«450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира»
материал по музыке на тему

Козориз Наталья Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.odt26.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели урока: 

-показать взаимосвязь литературы и музыки;

-раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации;

 Задачи урока: 

- расширить представления учащихся о творчестве У. Шекспира;

- познакомить учащихся с композиторами, которые использовали произведения драматурга в своем творчестве;

- воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе;

- воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

- развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.

- формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.

Тип урока: комбинированный.

 

Вид урока:  урок – беседа.

Учебные средства: 

  • записи на доске;
  • репродукции портретов У. Шекспира и композиторов  Г. Берлиоза,  П.И.Чайковского, М. Балакирева, С. Прокофьева;
  • иллюстративный материал;
  • звуковоспроизводящее устройство;
  • проектор, слайды;
  • аудио-материалы, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».

 

Список литературы:

- Советская историческая энциклопедия;

- Учебник  Э. Смирнова. Русская музыкальная литература;

- Учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев.  Музыка, 8 класс;

- Интернет-ресурсы.

Ход урока.

 I.Организационный момент. 

 Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.

В этом году исполняется 450 лет со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

Уильям Шекспир ( 1564 — 1616 ) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

 (На  доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).

 Эпиграфы к уроку.

«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!

 В нём всё как будто предназначено для музыки!

Гектор Берлиоз

 Любовь сильнее смерти и страха смерти,

 только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 И.С. Тургенев

 II.Актуализация знаний.

 Учитель: Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.

 Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.

 Учитель: История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»

 III. Подача нового материала по музыке. 

 Учитель:  Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.

   

   Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».

Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У. Шекспира.

Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.

 IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры.

 Учитель: Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?

 Ученики: Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.

Учитель: Каковы основные темы трагедии?

 Ученики: Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.

 Учитель: Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?

 Ученики: (ожидаемый результат)

 Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.

 Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.

Учитель: Давайте послушаем вступление увертюры- фантазии.

Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.

Слушаем: Вступление.

Учитель: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас?

Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная.

Учитель: Следующая часть сонатной формы- экспозиция.

Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной.

Слушание: экспозиция.

Учитель: Какие темы вы услышали в экспозиции?

Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).

Учитель: В разработке  происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?

 Слушаем: Разработка.

 

Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.

 Учитель: А есть ли в разработке тема Любви?

 Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.

 Учитель: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?

 Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.

Учитель: В следующей части сонатной формы – репризе- отражен финал всей трагедии. Это кульминация всего произведения.

Слушаем: Реприза.

 Учитель: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.

Учитель: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?

Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.

Учитель: Что в увертюре является развязкой?

Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.

Учитель: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?

 Слушаем: Кода.

Учитель: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.

Учитель: Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.

В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.

 V. Закрепление материала, подведение итогов.

Учитель: Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?

Ученики: (ответы)

Учитель: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году.  В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.

Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.

 VI. Рефлексия.

Учитель: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?

 Ученики: (ответы)

VII. Домашнее задание.

Создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;

Выводы:

Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.

На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.

У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер памяти Уильяма Шекспира

Compere: Good afternoon dear friends and guests! Today is a remarkable day. Today is the birthday of William Shakespeare.Student 1: William Shakespeare was born right in the heart of England in Stratf...

Тест по трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Проверочная работа, позволяющая выявить степень знакомства с текстом....

Известные произведения Уильяма Шекспира

После знакомства с жизнью и творчеством великими британскими и американских писателей, был проведён урок посвященный творчеству Уильяма Шекспира....

БИОГРАФИЯ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ:КВАНТОВАННЫЙ ТЕКСТ И ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ (К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ)...

Сценарий мероприятия, посвященного жизни и творчеству Уильяма Шекспира.

Данное мероприятие включает в себя краткую инсценировку, обучающую песню и викторину о жизни великого драматурга. Костюмы для данного мероприятия очень легко сделать, а череп для Гамлета всегда можно ...

Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....