Программа внеурочной деятельности "В мире музыки" 5-6 класс
рабочая программа по музыке на тему

Терновая Татьяна Анатольевна

Данная рабочая программа художественно-эстетической направленности  «В мире музыки» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников 5 – 6 классов. Предусмотренные программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5-6 классов.Данная рабочая программа художественно-эстетической направленности  «В мире музыки» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников 5 – 6 классов. Предусмотренные программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5-6 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Направленность программы.

Данная рабочая программа художественно-эстетической направленности  «В мире музыки» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников 5 – 6 классов. Предусмотренные программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5-6 классов.

Программа рассчитана на 2 года обучения (общим объёмом  68 чаов). Выбор курса определяется желанием учащихся. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками  1 час в неделю. Занятия проводятся   как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.

         Новые образовательные стандарты предъявляют  к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к вокальному искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

      Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно слушать и исполнять? Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее? Эти проблемы ставились при разработке программы.

Программа  имеет художественно-эстетическую направленность:  осуществляет всестороннее развитие детей, повышает их общий культурный и музыкальный уровень, способствует творческой реализации юных музыкантов, а также  становлению социально успешной, позитивно настроенной  личности.

Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «В мире музыки», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.

Особенность программы «В мире музыки» в том, что она  разработана   для  детей среднего школьного возраста, которые  стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  

 Новизна программа  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся   последовательности, сопровождающая систему практических  занятий.

Программа отличается тем,  что:

  • позволяет через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;
  •  ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников   соразмерно  личной индивидуальности;
  • содержание  программы  «В мире музыки»  может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
  • программа имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

Целесообразность программы:

Программа - это обобщенный многолетний опыт  по воспитанию вокалистов  из числа  одаренных учащихся.  Реализация содержания программы  ориентирована на   применение наиболее эффективных методов и приемов   формирования голоса.

Программа имеет практическую значимость и может быть применена для   работы в системе дополнительного образования детей.

Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

  1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
  3. Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразителных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.
  4.  Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
  5.   Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  6.  Изучение народного искусства Кубани, песенного творчества кубанских композиторов.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

В основу разработки программы «В мире музыки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностного и деятельностного подхода.        

Программа определяет следующие направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность, поисково-исследовательская. Первое направление состоит из тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  к концу 2 года обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы  отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении  процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Возраст обучающихся и сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 2-летний срок обучения детей, обладающих необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющих здоровый голосовой аппарат.

Занятия проводятся 1 раза в неделю (34 часа в год)

Формы и режим занятий.

 Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров и т.д., а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Беседа, на которой излагаются  теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:

-настройка певческих голосов, комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

-дыхательная гимнастика

-распевание

-пение вокализов

-работа над произведением

-анализ занятия

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

2. Тематический  план   программы

Художественно-эстетическое:  «В мире музыки»

Всего

часов

68

Количество  часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1 год

5 класс

2 год

6 класс

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Название раздела,темы

34

34

24

10

19

15

1.

Вокально-хоровая работа.

48

20

5

15

8

Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.

Уметь управлять интонацией своего голоса, правильно дышать.

Понимать элементарные дирижерские жесты.

Развивать выразительность речи.

Правильно интонировать в многоголосии.

Уметь петь без сопровождения отдельные попевки, фразы из песен, народные песни.

2.

Музыкально-теоретическая подготовка

8

3

1

3

1

Иметь представление о музыкальной терминологии.

Овладеть элементарными основами нотной грамотой, развить навыки сольфеджирования.

3.

Теоретико-аналитическая и исследовательская работа

4

1

1

1

1

Размышлять о модификации жанров вокальной музыке.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Исследовать жанры вокальной музыки. Изучать народное творчество Кубани и кубанских композиторов.

4.

Концертно-исполнительская деятельность

8

-

3

-

5

Исполнять вокальные произведения различных стилей: народной песни, романса, современной эстрадной песни с использованием приобретённых вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция).

Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.

Развить навыки концентрации внимания и координации движений.

Развить музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения.

Участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий.

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.

Импровизировать в игре, пластике.

Выступать в концертных программах.

Исполнять песни, используямикрофон и фонограмму «минус один».

Итого:

68

34

34

24

10

19

15

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа имеет двухуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру.

  1. Вокально-хоровая работа
  1. . Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Гёте.

Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные  эмоции как  результат  воздействия  вокала  на

чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

«Ни слуха, ни голоса»  и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать  вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия   в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:  шумовой,   грудной – натуральный (детский), фальцетный,  свистовой или флейтовый.

Регистровый   порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных,  их пение.  Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в  пении.

Практические занятия:

1.Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение  способности к пению.

2.Координационно-тренировочные занятия.

Блок 1.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку,  двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией  «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Блок 2.

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания  связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания  связи  разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами,  не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения:  язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс № 11. Упражнения  на   «Н - носовое».

Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

1.2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков.

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.

1.3. Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).

Важность  работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  

Использование скороговорки  на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения  по распеванию.  Задачи  занятий:  научить учащегося  правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

       1.4.  Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня,  блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит,   джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод-  рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

Романс:  Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Авторская песня:  Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.

Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо  Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин,  Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл,  Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс,  Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы:  Фрэнк Синатра, Энди Уильямс,  Дин Мартин.

Рок-н-ролл:  «Статус кво».  Арт-рок:  «Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок:  Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».

Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе,  Ивонн Эллимер).

Мюзикл:  Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок:   Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул:  Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.

Регги:  Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер,  Боб Марли.

Эстрада:  Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд,  Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.

Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София  Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май»,  «Мираж»,  выпускники «Фабрик звезд»,  Майкл Джексон, Мадонна, Принс,  Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Диско:  Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.

Поп-соул, поп-франк:  Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.

Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

Практические занятия:

Групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Примечание: особенность изучения темы в том, что изучение тематического блока рассчитано на 4 часа, из них 1 час теории, 3 часа практические занятия. Тематический блок рассчитан на 2 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения. Цель использования данного подхода:   помочь воспитанникам  постепенно  углубляться  в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

       1.5. Дикция. Артикуляция.

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека.

 Восприятие искусства через интонацию.  Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  2. Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  3. Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);
  4. Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

   1.6. Гигиена певческого голоса.

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как  последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики  лор – болезней,  их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

  • грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;  
  • использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
  • переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

     1.7. Сценическая культура и сценический образ.

Жесты  вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
  2. Психологический  тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );
  4. Упражнения на координацию движений;
  5.  Практическая работа  по формированию сценического образа.

     1.8. Движения  вокалистов под музыку.

        Движения вокалистов на сцене.  Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

  1. Просмотр и анализ  выступлений вокалистов;
  2. Элементы  ритмической  гимнастики;
  3. Работа над возможными вариантами  движений сценического образа.

     1.9. Вокально-хоровая работа.

Регулировочный образ вокалиста.  Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  2. Упражнения  на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  4. Упражнения по инспираторной  фонации – изданию   звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист  - осознание вокально-телесных ощущений;
  5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);
  6. Тренировочные программы для  фальцетного  регистра  детского и женского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);
  7. Упражнения с твердой и  мягкой атакой.
  8. Подготовка к выходу на сцену.

       1.10. Импровизация.

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
  2. Элементы импровизации в детском исполнении.

       1.11. Собственная манера исполнения.

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,    проприорорецепции,    и отражающиеся в  сознании вокалиста, их  голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки  обучающихся услышать себя изнутри   и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и  заучивание  текста.

Вокальные  трудности в работе с песней  и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление,  формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Выбор песни;
  2. Заучивание текста;
  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
  4. Упражнения:  устранение трудностей в работе с песней.

     2. Музыкально-теоретическая подготовка.

        Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот  Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и   расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный  ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты  в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.

Хроматическая и целотонная гамма. Правильное  пение по нотам.

Интонирование. Фальшь  и пути ее устранения.

Практические занятия:

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.  Научиться писать скрипичный и  басовый ключи.  Выучить название октав на клавиатуре;
  2. Выучить название и написание всех длительностей;
  3. Пение   гаммы по нотам со словами и показом;
  4. Пение песен по нотам;
  5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;
  6. Запись ритмического рисунка;
  7.  Элементы контроля правильности  пения  по нотам;
  8. Секреты устранения фальши.

3. Теоретико-аналитическая и исследовательская работа

Беседы о гигиене певческого голоса. Особенности звучания голоса в пред мутационный и мутационный период. Гигиена голоса в мутационный период.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальных произведениях, сообщение о композиторах, авторах слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Исследовательская работа

Изучение народного творчества как основополагающего звена любой культуры. Механизма создания народных песен, условия их существования, манеры исполнения.

Изучение песенного творчества композиторов Кубани.

4.   Концертно-исполнительская деятельность

 Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся,  их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального  произведения.

В основе репертуара воспитанников  план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

  1. Предполагаемые результаты освоения программы.

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

 Способы отслеживания результатов освоения  образовательной программы.

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.                                  

Виды контроля:

-   предварительный  -  диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских,   окружных и российских мероприятий.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 1 год обучения)

В результате обучения  воспитанники  должны:

знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • основы музыкальной грамоты;
  • различные манеры пения;
  • место дикции в  исполнительской деятельности.

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • уметь делать распевку;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

В результате обучения воспитанники  должны:

знать, понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;
  • произведения различных жанров;
  • великих  вокалистов России и мира;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления великих вокалистов
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

                                                   

5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Сроки контроля

Вводный (предварительный)

Уровень подготовки

Прослушивание

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала. Творческий потенциал воспитанников

Концерт. Контрольные занятия

Декабрь,

январь

Коррекция

Ликвидация пробелов

Творческий марафон

Март

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Отчетный концерт

Май

6.Методические рекомендации

Для успешной реализации данной программы необходимо учебно -методический комплекс, состоящий из подробно разработанных тематических подборок с планированием занятий, содержащих помимо разнообразного дидактического материала игротеку, аудиотеку, видиотеку.

Для расширения кругозора, пробуждение любознательности в овладении данным видом искусства необходимо иметь специальную литературу, аудио и видиозаписи.

Для занятий требуется светлое помещение, соответствующее санитарно -гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, теплое, с достаточным дневным и вечерним светом.

     Очень важно, чтобы дети приходили на занятия с удовольствием, прочно овладели умениями и навыками пения. Педагог и родители являются основными носителями информации о ребёнке. Знание, что окружает ребёнка, что может на него влиять, помогает выбрать единую линию взаимодействия на развивающуюся личность.

        Применяется следующая методика взаимоотношений с родителями:

• поиск контактов при первой встрече;

• определение индивидуальных особенностей детей, изучение условий семейного воспитания;

• определение тактики детей, родителей и педагогов их усилия в упрочнение сотрудничества в достижении положительных результатов;

• беседы с родителями об успехах их детей;

• практическая   помощь   в   подготовке   и   проведении   различных мероприятий, организация экскурсий и т.д.

        В данной образовательной программе учебная деятельность рассматривается как составляющая часть целостного воспитательного процесса на занятиях, смотрах, концертах.

       Приобретение знаний сопровождается процессом развития личности ребёнка, которая является основным объектом воспитания, как носитель социально - ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющая своё « Я ».

        Система дополнительного образования, благодаря заложенной в ней вариативности и адаптивности к требованиям жизни, может являться хорошей базой развития творческих способностей воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога.

1.Алиева Э. В. Теоретические основы гармоничного развития вокального слуха младших школьников.

2.Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадногопения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

3.Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983.

4.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

5.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6. Горюнова Л. П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск,  1989

7.Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972

8.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

9.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

10.Комиссаров О. В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.

11.Носорев Ю. А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условия певческого развития младших школьников. 1993.

12.Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972

13.Попылко К. М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1995.

14.Пособие для музыкального самообразования.М.: Музыка, 2000.

15.Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

17.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992

18.Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Мир вокального искусства (Программа, разработки занятий, методические рекомендации)

1 шт.

1 шт.

2.

Печатные пособия

Методическое пособие «Сценарии детских праздников». Эскизы костюмов

Практическое пособие «Музыка и движение»

4 комплекта

4 комплекта

3.

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Электронное пианино

Телевизор

Компьютер

Ноутбук

Принтер

  Магнитофон

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса

Диски с минусовыми фонограммами

24 шт.

26 шт.

  5.

Оборудование кабинета

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

Музыкальные инструменты:

-трещетки

-бубен

-ложки

-металлофон

-палочки

-треугольник

-колокольчики

1 шт.

           

            1 шт.

5 шт.

10 шт.

2 шт.

30 шт.

1 шт.

4 шт.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания районного методического объединения учителей музыки

от 27.08.2015 года №  1

___________          Курбацкая О.Б.

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     О.В.Бурда

                     подпись                Ф.И.О.

31.08. 2015  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"

Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 8 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...