"Музыка и ритмика на уроках и во внеклассной работе"
статья по музыке на тему

Уроки ритмики, которые нацелены на воспитание музыкальности детей через «переживание музыки, как выражение некоторого содержания», то есть они способствуют творческому раскрытию личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Кондратовская средняя общеобразовательная школа

Тема: « Музыка и ритмика на уроках и во

внеклассной работе»

Конкурсная работа

учителя музыки

Тарасовой Марины Павловны

2004

Обучить человека пляске – это значит дать ему в руки средство управлять неподвластным нашей сознательной воле миром подсознательных переживаний… сил и стремлений.

С.Д. Руднева

        Мой опыт работы с детьми говорит о безусловной ценности музыкального движения для становления личности ребенка.

        Наблюдая за детьми во время занятий, можно видеть конкретные изменения, которые происходят в их отношении к музыке и в их физическом состоянии.

        Прежде всего, у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма и метра, ладовое чувство, обостряется интерес и внимание к музыке.  Кроме того, у них появляется ощущение свободы движений. Они овладевают слитной работы души и тела, которая формирует подход к музыке и движению.

        Главным условием свободного самовыражения является внутренняя независимость личности, способность чутко реагировать на события, происходящие вне её. Именно эти способности и помогают раскрыть у детей метод музыкального движения, чем я и занимаюсь с первого года работы в школе.

        Я включила в программу младших классов уроки ритмики, которые нацелены на воспитание музыкальности детей через «переживание музыки, как выражение некоторого содержания», то есть они способствуют творческому раскрытию личности.

Входя в зал (класс) под музыку, учащиеся едва ли могут сразу сконцентрироваться на её восприятии. Чтобы дать возможность детям познакомиться с залом, я рассказываю, что на наших уроках «хозяйкой» этого зала будет музыка, и что она желает поздороваться с ними. Я предлагаю детям игру – поздороваться с музыкой, причем не только посредством движения, но и взглядом, то есть передать музыку друг другу глазами.

Звучит марш, я шагаю навстречу детям и ловлю взгляд каждого из них. Глаза детей, как «звездочки», поочередно зажигаются, вспыхивают, улыбаются, движения детей становятся энергичнее, наполняются музыкой.

Почувствовать окончание музыки как окончание речи одна из основных задач наших первых занятий. Это и есть начало развития у детей одного из основных показателей музыкальности – мелодического слуха, основанного на ладовом чувстве.

Предлагаю отправиться в путешествие вслед за музыкой и продолжить игру. Играть любят все дети, но не все умеют, особенно с музыкой. Музыка обладает всеми свойствами необходимыми для игры.

Музицирование несет в себе почти все формальные признаки игры: деятельность протекает внутри ограниченности пространства, способна к повторению, состоит из порядка, ритма, чередования и выводит исполнителей и  слушателей из сферы «обычного» сообщая радостное чувство, которое даже при грустной музыке сохраняет способность дарить наслаждение и возвышенное переживание.

Таким образом, в музыкальном движении любая встреча с музыкой может быть названа одновременно и музицированием и музыкальной игрой.

Перед тем, как играть с музыкой, нужно настроить свое тело, подобно музыкальному инструменту.

Уже в начале урока внимание детей привлечено к музыке, тело их начинает «оживать», меняется выражение глаз, лица их светятся радостью. Музыке удалось «поздороваться» с ними. Атмосфера урока наполняется нетерпеливым ожиданием каких – то новых музыкальных превращений.

Одна из основных задач метода музыкального движения – развить в детях способность самостоятельно находить конкретные пластические образы, передающие эмоциональный смысл музыкального произведения.

Упражнения необходимы, чтобы приспособить тело к самым различным двигательным реакциям на музыку.

В атмосфере игры, всеобщего внимания к содержанию музыки с такими детьми происходят незаметные изменения -  накапливаются эстетические впечатления, под воздействием специально направленных постепенно (иногда с большим трудом)  снимаются психологические и физические «зажимы», развиваются двигательные, танцевальные способности.

В наших упражнениях мы постоянно возвращаемся к музыкальному образу, вживаемся и вслушиваемся в музыку, пока дети до конца не поверят тому, что они делают.

Удачными я считаю те занятия, которые дети покидают с лицами, словно омытыми улыбками, с новым настроением души – собранным и приподнятым.

Поиск индивидуального почерка в музыкальном движении – да и не только в нем – в первую очередь, зависит от умения прислушиваться к собственному голосу и попыток соотнести его с голосами окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование валеологической культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе по физическому воспитанию»

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста учащегося. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно,...

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Формирование интереса учащихся к национальной и зарубежной культуре на уроках и во внеклассной работе по английскому языку

Организация изучения иностранного языка в тесной связи с национальной культурой народа, который говорит на этом языке, лингвострановедческий подход к обучению в целом, способствует усилению комм...

Экологическое воспитание на уроках и во внеклассной работе по химии средствами исследовательской деятельности.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Одним из главных методов экологического  воспитания  школьников является приобщение их к исследователь...

АМО (активные методы обучения) на уроках и во внеклассной работе учителя английского языка.

АМО помогают сделать урок интересным для ребёнка.Он не сидит и слушает учителя, думая об окончании урока, а работает, общается, ищет информацию, помогает товарищам. Он активен.  Использование АМО...

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...