"Работа в ладу с гармоническими функциями"
план-конспект урока по музыке по теме

Конспект открытого урока по сольфеджио в 5-ом классе Детской музыкальной школы. Одна из самых объемных и серьезных тем в сольфеджио - работа с гармоническми функциями в ладу, умение их слышать, петь, играть на фортепиано, использовать в практической деятельности: подбирать аккомпанемент по слуху, анализировать музыкальные произведения, сочинять музыку, грамотно пользуясь законами гармонического развития. Вот эти задачи стояли перед преподавателем на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект открытого урока71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г.о. Электросталь

План конспект открытого урока

по сольфеджио

Тема

«Работа в ладу с гармоническими функциями»

(4-й класс)

Преподаватель Волненко А. П.

Электросталь

2015г

План-конспект экспертного урока по сольфеджио в 4(7) классе на тему «Работа в ладу с гармоническими функциями»»

Этапы работы

                                  Содержание этапа

1.Организационный этап

       Сольфеджио – одна из важнейших  музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также  формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами народной, западно-европейской и русской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.

      Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.

      Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь а, капельно трехголосные  последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.

       Тема урока: «Работа в ладу с гармоническими функциями»

Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.

Задачи урока:

      Образовательные:

          - научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записать, услышать, проиграть;

           - применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.

       Развивающие:

            - расширять слуховые представления о гармонических оборотах, умение их анализировать;

            - закрепить навыки слухового анализа  музыкальных произведений.

       Воспитательные:

            - повышать у учащихся интерес  к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;

            - воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;

            - поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и  подбору аккомпанемента к мелодии.

            - развивать творческие способности.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)

Формы работы:

Групповая, индивидуальная.

Опрос учащихся в устной и письменной форме.

Методы обучения:

- информационно-коммуникативные;

- личностно-ориентированные;

- игровые;

- наглядные;

- проблемно-аналитические;

- беседа.

Методическая база урока:

  1. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 4 класс для ДМШ. М., Музыка, 2012
  2. Калугина М, Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. М., Советский композитор, 1989
  3. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., Престо, 2015

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Во сыром бору тропина»

2. М. И. Глинка. Полька

3. Чешская народная песня «Аннушка»

 4. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.

5.Л. ван Бетховен. «Элизе» .

6. Р. Шуман. «Смелый наездник».

7.Ф. Шуберт. Вальс си минор.

Материалы и оборудование

Наглядный материал:

  1. Таблица «Квинтовый круг тональностей»
  2. Таблица «Столбица»
  3. Таблица «Главные и побочные ступени лада»
  4. Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений
  5. Таблица «Функциональное значение ступеней лада»
  6. Нарисованная клавиатура
  7. Карточки гармонических оборотов

Оборудование:

- музыкальный инструмент фортепиано

- школьная доска, мел, магниты

- нотные тетради, карандаши, ластики

-учебные пособия учащихся

-Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 4 класс для ДМШ;

Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс

Золина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.

    Краткая характеристика группы:

    В экспертном уроке участвуют учащиеся 4 класса семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, баян, домра, скрипка, флейта. Состав группы достаточно ровный. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу,  умеют слушать, грамотно отвечать на вопросы, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.

        Этапы работы:

  1. Вводный раздел (5 минут)

       - вступительное слово преподавателя;

       - организационный момент: проверка готовности учащихся к      работе;

      2.   Основной раздел (50 минут)

      Проверка домашнего задания (15 мин):

        - разминка: «Вопрос-ответ» о знаках в тональностях;

        - расположение главных трезвучий лада и их обращений;

        - пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;

       Изучение нового материала (10 мин):

       «Работа в ладу с гармоническими функциями»:

          - роль тональных функций  в организации движения в музыке;           Закрепление пройденного материала (25 минут):

          - игра «Угадай-ка» по группам (слуховой анализ музыкальных произведений);

           - сольмизация, как средство осознания гармонических функций и элементов музыкальной речи на примере диктанта с прошлого урока (Чешская народная песня «Аннушка»)      

           - подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;

           - пение гармонических последовательностей.

  1. Заключительный раздел (5 минут)

- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;

- запись домашнего задания и оформление дневников.

              

Настрой учащихся на учебную деятельность:

Преподаватель проверяет готовность группы, отмечает присутствующих и объявляет тему урока.

Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.

Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.

2.Опрос учащихся по домашнему заданию

Проверка домашнего задания (15 минут):

  1. Разминка: «Вопрос-ответ». Проверка знаков в тональности. Преподаватель показывает карточку с обозначением количества знаков, учащиеся поочередно отвечают название мажорной тональности и ее параллельной  (2-3 м.)
  2. Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T46, S46, D46.

Назовите общие ступени у Т и S, у Т и  D.

Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.

  1. Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:

  - пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в  размерах на 2/4 и 3/4;

   - пение звукоряда гаммы ступенями  с ручными знаками;  

   - пение цепочек ступеней с ручными знаками;

   - пение трезвучий главных ступеней и их обращений.

Задача преподавателя: проверить  теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.

Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.

3.Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом.  (10 мин.)

        Преподаватель говорит о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень. (Преподаватель вместе с учащимися анализирует звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).

      Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение  гармонических функций в Ля мажоре: ТS, DT. (Преподаватель наглядно показывает движение Субдоминанты от Тоники в соединении

T S46, и движение Доминанты к Тонике в соединении DT46, подчеркивая их функциональное значение).

       Теперь давайте рассмотрим схему главных трезвучий лада в нотах в До мажоре. (На схеме выписны три главные функции на равном расстоянии от Тоники – ч. 5. ).  Здесь можно увидеть зеркальное отражение Субдоминанты и Доминанты, а также два основных ключа: «Соль» и «Фа». Но есть еще ключ «До». Таким образом, в трех гармонических функциях заключены три ключа. Тремя ключами называется наш предмет «Сольфеджио». Таким образом, Сольфеджио – это наука, открывающая путь к постижению музыки.  

       Обратимся к музыке. 

4.Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала по теме.  (25 мин.)  

       1.  Игра «Угадай-ка». (10 мин.)

       Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если  группа  правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:

      - Русская народная песня «Во сыром бору тропина».

      - Л. ванн Бетховен. «Элизе» (фрагмент).

      - Ф. Шуберт. Вальс си минор (фрагмент).

      - М. И. Глинка. Полька (фрагмент).

      - Р. Шуман. «Смелый наездник» из Альбома для юношества. (Работа с нотным текстом).

        (Учащиеся, прослушивая музыкальные произведения, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)

Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.

Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.

         В конце игры определяется команда-победитель.

        2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)

   - пение с последующим анализом функциональных свойств     каждой ступени;

   - определение и запись гармонических функций;

               - определение жанровых особенностей мелодии и выбор    соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.

   - исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;

   - транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.

           Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.

           Задача преподавателя:  воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.

         3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)

       На примере фрагментов музыкальных произведений преподаватель называет учащимся  три наиболее часто звучащих гармонических оборота: TST – плагальный оборот, TDT – автентический оборот, TSDТ – полный. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три  оборота, а затем поют их в разных тональностях.  

Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.

 Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.

5.Задание на дом

Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)

  1. Подведение итогов.
  2. Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.
  3. Запись домашнего задания:

      - подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;

                  - пение 3-х последовательностей в тональности  A-dur.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: Графики гармонических колебаний

Проверочная  работа по теме:  Графики гармонических колебаний (5-7 минут) 10 класс....

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Построение графика гармонической функции в Exel

В данном файле содержится шаблон для построения графика гармонической функции у1...

Самостоятельная работа по теме «Область определения функции»

Самостоятельная работа по теме «Область определения функции»...

Практическая работа по теме "Работа с таблицей значений тригонометрических функций"

Работа предназначена для обучающихся 1 курса.Цель работы: выработать умения и навыки нахождения значений выражений содержащих тригонометрические функции с помощью таблицы....

Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"

Цели и задачи мастер - класса  состояли  в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и озна...