Формирование понятийного аппарата у дошкольников средствами театральной деятельности через знакомство и изучение народных традиций Поволжья, выраженных в сказках
статья

Родниковская Ирина Николаевна

Огромным стимулом для развития понятийного аппарата и совершенствования речи детей является театрализованная деятельность. Именно театр является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий и эмоциональных откровений ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Ведь здесь он раскрепощается и формулирует свои творческие инициативы, сопереживает разыгрываемые события. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В ЛЕГЕНДАХ, ПРЕДАНИЯХ, СКАЗАНИЯХ.

Родниковская Ирина Николаевна, музыкальный руководитель                                   МАОУ д/с №210 «Ладушки», г.о.Тольятти

E-mail: ira.rodnikovskaya@mail.ru 

Огромным стимулом для развития понятийного аппарата и совершенствования речи детей является театрализованная деятельность. Именно театр является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий и эмоциональных откровений ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Ведь здесь он раскрепощается и формулирует свои творческие инициативы, сопереживает разыгрываемые события. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Педагогам важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Поэтому в качестве мотива на формирование понятийного аппарата была выбрана театрализация с ознакомлением  дошкольников с культурой народов Поволжья.

 Мы знакомим детей с историей родного края, с детства приобщаем к истокам народной культуры, поднимаем вопрос о возможности использования мифов и легенд, так как дошкольное детство – это уникальный возраст, в котором закладываются основы будущего развития человека.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;    
  • развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
  • развитием коммуникативных качеств;                                                                                                      
  • решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театральная игра - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром. Правильно подобранные и рассказанные педагогом легенды и предания народов Поволжья Самарской области заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщать, что способствует формированию понятийного аппарата у детей. Театральная постановка позволяет заинтересовать, углубить представления развивающейся личности о мире и о себе. Современное общество предъявляет требования к гражданину, как носителю культуры, но часто мы видим недостаточное владение культурными традициями своего народа подрастающим поколением. Развивая художественно – творческие способности, понятийное мышление у детей в процессе передачи содержания произведений посредством театрализованной деятельности формируется положительное отношение детей к героям легенд и преданий.                      

Основная идея опыта нашей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра, познакомить с уникальностью родного края, с красотой природы, узнавать заповедные волжские ландшафты, знать старинную культуру и обычаи, происхождения названий гор, курганов, утесов, которые передаются в народных сказаниях и былинах. Мы считаем, что заинтересовать ребёнка сможет только увлечённый человек, поэтому наша главная цель – заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи, привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

В нашем детском саду особое внимание мы уделяем произведениям своего региона, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, великая река Волга, богатая событиями история. Какое чудесное наследие досталось жителям Самарской области: жигулевские сказки, легенды о русских богатырях, потомки которых в благодатных Жигулевских местах основывали села.

Мы имеем достаточный опыт в театрализованных постановках. Нами разработаны сценарии мини-спектаклей по мотивам легенд и преданий народов Поволжья:

1.«Русская изба» - о предметах быта и старинного обихода, о том, чем жили и как работали крестьяне в старину. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого. Произведения детского фольклора имеют важное значение в развитии личности человека, освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Ну, а заклички и потешки, использованные при постановке этого спектакля развивают у детей память, речь, ритмические способности.        

2.«Акулина» - основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней. Это история о воспитании нравственности. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.            

3.«Спасем ручеёк» - экологическая сказка о том, как беречь и сохранять природу родного края. Доступный и легкий стихотворный текст, содержащий в себе современные лексические образы, позволяют с легкостью заучить и исполнить предложенные роли. Сказка - быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Сказка – «волшебный рассказ, в котором передаётся народная мудрость». Идея сказки – Беречь природу.                  

В своей работе мы используем совместную театрализованную деятельность детей, родителей, педагогов. Организуем выступления детей старших групп перед младшими. Учим с помощью мимики, интонации передавать характеры персонажей, их отношение к людям. Уделяем серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр, предпочтение отдаем произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамическими событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.

Поэтому мы считаем, что знакомство с историей родного края через театрализованную деятельность позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.

Результаты проделанной работы:

- дети познакомились с известными былинами и легендами Поволжья;

- дети совместно с родителями и педагогами установили взаимосвязь между вымышленными мифами и реальными достопримечательностями заповедника «Самарская лука»;

-дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

-проявляют интерес к театральному искусству;

-умеют передавать чувства, используя мимику, жест, интонацию;

-самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015.-№4. – С. 67-69
  2. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3.
  3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2011. - №2. – С. 12-14
  4. Кузьменко С.Е. Жемчужина Жигулей. Легенды, сказы, предания  – издательство Волжская коммуна, Куйбышев, 1981.
  5. Интернет – ресурсы https://открытыйурок.рф/статьи/663467/  https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-teatr-v-detskom-sadu.html и nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Изучение народных традиций через изготовление войлока учащимися 5-х классов

Технология войлоковаляния,  имеющая народные корни и являясь ремеслом, несёт прежде всего сугубо утилитарный характер, но сегодня многие художники обращаются к этому виду декоративно-прикладного ...

Формирование понятийного аппарата.

Приёмы педагогической технологии работы с понятиями.Аогоритм работы с понятиями. Методы и формы работы с понятиями....

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

Мастер-класс "Формирование понятийного аппарата"

Мастер-класс по формированию понятийного аппарата...

Формирование понятийного аппарата на уроках математики

В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...