"Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе"
методическая разработка по музыке на тему

Голубева Ирина Николаевна

Предлагаемый вариант  тематического планирования уроков музыки в начальных классах общеобразовательной школы предусматривает четкое планирование учебного материала с широким охватом национальной музыки, изучения истории музыки и вокальных традиций Татарстана. Это способствует повышению интереса учащихся к изучению народных традиций, обогащению их знания народной культуры, побуждению к музыкальному творчеству и предлагает оказание помощи учителям в решении вопросов музыкального воспитания учащихся, развития их творческих способностей, обогащению их знаний о татарской музыкальной культуре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани

«Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе»

Составила  учитель музыки высшей квалификационной категории

Голубева Ирина Николаевна.

Казань 2015

Введение

Одной из важнейших задач нашего времени является формирование гармонически развитого высокообразованного человека. В связи с этим основное значение приобретает музыкальное воспитание и образование. Научившись читать, писать, считать каждый человек должен позаботиться и о совершенствовании своего внутреннего мира, о высоком уровне своей культуры.  Особое место в развитии личности имеет музыкальное искусство.

Предлагаемые  рабочие программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ - предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, разработанные в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерством Образования и Науки РФ и РТ, примерными программами и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского являются фундаментом в работе учителя, так как важнейшая особенность их – тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяются свои темы, которые раскрываются от урока к уроку.

В программах предусматривается использование регионально – национального музыкального наследия.

Предлагаемый вариант  тематического планирования уроков музыки в начальных классах общеобразовательной школы предусматривает четкое планирование учебного материала с широким охватом национальной музыки, изучения истории музыки и вокальных традиций Татарстана. Это способствует повышению интереса учащихся к изучению народных традиций, обогащению их знания народной культуры, побуждению к музыкальному творчеству и предлагает оказание помощи учителям в решении вопросов музыкального воспитания учащихся, развития их творческих способностей, обогащению их знаний о татарской музыкальной культуре.

1 класс

Тема раздела:  «Музыка вокруг нас» (16 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. «Апипа» обработка Ю.Виноградова – слушание

2. Еникеев Р. «Марш кукол» - слушание

3. Ключарёв А.  Танец «Сабантуй» - слушание

4. Яруллин М. «Марш»  - слушание

5. Яруллин Ф. сцены из балета «Шурале»:

  • «Детский танец»
  • «Выход и вариации Шурале»
  • «Дуэт Сюимбике и Шурале»
  • «Танец Убырлы – Корчык и Шайтана»
  • «Али  Былтыр и схватка с Шурале»
  • «Свадебный танец»
  • «Адажио Сюимбике и Былтыра»

6. Абубакиров Ф . -   Сафин Ф. «Солнечные капельки».

7. Беляева Г. -  Зайнашева Г. «Весёлые выходные».

8. Сабирова С. - Солтан И. «Листопад».

Тема раздела: «Музыка и ты» (17 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Сайдашев С. « Марш Советской Армии».

2. Музафаров М. «Не пой красавица при мне», «Пой, соловушко», «По ягоды».

3. Ключарёв А.  Сюита на темы Поволжья:

  • «Четыре ветра» (русская народная песня)
  • Чувашская хороводная
  • Марийская лирическая
  • Башкирский танец
  • Татарские напевы

4. Музафаров М. Концерт для  скрипки с оркестром.

5. Батыр – Булгари Л. Лёгкие вариации на татарскую народную песню «Аниса».

6. Еникеев Р. (из детского фольклора) «Заклинание дождя», «Гусенок».

7. Луппов А. «На берегу реки» - слушание.

8. «Аниса» - обр. М.Музафарова – слушание

9. «Галиябану» - обр. А.Ключарёва – слушание

10. «Тяфтиляу» - обр. А.Ключарёва – слушание

11.  «Гусёнок и лягушка» - обр. Дж. Файзи– слушание

Разбор музыкальных инструментов симфонического оркестра по группам.

Проверочные задания для 1 класса

Викторина

  1. Имена каких татарских композиторов вы знаете?   Назовите их?
  2. Кто автор балета «Шурале»?
  3. Рассказать краткое содержание балета «Шурале».
  4. Кто написал «Марш Советской Армии»?
  5. Назовите лады музыки.
  6. Назовите известные вам деревянно – духовые инструменты.

Игра «Угадай мелодию»

  1. Н.Жиганов Ария «Алтынчеч» из оперы «Алтынчеч».
  2. «Апипа» татарская народная песня.
  3. С.Сайдашев «Марш Советской Армии».
  4. Ф. Яруллин «Детский танец» из балета «Шурале».

2 класс

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Белялов Р. «Татарские танцы»

2. «Мой соловей» обр.  М.Музафарова – слушание

3. Батыр – Булгари Л. – Рашитов А.  «Солнечный край»

4. Жиганов Н. – Нури З. «Родной земле» - исп. Зиля Сунгатуллина (сопрано).

5. Музыка народная – Г.Тукай «Родной язык».

6. Татарская  народная  песня «Кара Урман».

Тема раздела: «День, полный событий» (7 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Жиганов Н.  симфония «Сабантуй» слушание (фрагменты)

2. Яруллин Ф. Сцена из балета «Шурале» - «Прилёт птиц».

3. Бакиров А.  - Туфан  Х. – «Ты говорила».

4. Хабибуллин З. – Джалиль М.  «Цветы мои» исп. Миннегуль Закиева.

5. Батыр – Булгари Л.  – Амак Ф.  «Зонтик».

6. Гарипов Н. -  Амирханова Л.  «Воспоминание о детстве»

7. Гибадулла З. – Хафизова Р. «Улетают гуси».

8. Сайдашев С.  -  Насрый  Г.  «Голубое озеро» .

Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм» (6 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Любовский Л. «Баит».

2. «Галиябану»  обр. А Ключарёва.

3. «Деревенский напев» обр. А. Ключарёва - слушание

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Разбор интонаций в фортепианной музыке:

  • Ю.Виноградов «Танец медвежат»
  • Р.Еникеев «Танец зайчика»
  • Р Еникеев «Марш кукол»
  • Р.Зарипов  «Котята»
  • Дж. Файзи «Кукушка»

2. Батыр – Булгари Л. – Анас Кари «Наша школа».

3. Батыр – Булгари Л. – Валиева Р. «Новый год»

4. Батыр – Булгари Л. -  Зайнашева Г. «Радостный город».

Тема раздела: «В музыкальном театре» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Яруллин Ф. Сюита из балета «Шурале»:

  • Вступление
  • «Выход и вариации Шурале»
  • «Танец Убырлы – Корчык и Шайтана»
  • «Вальс»
  • «Баллада»
  • «Детский танец»
  • «Свадебный танец»
  • «Дуэт Сюимбике и Шурале»
  • «Али – Былтыр и схватка с Шурале»
  • «Адажио Сюимбике и Былтыра»
  • «Вариации Сюимбике и Былтыра»
  • Финал

2. Разбор музыкальных инструментов симфонического оркестра.

3. Батыр – Булгари Л. – Яхин Н. «Весна пришла».

4. Закиров И. – Минуллин Р. «Мама – самый главный человек».

5. Батыр – Булгари Л. – Зайнашева Г. «Мамин праздник».

6. Валиев Т. – Дарзаман Дж. «Песня о счастье».

Тема раздела: «В концертном зале» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Ахметов Ф. – Гатауллин Р. «В душе две весны» - исп. ЗиляСунгатуллина.

2. Бакиров А. -  Вахит Х.  «Утренняя песня» - исп. Гали Ильясов – слушание.

3. А.Монасыпов Ария

4. Р.Яхин  Песня без слов.

5.Р.Абязов Импровизация на тему романса Р.Яхина «Не улетай, соловей» для скрипки и камерного оркестра.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Батыр – Булгари Л. – Сынгаевский Н. «Возвращайся ласточка»

2. Батыр – Булгари Л – Зайнашева Г. «Сабантуй».

3. Батыр – Булгари Л.  – Рашитов А. «Солнечный край».

4. Кашипов М.  -  Амирханова Л. «Солнышко»

Контрольные задания для 2 класса

Викторина

  1. Имена каких татарских композиторов вы знаете?   Назовите их?
  2. Назовите известные вам струнно – смычковые инструменты.
  3. Какие музыкальные формы  вы знаете?
  4. Кто автор оперы «Муса Джалиль»?
  5. Назовите лады музыки.
  6. Что вы знаете о творчестве Н.Г.Жиганова?

Игра «Угадай мелодию»

  1. Ф.Яруллин  Балет  «Шурале».
  2. Н.Жиганов Ария  Алтынчеч из оперы «Алтынчеч».
  3. С.Сайдашев «Марш Советской Армии».
  4. Муз. Народная – сл. Г.Тукая «Родной язык» исп. Искандер Биктагиров.
  5. Н. Жиганов Ария Джалиля «Прощай Казань» из оперы «Джалиль».

3 класс

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Ключарев А. «Край родной – Татарстан».

2. Жиганов Н. – Нури З. «Родной земле» исп Зиля Сунгатуллина.

3. Сайдашев С. - Ерикеев А.  «Бибисара»

4. Татарская народная песня «Кара Урман».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Тема: «Поэзия Г.Тукая в музыке»

2. Муз. народная – Г.Тукай «Пара коней» исп. Амира Хайдарова

3. Файзи Дж. – Г. Тукай «Сегодня праздник» исп. Флера Аглямова – слушание.

4. Бакиров А. – Валеев Р. «До свидания, лето».

5. Батыр – Булгары Л. «Зонтик».

Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Татарская народная песня «Кара Урман».

«Кария – Закария» хороводная – слушание

2.  Р.Абязов «Образы Тукая»  - сюита на темы татарских народных песен: «Родной язык», «Две песни», «Аллюки», «Разбитая надежда», «Тафтиляу».

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. Батыр – Булгари Л. – Анас Кари «Наша школа».

2. Батыр – Булгари Л. – Рашитов А. «Солнечный край».

3. Батыр – Булгари Л. – Хуснутдинов И. «Новый год нас ждет».

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 часов)

Рекомендуем дополнительно:

Яруллин Ф. Сюита из балета «Шурале»:

  • Вступление
  • «Выход и вариации Шурале»
  • «Танец Убырлы – Корчык и Шайтана»
  • «Вальс»
  • «Баллада»
  • «Детский танец»
  • «Свадебный танец»
  • «Дуэт Сюимбике и Шурале»
  • «Али – Былтыр и схватка с Шурале»
  • «Адажио Сюимбике и Былтыра»
  • «Вариации Сюимбике и Былтыра»
  • Финал

Тема раздела: «В концертном зале» (6 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Бакиров А. – Вахит Х. «Утренняя песня» исп Гали Ильясов – слушание.

2. Монасыпов А. – Джалиль М. «Хадича» - слушание.

3. Хабибуллин З. -  Джалиль М. «Цветы мои».

4. Жиганов Н. – Харнас Р. «О войне говорят старики».

5. Татарские народные песни: «Звезда моя» исп. Альфия Галимова – слушание,

6. «Зальхиджэ» исп. Зиля Сунгатуллина – слушание.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно терпенье…» (6 часов)

Рекомендуем дополнительно:

1. Вокальное творчество Сары Садыковой:

Сара Садыкова – Хаким С.  «Тукай»,  «Муса» - слушание.

2.Творческий портрет Салиха Сайдашева:

Салих Сайдашев – Тинчурин К. «Песня девушек» из драмы «Иль» - слушание.

Контрольные задания для 3 класса

Викторина

  1. Имена каких татарских композиторов вы знаете?   Назовите их?                   ( Назиб Жиганов, Сара Садыкова, Энвер Бакиров, Фарит Яруллин, Александр Ключарев)
  2. Кто автор балета «Шурале»?
  3. Рассказать краткое содержание балета «Шурале».
  4. Кто написал «Марш Советской Армии»?
  5. Назовите известные вам оперы Н.Г.Жиганова.
  6. Театр оперы и балета имени кого? Расскажите об этом театре.
  7. Составьте рассказ о симфоническом оркестре.

Игра «Угадай мелодию»

  1. Н.Жиганов Ария Джалиля из оперы «Джалиль»
  2. «Кария - Закария» татарская народная песня.
  3. Жиганов Н. Харнас Р. «О войне говорят старики».
  4. Ф. Яруллин «Свадебный танец» из балета «Шурале».

4 класс

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 часа)

Рекомендуем дополнительно:

1. А.Ключарев Сюита на темы народов Поволжья: «Четыре ветра», Чувашская хороводная, Марийская лирическая, Башкирский танец, Татарские напевы.

2. Р.Калимуллин  Камерная симфония «Мелодии Тукая»

3. Р.Абязов «Образы Тукая»  - сюита на темы татарских народных песен: «Родной язык», «Две песни», «Аллюки», «Разбитая надежда», «Тафтиляу»

Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм» (3 часа)

Рекомендуем дополнительно:

  1. А.Ключарев Сюита из балета «Горная быль»:  Танец с мечами, Дуэт Сюмбюль и Клима, Танец Зарифы, Романс Зарифы, Танец с колокольчиками, Башкирский танец.
  2. Н.Жиганов Сюита для фортепиано – Прелюдия, Скерцо, «Утро», Вальс, Токкатина

Тема раздела: «День, полный событий» (5 часов)

Рекомендуем дополнительно:

  1. С.Сайдашев  Вальс, Танец  из музыки к драме Т.Гиззата «Наемщик»
  2. А.Ключарев Сюита на темы народов Поволжья: «Четыре ветра», Чувашская хороводная, Марийская лирическая, Башкирский танец, Татарские напевы.
  3. М.Музафаров Поэма для скрипки и струнного оркестра.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3 часа)

Рекомендуем дополнительно:

  1. А.Ключарев Сюита из балета «Горная быль»:  Танец с мечами, Дуэт Сюмбюль и Клима, Танец Зарифы, Романс Зарифы, Танец с колокольчиками, Башкирский танец.
  2. А.Монасыпов Ария
  3. Р.Яхин  Песня без слов.

Тема раздела: «В концертном зале» (8 часов)

Рекомендуем дополнительно:

  1. Н.Жиганов Сюита для фортепиано – Прелюдия, Скерцо, «Утро», Вальс, Токкатина
  2. М.Музафаров Поэма для скрипки и струнного оркестра.
  3. Р.Калимуллин  Камерная симфония «Мелодии Тукая»

Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 часов)

Рекомендуем дополнительно:

Яруллин Ф. Сюита из балета «Шурале»:

  • Вступление
  • «Выход и вариации Шурале»
  • «Танец Убырлы – Корчык и Шайтана»
  • «Вальс»
  • «Баллада»
  • «Детский танец»
  • «Свадебный танец»
  • «Дуэт Сюимбике и Шурале»
  • «Али – Былтыр и схватка с Шурале»
  • «Адажио Сюимбике и Былтыра»
  • «Вариации Сюимбике и Былтыра»
  • Финал

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)

Рекомендуем дополнительно:

  1. Р.Абязов Импровизация на тему романса Р.Яхина «Не улетай, соловей» для скрипки и камерного оркестра.
  2. А.Ключарев Сюита из балета «Горная быль»:  Танец с мечами, Дуэт Сюмбюль и Клима, Танец Зарифы, Романс Зарифы, Танец с колокольчиками, Башкирский танец.

Контрольные задания для 4 класса

Викторина

  1. Имена каких татарских композиторов вы знаете?   Назовите их?
  1. Кто автор балета «Шурале»?
  2. Рассказать краткое содержание балета «Шурале».
  3. Кто написал «Марш Советской Армии»?
  4. Назовите лады музыки.
  5. Назовите известные вам деревянно – духовые инструменты.

Игра «Угадай мелодию»

  1. Н.Жиганов Ария «Алтынчеч» из оперы «Алтынчеч».
  2. «Апипа» татарская народная песня.
  3. С.Сайдашев «Марш Советской Армии».
  4. Ф. Яруллин «Детский танец» из балета «Шурале».
  5. С.Сайдашев  Вальс, Танец  из музыки к драме Т.Гиззата «Наемщик»

О композиторах

Салих Замалетдинович Сайдашев (1900 – 1954)

Среди татарских композиторов СалихЗамалетдинович Сайдашев занимает особое место. Он по праву заслужил его своим талантом и большим вкладом в развитие татарской музыки. Не случайно его называют основоположником татарской профессиональной музыки. Он начал свой путь в искусстве, когда в татарской музыке отсутствовал профессионализм, основанный на синтезе национальных и классических традиций. В этих условиях главной ареной ее развития стал с начала 20-х годов XXвека татарский драматический театр в Казани, где на протяжении многих лет С.Сайдашев занимал должность заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Здесь прошла почти вся его творческая жизнь. Им было создано музыкальное оформление к более 60 спектаклям и целый ряд произведений, полностью отвечающим жанру музыкальной драмы в содружестве с известными татарскими драматургами К. Тинчуриным, Ф.  Бурнашем, Т. Гиззатом и другими. Салиха Сайдашева по праву можно считать также признанным мастером песенного жанра. Глубокое постижение специфики национальной музыки, в сочетании со смелым новаторством, позволили С. Сайдашеву заложить основы для последующего формирования композиторского искусства Татарстана. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1939), «Народный артист ТАССР» (1950)

Фарид  Загидуллович  Яруллин  (1914 – 1943)

Выдающийся татарский композитор. Короток был жизненный и творческий путь композитора. Он погиб на войне в октябре 1943 года. Однако за столь короткую творческую жизнь им созданы неувядаемой ценности произведения, в которых были предопределены пути развития профессиональной татарской музыкальной культуры. Мелодии его произведений органично сочетают в себе традиционные фольклорные элементы с современными интонациями.

Его балет «Шурале» является гордостью татарской музыки. Это произведение, имеющее  мировую известность создано по мотивам поэмы – сказки Габдуллы Тукая (либретто А. Файзи).  Балет  был поставлен не только во многих городах нашей страны, но и с успехом обошел сцены зарубежных театров.

«Шурале» - первый татарский балет. Фарид Яруллин написал его в 1941 году и готовил к показу в Москве в дни декады татарского искусства. Он сочинил музыку, но не успел ее оркестровать – этому помешала начавшаяся война. Яруллин ушел на фронт, не увидев своего балета на сцене. Премьера состоялась в 1945 году в Казани. В 1950 году балет был поставлен в Ленинграде, а в 1955 году в Большом театре в Москве.

Назиб  Гаязович  Жиганов (1911 – 1988)

Выдающийся татарский композитор, крупнейший деятель музыкальной культуры XX века. Сочинениям Жиганова всегда присущи философская глубина замысла, изобретательность мелодического и гармонического развития, мастерство оркестрового письма, стройность музыкальной формы, разнообразие приемов использования татарского музыкального фольклора. Н.Г. Жиганов был инициатором создания в Татарстане союза композиторов, театра оперы и балета, консерватории, симфонического оркестра, средней специальной музыкальной школы при консерватории. С 1939 по 1977 год  был председателем правления Союза композиторов Татарстана; с 1941 по 1943 год – художественным руководителем Татарского театра оперы и балета – ныне театр имени Мусы Джалиля; с 1945 до конца своих дней был ректором основанной им Казанской государственной консерватории. В 2001 году имя Н.Г. Жиганова  было присвоено Казанской государственной консерватории.

НазибГаязович Жиганов был удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1939), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1940), «Народный артист СССР» (1957). Был кавалером орденов «Ленина» (1950) «Трудового Красного знамени» (1971), «Знак Почета» (1945, 1961). Был лауреатом многих Государственных премий. Им написано 8 опер, 15 симфоний, 3 балета.

Рустем    Мухаметхазеевич   Яхин (1921 – 1993)

Композитор и пианист – является одним из самых выдающихся мастеров камерно – вокальной и камерно – инструментальной музыки, поднявшим на новый уровень жанры татарской песни и романса.  Рустем Яхин  - автор музыки Государственного гимна Республики Татарстан, автор первого в татарской музыке фортепианного концерта, который до настоящего времени остается самым известным и исполняемым произведением татарской музыки в этом жанре. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1964), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1970),  «Народный артист РСФСР» (1981), «Народный артист СССР» (1986), Лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1959).  Кавалер орденов: «Знак Почета» (1957), «Трудового Красного знамени» (1971).

Александр Сергеевич  Ключарев (1906 – 1972)

Выдающийся татарский композитор, фольклорист, пианист, чьё обширное творческое наследие и разносторонняя музыкально – общественная деятельность позволяет причислить его к когорте композиторов – классиков, заложивших основы современной национальной музыкальной культуры Татарстана. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1939), «Народный артист ТАССР» (1964), « Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1969), Лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая (1970)

Мансур  Ахметович   Музафаров (1902 – 1966)

Композитор, фольклорист, педагог. С1945года преподавал в Казанской консерватории, с 1949 по 1961 годы заведовал кафедрой композиции. В разные годы вел творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета. Композиторское наследие Мансура Музафарова обширно: от совершенных образцов обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен – романсов – до масштабных, высокохудожественных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта. Композитор по праву признан одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1950), «Народный артист ТАССР» (1964), Лауреат Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая (1950)

Рустем Юнусович Абязов (родился в 1959 году)

Скрипач, дирижёр, композитор, педагог. Создатель, художественный руководитель и дирижёр Казанского государственного камерного оркестра «LaPrimavera». Как дирижёр и скрипач много гастролирует в России и за рубежом. Им записано и  выпущено более 20 компакт – дисков. Успешно сочетает исполнительскую деятельность с композиторской. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан» (1991), «Народный артистРеспублики Татарстан» (1998), «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (2005), Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая.

Алмаз Закирович Монасыпов (1925 - 2008)

Композитор, дирижёр, педагог. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество композитора охватывает симфонические, камерно – инструментальные и вокальные сочинения, музыку к драматическим спектаклям. Его музыку отличает насыщенная экспрессивность драматического тона, эмоционально – образная многоплановость, яркая индивидуальность почерка, поставившие его в число крупнейших композиторов России. Монасыпов признанный композитор – симфонист. Удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель искусств ТАССР» (1969), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1987),  «Народный артист Республики Татарстан» (2000), Лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (2000).  

Рашид Фагимович Калимуллин ( родился в 1957 году)

Один из ведущих современных композиторов России и Татарстана, педагог, музыкально – общественный деятель. Его сочинения исполняются во многих странах Европы, Азии, Америки, Японии, Китае, Израиле и городах России. Председатель Союза композиторов Республики Татарстан с 1989 года, заместитель председателя Союза композиторов России с 2010 года. Работает в разных музыкальных жанрах: опера, симфонические и камерные сочинения, хоровая музыка, песни. Премьеры многих произведений состоялись за рубежом. Организатор и руководитель Центра современной музыки Софии Губайдуллиной в Казани (2001 – 2011)  и международных фестивалей современной музыки, проводимых в России: «Европа – Азия» (с1993 года), «Muz-transit» (с 2003 года)

Удостоен почетных званий:  «Заслуженныйдеятель искусств Татарстана»(1990), «Заслуженный деятель искусств Российской Федераци» (1996), «Народный артист Республики Татарстан» (2003), «Народный артист Российской Федерации» (2007).

Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая (2007), лауреат премии Союза композиторов России имени Д. Шостаковича (2001), лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2005), лауреат международных конкурсов.

Рекомендуемая литература

  1. Батыр – Булгари Л.  Алфавитные  кубики.   Казань, 1997г.
  2. Дулат – Алеев В. Татарская музыкальная литература, Казань,  1996г.
  3.  Программа по предмету «Музыка»
  4. Программа по предмету «Музыка»
  5. Программа по предмету «Татар  мэктэплэре, гимназиялэр очен музыка  программасы  hэм  дэрес эшкэртмэлэрэ» 1-8 сыйныфлар  сост. Н.  Бакиева, М. Зиганшина, Н. Халитова,  Казань 1997г.
  6. Песни и романсы татарских композиторов. Казань, 1999г.
  7. Татарская народная музыка – юному пианисту. Сост. В. Спиридонова, Казань, 1993г.
  8. Фортепианные пьесы композиторов Татарстана. Под общей редакцией Ахмедова Д.И. Казань, 1999г.
  9. Хрестоматия по чтению с листа на материале татарской музыки. Под общей редакцией В. Спиридоновой, Казань, 1995г.
  10. Тургай – 95.  Песни для детей и подростков  Набережные Челны,1996г.        

           

РЕЦЕНЗИЯ

На методическое пособие «Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе» составленное учителем музыки высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №55 Голубевой И.Н.

Методическая разработка   «Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе», составленное учителем Голубевой  Ириной  Николаевной  представляет интерес, так как предусматривает в программе  по предмету «Музыка» использование  регионально – национального музыкального наследия.

Предлагаемый вариант учебно – тематического планирования уроков музыки  в начальных классах с широким охватом национальной музыки послужит повышению уважения у учащихся к татарской музыкальной культуре, интереса учащихся к изучению народных традиций, обогатит их знания в области истории музыки и вокальных традиций Татарстана.

Данная методическая разработка апробирована в условиях МБОУ «СОШ №55 с углубленным изучением отдельных предметов» и вызывает интерес у учителей – практиков, работающих в школах Московского района города Казани. Она разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, предусматривает преемственность в музыкальном развитии учащихся.

Рекомендуемый музыкальный материал предполагает изучение как народного наследия, так и композиторского творчества.

Старший преподаватель кафедры музыкального искусства и хореографии Высшей школы искусств

 им. Салиха Сайдашева института филологии и межкультурной коммуникации  Казанского (Приволжского) федерального университета. Заслуженный работник культуры РТ  Гимаева Г.А.

F:\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...

Использование элементов су-джок терапии на уроках в начальной школе с обучающимися с нарушением интеллекта

В статье представлен материал по использованию элементов су-джок терапии на уроках в начальных классах с обучающимися с нарушением интеллекта...

Использование элементов игровой технологии на уроках биологии в Школе для детей с нарушениями слуха

Применение игровой технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий способствует активной работе детей с нарушениями слуха на уроках биологии, укрепляет мотивацию на из...