Семинар-практикум "Игры со звуками"
консультация по музыке на тему

Белова Ирина Александровна

Практический материал для работы с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Игры и упражнения на восприятие структуры музыкальных произведений являются прекрасным материалом, на основе которого можно, с легкостью и в игровой форме, значительно помочь детям в освоении практически всех разделов программы музыкального воспитания в детском саду.

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ

Рассмотрим в деталях понятие «структурной соотнесенности»  музыкального произведения.

  • Самым «крупным», обобщающим понятием здесь будет выступать – форма музыкального произведения.  В рамках программы нас будет интересовать двух-, трехчастная форма, куплетная форма, а так же форма – рондо. Вообще, музыкальная форма – это композиция музыкального произведения, т.е. соотношение его частей. Таким образом, если обозначить каждую часть музыки отдельной буквой, то получим следующие формы: А Б – двухчастная

 АБА – трехчастная

АБАВАСАГ….А- форма рондо (в переводе – круг)

       

                А также, две песенные формы:

                        

  1. Имеется одна музыкальная тема ААА…, но повторяется с разными словами.
  2. Имеется две музыкальные темы АБАБАБ….А, где А – куплет, повторяется с разными словами, Б – припев, его слова, как правило, не изменяются, или изменяются не значительно. Возможен вариант, где припев идет перед куплетом, в этом случае он будет называться запевом.

Музыкальная форма не редко бывает дополнена вступлением и заключением.

  • Следующим по величине понятием  будет – музыкальная фраза.

Фраза – это любая не большая, но относительно законченная часть темы. Легче всего рассмотреть это понятие на примере песни (именно такое понятие о фразе и дается детям).

Маленькой елочке

Холодно зимой,

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Первая фраза выделена курсивом, вторая подчеркнута.

Это понятие наиболее доступно детям, оно используется при пении выученной песни по «фразам». Сложнее выделить фразу в инструментальной музыке, детям предлагается почувствовать ее в движении, пластике, выделить игрой на музыкальном инструменте.

  • И, наконец, наименьшим структурным элементом будет являться – мотив. Это, как правило, очень маленькая часть музыкальной темы, но включающая характерные, нередко, многократно повторяющиеся интонации.

Дошкольникам этот элемент может быть преподнесен в движении и пластических этюдах.

СВЯЗЬ  С  ОСНОВНЫМИ  ВИДАМИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ

  • В числе прочих программных задач по слушанию музыки (старший дошкольный возраст) программой предусмотрены следующие: развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них, различать двух-, трехчастную форму.

Умение слышать части музыки, а также чувствовать ее «детали» - фразы и мотивы, поможет в более успешном решении этой задачи.

  • В музыкально-ритмических движениях тоже есть свои «фразы» и «мотивы». Нередко, изменение движений танца, хоровода, тесно связаны с появлением нового мотива, завершением фразы.

Таким образом,  тонкое чувство структуры музыки, помогает более точному исполнению музыкально-ритмических движений, облегчает их запоминание.

  • В пении, фразы и мотивы тесно связаны с правильным взятием дыхания. Пропевание фразы с нужной интонацией, динамикой – сильное выразительное средство.

Умение с легкостью разделить песню на фразы, значительно облегчает процесс овладения многими вокальными навыками и средствами выразительности.

НЕКОТОРЫЕ  МОДЕЛИ  ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ВОСПРИЯТИЯ  СТРУКТУРНОЙ СООТНЕСЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ

  1. Использование дидактических игр.

Используя различные условные обозначения музыкальных частей, детям предлагается выложить «музыкальный рисунок», в соответствии со сменой частей музыки. Одинаковым частям соответствует одно обозначение, особо выделяется вступление и заключение. Условные обозначения могут передавать характер части, лад, динамику и даже сюжет (если музыка программная).

  1. Использование музыкальных инструментов (но не при первом прослушивании).

Детям может быть предложено играть на определенных музыкальных инструментах, когда музыка звучит громко (тихо), весело (грустно), быстро, тревожно, спокойно и т.д.

  1. Использование музыкально-ритмических движений и  пластических этюдов.

Детям можно предложить двигаться так, как «подсказывает» музыка, предложить определенные движения, которые будут выполняться при условии звучания музыки в данном характере, предложить образ (осенние листья ) и воплотить его в соответствии с музыкой.

Что бы почувствовать фразу или мотив, можно использовать пластические этюды. В них, более мелкими движениями можно конкретизировать образ (показать, как именно падает лист – как по ступенькам, опускаясь все ниже и ниже). В умело подобранном материале, этими «ступеньками» будут фразы или мотивы.

  • МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

  1. Для овладения понятием формы можно использовать следующие задания сочинить танец (двух-, трехчастная форма, форма рондо), при условии «одна музыка - одно движение».
  2. «Наладить» ощущение фразы поможет игра «оживающие фигуры» (танец по фразам). Танцевальное движение исполняется по очереди в соответствии с фразой.

  • ПЕНИЕ

Используются приемы «пение по фразам», «пение по куплетам», «передача мотива» - или  «эхо».

Следует отметить, что все виды деятельности в решении данной задачи взаимосвязаны, как и упражнения используемые в них. Поэтому, приемы могут интегрироваться, из одного вида в другой. Например, инструментальную музыку можно пропеть по фразам, придумав простые  слова, или использовав стихотворение.

Следует помнить, что наша задача, в большей степени, не дать детям понятия структуры произведения, а, главным образом, дать прочувствовать его строение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....