Методическая работа "Развитие музыкальных способностей"
методическая разработка по музыке на тему

Долматова Ольга Петровна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muzykalnyh_sposobnostey.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа

Развитие музыкальных способностей

1.

Как привить детям любовь к музыке, если очень хочется, чтобы ребёнок в своей жизни приобщился к искусству? С незапамятных времен человека окружает музыка. Пение птиц, шелест деревьев, журчание воды, свист ветра можно назвать музыкой природы.

Чтобы развить в детях чувства прекрасного, научить любить и понимать музыку, нужно чтобы музыка окружала малышей с самых первых моментов их жизни.

Развитие детей в атмосфере музыки

Музыка благотворно влияет на детей еще до рождения. Беременные женщины, которые слушают спокойную классическую музыку, читают стихи, наслаждаются красотой картин, архитектуры и природы передают свои эмоции детям и на подсознательном уровне у них закладывается любовь искусству.

С самого нежного возраста малыши воспринимают звуки. И совершенно не правы те родители, которые стараются оградить их от шума и резких звуков. Лучше всего, когда во время сна звучат убаюкивающие нежные мелодии классической музыки. Для самых маленьких детей существует множество музыкальных игрушек, выбирая их, позаботьтесь о том, чтобы звуки были приятными и  мелодичными.

Методисты, педагоги, психологи разработали множество программ раннего развития. Все занятия должны проходить под весёлые, задорные мелодии. Дети могут пассивно воспринимать мелодию или прислушиваться, в любом случае музыка должна звучать ненавязчиво и не слишком громко, не вызывать недовольства и раздражения.

Начиная с 1,5-2 летнего возраста дети могут:

петь незатейливые детские песенки, это помогает вслушиваться в слова и мелодию, тем самым развивается музыкальный слух и формируется правильная речь;

заниматься ритмикой и танцами, развивающими моторику движений, чувство ритма. Кроме того, эти занятия учат слушать музыку и двигаться плавно и слаженно;

освоить простые музыкальные инструменты и подружиться с хорошими игрушками. Нужно покупать детям разнообразные детские музыкальные инструменты — это красочные игрушки, которые излучают яркий свет, механически играют популярные детские песенки, а также развивающие музыкальные игрушки: поющие куклы, звери, телефоны, микрофоны, плееры, танцевальные коврики и др.

Начало занятий и выбор музыкального инструмента

У детей, которые растут в атмосфере музыки, очень рано появляется желание учиться играть. Нужно учитывать все факторы: возраст, пол, физиологические и физические особенности, и выбрать музыкальный инструмент который больше всего нравится ребенку. Малыши с большим интересом будут учиться играть, но это продлится очень недолго. Интерес и желание учиться музыке и игре на выбранном инструменте, нужно неутомимо поддерживать.

Не стоит забывать, что дети не могут концентрироваться на каком-то предмете или занятии долгое время, поэтому усидчивость и внимание нужно воспитывать и развивать. Занятия можно начинать даже с 3-летнего возраста, но уроки должны проходить 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. На начальном этапе опытный педагог будет умело сочетать игру и занятия при помощи рисования, ритмики, пения, чтобы поддерживать интерес и сконцентрировать внимание. С 3-5-летнего возраста уроки музыки можно начинать на фортепиано, скрипке или флейте, а в 7-8 лет на любом музыкальном инструменте.

Музыка и другие виды искусства

во всех фильмах, мультфильмах и компьютерных играх звучит музыка. Нужно акцентировать внимание деток на популярных мелодиях и научить их слушать и запоминать музыку;

посещение детских театров, цирка, различных концертов, музыкальных шоу, музеев и экскурсий поднимает интеллектуальный и эстетический уровень детей, но при выборе обязательно нужно руководствоваться здравым смыслом, чтобы не навредить;

на ледовых катках, во время праздников, в перерывах в театре, на спортивных соревнованиях, во многих музеях обязательно звучит музыка, стоит подчеркивать и заострять внимание малышей на этом;

музыкальные костюмированные праздники, домашние концерты должны проходить с активным участием всех членов семьи.

Привить детям любовь музыке на долгие годы очень просто, если с раннего детства они растут и развиваются под чудесные звуки мелодий русских и зарубежных композиторов, а начальные занятия музыкой будут проходить ненавязчиво, в форме игры.

2.

Как привить ребенку любовь к музыке?

 Каждый ребенок проявляет повышенный интерес к музыке в первые несколько лет жизни, чутко реагируя сначала на звук обычной погремушки и колыбельную песню в исполнении матери. Это природное любопытство и особенности восприятия звуков следует правильно использовать для того, чтобы привить малышу любовь к музыке.

Правда, действовать придется взвешенно и осторожно, так как чрезмерные усилия родителей, которые пытаются сделать из ребенка к 5 годам вундеркинда, научив его не только читать и считать, но и играть на каком-либо из музыкальных инструментов, могут дать совершенно противоположный результат. Вместо любви и понимания музыка, навязываемая ребенку, будет вызывать у него раздражение и неприязнь, так как станет ассоциироваться с насилием и ограничением его внутренней свободы.

 Уже к концу первого полугодия жизни дети не только самостоятельно и без особого труда определяют источник любого звука, но и идентифицируют его, руководствуясь собственными ассоциациями и такими понятиями, как «нравится» или « не нравится». Именно поэтому у ребенка появляются любимые погремушки, с которыми он может возиться часами, вслушиваясь в звуки, которые они издают. И - нелюбимые игрушки, которых малыш сторонится, умышленно выбрасывает из кроватки или же засовывает под подушку.

Это же касается любых других мелодий, которые символизируют различные события в жизни малыша. Так, колыбельная песня, под которую привык засыпать ребенок, обычно ассоциируется у него с нежностью и материнской заботой, комфортом и спокойствием. Но если, к примеру, во время исполнения колыбельной мать позволит себе хлопнуть по попе не в меру расшалившегося малыша, то в большинстве случаев песня будет вызывать у него воспоминания о боли и обиде. Поэтому вполне естественно, что и реагировать на нее он будет плачем либо повышенной активностью в поведении.

 Правда, на этом этапе развития малыша очень важно научиться правильно трактовать его реакцию на музыку. Нередки случаи, когда громкий плач является не признаком недовольства ребенка, а неосознанным протестом, связанным с тем, что музыкальная композиция закончилась. Именно с такой проблемой в свое время пришлось столкнуться родителям знаменитого итальянского певца и актера Андриано Челентано, который во время прослушивания народных песен начинал капризничать. Долгое время в его семье считали, что музыка попросту раздражает малыша, в то время как на самом деле он возмущался тем, что песня оказалась слишком короткой.

 Чтобы привить ребенку любовь к музыке, родителям придется не только запастись терпением, но и анализировать каждый свой поступок, борясь с желанием навязать малышу собственные взгляды. Безусловно, первые представления о музыке у детей формируют их родители, но следует помнить, что она должна быть спокойной и мелодичной, не вызывая у ребенка ощущения страха и дискомфорта.

Музыкальные занятия должны носить систематический характер, направленный на то, чтобы научить ребенка различать те или иные музыкальные произведения, которые должны быть достаточно компактными и с ярко выраженной, легко запоминающейся темой.

Для этих целей отлично подойдут песенки из детских мультфильмов и небольшие отрывки из классических музыкальных произведений, которые можно включать, когда малыш бодрствует. Однако для того, чтобы избежать негативных ассоциаций, во время болезни ребенка или же различных процедур, которые ему неприятны, от музыкального фона лучше отказаться.

3.

Зачастую обучение ребенка в музыкальной школе превращается в настоящую пытку как для родителей, так и для самого будущего пианиста или скрипача. В конце концов, и тем и другим это занятие начинает казаться или абсолютно бессмысленным, или ненавистным и «музыкалку» забывают, как страшный сон. Но что если процесс обучения организовать так, чтобы было интересно всем: ребенку, родителям и педагогу?

Время пришло!

Есть два периода, когда ребенок начинает проявлять интерес к музыке.

 И рисуем, и поём. Чем занять ребёнка после школы

Первый начинается лет в восемь и длится не больше года, зато именно в этом возрасте малыши сами просят научить их играть на приглянувшемся инструменте, охотно ходят на концерты, поют. Важно не упускать этот момент интереса к музыке и водить в это время малышей, например, на балеты, поставленные по мотивам сказок «Спящая красавица», «Щелкунчик». Во время антракта подведите ребенка к оркестровой яме, рассмотрите инструменты, расскажите, как по-разному они звучат.

Второй период интереса к музыке – старший подростковый возраст. Подростки стремятся проявить себя как личности, и одним из способов самовыражения становится для них музыка.

Гитара или барабан?

У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы. Родители зачастую отдают детей учиться играть на инструментах-фаворитах: фортепиано и скрипке. Но именно они считаются самыми сложными, несмотря на то что прекрасно развивают музыкальный слух и чувство стиля. Но, если ваш малыш непоседлив, стоит обратить внимание на что-то другое.

 Исследование: Музыка снижает ощущение боли и стресса у детей

Идеальным инструментом для начинающих является флейта: несложная техника игры, можно быстро научиться издавать мелодичные звуки. Кроме этого флейта учит правильно дышать, увеличивает объем легких, развивает мелкую моторику, она полезна для нервной системы и головного мозга, помогает в лечении многих болезней, особенно бронхиальной астмы и аллергии. Бонусом является невысокая стоимость инструмента и щадящий «режим» для родительских ушей. Кстати, по мнению педагогов, учиться играть на флейте лучше с 4–5 лет.

Хорошим выбором для сверхактивного или, наоборот, застенчивого мальчика будут ударные инструменты: у первых они «заберут» избыток энергии, а вторым помогут раскрепоститься. Такие инструменты прекрасно развивают чувство ритма, что важно для тех подростков, которые пробуют играть рок-музыку.

Даже самые простые аккорды на гитаре звучат мелодично и красиво, к тому же умение играть на гитаре обеспечит ребенку внимание и авторитет сверстников. Начинать учиться играть на гитаре можно тогда, когда ребенку будет удобно держать в руках инструмент.

Группа поддержки

А теперь подумаем о методах обучения.

 С новой школой! Какие изменения ждут учеников и родителей

Дети легко учатся:

1. Вместе с мамой

Не оставляйте малыша заниматься в одиночестве – пусть он увидит, что родители искренне заинтересованы в его успехах. Просите его сыграть вам то, чему он научился, и ни на что не отвлекайтесь во время игры. Ребенок любит по многу раз играть то, что у него получается. Это позволяет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.Первокласснику будет приятнее заниматься музыкой, если его будет «слушать» любимая игрушка.

2. В роли учителя

Попросите ребенка научить играть на своем инструменте куклу или маму. Ребенок будет очень доволен, если мама отметит, что он умеет то, чего не умеет она. При разучивании нового произведения пусть на клавиши «нажимает» плюшевый мишка. Более старшим детям можно записать звуки на магнитофон и вместе разобрать услышанное.

3. Без критики

Не стоит ставить юному Моцарту оценки – это может отбить у него охоту учиться. А больше всего отбивает у ребенка интерес к занятиям критика значимых взрослых. Не критикуйте ребенка, даже если у него не получается. Отмечайте только успехи, причем лучше говорить не «молодец», а «я горжусь тобой», «я рада, что у тебя получилось сыграть такую сложную мелодию».

4. Играючи

При обучении музыкальной грамоте, ноты лучше не рисовать, а лепить из пластилина, а потом прикреплять их к доске, на котором уже нарисован нотный стан. Можно купить специальные ноты с магнитом.

Итоги

Переоценить пользу занятий музыкой в любом возрасте, а особенно в раннем детстве, просто невозможно. Известно, что детям, занимающимся музыкой в дошкольном возрасте, гораздо проще учиться читать и писать, запоминать и сочинять. Кроме этого занятия музыкой – это замечательный способ самовыражения, проживания чувств, которые трудно выразить словами.

4.

Любовь к музыке не дается от рождения и не передается по наследству - ее маленькому человеку необходимо прививать с детства. Но почему-то некоторые родители считают, что если в их семье нет музыкально одаренных людей, то и их наследнику умение понимать музыку в жизни не пригодится. Другие же, напротив, изо всех сил стараются привить ребенку любовь к музыке, для чего отдают своего отпрыска в музыкальную школу, иногда даже против его желания. И те, и другие, безусловно, неправы - любовь к музыке является неотъемлемой частью интеллектуального развития человека. Но воспитать любовь к музыке у малыша насильно нельзя - делать это нужно тактично и поэтапно. Итак, как же необходимо грамотно прививать ребенку любовь к музыке?

Уже с первых месяцев своей жизни каждый малыш проявляет интерес к музыке - он слушает колыбельные песни, которые поет ему мама, его интересуют погремушки. Как утверждают педагоги, шестимесячный младенец уже может не только самостоятельно определить источник звука, но и понять, нравится ему этот звук или нет. Именно по этой причине у малыша этого возраста появляются любимые и нелюбимые погремушки. С теми игрушками, звуки которых приятны для его слуха, он может играть часами - внимательные родители это всегда замечают. А погремушки, звук которых ребенку неприятен, он, как правило, либо выбрасывает, либо просто сторонится.

 Заметив такое поведение своего малыша, родители, чтобы не отбить проявившиеся у ребенка желание вслушиваться в звуки музыки, должны убрать те погремушки, которые не нравятся малышу - пусть младенец играет только с теми игрушками, которые издают приятные и интересные для него звуки.

Это же правило распространяется и на любые другие музыкальные мелодии, которые ребенку нравятся, и к которым он привык. Так, например, мелодия колыбельной песни ассоциируется у ребенка с мамой, ее заботой, теплом и нежностью. Но если мама позволит себе во время исполнения колыбельной хлопнуть своего расшалившегося отпрыска по попе, то уже на следующий вечер ребенок отреагирует на звуки колыбельной мелодии агрессией и громким плачем. Поэтому, если вы действительно желаете воспитать в своем отпрыске любовь к музыке, допускать таких ошибок нельзя.

Чтобы достичь желаемого, подрастающему ребенку желательно  ставить для прослушивания песни из его любимых мультфильмов и сказок. Если вы будете проводить подобные "музыкальные часы" ежедневно, то вы быстрее добьетесь своей цели.

Прекрасно, если в коллекции детских игрушек вашего ребенка будут появляться музыкальные игрушки, имитирующие настоящие музыкальные инструменты. Побуждающим фактором к тому, чтобы у малыша возникло желание научиться играть на "взрослом" музыкальном инструменте, может служить умение родителей музицировать. В семье, где, к примеру, мама играет на пианино, а папа хорошо владеет гитарой, ребенку будет легче понять, что музыка - это важная составляющая жизни его близких людей.

Чтобы привить ребенку любовь к музыке, педагоги советуют иногда устраивать семейные музыкальные вечера. Даже если природа не одарила вас музыкально, и вы не владеете музыкальными инструментами, то просто слушайте иногда всей семьей те мелодии, которые нравятся всем. Не обязательно, чтобы это были только классические произведения, хотя, для воспитания у вашего отпрыска хорошего музыкального вкуса, их тоже периодически необходимо прослушивать.

 Вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, следует решать, исходя из интересов ребенка. Помните, что полученное человеком музыкальное образование не всегда является синонимом его любви к музыке.

5.

Как привить ребенку любовь к музыке

Роль  музыки  в  развитии  детей  чрезвычайна  важна.  Она  развивает  слух,  память.  Музыка  и  пение  активизирует  работу  полушарий  головного  мозга.  У  детей,  регулярно  занимающихся  пением,  музицированием  и  слушанием  музыки,  быстрее  развивается  навык  чтения,  письма,  счета.

 Нужно  донести  до  ребенка,  что  занятия  музыкой  –  это  очень  интересно  и  весело.  Первые  уроки  музыки  ребенок  может  получить  задолго  до  того,  как  сядет  за  парту  и  даже  раньше,  чем  пойдет  в  детский  сад.

 Чтобы  привить    любовь  к  музыке  вам,  уважаемые  родители,  придется  запастись  терпением.  Боритесь  с  желанием  навязать  малышу  собственные  взгляды.  Конечно,  первые  представления  о  музыке  у  ребенка  формируют  его  родители.  Но  при  этом  надо  помнить,  что  она  должна  быть  спокойной,  мелодичной,  не  вызывая  у  него  ощущение  страха  и  дискомфорта.

Ставьте  детям  чаще  классическую  музыку.  Под  нее  дети  успокаиваются,  засыпают.  Отбирая  музыкальные  произведения,  старайтесь,  чтобы  музыка  была  без  ярко  выраженных  ударных  партий,  так  как  они  плохо  действуют  на  психику.

 Уважаемые  родители,  не  включайте  музыку  громко,  иначе  ребенок  может  стать  нервным,  будет  плохо  спать,  ухудшится  аппетит.  Не  травмируйте  нежную  детскую  нервную  систему  громким  звуком.

 Во  время  бодрствования  можно  включать  ребенку    детские  песенки,  небольшие  отрывки  из  классических  музыкальных  произведений.  Музыкальное  произведение  или  песня  должны  вызывать  у  ребенка  ощущение  комфорта.

 Родители    должны  следить  за  реакцией  ребенка  на  ту  или  иную  песню,  или  мелодию.  Если  ребенок  выражает  недовольство,  смените  песню.

 Ребенок  до  трех  лет  может  слушать  музыку  не  более  часа  в  сутки.  Например,  двадцать  минут  утром,  тридцать  –  днем,  и  десять  минут  вечером,  перед  сном.

 Детям,  после  трех  лет,  можно  постепенно  увеличивать  время  прослушивания.

Не  забывайте  со  своим  ребенком  ходить  на  детские  спектакли,  в  цирк,  в  кинотеатры,  на  просмотр  детских  мультфильмов  и  фильмов,  разучивайте  и  пойте  вместе  с  детьми  детские  песни.

 Учтите,  что  в  первой  половине  дня,  ребенок  может  слушать  бодрые,  зажигательные  песни,  но  к  вечеру  ставим  на  прослушивание  медленные  детские  песни  и  мелодии,  постепенно  переходя  в  колыбельные.

 Ни  в  коем  случае  нельзя  ставить  детям  тяжелый  рок,  клубную  музыку,  т.к.  она  несет  непоправимый  урон  детской  психике.  Не  позволяйте  ребенку  слушать  музыку  в  наушниках.  Громкий  звук  наушников  воздействует  на  мозг  человека,  вызывая  микросотрясения.  Так  называемый  «звуковой  шок»  может  иметь  неприятные  последствия.

 Как  только  малыш  подрастет  и  начнет  интересоваться  окружающими    предметами,  купите  ему  какой-нибудь  игрушечный  музыкальный  инструмент,  например,  ксилофон  или  синтезатор.  Дети  любят  играть  с  музыкальными  игрушками.  Это  разовьет  слух  и  сформирует  положительное  отношение  к  музыке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа: “Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте”

Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте....

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Методическая разработка "Музыкальные способности и методы их развития"

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития....

Методическое сообщение «Развитие музыкальных способностей и аналитического мышления в классе общего фортепиано».

Творческое начало, образное мышление, художественное восприятие – до сих пор эти уже примелькавшиеся слова остаются невыясненными до конца. Как же применить, развить это творческое начало в проц...

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...