущий

Взаимоопрос

ФЦИОР

§14,продолжение

7

Раздел: 7 «Виды музыкальных форм» Всего: 8  часов

7.1

20

 Почему музы-

кальные формы

бывают больши-

ми и малыми (1 ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии N 5 Л. Бетховена

и пьесы «Игра воды» М. Равеля).

Общее и индивидуальное в музыкальной

форме отдельно взятого произведения.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония N 5. I часть

(слушание);

М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

Л.Дубравин, стихи М. Пляцковского

Снежинка (пение)

1. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимо-

действия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров

Текущий

Устный опрос

§15

7.2

21

Музыкальный

шедевр в шест-

надцати тактах

(период) (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Музыкальная форма период, особенности

ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме

музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена).

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 N 7

(слушание);

С. Ваневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды»

(пение)

1. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (форма музыкального

периода).

2. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

Наблюдать за развитием одного

образа в музыкальном произведении

Текущий

Устный опрос

Видео

§16

7. 3

22

О роли повторов в музыкальной форме (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Композиционные повторы в искусстве как

выражение цельности, симметрии устойчи-

вой завершенности.

Репризность как важная основа звуковой

организации музыки (на примере Венгерско-

го танца N 5 И. Брамса).

Художественный материал

Архитектура

Собор Нотр-Дам в Париже.

А. Фет. Свеж и душист твой роскошный

венок ... Музыка

И. Брамс. Венгерский танец N 5 (слушание)

1. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

2. Исследовать специфику музы-

кального формообразования

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Наблюдать за сопоставлением

музыкальных образов (музыкаль-

ных тем).

Рассуждать об общности и разли-

чии формообразующих средствв музыке, литературе и изобрази-

тельном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Текущий

Устный опрос

Презентация

§17

7. 4

23

Два напева

в романсе

М. Глинки

«Венецианская

ночь»: двухчаст-

ная форма (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы.

Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки).

Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного

образа). Состояние душевного покоя, радос-

ти и очарования в звуках романса.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венециан-

ская ночь (слушание, пение)

1. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (двухчастная форма).

2. Наблюдать за развитием и сопос-

тавлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Размышлять о яркости и контр-

астности образов в музыке.

Раскрывать особенности музы-

кального воплощения поэтического

образа (в устном ответе)

Текущий

Устный опрос

Презентация

§18

7. 5

24

«Ночная серенада Пушкина -

Глинки: трехчастная форма (1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Реализация музыкального образа

в трехчастной форме (на примере романса

М. Глинки «Я здесь, Инезилья ... » ).

Производный контраст между разделами

формы. Выразительная роль деталей.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь,

Инезилья ... (слушание);

А. Гречанинов, стихи народные. Призыв

весны (пение)

1. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (трехчастная форма).

2. Наблюдать за развитием образа

на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

Раскрывать особенности музы-

кального воплощения поэтического

образа (в устном ответе).

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого

(М. Глинки)

Текущий

Взаимо опрос

Презентация

§19

7. 6

25

Многомерность образа:

форма рондо ( 2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Художественные особенности формы рондо

(на примере стихотворения В. Брюсова

«Рондо» ). Роль рефрена и эпизодов в форме

музыкального рондо. Сопоставление двух

содержательных планов в романсе «Спящая

княжна» А. Бородина.

1. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (рондо).

Наблюдать за развитием образа,

сопоставлением его фрагментов на

основе сходства и различия музы-

кальных тем

Текущий

Устный опрос

Презентация

§20

7. 7

26

 Многомерность образа:

форма рондо ( 2 ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

Многоплановость художественного образа

в рондо «Джульетта-девочка» из балета

«Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева

Художественный материал:

Поэзия

В. Брюсов. Рондо.

Музыка

А. Бородин. Спящая княжна (слушание,

участие в исполнении);

С. Прокофьев. Джульетта-девочка.

Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание)

Анализировать приемы взаимо-

действия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных жанров.

Рассуждать об общности и разли-

чии выразительных средств музыки

и литературы (с учетом критериев,

представленных в учебнике)

Текущий

Творческое задание

Презентация

§20 продолжение

7. 8

27

Образ

Великой Отечественной войны

в« Ленинград-

ской» симфонии Д.Шостаковича:

вариации (1 ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа

в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской»

симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая

роль повторности в процессе музыкального

формообразования).

Художественный материал:

П о э з и я А. Ахматова. Первый дальнобой-

ный в Ленинграде.

Музыка

Д. Шостакович. Симфония N 7 «Ленинг-

радская». часть. Фрагмент «эпизод нашест-

вия» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Синявский, стихи В. Владимирова.

Благодарим, солдаты, вас! (пение)

1. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (вариации).

2. Анализировать приемы развития

образа в музыкальном произведении.

 3. Рассуждать об общности и разли-

чии выразительных средств музыки

и литературы (с учетом критериев,

представленных в учебнике)

Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании

Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения

к изучаемой музыке (с учетом критериев Дневника музыкальных раз-

мышлений)

Итоговый

Тест

Презентация

§21

8

Четвертая четверть: 8 часов

Введение.

Раздел: 8 «Музыкальная драматургия» Всего: 7 часов

8. 1

28

 О связи музы-

кальной формы

и музыкальной

драматургии (1 ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.

Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс - результат). Особенности взаимодействия статики

и динамики в пьесе «Старый замок» из фор-

тепианного цикла «Картинки с выставки»

М. Мусоргского. Художественный материал:

Живопись

Школа П. дела Франческа. Вид идеального города;

А. Альдорфер. Битва Александра.

Поэзия

Т. Готье. Средневековье.

Музыка

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

(слушание).

Песенный репертуар:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского.

Просьба (пение)

1. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке.

2. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм.

3. Анализировать приемы развития

одного образа в музыкальном произведении.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка.

Находить ассоциативные связи

между «планами выражения» музы-

ки и изобразительного искусства

Текущий

Устный опрос

Презентация

§22

8. 2

29

Музыкальный

порыв (1 ч)

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

1

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы

«Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии

пьесы «Порыв», их взаимодействие.

Сравнение пьес «Старый замок»

М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла

«Фантастические пьесы» (слушание);

......... (пение)

1. Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в произведениях простых

и сложных форм.

Выявлять круг музыкальных

образов в музыкальных произведениях. Анализировать приемы взаимо-

действия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных музыкальных форм

Текущий

Устный опрос

Презентация

§23

8.3

30

Развитие об-

разов и персона-

жей в оперной

драматургии (1 ч)

Комбинированный урок

1

Особенности оперной драматургии (развитие

образов и персонажей).

Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере

сравнения образа поляков в Сцене польского

бала (П действие) и в Сцене в лесу (IV дейст-

вие).

Музыкальный материал:

М. Г липка. Мазурка. Из оперы «Жизнь

за царя». Фрагмент (слушание);

М. Г липка. Хор поляков из «Сцены в лесу».

Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент

(слушание);

Г. Комраков ; стихи В. Рябцева. Вечный

огонь (пение)

1. Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в оперных произведениях.

2. Наблюдать за развитием музы-

кального образа в музыке.

3..Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания

Анализировать приемы развития

музыкального образа.

Текущий

Устный опрос

Презентация

§24

8.4

31

Диалог

искусств: «Слово

о полку Игореве»

и опера «Князь

Игорь» ( 2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

 

1

Воплощение эпического содержания в опере

А. Бородина «Князь Игорь».

Противопоставление двух образных сфер

как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана

Кончака). Родство музыкальных тем в арии

князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия».

Музыкальный материал:

А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр

1. Воспринимать и оценивать

музыкальные произведения

с точки зрения единства содержания

и формы.

2.Наблюдать за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

3. Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в оперных произведениях.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка .

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (их фрагментах).

Текущий

Устный опрос

Видео

§25

8.5

32

Диалог

искусств: «Слово

о полку Игореве»

и опера «Князь

Игорь» ( 2 ч)

Урок закрепления знаний

1

«Мужайся, княгиня» из I действия; хор

«У летай на крыльях ветра» из П действия;

ария князя Игоря из П действия; ария хана

Кончака из П действия; плач Ярославны

из IV действия (слушание);

С. Соснин, стихи Я. Серпина, Родина

(пение);

В. Алексеенко, стихи Г. Новоселова.

Подарок Родины (пение);

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского,

Песня о далекой Родине. Из телефильма

«Семнадцать мгновений весны» (пение)

Воспринимать и сравнивать музы-

кальный язык в произведениях

(фрагментах крупных произведений)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания.

Анализировать приемы взаимо-

действия и развития одного,(нескольких) образов в пределах

произведений крупных форм

или их фрагментов.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Текущий

Взаимо опрос

Видео

§25 продолжение

8.6

33

Развитие

музыкальных,

тем в симфонической драматургии (2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

 

1

Главные особенности симфонической

драматургии (последовательность,

сочетание, развитие музыкальных тем).

Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи,

мысли, содержания произведения. Знаком-

ство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии

N 41 В. А. Моцарта.

Взаимодействие гомофонно-гармонической

и полифонической форм письма. Роль коды

как смыслового итога произведения

1. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в симфонических произведениях.

Наблюдать за взаимодействием

(столкновением) сходных и/или

контрастных музыкальных тем.

Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

Текущий

Устный опрос

Презентация

§26

8.7

34

Развитие

музыкальных,

тем в симфониче-

ской драматур-

гии (2 ч)

Урок закрепления знаний

1

«Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза».

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония N 41 «Юпитер».

IV часть (слушание);

В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой.

Светлый день (пение)

 Понимать характерные особенности музыкального языка.

Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропей-

ской музыки разных эпох.

Понимать характерные черты

венской классической школы

Анализировать приемы тематиче-

ского развития в форме сонатного

аллегро.

Итоговый

Тест

§26 продолжение

Обобщающий урок по теме года. Всего: 1 час

35

Формула

красоты (1 ч)

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

 

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Итоговое обобщение темы «Содержание

и форма» в музыке.

Обсуждение главных выводов, отражающих

неразрывную взаимосвязь содержания

и формы.

Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие.

Интерпретация вокальной и инструментальной музыки.

Знакомство с виртуальным пианино Virtual_MIDI_Keyboard_5_0 и его возможностями. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки

1. Воспринимать и оценивать музы-

кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Текущий

Устный опрос

Видео

§27 презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2

Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...

Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование по физической культуре  для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год

Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова...

Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год

Программа составлена с учётом авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. Автор-составитель: Г.В. Москвин...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС, 2015-2016 уч.год

                              Данная рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС 2015- 2016 учебный год

   Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, в соответствии...

Календарно-тематическое планирование для 5 класса на 2015-2016 учебный год

Календарно-теманическое планирование для 5 класса составлено в соответствии с ФГОС второго поколения. В нём расписаны все УУД....