Песенные традиции Поволжья
проект по музыке (8 класс) на тему

Капланская Дина Хононовна

Песенное творчество – ценнейшее достояние народов.  С давних, незапамятных времён складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличаются искренностью и глубиной чувств, они западают глубоко в душу, чаруют и надолго сохраняются в памяти.

          Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам А. С. Пушкина, переданы «то раздолье удалое, то сердечная тоска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_povolzhya_dh.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

Песенные традиции Поволжья

Автор: Колупаева Елена,

Астрейко Наталья

Учащиеся 8 класса «Б»

МОУ СОШ № 1 г.о. Кинель

Научный руководитель: Капланская Дина Хононовна,

 

Кинель, 2016 г.

Цель работы:

  • Сравнить народное песенное творчество разных этнических групп народов Поволжья.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Ознакомиться с жанрами песенного фольклора Поволжья.
  3. Встретиться с народными коллективами города Кинеля (ГДК), с народным хором поселка Кинельский, с исполнителями народных песен чувашского и мордовского народов; познакомиться с их репертуаром, записать фрагменты песен в их исполнении.

Оглавление:                                                                                                                        стр.  

  1. Введение.                                                                                                                    4
  2. Основная часть:                                                                                                         5-11    
  1. Система жанров песенного фольклора Среднего Поволжья.          
  • Былины                                                                                               6
  • Колыбельные                                                                                      7
  • Исторические песни                                                                          8
  • Трудовые песни                                                                                  9  
  • Обрядовые песни                                                                               10    
  • Волжские хороводы                                                                           11    
  1. Исследование:                                                                                                            12                      

«Сравнение народного песенного творчества разных этнических групп».                  

  1. Заключение.                                                                                                                13
  2. Список литературы.                                                                                                   14

Я говорю: ПРИВОЛЖЬЕ!

А это значит – ПЕСНЯ!

Великая и вечная,

Как русская земля!

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Песенное творчество – ценнейшее достояние народов.  С давних, незапамятных времён складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Лучшие народные песни всегда отличаются искренностью и глубиной чувств, они западают глубоко в душу, чаруют и надолго сохраняются в памяти.

          Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Она выражает богатейший мир эмоций человека; в ней, по словам А. С. Пушкина, переданы «то раздолье удалое, то сердечная тоска».

Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени.  Старинные народные песни, как правило, созданы коллективным творчеством многих поколений. Из уст в уста передавались они от  одного исполнителя-певца к другому, от старших поколений к младшим.  Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель приносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня  не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта  народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В бассейне реки Волги и ее притоках расположено 17 областей и 6 автономных республик Российской Федерации. Народно-песенная культура этого обширного региона базируется на северорусских, западнорусских, южнорусских, средневолжских казачьих песенных традициях. Подобно языковым диалектам, песенные традиции не имеют резких границ. В Самарской области преобладают средневолжские песенные традиции. Среднее Поволжье входит в Урало-Волжскую историко-этнографическую область, где проживает несколько этнических групп. В то же время все народы Поволжья имеют по несколько этнических групп. Народы Среднего Поволжья были издревле объединены общностью исторических судеб, поэтому, изучая фольклор этих народов надо помнить, что взаимодействие этих культур привело к использованию единой лексики.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история народа с древнейших времен до наших дней.

Многонациональная Россия формировалась на протяжении многих столетий. Среднее Поволжье до начала 18 века официально именовалось Царством Казанским. Поволжье заселяли многие народы, такие как татары, башкиры, казахи, чуваши, мордва. В Поволжье хлынуло много русских со своими традициями, культурой, обрядами, бытом.  

Многонациональное население Самарской области выглядит так:

Национальность

Русские

Украинцы

Белорусы

Армяне

Татары

Чуваши

Мордва

Азербайджанцы

Евреи

%

83,4

1,9

0,4

2,2

3,4

3,13

1,5

0,5

1,5

Творчество народа всегда позволяло людям разных национальностей наиболее легко находить взаимопонимание, т.к. это форма искусства возвышает душевное и эмоциональное состояние человека, позитивно воздействует на образное и духовное восприятие человеческих ценностей.

Былины

Традиционная культура всех народов Поволжья включает разнообразные жанры народного искусства.

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет назад.  Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Исполнение былин было доступно не каждому – требовались певческий голос, его большая выносливость,  огромная память: былины включали в себя до 500 стихов.

Напевы были величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

В исполнении былин у народов Поволжья: русских, татар, казахов, мордвы, чувашей, башкир, было общим то, что они все воспевали богатырей, которые защищали родную землю.

Пелись былины под аккомпанемент народных инструментов.

У русского народа – это были гусли и рожки. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях.

У мордовского народа – былины звучали в сопровождении трубы из ветвей березы или клена.

У татарского народа – былины пелись под курай, гусли, кубыз, кабал (бубен).

У башкирского народа – под свирель из тростника, подобие флейты.

Отличалось исполнение былин у разных народов не только инструментальным исполнением, но и мелодичностью.

У русского народа напевы были величавы, спокойны, близки к разговорной речи.

У казахов и татар речитативы, а у мордовских, чувашских и башкирских народов – величаво, торжественно.

Колыбельные

Колыбельные песни, как и былины, относятся к разговорной речи и также основаны на короткой, повторяющейся попевке. Колыбельная песня как один из древнейших жанров фольклора составляет ценную часть сокровищницы народного творчества народов Поволжья.

Колыбельные всех народов развивают речь детей, обогащают словарь за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей, привлекают своим внешним  видом.

Колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Эти попевки всегда поют мамы своим младенцам перед сном. Они исполняются спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно.

Отличаются колыбельные песни лишь тем, что поются на родном для младенцев языке. В колыбельных песнях используются образы, хорошо знакомые детям.

У каждой этнической группы свои народные образы: медведь, кот, петушок, волк, лошадка.

Баю-баю, спать пора,

Гости едут со двора,

Со двора едут домой,

На лошадке вороной…

Исторические песни

Очень похожи на былины исторические песни. Самые ранние исторические песни относятся к 13 – 15 векам. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе народа  к своему прошлому и настоящему.

В исторических  песнях Среднего Поволжья упоминаются конкретные места событий, исторические лица, определенные имена героев (Эрзянка Поля, Иванова Дарья).

По характеру мелодии исторические песни разнообразны: есть среди них и протяжные, есть бодрые, маршевые.

Из общих источников возникли русская,  украинская и белорусская  музыкальные культуры. Поэтому в песнях этих народов мы найдем и общие и национально-самобытные черты.

Важнейшее место в украинском народном творчестве занимают исторические песни – думы. Исполняли думы народные певцы – кобзари под собственный аккомпанемент на кобзе – струнном инструменте. Из села в село ходили певцы, своими песнями будили благородные стремления к свободе. Кобзари были участниками военных походов, народных восстаний, нередко именно они поднимали украинский народ на борьбу с угнетателями.

Дошли до наших дней и более древние украинские народные песни – календарные, связанные с земледельческими работами. Центральное место занимают колядки и щедривки.

Изумительно красивы лирические украинские песни, раскрывающие внутренний мир простого человека.

Наиболее характерные черты украинских народных песен – распевность, выразительность, мелодичность. Украинские песни многогласны.  

Есть у украинского народа песни трудовые и шуточные, есть и зажигательные танцы, наиболее популярны «Гопак» и «Казачок».

Также богат и разнообразен белорусский фольклор.  Неподдельным весельем проникнуты плясовые песни, которые являются неотъемлемой частью белорусского народного творчества. «Бульба», «Лявониха» стали общеизвестными и любимыми всем народом.

Трудовые песни

Вся жизнь человека связана с трудом.  Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки.

Трудовые песни могли переходить от одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы, а мотив оставался прежним.

Запев и припев контрастны по мелодии. Если в запеве чувствуется речитативность, то припев – распевный, плавный с подчеркиванием места, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения.

В чувашской народной музыке можно отметить трудовые песни (канатников, свайщиков, корчевателей пней, строителей мостов и т.д.), песни «помочи», песни «сохи и плуга», масленичные песни, свадебные (подруг невесты, парней со стороны жениха, свадебных гостей), хороводные и игровые, посиделочные, гостевые песни.

Обрядовые песни

Старинные обряды сопровождались песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Обрядовые песни Поволжья делятся на такие группы:

  • календарные - проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, т.е. песни связанные тс земледельческими работами крестьян;
  • семейно-бытовые – связанные с особенными событиями в жизни людей (свадьбы, похороны).

Свадебные обряды славянских народов среди Поволжья (русских, белорусов, украинцев) разделялись на две части:

  • первая сопровождалась прощальными свадебными величальными песнями и плачами невесты:
  • вторая  - проходила под плясовые песни и частушки.

У мордовского народа пели величественно-поздравительные песни,  приуроченные к периоду зимнего солнцеворота.

Татары и башкиры также отмечали праздник зимнего солнцестояния, во время которого в домах за праздничным столом пелись специальные песни «Нурдоган»

На башкирских свадьбах пелись лирические песни, повествующие об определенном сюжете.

На татарских свадьбах, в отличии от свадебных обрядов народов Поволжья важное место отводилось музыке без сопровождения слов.

У чувашей бытовал праздник «Сурх ури»: 7 января дети обходили дворы с пением величальных песен.

Много общего с обрядами других народов Поволжья имела и чувашская свадьба. Но были и отличия: свадьбы устраивались только в весеннее – летнее время года. В день свадьбы невеста все время причитала, а в это время свахи исполняли свадебные песни в сопровождении музыканта, игравшего на бычьем пузыре. Наиболее распространенными свадебными песнями чувашей являлись песни дружек, жениха и причитания невесты.

Свадебные и обрядовые песни народов Поволжья характеризуются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства и настроение.

Обрядовые песни чувашского, мордовского, татарского и башкирского народа отличались от славянских обилием «гостевых песен», это были застольные, пирушечные песни.  

Волжские хороводы

Объединяло песенное творчество всех народов Поволжья сопровождение хороводов.

По форме построений волжские хороводы и хороводные игры разделяются на 3 основных типа:

  • хороводы – шествия;
  • хороводы – линейного построения;
  • круговые хороводы.

Песенные хороводы всех народов Поволжья были посвящены весеннему пробуждению природы. В то же время под внешним сходством хороводов скрываются своеобразные национальные традиции под влиянием насажденного христианства.

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ

На территории городского округа Кинель и Кинельского района уже много лет существуют творческие коллективы, исполняющие песни народов Поволжья. Одним из таких коллективов является ансамбль «Надежда». Руководит ансамблем Саитова Надежда Васильевна. Это смешанный ансамбль, состоящий из 11 человек: двух мужчин и девяти женщин.

Ансамбль «Надежда» является основным народным песенным коллективом городского округа. В 20011 году ему исполняется 10 лет. Коллектив ансамбля поет акапеллой и многоголосьем, в сопровождении баяна и оркестра русских народных инструментов песни народов Поволжья, патриотические и песни авторов-земляков и композиторов Владимира Кутыги, Дианы Леозновой («Большая Волга»), В. Студенцова («Я спросил у России»), Г. Заболокина («От печки родник»).

Нас заинтересовали такие песни:

  • русские народные – «По улице мостовой…», «Ой, на горе-то калина»,
  • казачья песня «Шапку бери», «Люблю я казаченку», «Девка, стой» «У криницы», «Поклонимся»;
  • шуточно-игровые «Воротися», «Завлекаша», «Баня» и др.

За песни «Воротися» и «Расцвела под окошком» в 2006 году ансамбль получил специальную грамоту на фестивале народных песенных коллективов в Самаре.

В репертуаре ансамбля есть песни А.Аверкина «Зачем меня ты беспокоишь», «Колокольчики лиловые» и песни народов Поволжья.

На базе ансамбля существует вокальная группа «Кружева», квартет «Лира», исполняющий русские народные песни в современной обработке. Дуэт «Родные напевы» - Борис Гиревой и Светлана Шмидт исполняют шуточные русские народные песни. Дуэт «Гармония» - Тамара Толмачева и Надежда Саитова, в его репертуаре есть как эстрадные, так и русские народные песни. В репертуаре вокальной группы «Надежда» 56 песен.

В поселке Кинельский 20 лет назад появился хор «Ивушка», который 10 лет  спустя  получил звание «Волжский народный хор». Это смешанный, разновозрастной коллектив, состоящий из 25 человек. В их репертуар входят песни народов Поволжья, русская народная песня «Под белою, под березою», «Хлеб – всему голова» и т.д.: мордовская песня «Летела же пава, средь двора пала», украинская песня «Ехал пан, ехал пан» и др.

В Кинельском районе и городе Кинель также есть и  сольные исполнители:  Кичина Анна Михайловна (исполняет мордовские напевы), Постникова Вера Филипповна (чувашские песни, частушки), Родина Зифа (татарские песни).

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прослушав и исследовав творчество песенных коллективов и сольных исполнителей городского округа Кинель и Кинельского района, мы убедились, что ансамбль «Надежда» и народный хор «Ивушка» используют в своем творчестве несколько типов многоголосья:

  • стиль, в котором преобладает одноголосье, используется в хороводных и свадебных песнях;
  • стиль двухголосья, где ведущим является партия нижнего голоса, этот тип характерен для уличных песен.

Мы пришли к выводу, что мордовские напевы Кичиной Анны Михайловны в сравнении с русскими народными песнями, поются более низким голосом:

  • им свойственен стиль трехголосной полифонии;
  • преобладает более грудной, сочный звук, чем у русских.

Песни в исполнении Постниковой  Веры Филипповны показали, что чувашская песня в отличие от русской  на протяжении всей мелодии дублируется в актаву.

 Чувашские и татарские песни в отличие от русских и мордовских песен поются более высоким,  тонким звуком.

Характер исполнения песен в Поволжье часто зависит от исполнения и от составов самих коллективов, и от жанровой принадлежности песен. Исследовав песенное творчество народов Поволжья, мы пришли в выводу, что в музыкально – поэтическом языке песен всех жанров наблюдается общая закономерность - способы исполнения зависят от жанров и условий бытования песен.

Музыкальное искусство Поволжья наряду с неоспоримой общностью имеет свои национальные черты:

  • в славянском песенном творчестве традиционным является жанр хороводных песен, характерный для группового пения;
  • в мордовских песнях наибольшее распространение получил эпический жанр одиночного пения;
  • в музыкальном быту татарских народов основное место занимает инструментальная музыка.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. – М.: Музыка, 1991

2. Зимина А.И. Народные игры с пением. Практическое пособие для учителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000

3. Большая советская энциклопедия. – М.: Москва, 1957

4. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997

5. Нетрадиционные праздники в школе. С.Шмаков. – М.: Издательство «Новая школа», 1997

6 Областной фольклорный фестиваль Эрзяно - Мокшанской культуры.

6. Информационный вестник: Самарская область Этнос и Культура. Редакционный совет Агапов С.А. и другие №1/2004.

7. Информационный вестник: Самарская область Этнос и Культура. Редакционный совет Агапов С.А. и другие №1/2005.

8. Информационный вестник: Самарская область Этнос и Культура. Редакционный совет Агапов С.А. и другие №1-2/2008.

9. Венец души Приволжской: этнографический альманах/Авт.-сост. Г.В. Адияков, М.К. Адиякова. – Самара: ООО «Офорт», 2008. «Душа и песня неразлучны» стр.91-105.

Волжский русский народный хор (по материалам самарской прессы стр. 65)

Народное творчество Поволжья.

Традиционное народное искусство - коллективная память нации. Н. Гусарова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок межнационального мира и согласия. Традиции немцев Поволжья.

Разработка урока по теме: "Традиции немцев Поволжья"....

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....

Географический вечер-фестиваль.Традиции и кухня народов Поволжья и Самарской области

В наше время, когда все чаще звучат слова о том, что «поделим Россию на «наших» и «не наших», думаю, самое время вспомнить о корнях россиян, о том, кто такие русские, и насколько вообще возможно из ру...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Переложения песен народов Поволжья для флейты

В настоящий момент материал находится в процессе работы и дополнения, по окончанию будет готовится к изданию....

Формирование понятийного аппарата у дошкольников средствами театральной деятельности через знакомство и изучение народных традиций Поволжья, выраженных в сказках

Огромным стимулом для развития понятийного аппарата и совершенствования речи детей является театрализованная деятельность. Именно театр является источником развития чувств, глубоких переживаний, откры...

Внеклассное занятие "Песенные традиции семейских в Бурятии"

Воспитательная функция песенного искусства заключается в том, что через исполнение песни подрастающему поколению прививаются чувства патриотизма, передаются духовные устои народа, формируется культура...