«450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира»
материал по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цели урока:
-показать взаимосвязь литературы и музыки;
-раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации;
Задачи урока:
- расширить представления учащихся о творчестве У. Шекспира;
- познакомить учащихся с композиторами, которые использовали произведения драматурга в своем творчестве;
- воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе;
- воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.
- развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
- формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – беседа.
Учебные средства:
- записи на доске;
- репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Г. Берлиоза, П.И.Чайковского, М. Балакирева, С. Прокофьева;
- иллюстративный материал;
- звуковоспроизводящее устройство;
- проектор, слайды;
- аудио-материалы, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».
Список литературы:
- Советская историческая энциклопедия;
- Учебник Э. Смирнова. Русская музыкальная литература;
- Учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Музыка, 8 класс;
- Интернет-ресурсы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.
В этом году исполняется 450 лет со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.
Уильям Шекспир ( 1564 — 1616 ) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.
(На доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).
Эпиграфы к уроку.
«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!
Гектор Берлиоз
Любовь сильнее смерти и страха смерти,
только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
II.Актуализация знаний.
Учитель: Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.
Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Учитель: История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»
III. Подача нового материала по музыке.
Учитель: Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.
Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У. Шекспира.
Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.
IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры.
Учитель: Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Ученики: Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.
Учитель: Каковы основные темы трагедии?
Ученики: Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.
Учитель: Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?
Ученики: (ожидаемый результат)
Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.
Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.
Учитель: Давайте послушаем вступление увертюры- фантазии.
Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.
Слушаем: Вступление.
Учитель: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас?
Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная.
Учитель: Следующая часть сонатной формы- экспозиция.
Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной.
Слушание: экспозиция.
Учитель: Какие темы вы услышали в экспозиции?
Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).
Учитель: В разработке происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?
Слушаем: Разработка.
Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.
Учитель: А есть ли в разработке тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.
Учитель: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
Учитель: В следующей части сонатной формы – репризе- отражен финал всей трагедии. Это кульминация всего произведения.
Слушаем: Реприза.
Учитель: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.
Учитель: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?
Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.
Учитель: Что в увертюре является развязкой?
Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.
Учитель: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?
Слушаем: Кода.
Учитель: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.
Учитель: Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.
В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.
V. Закрепление материала, подведение итогов.
Учитель: Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?
Ученики: (ответы)
Учитель: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.
Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.
VI. Рефлексия.
Учитель: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?
Ученики: (ответы)
VII. Домашнее задание.
Создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;
Выводы:
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Любви и звуков торжество" (по произведению Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»)
Интегрированный урок...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363570-1386514209.jpg)
Вечер памяти Уильяма Шекспира
Compere: Good afternoon dear friends and guests! Today is a remarkable day. Today is the birthday of William Shakespeare.Student 1: William Shakespeare was born right in the heart of England in Stratf...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-286782-1378891045.jpg)
Тест по трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"
Проверочная работа, позволяющая выявить степень знакомства с текстом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-267897-1429378909.jpg)
Известные произведения Уильяма Шекспира
После знакомства с жизнью и творчеством великими британскими и американских писателей, был проведён урок посвященный творчеству Уильяма Шекспира....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-248082-1367070846.png)
БИОГРАФИЯ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ:КВАНТОВАННЫЙ ТЕКСТ И ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ (К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-623178-1434459158.jpg)
Сценарий мероприятия, посвященного жизни и творчеству Уильяма Шекспира.
Данное мероприятие включает в себя краткую инсценировку, обучающую песню и викторину о жизни великого драматурга. Костюмы для данного мероприятия очень легко сделать, а череп для Гамлета всегда можно ...
Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.
Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....