Современные стратегии изучения татарского языка в русскоязычных группах начальной школы.
материал

Мурзина Гульнара Фаридовна

Теоретический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udk_81-2.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 81-2

Мурзина Гульнара Фаридовна

Учитель родного(татарского) языка и литературы

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз

 Республика Татарстан, Россия

vahitovagf@mail.ru

Murzina G.F.

Russia, TatarstanRespublic, Agryz

ЗакироваГульнараРасимовна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 г. Агрыз

 Республика Татарстан, Россия

zack.gulnara@mail.ru

Zakirova. G.R.

Russia, TatarstanRespublic, Agryz

Современные стратегии изучения татарского языка в русскоязычных группах начальной школы.

Modern strategies for learning the Tatar language in Russian-speaking groups of primary school.

        

Аннотация

Статья знакомит читателей основами речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в начальном звене. В работе раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы.

Abstract

The article introduces readers with the basics of the child’s speech development and the organization of the pedagogical process at the elementary school. The work reveals the basic detinitions, characteristics of the development of different aspects of children speech objectives , content and methods of work.

Ключевые слова:

Развитие речи, навыки речевого общения, словарный запас, звукопроизношение, разговорная речь, монологическая речь, коммуникативная компетентность, методические приемы.

        Keywords:        

Speech development , speech skills of communication , vocabulary, sound pronunciation, colloquial speech, monologue speech, communicative completence , methodological  techniques.

Овладение родным языком(татарским языком  в русскоязычной группе)и развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в начальных классах и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В своей работе я попыталась выстроить логику речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в начальном звене. В работе раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы.

Методика развития речи детей входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и школьной дидактики, также относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей начального звена.

Современная стратегия и тактика обучения  татарскому языку

 

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Одно из центральных мест в  обучении и развитии детей в начальном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии детства, в которых отмечается, что возраст младших школьников уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевое развитие ребёнка в начальном звене является залогом успешного развития его личности.

Задачи развития речи татарского языка у  школьников начальных классов.

1. Развитие словаря.

В начальных классах усваиваются слова из основного словарного фонда языка, приобретённые в дошкольных учреждениях. Отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В каждом классе существует программа словарной работы, ориентирующая учителя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Обучение татарскому языку начинается с запоминания отдельных слов, правильного произношения и умения использовать их в предложении. Материал объясняется с помощью демонстрационного материала (картин, игрушек, муляжей), наглядных пособий, мимики, жестов и телодвижений.

2. Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Учитель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Учитель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Учитель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Он должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.Развивать коммуникативные способности икоммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков диалогового общения, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.     На основе коммуникативных технологий использую различные виды уроков: уроки – игры-  дидактические, ролевые, деловые, состязательные; уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов; уроки составления вербальной карты по определенной теме; уроки создания лэпбуков, уроки защиты проектов, уроки-виртуальных экскурсий.  Учащимся нравится разнообразие форм деятельности на уроках.

6. Ознакомление с художественной литературой.

В начальных классах детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Учитель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

7. Подготовка детей к обучению среднего звена.

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в начальных классах подготавливает его к обучению в среднем звене, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного дальнейшего учения наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются в 3-4 классах.

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в начальных классах. Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре. Программа начальных классов создает перспективы для развития детей в среднем звене. Она имеет преемственные связи с программой по русскому и родному языку в старших классах. У детей начальных классов формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в среднем звене. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения татарскому  языку и овладения всеми учебными предметами. На сегодняшний день анимационный сериал «Учим татарский с Ак Бүре” объединил передовые и традиционные методики обучения, а также современные мультипликационные и компьютерные технологии. Главный герой мультфильма маленький волчонок Ак Бүре  и его друзья доступно и весело научат детей татарским словам  и выражениям, а также станут проводниками в удивительный мир живой культуры нашего города для всех желающих.

Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей татарскому и русскому языкам разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения:

- новые мультфильмы по произведениям татарских писателей на татарском языке

-  мультфильмы студии "Союзмультфильм", переведенные на татарский язык.

В целях творческого и социально-личностного развития ребенка, формирования интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа разработан цикл телевизионных передач для детей дошкольного возраста на татарском языке "Әкият илендә" ("В мире сказок")..

Таким образом, использование материалов УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей начальных классов. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также, направлен на взаимопонимание с семьей, в целях осуществления речевого развития детей. В учебно-методическом комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

Список использованных источников

  1. Замалетдинова З. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015г.

2. Харисова Ч. М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению. Казань: Магариф, 1999.

3. Ялалов Ф. Г. Становление и развитие национального гимназического образования. Казань: Магариф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.

План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....

План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.

План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....

Контрольная работа по татарскому языку в русскоязычных группах для 7 классов

1) Җөмләләрдән сыйфат фигыльләрне тап, тәрҗемә ит, заманнарын билгелә, асларына сыз.а) Урманда ял итүче  кешеләр волейбол уйныйлар. б) Чаңгыда шуучы апалар һәм абыйлар бик шат иде. в) Әни сатып а...

Открытый урок по татарскому языку в русскоязычной группе с использованием сингапурских обучающих структур

Данный урок был проведен в русскоязычной группе 6 А класса. В группе всего 15 учащихся, 13 из них успевают по предмету на «4» и «5». Дети активные, творческие, трудолюбивые. Урок относится к разд...

Календарно-тематическое планирование по родному(татарскому) языку для русскоязычных групп 1 класса

Данное календарно-тематичекое планирование составлено в соответствии с ФГОС НОО учебного предмета и входит в предметную область "Родной язык и литературное чтение на родном языке"...