МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
учебно-методический материал по музыке на тему

Сергиенко Элла Ивановна

Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс25.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

    музыкальный конкурс

« Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

            Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

•   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

•   становление эстетического отношения к окружающему миру:

•   формирование элементарных представлений о видах искусства;

•   восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

•   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

    Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Так что такое музыкальная импровизация?

 У широко распространенного термина «импровизация» есть два определения, которые связаны между собой:

1.Во-первых, это метод творчества, так называемый экспромт, когда предмет искусства создается в момент его исполнения.

2.Также импровизация - это произведение, созданное спонтанно, без подготовки.

Существуют 4 вида  импровизации, но мы остановимся на музыкальной импровизации.

Музыкальная импровизация

Если музыка сочиняется в процессе ее исполнения – это экспромт или музыкальная импровизация. В данном случае композитор и исполнитель – одно лицо. Импровизировать может не только отдельная личность, но и целый ансамбль. Так, например, основной отличительной чертой джаза является импровизация.

Я хочу обратить ваше внимание на музыкально-дидактические игры, которые я применяю в своей работе с детьми.

 Музыкальные игры, включают  в  себя  полифункциональные  задачи: познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие и являются  эффективным средством формирования  личности.  

Музыкальные игры - ведущая форма  организации ритмических движений.

  Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкальных играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики и т.д.) .

Сейчас мы увидим и услышим как  наши педагоги справятся с данными им заданиями, т.е.  импровизировать, играть на ДМИ и петь ( ансамблевые вокальные данные).

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмических движений.

Игра на музыкальных инструментах стимулирует развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальное впечатление детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолевать неуверенность, робость, сплачивает коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.

Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты.
Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно   воспользоваться   и   применительно   к   детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку .инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.
Для развития
звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития
ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития
тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.

Обучение игре на музыкальных инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента.
Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов.

Дети,   играя   на   инструментах,  удовлетворяют  свои   индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Музыка поможет детям «научиться» яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком.  ( Д.Б.Кабалевский).

И так переходим к нашему музыкальному конкурсу.

Давайте представим, что нам по 6-7 лет, окунемся в наше золотое детство, я думаю никто не будет против если мы станем на  15 минут детьми.

Сейчас я назначу жюри, в качестве жюри выступят:

 Заведующая д/с – Трушина Т.А.

 Психолог – Косолапова Е.П.

Теперь разделимся на 2 команды:

1 команда –  «Колокольчики»

2 команда –  «Бубенцы»

Командам раздаются бейджики с эмблемами.

На каждое задание отведена 1 минута для размышления.

Для 1 конкурса нужны карточки, где будут размещены фотографии с разными картинками ( это животные, природа, цифры, цвет, форма (круг, квадрат, треугольник), человек в движении и т.д.))

1 конкурс: «Вокальный» - Здесь мы послушаем вокальные данные каждой команды. Капитан выбирает одну из карточек,  советуется с командой, и

а капельно исполняют отрывок из песни, который соответствует картинке, помогая себе игрой на каком – либо детском музыкальном инструменте (по своему выбору). Кто лучше ( правильно вести  мелодию и ритм песни) спел, тот и победил.

Для 2 конкурса нужны детские  инструменты ( бубен, колокольчики, погремушки, гармошка, балалайка и т.д.)

2 конкурс: Игра на ДМИ – здесь мы определяем чувство ритма команды. Ведущий раздает детские инструменты, и под фонограмму детских народных произведений команды должны продемонстрировать импровизационно игру.  Кто из команд лучше сыграл, тот и победил.

Для 3 конкурса нужны 4 косынки и 4 платочка.

3 конкурс: «Попляши» -  здесь мы определяем  музыкальный слух, двигательные возможности, и координацию.

1 команде раздаются косынки, 2 команде – платочки.

1 команда должна прослушать музыкально-игровую песню «Неваляшки», и продемонстрировать танцевальную игру-песню в своей импровизации, так же применяя музыкальные инструменты.

 2 команда будет импровизировать под музыкально-игровую песню «Танец с платочками».

Ответ : « Не хочу, не буду, ответ  не принимается». Кто лучше станцевал, тот и победил.

Жюри подводит итоги. Команды награждаются конфетами.

       В своем мастер-классе, в виде музыкального небольшого конкурса, я хотела показать и научить педагогов и специалистов, как правильно владеть и играть на музыкальных детских инструментах, сохранив атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

       Мастер – класс для педагогов по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах   был направлен на повышение качества педагогов и специалистов .  Игра на детских музыкальных инструментах помогает также педагогу  развивать музыкально – сенсорные способности, знакомить дошкольников  с отдельными  элементами  музыкальной грамоты. Педагоги  на мастер – классе  познакомились с инструментами, овладели простейшими приемами игры на разных инструментах , поиграли сами  на каждом из них отдельно . Организовали по собственной  инициативе оркестр и исполнили   русскую народную  мелодию «Во поле  береза стояла»,  соблюдая общую динамику, темп, характер музыки.
        Мастер – класс прошел  интересно, весело. Мероприятие доставило педагогам  удовольствие.

МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Саратовская область, р.п.Турки

МАСТЕР – КЛАСС

    музыкальный конкурс

« Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»

(выступление на педагогическом совете)

                                        Подготовила: музыкальный работник

                                                                  Сергиенко Э.И.

Ноябрь – 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...