Принципы дыхания в хоровой практике
статья по музыке на тему

Кривова Мария Александровна

Эта статья рассказывает о важности правильного дыхания, как правильно его брать, какие упражнения можно использовать для развития  правильного голосообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx70.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Павлищева О.П., Методика постановки голоса. – М: Музыка 1964.

        Принципы дыхания в хоровой практике.

        В хоровой  практике, в том числе и профессиональной, весьма часто наблюдается неправильное, беспорядочное  дыхание, вследствие того, что сами певцы плохо следят за собой, систематически не выпевая  на одном дыхании целые музыкальные фразы. В результате дезорганизуется и демобилизуется их дыхательный аппарат, значительно ухудшается звучание голоса. Поэтому все, что сказано ранее о дыхании, необходимо прививать и  хоровому коллективу в целом. Трудность здесь заключается в том, что перед хормейстером стоит не один, а много певцов, обладающих весьма различными приемами пения и дыхания. Для проведения всего этого разнообразия приемов к единству прежде всего нужно убрать внешние признаки неправильного дыхания: поднятие плеч и верхней части грудной клетки. В случае необходимости следует показать отдельно некоторым певцам или группе их правильный прием. Объяснение сущности приема и его преимуществ совершенно обязательно, так как ничего нет бессмысленнее и вреднее тренажа, необходимость, смысл и цель которого непонятна.

        Для того чтобы преимущества нижнереберно-диафрагмального дыхания стали еще яснее, можно схематически  показать строение и действие дыхательного аппарата, попутно сославшись на крупные авторитеты в хоровом деле.

        Добившись хотя бы некоторого единства «типа» дыхания, можно приступить к следующему чрезвычайно важному моменту в хоровой практике: выработке одновременного входа всего коллектива или одной партии. Как и при сольном исполнении, вдох должен быть мгновенным, активным, но ни в коем случае не перегруженным. Однако таким он должен быть в условиях работы над техникой звука. При работе же над художественным произведением техника вдоха (его объем, активность и т.п.) должна быть всецело обусловлена характером исполняемого произведения. Момент «задержки» дыхания тоже подчинен ему. Акцентировать на этом внимание коллектива необходимо особенно при пении сидя, когда весь организм несколько расслаблен.

        Вся работа над дыханием в хоровом коллективе сопровождается дирижерским жестом. Дыхание хора будет тем свободнее и гибче, чем эластичнее, мягче рука дирижера. Но под этой мягкостью должна скрываться большая энергия и сила воли. Вялая, безвольная рука вызовет точно такой же вялый, безопорный вдох, а затем и звук. Таким образом, в дирижерском жесте должно быть заложено не только эмоциональное начало, но обязательно и мастерской показ технике, характера дыхания – звука. Все это возможно лишь при умении подчинять своей воле коллектив и при наличии у самого дирижера осознанности намерений и четкости предъявляемых требований.

        Достаточно сложным приемом в технике хорового дыхания является прием «непрерывного, или цепного» дыхания. Техника его заключается в следующем: когда один исполнитель сменяет дыхание, другой, соседний с ним, ранее вздохнув, незаметно вступает в звучание. Вырабатывается этот прием, в основном, через «чувство локтя»: «сосед вздохнул, значит могу после него вздохнуть и я». Такая очередность дыхания и вступления предотвратит опасность возникновения звуковых провалов и создаст условия для выработки непрерывного дыхания хора, позволяющего не рвать звуковую ткань произведения.

        Единое дыхание и слаженность действий коллектива позволит выработать правильное, гибкое и красочное хоровое звучание.

     

Ригина  Г.С., Уроки музыки в начальных классах.  – М: Просвещение,  1979.

Бренделем С., Музыкальное воспитание в школе. – М: 1970

Добровольская Н., Орлова Н., Что надо знать учителю о детском голосе. – М: Музыка, 1972.

                              Хоровое пение.

        Хоровое пение – вид музицирования, который по праву занимает ведущее место в школе. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые учитель может с успехом развивать. Большинство младших школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницы между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук.

        Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно. В процессе обучения обе стороны исполнения неразрывно связаны между собой, поэтому главная  задача учителя – развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный  одновременно.

        Учителю необходимо хорошо знать своих воспитанников. На первых же уроках он прослушивает их, проверяя в игровой форме уровень развития музыкального слуха  каждого ребенка. Мы убедились в том, что времени, отведенного на уроках, недостаточно, поэтому надо продолжить проверку после уроков. Очень хорошо, если учитель запишет результаты прослушивания на магнитную ленту,  а затем сравнит  их с успехами ребят в конце года.

    1.2 Педагоги-музыканты Ригина  Г.С, Брендель  С.,  Добровольская Н., Орлова Н.,  и другие считали очень важным знание особенностей развития детского голоса и слуха для успешного формирования музыкальных способностей младших школьников в певческой деятельности. Они считали, что в первую  очередь, нужно выявить и зафиксировать основные показатели музыкального развития детей: диапазон голоса и качество интонирования.

        На основе этих показателей класс предлагалось поделить на три интонационные группы. Первая интонационная группа – дети с диапазоном голоса не менее сексты  (ре – си), интонирующие мелодию без поддержки голоса или инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Вторая интонационная группа – дети с несколько суженным диапазоном голоса. Они не всегда могут самостоятельно спеть мелодию интонационно правильно, голоса их часто звучат тускло, с «сипением». К третьей группе можно отнести детей с ненормально низким звучанием и узким диапазоном голоса, среди них больше мальчиков. Посадить учащихся лучше следующем образом: третью группу, более всего нуждающуюся во внимании и помощи учителя, - на первые парты, вторую группу – за ними, учащихся первой группы – на задних партах.

        Учитель должен стремиться развивать музыкальный слух всех детей и в зависимости от успехов переводить ребенка из одной группы в другую. Заметные сдвиги в развитии учащихся можно наблюдать уже  конце первой четверти.

        Дети разных интонационных групп включаются в пение не сразу. Здесь многое зависит от мастерства педагога, знания им каждого ребенка. Однако можно сформулировать общие признаки:

  1. Дети первой группы поют всю песню. Отдельные ученики или группа показывают классу образец исполнения той или иной фразы песни, запева или припева. Можно сразу же подключать к пению дуэтом с запевалой слабо интонирующих детей.
  2. Дети второй группы включаются для исполнения сначала только отдельных фраз песни. Лучше, если их пение поддержат несколько учеников из первой группы.
  3. Существует мнение, что плохо интонирующих детей, которых мы относим к третьей группе, лучше вначале подключать только к ритмическому сопровождению песни. Дети этой группы слушают песню в исполнении своих товарищей и отхлопывают ритмический рисунок мелодии. Однако это не означает, что плохо интонирующий ребенок не должен петь с самых первых уроков обучения. Он может исполнять песню с группой или в дуэте с более сильным учеником и петь индивидуально простые и удобные для него мотивы.

        Часто, стремясь выровнять интонирование класса, учитель поет пример вместе с детьми. Но такое исполнение имеет и отрицательные стороны. Ребята приучаются к пассивному следованию за педагогом, что сказывается на формировании их музыкально – слуховых представлений. Поэтому подпевать, а тем более подыгрывать детям можно лишь изредка.

        При исполнении песни всем классом, так же как при индивидуальной работе с детьми, учитель уделяет большое внимание певческой установке, дыханию, звукообразованию и дикции.

        Приводим рекомендации, которые целесообразно использовать учителю в своей работе: «Для нормального вокального воспитания детей рекомендуется использовать мягкую «атаку» звука (мягко начинать звук)…Однако из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки: прямое, без напряжения, положение корпуса головы, расправленные,  слегка оттянутые назад плечи, легкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные вниз (или лежащие на коленях) руки… Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос… Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха… В первом же классе учитель обращает внимание, в основном, на то, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы распределяли выдох до конца слова или небольшой фразы… Воспитывая певческое звучание, учитель все время заботится о том, чтобы дети пели звонко, светло, легким, мягким, напевным звуком.

        Добиваясь протяжного исполнения гласных, учитель обращает внимание на короткое, собранное, четкое произношение согласных».

        Надо стремиться к тому, чтобы хоровое пение, разучивание песен по слуху постепенно все более включало в себя осознание учащимися формы, метроритма и лада сначала в пении отдельных фраз, а затем и всей песни по нотам.

        Для разучивания в пособие включены песни, апробированные в широкой педагогической практике, и специально подобранные

С целью развития вокальной техники, легкого и звонкого, красивого звучания голосов а также формирования звуковысотного слуха, ладовых музыкально – слуховых представлений учащихся, предлагается использование народных попевок с текстом.

Исаева И.О., Как стать звездой: уроки эстрадного пения. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

                             Дыхание вокалиста.

         Фундаментом вокального мастерства служит дыхание. «Если эмоции выражаются через звук, не опирающийся на дыхание, то голос стирается», - эту вокальную мудрость озвучил профессор пения Миланской консерватории Франческо Ламперти еще в 19 веке. Все знают, что основа основ для вокалиста любого стиля – это дыхание. Но далеко не у всех получается правильно им пользоваться. У здорового человека дыхание осуществляется самопроизвольно, и мы не задумываемся, как происходит этот процесс. Вопрос в том, как научиться целесообразному использованию дыхания в процессе речи и, конечно, пения. Давайте для начала разберемся в анатомии и физиологии дыхательных органов.

        Дыхание – жизненный процесс, который заключается в постоянном обмене кислорода и углекислоты. Органами дыхания являются: нос, гортань, трахея, бронхи и легкие. Дыхание можно пользоваться целесообразно и нецелесообразно, оно может быть произвольным и непроизвольным, дышать можно глубоко и поверхностно, хуже или лучше, правильно или неправильно.

        Для начала определим процесс дыхания с точки зрения физиологии и анатомии. Как человек дышит? Как работают органы дыхания? Остановимся на этом подробнее.

        Легкие – основной дыхательный аппарат. Они объемны и эластичны. В зависимости от глубины дыхания в них может быть введено большее или меньшее количество воздуха. Легкие состоят из сотен миллионов легочных пузырьков, впитывающих нужный организму кислород. От основания дыхательного горла идут разветвления бронхов, а так же сеть легочных артерий и вен, которые служат для обмена газов и питания кислородом всех тканей организма.

        При вдохе воздуха идет через нос или рот, затем через гортань в дыхательное горло и, проходя через бронхи и их разветвления, попадает наконец в легочные пузырьки. В это время кровь, протекая по сосудам в легочные пузырьки, наполненные воздухом, берет оттуда кислород, а из себя выделяет углекислоту и другие газообразные продукты распада, которые во время выхода, при сжатии легочных пузырьков, выбрасываются из организма. Кровь, насыщенная кислородом, по сосудам доставляет его ко всем клеткам организма.

        Певческое дыхание, выработанное специально, как, впрочем, и естественное, состоит из трех стадий:

  1. вдох (или инспирация), благодаря которому кровь получает кислород;
  2. задержка набранного воздуха (пауза);
  3. выдох (или экспирация), во время которого из легких выбрасывается весь углекислый газ.

       Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования.

        Изначально весь дыхательный процесс нужно производить медленно, чтобы:

- мускулы привыкли к систематическому напряжению;

- можно было отчетливо контролировать правильность своих ощущений и в процессе тренировок запомнить эти ощущения, их последовательность, доведя всю процедуру до автоматизма.

        Естественно, во время исполнения песни, неизбежны моменты, когда дыхание нужно будет брать в очень короткий промежуток времени – вот тогда и можно будет воспользоваться тем самым автоматизмом и взять дыхание правильно, не задумываясь над технологией.

        Для того чтобы почувствовать правильность действия вдыхания воздуха, надо встать прямо, слегка втянуть живот, наклонить туловище вперед и в это время набрать воздух. Необходимо почувствовать , как раздвинулись ребра в ширину, и воздух там занял свое место. Затем надо приподняться на носочки и задержать (зафиксировать на мгновение) дыхание. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпускать воздух лучше через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, можно подставить  палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выдыхаемого воздуха.

        После усвоения вышеописанного процесса, можно отменить наклон туловища и подъем и выполнять все последующие упражнения в положении стоя, с ровной спиной. Дыхательные упражнения подбираются педагогом исходя из индивидуальных особенностей ученика. В данном же случае вам придется самостоятельно подобрать для себя самую понятную формулировку и самый удобный для исполнения вариант упражнений.

        Вот еще один способ усвоить правильное дыхание. Для этого нужно лечь на спину, чтобы голова была на одном уровне с телом, и, положив руку на диафрагму, сделать медленный, глубокий выдох, затем вдох и снова выдох. Выдох можно провести на протяжном, непрерывном произнесении звука Ф, С, или З, закончив его, снова вдохнуть глубоко и медленно, не снимая руки с диафрагмы. Проделав это упражнение в течении нескольких дней, утром и вечером, можно ощутить правильный вдох.

        По мере усвоения и закрепления упражнения в лежачем положении, оно может проводиться и стоя. По истечении определенного количества времени (индивидуально для каждого) правильное дыхание будет выполняться уже непроизвольно.

        Глубокий вдох и заполнение воздухом большей части легких вызывают усиленную работу сердца, так как более интенсивным становится кровообращение. Это в свою очередь может вызвать головокружение или сердцебиение. Но, привыкая к постепенно увеличивающейся нагрузке, легкие и сердце крепнут, и в дальнейшем правильное пользование дыханием способствуют укреплению здоровья человека. Все дыхательные упражнения следует делать в свободной одежде и в хорошо проветренном помещении.

        Какова же цель дыхательных упражнений для певца? Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона: чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. Первым положительными результатами тренировок можно считать плавность входа без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков.

        «Бережливость» в расходовании воздуха – вещь первой необходимости. Набранный воздух нужно использовать очень экономно, в противном случае он быстро уходит, что приводит к нехватке дыхания на длинную фразу и слабому звуку – без блеска и красок. Для самоконтроля можно использовать специальный «тренажер» - резиновый пояс шириной 7 – 10 (его можно сшить самостоятельно). Сшейте концы резинки так, чтобы она плотно, но не растягиваясь, прилегала к диафрагме  (нижняя часть ребер под грудью). Во время занятий надевайте пояс на нижнюю часть ребер. Во время правильного вдоха пояс должен растянуться и в таком положении удерживаться на диафрагме. Вы должны чувствовать его натяжение и стараться удерживать это положение как можно дольше.

        Помните: систематичность занятий всегда приносит больше плодов, чем безумное рвение ученика скорее достичь результата. Поспешишь – людей насмешишь. Ну а терпение и труд, как говорится , все перетрут.

                             

                                  Процесс голосообразования.

        «Певческий голос – это замок, построенный в воздухе.  Воображение – архитектор этого замка. Нервы осуществляют задуманное. Мускулы – рабочие. Душа его населяет», - таким поэтическим образом о человеческом голосе высказался итальянский вокальный педагог Франческо Ламперти. С точки зрения физиологии голосообразовательный процесс происходит несколько иначе. Первоисточником образования звука являются истинные голосовые связки, находящиеся в гортани. Воздух, которым мы дышим, выходит  из легких через дыхательное горло в гортань. Под давлением выдыхаемого воздуха связки начинают колебаться, и слышится звук. Во время произнесения звуков связки плотно смыкаются, выдыхаемый под определенным давлением воздух заставляет их вибрировать. Таким образом, воздух, проходя через голосовую щель, вызывает дрожание натянутых голосовых связок и при этом (как и при дрожании струны) возникает звук. Весь процесс контролируется импульсом, идущим из коры головного мозга.

        Выше истинных голосовых связок находятся ложные голосовые связки – две складки слизистой оболочки, которые при поражении истинных голосовых связок берут на себя роль голосообразования. При включении в работу ложных связок голос становится сиплым, тусклым, малоподвижным.

        Сила звука во многом зависит от силы напора воздуха, выдыхаемого легкими, и обусловлена объемом и здоровьем легких, подвижностью грудной клетки, мышечной свободой, общим состоянием организма и другими факторами.

        Каждый голос имеет свой индивидуальный тембр, благодаря которому можно узнать человека, только слыша его. Объясняется это тем, что кроме «основного», главного тона в звуке имеется еще ряд вспомогательных, более слабых тонов – «обертонов», которые обогащают звук и придают ему своеобразность. Чем богаче голос обертонами, тем он музыкальнее и выразительнее. Тембр голоса каждого человека от природы специфичен и индивидуален и практически не поддается изменению.

        Человеческая гортань может издавать некоторое количество звуков определенной высоты (в среднем около двух октав). Причем гортанью больших размеров, с более длинными и толстыми голосовыми связками (так, мужская гортань в полтора раза больше женской) издаются более низкие звуки.

        Характеристикой звучания голоса являются его высота  и тембр, по этим параметрам определяется  шесть групп голосов.  Мужские голоса: бас, баритон, тенор; женские голоса: контральто, меццо – сопрано и сопрано.

        Заметим, что голосовые данные нуждаются в постоянной тренировке и развитии имеющегося голосового материала. Необходимо обладать не только определенными  качествами голоса: силой, чистотой звука, гибкостью, большим диапазоном, но и умением пользоваться и управлять всеми этими качествами. Достигнуть этого можно при помощи систематических занятий и всесторонней обработки природного голосового материала.

                           Что такое поставленный голос?

        Постановка голоса – это развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. В методиках по постановке голоса используется совокупность приемов, позволяющих достичь предельной естественности и свободы звукообразования, максимального расширения диапазона голоса, увеличения силы голоса, яркости и красочности тембра.

        Голос может быть поставлен:

- для оперно –концертного;

- для исполнения народных песен;

- для эстрадного пения и т.д.

        Профессиональный певческий голос – это голос, поставленный в интересах профессионального использования, имеющий диапазон минимум в две октавы, звучащий ровно на всем протяжении диапазона.

        Высокопрофессиональный певец (музыкант, артист) – это человек разносторонне развитый, обладающий целым комплексом талантов, знаний и умений. Недостаточно только хорошо или даже превосходно петь, нужно суметь сделать шоу, заинтересовать зрителя, а для этого придется поработать и головой, и связками, и другими частями тела.

                                                 Дикция.

        «Речь, стих – та же музыка, то же пение», - утверждал К.С.Станиславский. Умение говорить грамотно, уверенно ,не напрягаясь, беречь свой голос, мимикой или манерами, правильно подобрать тон, темп, слова, доводы и т.д. – все это было необходимо даже в самые древние времена. И от умения говорить нередко зависела даже сама жизнь человека.

        Известно, что от природы древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен обладал ужасной дикцией, слишком тихим голосом и рядом физических недостатков. Первое его публичное выступление было освистано, однако Демосфен не сдался и с помощью тренировок по собственной методике сумел добиться того, что стал величайшим оратором своего времени. Для преодоления одышки и синхронизации речи и дыхания, он, например, ежедневно поднимался в горы, декламируя при этом стихи. На берегу моря он, набрав в рот камешки, также занимался декламацией, что неизмеримо улучшало его дикцию. Там же, перекрикивая шум прибоя, он произносил свои речи, что позволило ему намного увеличить силу голоса. Между прочим, некоторые врачи – логопеды используют методы Демосфена для лечения заикания.

        Голос – самый совершенный музыкальный инструмент, который только есть в распоряжении у человека. Но далеко не каждый умеет им пользоваться! Почему же это происходит? Если не говорить о певцах, артистах, радио и телеведущих, проходящих специальное обучение, то все остальные люди пользуются голосом чисто интуитивно, как придется, не думая о том, какое впечатление их голос и речь производят на собеседника. При этом чаще всего, если человек не страдает заиканием или какими-то другими дефектами речи, то каждый вполне доволен собой и считает, что уж его-то речь не имеет недостатков. И человек сильно удивляется, просто приходит в состояние шока, когда ему дают прослушать запись его речи, особенно сделанную без предупреждения, или показывают видеозапись, где он с изумлением убеждается, что его рот при разговоре напоминает почти неподвижную щель, а лицо из-за слабой мимики – маску актера японского классического театра. Короче говоря, человек не видит и не слышит себя со стороны и абсолютно уверен: уж что-что, а говорить-то он, слава Богу, научился еще в двухлетнем возрасте!

        Но, к сожалению, огромное количество людей плохо, вульгарно пользуются речью, безграмотно ставят ударения, неверно произносят звуки в словах, даже не замечая этого, потому что привыкли к себе и к своим недостаткам. В наших школах не учат ни красноречию, ни правильной дикции, зачастую сами учителя страдают неверным произношением. Ситуация осложняется активным проникновением в наш язык иностранных слов и развитием сленга. Но не будем углубляться в теорию. Начинать, как известно, надо с себя. И ниже я предложу некоторые дикционные, дыхательные и другие упражнения, которые на практике помогут овладеть своим голосом, речью, дыханием, что, конечно же, просто необходимо не только для пения, но и для всей остальной жизни вне музыки.

        Известно, что японские мастера фехтования на мечах повышают свою квалификацию, детально выполняя тренировочные упражнения. Искусство владения самурайским мечом разбивается на отдельные навыки и умения, которые тщательно обрабатываются до тех пор, пока не достигается полное мастерство. Совершенство, автоматизм и плавность исполнения – вот цели тренировок. Когда самурай завершает обучение, он удаляется на вершину горы и старается забыть о тех приемах, которые он изучал под руководством учителя. Затем, уже спустившись в долину, он ощущает, что автоматически владеет этими навыками, они стали частью его существования, образа жизни.

        Умение четко, грамотно, ясно говорить тоже требует тренировок, развитие мастерства «самурайского» типа. Сами знания и  даже владение ими еще не есть овладение умениями и навыками – необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов. Только систематические занятия, постоянный контроль над собой, над качеством своей речи и дикции в реальной повседневной жизни,  в общении с коллегами и дома, а также анализ результатов преподнесут истинные уроки мастерства.

                                 Артикуляционная гимнастика.

        Четкая дикция – непременное условие  успешного выступления на сцене артиста в любом амплуа. В работе над дикцией очень помогают артикуляционные упражнения, с помощью которых утрируются согласные звуки и максимально открывается рот на гласных звуках, и тем самым уменьшается давление на связки и, следовательно, голос будет меньше уставать. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.

        Все упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом.

Упражнения №1.

        Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого-то на расстоянии или произнесите звук «у-у-у», а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.

        Повторите это упражнение не менее 10 раз на счет «раз», «два». «Раз» - губы вытянутые трубочкой, «два» - переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть.

Упражнение №2.

        Убедившись, что губы, сложенные в трубочку – «хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигайте «хоботком» вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому вначале их можно придерживать ладонями.

        Если не удается двигаться губами – трубочкой, сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выполняйте упражнение, опустив голову вниз.

        Повторите упражнение 10 раз.

        Упражнение выполнено правильно, если «хоботок» свободно движется влево и вправо при неподвижных мышцах щек.

Упражнение№3.

        Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок», а затем поднимите его вверх на счет «раз» и опустите вниз на счет «два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

        Проделывайте это упражнение не менее 10 раз.

        Не торопитесь, медленно поднимайте «хоботок» и так же медленно опускайте. Это нелегко, но очень эффективное упражнение для улучшения дикции.

        Не старайтесь добиться большей амплитуды движения. Следите за свободой движения «хоботка» и неподвижностью нижней челюсти и мышц щек.

Упражнение№4.

        Упритесь кончиком языка в щеку и растяните ее, а затем – другую, словно вы катаете во рту конфетку: раз – два, раз – два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки.

        Повторите упражнения не менее 19 раз.

        Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

Упражнение№5.

        Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю.

        Повторите упражнения не менее 10 раз.

        Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

       Дикционные упражнения на развитие дыхания и силы голоса.

        Работа над дикцией – это работа над правильным произношением звука. Дикция является средством донесения текстового содержания песенного произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.

        Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти; наладить правильное речевое дыхание. Для этого разработан и представлен ряд упражнений, который, как следствие, позволит развить вокальные данные и помочь в постановке голоса – это одно из важнейших условий для качественного пения.

        Итак, после разминки из предыдущих пяти упражнений начнем тренинг на четкое и правильное произношение звуков.

        В русском языке, как вы знаете, всего 6 гласных звуков. Начнем именно с них.

         У О А Э И Ы

        Эта последовательность образует так называемую «линейку гласных». Запомнив ее, можно приступить к следующим дикционным упражнениям.

        При выполнении этих упражнений обязательно следите за дыханием и правильной осанкой. При соблюдении этих навыков  вам несложно будет выполнять следующее:

 - в качестве разминки нужно выполнить хотя бы некоторые из описанных выше дыхательных упражнений (какие вам больше понравилось);

 - встаньте ровно;

 - медленно возьмите дыхание, как бы принюхиваясь, чтобы воздух заполнил диафрагму и легкие, но не полностью, а примерно на 4/5 объема;

 - задержите дыхание, как бы фиксируя объем вдыхаемого воздуха;

 - очень экономно (как будто запас воздуха сильно ограничен) выдыхайте, произнося соответствующие заданию звуки.

        При входе диафрагма должна довольно сильно раздвинуться вширь. При выходе подставьте ладонь ко рту на расстоянии примерно 15 см и произнесите или пропойте гласные звуки – движение выдыхаемого воздуха не должно чувствоваться, как будто вы его вообще не выдыхаете. Конечно, на  самом деле вы выдыхаете, но поток воздуха должен быть настолько слабым, что это почти не чувствуется ладонью. Именно такое дыхание необходимо для пения.

        Систематические занятия по данному курсу, выполненные с учетом вышеизложенных рекомендаций, помогут вам овладеть техникой правильного дыхания. На следующем этапе обучения свои умения в области дыхания и дикции можно будет без особого труда перенести на вокальное исполнение.

Упражнение№1.

        Вдохните, задержите дыхание и на выдохе слитно (как одно слово) произносите  «линейку гласных», пока не закончится воздух. Засеките время по секундомеру. С каждым следующим разом время должно увеличиваться.

         Повторите упражнения не менее 5  раз.

        Напомню, что все упражнения  выполняются стоя, с ровной спиной .

        Повторите все то же самое, только гласные в «линейке» произносится отрывисто, отделяя  каждый звук друг от друга.

        Выполняйте упражнение не менее 5 раз.

Упражнение№2.

        Вдохните, задержите дыхание и на выдохе, «посылая» звук в темя или в «маску» (в нижнюю часть лба), стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко, как выстрел, а согласная – длинно, произнесите следующие слоги:

        ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

        БУ БО БА БЭ БИ БЫ

        Каждая «линейка» произносится на новом вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдохом – он естественным образом получится правильным.

         Повторите упражнения не менее 5 раз.

         Контролируйте, чтобы все звуки четко, в голосовых связках не было напряжения, а в горле не першило.

Упражнение№3.

        Постепенно усложняйте выполнение рассмотренного выше задания.

        Соблюдая рекомендации к предыдущему упражнению, произнесите следующие слоги:

         ПУ  ПО  ПА  ПЭ  ПИ  ПЫ

         БУ  БО  БА  БЭ  БИ  БЫ

         КУ  КО  КА  КЭ  КИ  КЫ

         ГУ  ГО  ГА  ГЭ  ГИ  ГЫ

         Повторите упражнение не менее 5 раз.

         ПУ-БУ   ПО-БО   ПА-БА   ПЭ-БЭ   ПИ-БИ   ПЫ-БЫ

         КУ-ГУ   КО-ГО   КА- ГА  КЭ-ГЭ  КИ-ГИ   КЫ-ГЫ

        Повторите упражнения не менее 5 раз.

        Следите за четкостью произнесения и легкость в связках и горле.

        Дыхание берите по мере необходимости.

Упражнение№4.

        После того как вы сможете оценить выполнение предыдущих заданий на «отлично», можно расширить объем произносимых слогов и усложнить их. Каждый пример повторяйте трижды:

        ПУ  ПО  ПА  ПЭ  ПИ  ПЫ  БУ  БО  БА  БЭ  БИ  БЫ

        ПУ-БУ  ПО-БО  ПА-БА  ПЭ-БЭ   ПИ-БИ   ПЫ-БЫ

        КУ  КО  КА  КЭ  КИ  КЫ  ГУ  ГО  ГА  ГЭ  ГИ  ГЫ

        КУ-ГУ   КО-ГО   КА-ГА   КЭ-ГЭ   КИ-ГИ   КЫ-ГЫ

        РЛУ   РЛО   РЛА   РЛЭ   РЛИ   РЛЫ

        ЛРУ   ЛРО   ЛРА   ЛРЭ   ЛРИ   ЛРЫ

        РЛУ-ЛРУ   РЛО-ЛРО   РЛА-ЛРА   РЛЭ-ЛРЭ   РЛИ-ЛРИ   РЛЫ-ЛРЫ

        Важно постоянно контролировать свои ощущения  в ходе занятий, следовать всем изложенным рекомендациям, не забывать о дыхании и ровной спине.

Упражнение№5.

        В следующий раз дикционное упражнение может быть еще объемнее и сложнее. По описанной выше методе 3 – 5 раз повторите следующие звукосочетания:

ПУ  ПО  ПА  ПЭ  ПИ  ПЫ

БУ  БО   БА   БЭ   БИ   БЫ

БУ-БУ-БУП  БО-БО-БОП   БА-БА-БАП  

БЭ-БЭ- БЭП  БИ-БИ-БИП  БЫ-БЫ-БЫП

КУ-ГУ  КО-ГО   КА-ГА   КЭ-ГЭ   КИ-ГИ   КЭ-ГЭ   КЫ-ГЫ

СУ-ЗЗУ   СО-ЗЗО   СА- ЗЗА   СЭ-ЗЗЭ   СИ-ЗЗИ   СЫ- ЗЗЫ

ФУ   ФО   ФА   ФЭ   ФИ   ФЫ

ВУ    ВО    ВА   ВЭ    ВИ    ВЫ

ФУ-ВУ   ФО-ВО  ФА-ВА   ФЭ-ВЭ   ФИ-ВИ   ФЫ- ВЫ

СТУ-ЗДУ  СТО-ЗДО  СТА-ЗДА  СТЭ-ЗДЭ  СТИ-ЗДЫ  СТЫ-ЗДЫ

        Выполняя эти упражнения, вы тренируете весь речевой аппарат и, как в тренажерном  зале, постепенно развиваете мышцы органов речи (губ, языка, мягкого  неба, голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.

Упражнение№6

        Еще один комплекс звукосочетаний:

ПУ   ПО   ПА   ПЭ   ПИ   ПЫ

БУ   БО   БА    БЭ    БИ   БЫ

КУ-ГУ  КО-ГО  КА-ГА   КЭ-ГЭ  КИ-ГИ   КЫ-ГЫ

СТУ-ЗДУ  СТО-ЗДО  СТА-ЗДА  СТЭ-ЗДЭ  СТИ-ЗДИ  СТЫ-ЗДЫ

ПКТУ-ТПКУ  ПКТО-ТПКО  ПКТА-ТПК  

 ПКТЭ-ТПКЭ  ПКТИ-ТПКИ  ПКТЫ-ТПКЫ

КПТУ  КПТО  КПТА  КПТЭ КПТИ  КПТИ  КПТЫ

РЛУ  РЛО  РЛА  РЛЭ  РЛИ  РЛЫ

ЛРУ  ЛРО  ЛРА  ЛРЭ  ЛРИ  ЛРЫ

ДБГУ-БГДУ  ДБГО-БГДО  ДБГА-БГДА

ДБГЭ-БГДЭ  ДБГИ-БГДИ  ДБГЫ-БГДЫ

        Повторите упражнение 3 – 5 раз.  Следите, чтобы звуки произносились внятно, четко, легко воспроизводились на слух. Порядок звукосочетаний можно менять.

        Важна системность занятий. Пусть лучше ваши тренировки будут недолгими, но ежедневными. Например, если вы будете каждое утро уделять такой гимнастике 15 минут, то сможете довольно скоро заметить не только улучшение своих  вокальных возможностей, но и ясность произношения в повседневной речи, если, конечно, будете за этим следить.

        Занятия можно комбинировать по дням. Например, сегодня вы занимаетесь 15 минут дыхательными упражнениями, завтра – дикционными, а послезавтра совместите два любимых дыхательных упражнения и три дикционных и т.д. А потом, дней через …дцать, если очень хочется, можно сделать и выходной!

                                      Скороговорки.

        В работе над дикцией важную роль занимают в том, что сочетания некоторых звуков представляют трудность при произношении, а особенно при многократном повторении этих последовательностей. Работа дополнительно усложняется быстрым темпом речи.

        Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно, по слогам прочитать:

О-т  т-о-п-о-т-а  к-о-п-ы-т   п-ы-л-ь  п-о  п-о-л-ю  л-е-т-и-т

От то-по-та ко пыт  пы-ль  по  по-лю  ле-тит

        Особое внимание уделяйте последним согласным в слове (они выделены жирным шрифтом). Если вы будете выговаривать их сейчас, то и в песне не станете «проглатывать» буквы, и текст будет понятен.

        Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать ее без запинки, четко, не меняя темп.

        Затем слегка увеличьте темп до темпа обычного разговора. Убедитесь,  что текст звучит четко и уверенно. Повторяя скороговорку, постепенно увеличивайте темп, но не забывайте, что все же в скороговорке главное – не темп, а четкость и ясность произношения. А теперь можно прочитать ее на пределе своих возможностей.

        Получается?

        При любом варианте ответа надо вновь и вновь, тщательно артикулируя каждый звук, медленно, по складам прочитать скороговорку. Старайтесь не торопиться, хотя предыдущий темп будет вас «торопить». Не поддавайтесь!    

        Хотя в текстах скороговорок нет глубоких мыслей, совершенно недопустимо проговаривать их бессмысленно, механически. Надо избегать монотонного произнесения текста, выискивая любую возможность (пауза, противопоставление, интонация и др.) для усиления яркости и выразительности данного  материала.

        По этой методике упражняйтесь и с другими скороговорками, на другие группы звуков (см. в приложении).

Кто хочет выговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

        Желательно каждое утро начинать с речевой гимнастики. Когда вы уже овладеете основными артикуляционными навыками, необязательно сохранять статичное положение тела, и  даже полезно будет заниматься речевой гимнастикой в движении или в танце, а вот следить за прямой осанкой и правильным дыханием необходимо.

        Не забывайте, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

        Чаще возвращайтесь к медленному темпу, четко артикулируя каждую букву, не поддавайтесь инерции быстрого проговаривания, преодолевайте это желание.

        Ну а если вы без запинки, четко, разборчиво можете прочитать скороговорку любой сложности на максимальной скорости – поздравляю, вы добивались отличного результата!

        По принципу работы со скороговоркой можно и нужно заниматься и с текстом песни:

        - выпишите слова на лист бумаги;

        - прочитайте их достаточно громко (но не переходя на крик), медленно, четко, разделяя каждую букву, как показано на примере со скороговоркой «От топота копыт…»;

        - помните о последнем согласном звуке в словах и не «теряйте» его;

        - текст песни учите частями, например, выучите таким способом сначала первый куплет, потом приступайте к припеву и т.д. Не переходите к следующему этапу, не выучив предыдущий. Работа с текстом песни будет идти быстрее, ведь там не такие сложные фразы, как в скороговорке.

        - со следующими этапами вы познакомитесь в главе «Работа над песней».

     Дыхательные и голосовые упражнения с применением движений.

        Любое пребывание певца, артиста на сцене связано с движением. Насколько эти движения будут свободными, естественными, привлекающими внимание зрителя, зависит успех или неудача эстрадного номера. Чтобы соединить свободу тела и голоса на сцене, необходимо этому поучиться. Предложенные ниже упражнения связывают голосовой тренинг с физическим действием, что позволяет добиться телесной свободы во время речи и пения. Перенося внимание на тело, затем на речь и наоборот, вы научитесь контролировать и то и другое, что в конце концов приводит к свободе мышц тела вместе со свободой звучания. Телесный и голосовой аппараты взаимосвязаны, и тренировать их нужно одновременно.

        Надо знать и помнить, что во время работы над голосом и речью всегда необходимо контролировать свои движения, следить за их соответствием музыкальному материалу. Синхронизированные речь и движения помогают найти нужный характер звучания, а всевозможные движения, положения тела, физические действия помогают опосредованно воздействовать на работу голосового аппарата. Необходимо приобрести навык верного звучания голоса при любом положении частей тела вовремя всевозможных движений.

Упражнение№1. Насос.

        Упражнения выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Вообразите, что вы стоите рядом с насосом. Мысленно возьмитесь за рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимайте на нее, как будто накачиваете воздух. Подражая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произнесите:

СУ  СО  СА  СЭ  СЫ  СИ

        Каждый слог соответствует одному выходу.

        Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение№2. Лыжник.  

        Встаньте в позу бегущего лыжника, слегка согнув колени и как бы приготовившись к «старту». Делайте руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выходу.

 СУ  СО  СА  СЭ  СЫ  СИ

        Повторите упражнения 3 раза.

        Важно, чтобы вам легко и свободно удавалось  синхронизировать звук и движение. В первом и во втором упражнении высота звука и его характер должны быть разными.

Упражнение№3. Шарик 1

        Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Мысленно представьте себе, что у вас в руках воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох, втяните живот и на одном выдохе медленно опускайте руки с воображаемым шариком, следя за ним взглядом и произнося:

МУМ – МОМ – МАМ – МЭМ – МИМ – МЫМ

        Гласный звук не затягивайте – он должен быть кратким. По окончании упражнения руки опускаются вниз, а взгляд фиксируется на воображаемом шарике. Проконтролируйте синхронность движений, взгляда и звука.

Упражнение№4. Шарик 2.

        Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки раскинуты в стороны параллельно полу, ладонями вверх. Представьте, что на одной из ладоней у вас воздушный шарик. Посмотрите на него, легким движением перебросьте его на другую руку, сопровождая следующими звуками:

МУ- МУ-МУМ    МО-МО-МОМ    МА-МА-МАМ  

МЭ-МЭ-МЭМ    МИ-МИ-МИМ      МЫ-МЫ-МЫМ

        Перебрасывая шарик с одной руки на другую, следите за ним взглядом. Каждый его перелет приходится на один вдох и один выдох. Первые два слога произнесите медленно, готовясь к броску, третий кратко – бросок ладонью.

        Следите за синхронностью выполнения упражнения: изящный бросок должен совпадать с произнесением третьего слога и взглядом за полетом воздушного шарика.

Упражнение№5. Трубач.

        Глубоко вдохните и прижмите к губам воображаемый мундштук трубы. Без звука, одним воздухом нужно очень интенсивно «продышать – протрубить» мелодию на одном выдохе.

        Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

        Постарайся, обойтись без докторов,

        Водой холодной обливайся,

        Если хочешь быть здоров!

        Распределите дыхание так, чтобы одного вдоха хватило «протрубить» текст всего четверостишия.

Упражнения№6. Хватай мяч.

        Сядьте на стул, откиньтесь на его спинку, представьте – вы отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Неподалеку ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:

        Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

        Мяч скачет прямо в речку!

        Держи его! Хватай!

        Представьте, что вы увидели эту картину на самом деле. Вы отрываетесь  от спинки стула (вместе с первым восклицанием «ай!»), вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание берется автоматически.

        Чтобы удобнее было проследить за звуком, рассчитайте движения и  распределите текст следующим образом:

        - Ай! (Тело слегка вздрогнуло – увидели «мяч»).

        - Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвались от спинки стула).

        - Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула).

        - Держи его! (Бежите).

        - Хватай! (Нагибаетесь в броске за мечом).

        Сначала делайте упражнение неторопливо – добейтесь синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук не переходил в более высокий тон (в визг). Держитесь средней естественной тональности голоса.

Упражнение№7. Яблочко.

        При выполнении данного упражнения действия производится в том же порядке, что и в тексте, свободно и органично. В этом упражнении важно проявить свои актерские данные.

        Ах, яблочко румяное,

        Тебя сейчас достану я.

        Висишь вот только высоко –

        Сорвать тебя не так легко.

        Раз! Не допрыгнул…

        Два! Опять!..

        Нет, должен я тебя сорвать!

        Три! Есть!

        Ага, в руке моей!...

        Попробуем…

        Тьфу!

        Нет кислей!

Упражнение№8. Земляника.

        Проговаривайте текст на корточках, как будто на поляне под кустами ищете землянику, видите ее, срываете, рассматриваете.

        Эй, присядь скорей, взгляни-ка:

        Что за прелесть – земляника!

        Ах, какая красота!

        И вот эта! И вот та!

        Эта, правда, белобока –

        Пусть немножко подрастет.

        А вот та налилась соком –

        К нам в лукошко попадет!

        Стой!

        А здесь-то, посмотри-ка:

        Все – одна одной подстать!

        Что за прелесть земляника!

        Даже жалко обрывать…

        Наряду с развитием дикции вы этими упражнениями совершенствуете и свое актерское мастерство.

Упражнение№9. Скакалка.

        Данное упражнение лучше выполнять, прыгая на одной или двух ногах, используя настоящую скакалку, скандируя текст по слогам и на каждый слог прыгая. Необходимо следить за ровностью дыхания и четкостью произносимых слов.

        Со скакалкой я скачу,

        Научиться я хочу

        Так владеть дыханьем, чтобы

        Звук держать оно могло бы.

        Глубоко, ритмично было

        И меня не подводило.

        Я скачу без передышки

        И не чувствую одышки,

        Голос звучен, льется ровно,

        И не прыгаю я словно.

        Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

        Можно прыгать целый час!...

        По аналогии с этими упражнениями можно взять любое стихотворение или припев любимой песни и тренироваться в разных положениях тела.

        Во время выполнения этих упражнений обратите внимание на то, как работает пресс. Постарайтесь запомнить эти ощущения – в дальнейшем они помогут вам брать высокие ноты и держать дыхание на длинных фразах.

        Помимо разработки голоса, дыхания и дикции, эти упражнения помогут вам во время исполнения песни синхронизировать комплекс навыков, необходимых для того, чтобы произвести благоприятное впечатление. Ведь исполнение песни – это не только пение слов под музыку, это еще и движение, и эмоциональная передача, и чистое интонирование, и четкое попадание в ритм и т.д. и т.п. И чем профессиональнее артист, тем шире и разнообразнее палитра элементов, которые он применяет в исполнении своего номера.

        Все предложенные выше упражнения помогут вам развить речевые и голосовые способности, и с их помощью вы сможете овладеть процессами дыхания, звукообразования и произношения. Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут мешать творческому росту, поскольку недочеты речи закрепляются в подсознании, и люди, привыкая к ним, зачастую их не замечают.

        Иногда считается, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи невозможно. Это неверно. Приложив ежедневные усилия и выполняя рекомендации, данные в этой книге, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения.

        Если вы действительно решили изменить себя и стать артистом, вы должны знать и помнить: если вы разговариваете, то говорите правильно всегда, а не только на занятии; если вы изучали правильную манеру стоять, всегда держите спину прямой; если научились петь без фальши, всегда пойте чисто – и так во всем. Только таким образом вы придете к отличному результату и добьетесь автоматизма во всех своих навыках.

        

         

                          Табу для начинающего вокалиста.

          Небрежное отношение к своему голосу, слуху и физическому здоровью вообще встречается сплошь и рядом. Как следствие – частые простуды, затем частичная глухота, хрипы или потеря голоса. Все мои советы ни к чему, если вы сами не поймете, что для вас важнее! Если вокальная карьера для вас основная цель, тогда давайте подробнее разберемся в том, что все – таки нельзя делать вокалисту, начинающему и «продвинутому».

        Как бы ни было банально, но, во-первых, нужно бережно относиться к своему здоровью, заботиться о том, чтобы не простудиться, поддерживать голосовые связки и весь звукообразующий аппарат в рабочем состоянии. Большое влияние на качество голоса оказывает состояние всех ЛОР –органов. Если у вас заложен нос, беспокоит насморк, кашель, болят уши или повысилась температура – все это создает дополнительную нагрузку на голосовые связки. Голос может измениться, стать тихим, хриплым. Частые вирусные инфекции – тоже одна из самых частных причин слабости голоса и появления хрипоты или осиплости.

        Ни при каких обстоятельствах нельзя много кричать, даже если вы болельщик на футбольном матче или зритель на концерте любимой группы. В некоторых случаях эти громкие крики могут привести к чему – то худшему, чем просто осипший голос. Постоянное перенапряжение голоса может также стать причиной того, что на голосовых связках могут появиться новообразования – певческие узелки (это нечто, похожее на маленькие мозоли). Они не исчезнут сами собой, а в отдельных случаях их возникновение может привести к необходимости  оперативного вмешательства.

        Да, вы можете выразить свои эмоции, можете ярко и даже громко реагировать на происходящие события, но нельзя кричать без перерыва, предположим, три часа подряд. Ведь помимо того, что вы являетесь ярым болельщиком любимой команды, вы еще и вокалист – не забывайте об этом.

       1.2 Бережно относитесь к своему слуху, следите за состоянием слухового аппарата.

        Никогда не пойте фальшиво, не привыкайте к такому звучанию. Подобная привычка губит в вас вокалиста и портит слух. Если вы поете (не важно где, как и для чего), то пойте чисто и, желательно, красиво – это должно стать привычкой. Проведу аналогию. Допустим на экзамене по русскому языку вы пишете «молоко», а в записке для мамы напишете «малако». Как вы прокомментируете такую ситуацию? Нужно всегда писать «молоко», скажите вы, а я добавлю, надо всегда петь чисто, потому что никогда (!) нельзя петь фальшиво. Хочу развеять мифы о питании вокалиста – никаких ограничений не существует. За пару часов до выступления не используйте в качестве лечебных препаратов ЛОР – органов масляные растворы и постарайтесь соблюсти такую диету: не есть семечки, мороженое и лимон. В остальное время эти продукты можно с удовольствием (и пользой) употреблять в пищу.

        Еще очень важно слушать только хорошую музыку и в качественном звучании. Я понимаю, что «хорошая музыка» - понятие относительное, и для каждого означает определенных групп и имена конкретных исполнителей, но все же попрошу вас с уважением относиться к себе и заниматься воспитанием своего музыкального вкуса. Плохое качество звучания тоже не прибавит очков в вашу пользу, так что старайтесь не слушать некачественные источники звука. Это все равно, что смотреть на окружающий нас мир сквозь грязные, поцарапанные очки – изображение вроде бы и есть, а удовольствия от увиденного вы не получите.

        Выбирайте и слушайте лучшую музыку, в лучшем звучании, в качественных колонках и старайтесь быть лучше всех! Думаю, дополнительные комментарии излишни.

        Неблагодарное дело рассказывать о вреде курения для здоровья организма в целом – это все знают, но что курение вредит здоровью голосовых связок, напомню. С возрастом при многолетнем курении голос резко меняется в связи с патологическими изменения слизистой оболочки голосовых связок. Причем даже самая минимальная отечность (менее 1 миллиметра) резко меняет голос. К сожалению, у заядлых курильщиков изменения голоса необратимы.

        Практически все вокалисты на своем творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из-за ряда причин:

 - неправильного способа звукоизвлечения (у вокалистов, необученных правильной подаче голоса);

 - перенапряжение голосового аппарата;

 - работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзиллита и др., под воздействием вирусных заболеваний, у женщин во время менструаций.

                         Первая помощь голосовым связкам.

        Прежде всего – молчание! От вокала отказаться вовсе, а разговаривать  низким, грудным голосом (но не шептать). Шепот приводит к большему напряжению голосовых связок, чем нормальная речь.

        Для непрофессиональных вокалистов надо отметить, что лучше не петь сразу после пробуждения. Если предстоит утренний концерт, то желательно проснуться за два – три часа до него, сделать физические упражнения, упражнения на дыхание и дикцию, распеться – и вперед!

        Существует мнение, что 50 г коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно. Под воздействием алкоголя голосовые складки размечаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой – связки сужаются, и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!

        Голос ребенка никогда не спутаешь с голосом взрослого человека. Он более тонкий, звучный, высокий. С возрастом  голосовые связки претерпевают изменения – как и все другие органы. Связки слабеют, и голос начинает звучать глуше, что называется «старчески». Говорят, что можно снизить эффект старения голоса путем регулярных тренировок, однако подтверждения этому нет. Другой способ решения этой проблемы предлагает британская газета «Times»: за 17500 долларов хирурги через разрез в области шеи вводят жир, коллаген или же костную ткань и по прошествии нескольких недель пациент начинает говорить молодым голосом – с меньшими усилиями и более громко и уверенно. Среди первых пациентов медики предполагают увидеть дикторов, актеров, политиков, бизнесменов – одним словом, всех тех, кто  используется голос в качестве рабочего инструмента. Однако доктор Ирина Анатольевна Шмайленко, заведующая городским фониатрическим кабинетом ЦГБ №1 г. Рростова – на  – Дону и консультант в написании этой главы подвергает эту информацию большому сомнению. Она отмечает, что гортань – это орган, здоровье которого зависит от состояния всего организма, и нежелательные изменения в его различных системах (гормональной, нервной и т.д.),хроническая усталость, недосыпание и т.д., а также старение своего организма в целом заметно снижают тонус голосовых связок и влияют на качество звучания голоса. Она также советует, не заниматься самолечением и при первых симптомах заболевания связок обращаться к врачу – фониатру.

        Проявляя о себе заботу, надо вести здоровый образ жизни, беречь свои связки, любить себя и свой голос, и тогда без оперативного вмешательства или других жестких мер ваш голос на долгие годы остается молодым и будет радовать окружающих чарующими звуками!

                            Возраст обучения (7-12)  мотивация детей

        Обучая ребенка музыке , делайте упор на его сильные стороны, ищите такой подход, при котором ребенок смог бы самостоятельно добиваться положительного результата и с желанием идти к поставленной цели.

        Учиться интересно, но трудно. Поэтому необходимо поддерживать ребенка, например, такими словами:

«Я рада, что ты учишься»

«Мне нравится твое увлечение музыкой Чайковского и т.д.»

«Подключай воображение»

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»

«Большинство ошибок можно исправить»

«Если бы у тебя все получалось сразу, тебе не нужно было бы учиться»

«Я люблю тебя, пусть даже мы с тобой такие разные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Организация самостоятельной работы по хоровой практике в общеобразовательном учреждении

Цель хоровой практики в школе - закрепление в непосредственной работе со школьными музыкальными коллективами хормейстерские умения и навыки, приобретённые студентами колледжа на предметах дирижёрско-х...

План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.

Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....

Статья: «Развитие певческого дыхания в хоровом пении».

Статья: «Развитие певческого дыхания в хоровом пении». Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали...

Методическое пособие «Формирование навыков певческого дыхания в хоровом коллективе»

На сегодняшнем этапе проблема совершенствования и приемов методов эффективного формирования вокально-хоровых навыков постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Накопле...