Урок музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Русаева Светлана Николаевна

Урок музыки для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusaeva_urok.doc108 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

          Предмет  Музыка                                              

          Класс 5

          Базовый учебник   «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2013

Тема урока:  «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока:   сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный

                       и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока: 1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа

                            и его музыкального портрета.

                        2. Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

                        3. Развивать умение слушать и анализировать музыку.

                        4. Воспитывать интерес  к музыке  А.К.Лядова.

Тип урок: первичное усвоение новых знаний

Необходимое оборудование: 1. Фортепиано.

                                                2. Компьютер, проектор

.                                               3. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

                                                4. А.К.Лядов «Кикимора»- симфоническая миниатюра

                                                5. А.К.Лядов  «Колыбельная»

                                                6. Г. Гладков  «Песня-спор»

                                                                 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ П/П

Этап урока

        Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

   1

Организация начала урока

Приветствует  детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний.

Приветствуют  учителя

Л. – проявление эмоциональной отзывчивости

  2

Мотивационный

момент

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Каких знакомых героев вы увидели?

Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?

Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке.

        

Баба-яга, Леший, Ваня

О сказке или сказочных героях в музыке

Р.-планирование учебной цели,

Побуждение к активности

Л.-умение слушать и анализировать

К.-формулировать собственное мнение

3

Актуализация знаний

4. Динамическая пауза

Ребята, а каким словом можно объединить  сказки, былины?

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»

Композитора А.Лядова тоже привлекали сказочные персонажи, с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.

Сказочные герои бывают как отрицательные, так  и положительные, перечислите их.

А какие отрицательные герои   «очеловечены»?

Сейчас мы с вами услышим произведение, написанное  А.Лядовым, с образом какого персонажа музыка будет более созвучна? ( слушаем произведение)

Как двигается этот сказочный персонаж, изобразите руками.

Как же зовут этого сказочного героя?

(Если дети не могут определить имя героя,  прочитать  выдержки из текста в учебнике: «Тонешенька, свистит, шипит.»)

Кто это?

Какая она?

Давайте познакомимся с народным сказанием.

Прежде, чем мы с вами рассмотрим особенности музыкального языка произведения, выполним  задание на карточках (приложение №1): надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.  Работаем в парах, как сидим.

Проверяем правильность определения.

Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору?

Слушаем фрагмент, где звучит челеста.

Что напоминает  эта часть музыки?

Почему? Докажите.

Показ слайда (изображены челеста и английский рожок). Какие вы  видите  инструменты? Какой из них солирует?

Знакомим с инструментами челестой и английским рожком.

Сразу музыка рисовала Кикимору?

А всегда ли музыка звучит убаюкивающе?

Слушаем вторую часть картины.

Что вы здесь слышите?

А какие инструменты хорошо слышны?

Показ слайда с изображением флейты и гобоя.

А как заканчивается произведение?

Почему?

Скажите, все изображенные инструменты на слайдах, звучат в каком оркестре, посмотрите на карточках?

А крупное или небольшое  произведение?

А как называют небольшое произведение?

Определите, в  каком же жанре написал «Кикимору»  А.Лядов?

Найдите в учебнике, что стало литературной основой «Кикиморы».

Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения.

Так какое это произведение?

Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

А нам интересно бы было жить без сказок?

Физминутка «В лесу»

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед,

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет: нос крючком, глаза большие, уши длинные торчат,

Фу, сердитая какая, дыбом волосы стоят!

Давайте  исполним полюбившуюся нам  песню  Г. Гладкова  «Спор  Маши и Вити о сказках»

Прежде, чем исполнить песню,

Подготовим  наш певческий аппарат. (Упражнения на  дыхание, дикцию)

При исполнении обращаем  внимание

на интонацию.  

Сегодня мы  с вами  узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим,  что мы с вами запомнили.

                                             Фольклор.

Ответы детей.

Н.А.Римского-Корсакова

.

Ответы детей: перечисляют, объясняя, какой герой

Кикимора, Баба-яга, Кощей-бессмертный.

Показывают движения

Кикимора- выбирают дети.

Маленькая, вредная и т.д.

Читаем текст (стр.19)

 

Нет.

Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку.

Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент.

Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино.

 

Нет.

Кикимора проснулась, ее крики, визги.

Духовые.

Кикимора исчезает.

Музыка становится очень тихой.

В симфоническом оркестре.

Небольшое.

Миниатюра.

Симфоническая миниатюра.

Находят ответ

Программа.

Это произведение программное

Сказочного героя можно изобразить не только в литературе, но и в музыке.

Нам нужны сказки.

П.- понимание истоков музыки

К.-Умение формулировать собственное мнение

Л.-развитие интереса к

музыкальным произведениям

Р.- участие в коллективном обсуждении,

П.- строить сообщение в устной форме, устанавливать аналогии

К.- умение выражать свои мысли, П.-умение строить речевое высказывание ,устанавливают аналогии

К.-расширение музыкального кругозора, эмоциональное  восприятие

Р.-участвовать в коллективном обсуждении, договариваться и приходить к общему решению

Р.-активизация поискового процесса через сравнение текста и музыки

К.-аргументируем свое мнение

П.-проводить сравнение.

К.-наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

П.-умение анализировать.

Л.-умение выражать свои мысли.

П.- познавательный интерес к новому

К.-находить аналогии, формулировать собственное мнение.

Р.-активизация работы через сравнение.

Л.-ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.

Л.-эмоциональное исполнение

К.-исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем

Л.-эмоциональное исполнение

4

5

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Сейчас мы  проведем тест-викторину (приложение №1)

Приведите в соответствие высказывания.

Оценка работы детей на уроке. Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора»

Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке.

Р.-активизация поискового процесса

К.- сотрудничество учителя с учениками в форме диалога.


БОЙОГ

НАБЯ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

симфонический оркестр

ЛЕСТАЧЕ

Народный оркестр

 

Программная музыка

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Колыбельная

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Кикимора

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

Тихая, плавная, певучая музыка.

БОЙОГ

НАБЯ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

симфонический оркестр

ЛЕСТАЧЕ

Народный оркестр

Программная музыка

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Колыбельная

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Кикимора

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

Тихая, плавная, певучая музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов

Цель урока:1.      Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.2.      Знакомство ...

Фольклор в творчестве русских композиторов

Фольклор в творчестве русских композиторов - одна из интереснейших тем первой четверти 5 класса. В ней можно исследовать русский фольклор с точки зрения его разнообразия, это не всегда былины, попевки...

Презентация " Фольклор в творчестве русских композиторов".

Презентация рассказывает о творчестве русских композиторов, которые в своём творчестве обращались к русскому фольклору....