Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"
презентация к уроку по теме

ШЕЛЬДЯЕВА ЕЛЕНА ОТТОВНА

Цели и задачи мастер - класса  состояли  в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и ознакомить педагогов с методическими приёмами работы над  известными аспектами джазовой музыки, раскрыть особенности и  показать значение некоторых мелодических, гармонических и ритмических аспектов джаза, продемонстрировать применение теоретического материала на практике.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Мастер - класс

Тема: «Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки»

Педагог  Шельдяева Е.О.

Москва 2016 г.

Коллектив: Фортепиано

Педагог: Шельдяева Елена Оттовна

Обучающиеся: Мамедов Раул, Панфилов Андрей,

Возраст: 11лет, 15лет

Место проведения: 4.15

Дата: 21.05.2016 г. в 17.00

Тема: «Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки»

Цель:

 - заинтересовать обучающихся практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений;

- ознакомить   педагогов с методическими  приёмами  работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки.

Задачи:

- раскрыть в практической работе над музыкальным материалом специфические особенности и методические возможности обучения  определённым мелодическим, гармоническим и ритмическим аспектам джазовой музыки;

- показать значение некоторых мелодических, гармонических и ритмических аспектов в произведениях джазового  стиля как важнейшего структурного элемента выразительной системы джазовой музыки;

- продемонстрировать применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

- целостный исполнительский показ;

- образно – словесный способ раскрытия смысла некоторых гармонических и ритмических аспектов джазовой музыки;

- фрагментарный показ;

- систематичность, последовательность и наглядность;

- контроль над качеством исполнения;

- демонстрация практического применения пианистических приёмов, обусловленных структурными особенностями джаза и стилистическим своеобразием мелодического, гармонического и ритмического джазового мышления.

Оснащение:

- фортепиано;  - стул и подставки.        

План проведения мастер - класса

п.п.

Содержание занятия

Время

Организационно-методические

сведения

Всего

Теория

Практика

1.

Вводная часть.   Приветствие. Постановка проблемы.

5 мин

5 мин

Педагог знакомит присутствующих с  темой, ставит  цель и задачи занятия.

2.

Основная часть.

Показ работы над различными видами джазовой фортепианной практики в музыкальных произведениях джазового направления.

 30

мин

15 мин

15 мин

1. Теоретическая часть. Обоснование актуальности  заявленной темы при обучении игре на фортепиано в системе дополнительного образования детей. Истоки джаза. Краткий экскурс в историю возникновения этого жанра музыки. Методические рекомендации.

2. Практическая часть.

Исполнение джазовых произведений целостно и фрагментарно. Показ  мелодических, гармонических и ритмических особенностей представленной джазовой музыки. Методические аспекты применения конкретных джазовых и пианистических  приёмов.

3.

Заключительная часть.

5 мин

5 мин

Выводы на основе представленного материала. Педагогический анализ проведенной на занятии работы.

План-конспект проведения мастер - класса

Вводная часть.

Приветствие. Педагог знакомит присутствующих с темой, ставит цель  и задачи, знакомит присутствующих с учениками.

Основная часть.

  1. Теоретическая часть

- Из скрещивания негритянского фольклора и чисто американских эстетических традиций родились конкретные художественные формы, такие, как спиричуэлс, музыкальный театр менестрелей, регтайм, блюз и, наконец, ранний эстрадный джаз. Эти важнейшие новые виды музыки, возникшие в северном Новом Свете в 19-ом  и в начале 20-ого столетий, наметили новые пути в мировом музыкальном искусстве. Спиричуэлс к развлекательной эстрадной традиции отношения не имеет. К джазу ведут иные жанры американской национальной музыки – менестрели, регтайм, блюз. Не будь в Америке живого богатейшего афро-американского фольклора, эволюция менестрельных комедий вряд ли привела бы к чему-нибудь более  значительному, чем легкожанровая музыка Европы.  Эстрада, со всем её сложившимся чисто американским обликом, стала главным проводником идей негритянских художников в силу того, что для них были закрыты все другие творческие сферы деятельности, кроме эстрадной. Так родились регтайм, блюзы и подготовленный  ими эстрадный джаз 20-х годов, в котором стандартный «коммерческий» облик и эстрадное кривляние скрывали за собой бездну чувств.

Как не велико значение регтайма для кристаллизации джазового стиля, всё же джаз никогда бы не оформился в самостоятельное искусство без другого афро-американского вида – блюза, который вобрал в себя некоторые эстетические черты менестрелей и регтайма и стал главным носителем идей современности, воплощённых в джазе.

Блюз в его классическом виде представляет собой сольные песни, возникшие в негритянской среде далёкого Юга  Америки. Следует отметить, что глубокое срастание джаза и блюза носит односторонний характер. Если джазовый стиль в решающей степени зависит от блюза, то сами блюзы, широко оплодотворяющие джаз, продолжали и продолжают жить параллельной и самостоятельной жизнью. Тенденция новейшей, то есть «урбанистической» блюзовой музыки – обострение до предела органически  присущего этому художественному виду настроения чувственности, безверия и тоски. Черты мелодики, гармонии и ритма воспринимаются на фоне импровизационного начала, присущего блюзу и джазу, в музыкальную речь, преобразованную в чудо разнообразия и постоянного обновления.

В данном мастер – классе на примерах джазовых произведений раскрываются методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки, некоторых начальными  навыками  импровизации.

Мастер – класс сочетает в себе:

- знакомство с истоками возникновения джаза;

- показ в процессе целостного и фрагментарного исполнительского показа некоторых характерных особенностей мелодического, гармонического, ритмического аспектов джаза и методических рекомендаций;

- развитие слуха, ритма, памяти, некоторых начальных навыков импровизации.                                                                                                 Педагог рассказывает об особенностях  джаза с точки зрения некоторых мелодических, гармонических и ритмических аспектов, таких, как секвенцирование, вспомогательные и проходящие звуки, вводные звуки, гаммообразные построения, арпеджио,параллелизм, органный пункт, свинг, синкопирование, акцентировка. Отмечаются и показываются возможности приобретения вышеперечисленных навыков  джазовой импровизации  с точки зрения методических приёмов.

2. Практическая часть.

В  практической части демонстрируются  методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки, идёт работа над развитием  слуха, ритма, памяти, некоторыми  начальными навыками  импровизациии.

Остановимся на некоторых мелодических особенностях  джаза.  

Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и  в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука, артикуляция и акцентирование, а также свинг – та пульсирующая, увлекающая вперёд сила, которая присутствует в момент исполнения.

 Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и  представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма, свойственного ранним формам джазовой музыки.

 В джазе композитор и исполнитель – одно лицо, поэтому записанная на нотную бумагу импровизация подчас теряет смысл, становясь банальной, так как все тонкости импровизации, свойственные индивидуальности исполни теля, невозможно зафиксировать в нотах.

Существуют два принципа импровизации в джазе: парафразный (орнаментальная вариация на тему) и линеарный (сочинение новой мелодической линии). С развитием джаза принцип парафразности уступает место принципу линеарности.

Мотив – наименьшая самостоятельная формообразующая единица мелодии, обладающая образной выразительностью. Начало и конец мотива большей частью не совпадают с тактовой чертой; мотив оканчивается на аккордовом звуке. Мотивы могут быть разными по величине  и определяются интонационно-смысловым значением.

Одним из важнейших приёмов в развитии импровизационной линии является повторение мотива от любой ступени гаммы, в частности, секвенцирование. В произведениях  Г. Уоррена « I know why»(Я знаю, почему),  Дж. Гершвина «Nice work if you can get it» прослеживаются секвенции диатонические. Понятие «диатоническая секвенция» включают в себя перемещение звеньев секвенции по ступеням основной гаммы в пределах одной тональности. В хроматической секвенции звенья перемещаются по ступеням хроматической гаммы либо по квинтовому кругу (переход на те же ступени в другой тональности). При этом происходит отклонение в новые тональности.

Вспомогательные и проходящие звуки употребляются между основными звуками аккорда или лада и помещаются на слабой или относительно сильной доле.

Вводные звуки. Вокруг I ступени лада – тоники – существуют два вводных звука  на  VII и  II ступенях гаммы. Если взять за основу принцип вводных звуков вокруг каждой из ступеней 7-аккорда, мы получим систему вводных звуков.

Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На каждой ступени  гаммы, как известно, можно построить септаккорд. Если принять за тонику нижний звук септаккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму. При альтерации ступеней мажорной гаммы аккорды, построенные на этих ступенях надо трактовать как аккорды новой тональности.

Наряду с гаммообразными построениями, в создании импровизационной линии используются звуки, входящие в аккорд, которые употребляются в виде различных арпеджио.

 Методические рекомендации к освоению  приёма импровизации, включающего в себя  гаммообразные и арпеджированные построения:                        1. играть лады, соответствующие септаккордам с гаммообразной диатонической и хроматической системой;                                                                  2. играть обороты септаккордов  II – V – I  с заполнением арпеджио в 12 тональностях.

Гаммообразные построения, арпеджио. В пьесе В. Янга «Только ты – милая Су» прослеживаются в мелодии   вводные звуки и арпеджио. В пьесе Дж. Шенбергера «Нашептывая» в мелодии встречаются гаммообразные построения, арпеджио, вводные звуки, вспомогательные и проходящие звуки.

 Остановимся на некоторых гармонических особенностях  джаза.

           Параллелизм – это перемещение одинаковых по структуре аккордов вверх или вниз. Существует диатонический и хроматический параллелизм. Параллельное («ступенчатое»)  движение гармонии – одна из характерных черт джазовой музыки, ведущая начало от одного из приёмов африканской музыки, так называемого «ленточного» многоголосия (т.е. параллельного движения целыми созвучиями).  Параллелизм  присутствует в пьесах   Г. Уоррена « I know why»(Я знаю, почему),  Дж. Гершвина «Nice work if you can get it», В. Янга «Только ты – милая Су».

Методические рекомендации к освоению  приёма параллелизма в импровизации:                                                                                                      1.играть все мажорные гаммы терцквартаккордами (С6), а также с перенесением второго голоса на октаву вниз;                                                                               2.играть хроматическую гамму   квинтсекстаккордами (G7), а также с перенесением второго голоса на октаву вниз.                                              

            Органный пункт – это звук, более или менее продолжительно выдерживаемый в одном из голосов (чаще всего в басу), в то время как в других голосах происходит чередование гармоний. Органный пункт обычно   бывает тоническим или доминантовым. Тонический органный пункт утверждает устойчивость, может возникать как в конце, так и в начале или в середине пострния, в то время как  доминантовый создаёт напряжение и встречается как на грани построений (в конце темы перед импровизацией), так и в начале. Пример тонического органного пункта представлен в джазовой пьесе  Г. Уоррена « I know why»(Я знаю, почему).      

Перейдём к некоторым ритмическим особенностям  джаза.           Учитывая огромную роль ритма в джазе, целесообразно уже на  начальном этапе сочетать гармонические упражнения с ритмическими. Главное, нужно запомнить одно важное правило – в большинстве случаев ровные восьмые играются в джазе почти всегда в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых играются триоли.    Запись восьмых является условной. Такой же условной  является и запись пунктирным ритмом. Пунктирный ритм также играется триолями.

Ощущение джаза достигается присутствием свинга, ритмической импульсивности, рождающей напряжение в момент исполнения джазовых импровизаций.   Свинг  характеризуется рядом особенностей:                          1. Ритмическая интерпретация восьмых при помощи триолей;                          2. Синкопирование, т.е. перемещение акцента с сильной на слабую долю;      3. Акцентировка. Синкопы и слабые триольные восьмые требуют акцентировки.                                                                                          Методические рекомендации к освоению ритмико-гармонического  приёма импровизации.  Чтобы настроить себя на триольный ритм, следует:           1.играть в правой руке сплошные триоли на каждую четверть, а в левой руке – бас четвертями на каждую долю. Басы играть по основным ступеням аккорда, что позволит в большей степени сосредоточить внимание на ритме.                      2.обязательно требуется играть, акцентируя  последнюю восьмую в каждой триоли.

Заключительная часть.

Вывод: Мелодические, гармонические и ритмические аспекты джазовой музыки играют важнейшую роль в создании образов этого вида музыкальных произведений, связываясь в восприятии слушателей с подсознательным инстинктивным моментом. В 20-х годах, когда блюз и джазовый ансамбль впервые вынырнули из «подполья» в мир «белой» эстрады, их оригинальная ритмическая структура настолько поразила городскую публику в северных районах США и в Европе, что джазовый стиль стали всецело отождествлять с особенностями его ритма. Гармонические и мелодические особенности джаза также стали  важнейшими составляющими данного стиля музыки.                                                     Отсутствие импровизации – главная причина, из-за которой исполнители и ценители блюза и джаза отказывают записанным на бумаге вариантам музыки в праве называться блюзом или джазом.  Но, тем не менее, в современном эстрадном творчестве, особенно когда джаз играют дети школьного возраста, образцы джазовой музыки, существующие в нотном варианте, имеют право на существование и являются едва ли не единственным способом приобщения ребят к величайшим образцам   джаза.        Педагогический анализ проведённой работы расставляет акценты, резюмирует результаты: в процессе практической работы над музыкальным материалом были раскрыты некоторые специфические аспекты мелодии, гармонии и ритма джаза в фортепианной игре, показано значение мелодии, гармонии и ритма в произведениях джазового стиля как важнейших структурных элементов музыкально – выразительной системы джазовой музыки. Даются некоторые методические рекомендации для дальнейшей  работы.

                                                     

           

                   Используемая литература

  1. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации – М, 1982
  2. Ивэнс  Л. Ритмы джаза в игре на фортепиано – Киев, 1986
  3. Конен  В. Рождение джаза – М., 1990
  4. Льюис М. Как определиться с собственной системой преподавания – Спб, 1993
  5. Чугунов  Ю. Гармония в джазе – М., 1980

 

Отзыв

на проведённый 24 мая 2016 года мастер – класс  педагогом  Шельдяевой  Е. О.

Ученики  4 и 7  годов обучения: Мамедов Раул, Панфилов Андрей. Возраст: 11 и 15 лет.

Тема: «Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки»

Цель: - заинтересовать обучающихся практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений;

- ознакомить   педагогов с методическими  приёмами  работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки.

Структура занятия соответствует поставленной цели и задачам. Педагог постоянно чередует приёмы и методы  работы, а именно: целостный исполнительский показ и  фрагментарный показ, образно – словесный способ раскрытия смысла некоторых гармонических и ритмических аспектов джазовой музыки, систематичность, последовательность и наглядность. В постоянном режиме  происходит контроль над качеством исполнения.

В этой связи хочется отметить, что мастер – класс проходит  динамично, эмоционально, грамотно, постоянно поддерживается  интерес учеников к педагогу, к  предмету занятия и ко всему происходящему. И как результат ученики  не теряют  контакт с педагогом на протяжении всего мастер – класса   и показывают  хорошие результаты.

Педагог тактично, доступно для понимания ребят указывает на ошибки, помогает  правильно выполнить разные музыкальные задания,  хвалит, если получилось хорошо выполнить поставленные задачи. Атмосфера на занятии рабочая и вместе с тем позитивная и доброжелательная. Все задания доступны для выполнения учеников данного возраста.

Занятие состоит  из 3 частей, главная часть включает в себя 2 раздела: теоретический и практический. Большое внимание педагог уделяет  развитию мелодических, гармонических  и ритмических  аспектов джазовой музыки.

Очень понравилось, как ученики  исполняли  джазовые произведения, в  которых затем анализировались мелодические, гармонические и ритмические особенности джаза и  методические приёмы аспектов джазовой импровизации.

Мастер – класс   полностью реализует поставленные задачи.  Используются и работают методы: словесный, практический, наглядный, музыкальный. На занятии реализуется принцип доступности и наглядности.

. Большое спасибо педагогу за доставленное удовольствие.

Методист                                                                                                                                            Шишкина Н. В.

Педагоги  фортепиано

Дубровская Т. В.

Головейко М. А.

Язвенко Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Методический приём "КРОССЕНС" на уроках истории как инструмент формирования УУД"

Методический приём "КРОССЕНС" можно использовать в рамках проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения практически на всех уроках и по всем предметам и во внеурочной дея...

Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»

Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс....

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”

Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....