Вокальный ансамбль. Программа
рабочая программа по музыке на тему
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований.
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Вокальный ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Основной тенденцией современной педагогики является поиск наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Смысл этих поисков заключается в пробуждении творческих способностей учащихся, развитие которых благотворно влияет не только на их эстетическое воспитание и образование, но и на формирование общих способностей.
Программа поможет выявлять творческий потенциал детей, формировать у них комплекс важнейших практических навыков, которые будут воспитываться с первого класса. Ансамблевое пение – как исполнительское искусство наиболее любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальные произведения, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности, через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Класс вокального ансамбля – один из изучаемых предметов в детских школах искусств. Обучаясь этому предмету, учащийся овладевает навыками сольного пения, пения в ансамбле, культурой вокального исполнения. Пение в ансамбле прекрасно развивает гармонический и мелодический слух, навык чтения нот с листа, а так же учит работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Коммунаровская детская школа искусств».
ПРЕДМЕТ.
Вокальный ансамбль.
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Срок реализации – 7 лет.
«Одобрено» педагогическим советом МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» «____» ______________ 2012 год. | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» _____________________ «_____» _____________ 2012 год. |
Разработчики: Шибина Надежда Евгеньевна – старший преподаватель хорового отделения «Коммунаровской ДШИ».
Рецензенты:
1.
2.
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований.
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Вокальный ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение».
Основной тенденцией современной педагогики является поиск наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Смысл этих поисков заключается в пробуждении творческих способностей учащихся, развитие которых благотворно влияет не только на их эстетическое воспитание и образование, но и на формирование общих способностей.
Программа поможет выявлять творческий потенциал детей, формировать у них комплекс важнейших практических навыков, которые будут воспитываться с первого класса. Ансамблевое пение – как исполнительское искусство наиболее любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальные произведения, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности, через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Класс вокального ансамбля – один из изучаемых предметов в детских школах искусств. Обучаясь этому предмету, учащийся овладевает навыками сольного пения, пения в ансамбле, культурой вокального исполнения. Пение в ансамбле прекрасно развивает гармонический и мелодический слух, навык чтения нот с листа, а так же учит работать в коллективе.
2. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Программа рассчитана на семилетний курс обучения детей, которые поступили в детскую школу искусств в возрасте 6,6-7 лет.
3. Объем учебного времени
Вокальный ансамбль является как бы промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. Программа обучения в классе вокального ансамбля рассчитана на 7 лет: 1-4 классы – 0,5 часа в неделю (16,5 часа в год), 5-7 классы – 1 час в неделю (33 часа в год).
Срок обучения / класс | 7 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 164 |
Кол-во часов на аудиторные занятия | 82 |
Кол-во часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 82 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Ведущей формой работы с учащимися является урок, где строится работа над основными компонентами ансамблевого звучания, эмоционально-художественным образом, формой произведения. Количество участников ансамбля от двух учащихся. Для совместного полноценного исполнения даже небольшого и легкого произведения нужны стройность ансамбля, единство темпа, дыхания, общий эмоциональный настрой, независимо от того, какую партию исполняет ученик – в ансамбле ценится каждый участник.
5. Цель и задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Цель:
- овладеть знаниями, умениями и навыками пения в вокальном ансамбле;
- овладеть навыками концертных ансамблевых выступлений;
- освоить необходимый объём теоретических и практических знаний, исполнительских умений для самостоятельного творчества.
Задачи:
1) Образовательные:
- развитие основных музыкальных и творческих способностей учащихся (слух, ритм, музыкальная память);
- приобретение навыков и умений ансамблевого исполнительства (в сопровождении фортепиано и других музыкальных инструментов);
- развитие познавательного интереса к отечественной и зарубежной музыкальной культуре;
- взаимодействие и помощь обучающемуся в исполнительской самореализации.
2) Воспитательные:
- формирование и развитие интереса и любви к народной, классической и современной музыке;
- воспитание чувства коллективизма, культуры общения между участниками ансамбля, исполнительской дисциплины;
- воспитание общественной активности, формирование сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, пропаганде музыкального искусства.
3) Развивающие:
- развитие и формирование потребности учащегося в исполнительской самореализации;
- воспитание требовательности к себе, чувства ответственности перед участниками ансамбля;
- сохранение здоровья и способствование физическому развитию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Для реализации программы должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- учебные аудитории со звукоизоляцией;
- учебные аудитории со специальным оборудованием (рояль или пианино);
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано; звукотехническим оборудованием.
II. Содержание учебного предмета.
Индекс, наименование учебного предмета | Трудоемкость в часах | Распределение по годам обучения | ||||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | ||||
количество недель аудиторных занятий | ||||||||||
32 | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||
недельная нагрузка в часах | ||||||||||
В.02.УП.02 Вокальный ансамбль. | Аудиторные занятия (в часах) | 82 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Самостоятельная работа (в часах) | 82 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учета консультаций) | 164 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | ||
Консультации (часов в год) | 15 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокальный ансамбль».
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределятся по годом обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Самостоятельная работа учащихся включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности МБОУ ДОД «Коммунаровской школы искусств».
Домашняя работа учащегося состоит из: самостоятельной работы над хоровыми произведениями, работы над интонационным и текстовым материалом, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническими, учебными и концертными трудностями.
2. Требования по годам обучения.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно - досуговых центрах и пр.), участие в смотрах – конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год должно быть пройдено примерно следующее кол-во произведений:
- 1-4 классы – 5-10 вокальных номеров;
- 5-7 классы – 10-20 вокальных номеров.
Основные принципы подбора репертуара:
- Художественная ценность произведений.
- Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
- Решение учебных задач.
- Создание художественного образа произведения.
- Доступность: по содержанию; по голосовым возможностям; по техническим навыкам.
- Разнообразие: по стилю; по содержанию; по темпу и нюансировке; по сложности.
Программы учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Хоровое отделение.
Первый год обучения.
В течение учебного года развиваются индивидуальные природные возможности и музыкальные способности детей. В этот период важно поддерживать интерес учащихся актуальными для них музыкальными направлениями и сюжетами. Самым ярким воплощение ученического потенциала является детский мюзикл, музыкальная сказка. Этот жанр помогает детям раскрывать свой актерский дар и расти в музыкально-творческом плане, раскрепощать физическую зажатость учащихся. Программа «Вокальный ансамбль» первого года обучения стремится к тем же стандартам, что обозначены в общем курсе программы «Хоровое пение». Дети должны уметь петь чисто в унисон, точно определять количество звуков, фраз, мотивов, слышать звуковысотное направление мелодии, понимать содержание произведений.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни:
- обр. П. Вейса «Котя, котенька, коток»;
- обр. Иорданский «Голубые санки»;
- обр. Попатенко «Ой, летел жук»;
- обр. П. Вейса «Ранней весной»;
- обр. Е. Тиличеевой «Березка»;
- обр. А. Филиппенко «Соловейко»;
Ю. Антонов «Приключения кузнечика Кузи»:
- «Утренняя песенка»;
- «Родные места»;
- «Песенка Мурёнки»;
- «Песенка Окулярии»;
- «Жарафрика»;
- «Две волшебные буквы»;
- «Песенка Кока»;
- «Снегарктида»;
- «Песенка веселых академиков»;
- «Крыша дома твоего»;
Ожидаемый результат: к окончанию учебного года учащиеся первого класса должны владеть следующими навыками:
- знать основы певческой позиции при исполнении вокальных произведений сидя и стоя;
- владеть техникой певческого дыхания;
- стремиться к чистоте интонации, унисону;
- чётко произносить текст произведений;
- стремиться к художественному исполнению песен.
Учебно-тематический план.
1-е полугодие
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосовым группам. | 2 часа |
2 | Установка певческого дыхания, позиции. Гимнастика для выработки вокального дыхания. Вокально-речевые, интонационно - фонетические упражнения. | 2 часа |
3 | «Орфоэпия». Развитие артикуляционной свободы. Скороговорки, упражнения – прибаутки. | 2 часа |
4 | Устойчивое интонирование унисона, правильного звукообразования, смысловой выразительности. | 2 часа |
2-е полугодие
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Развитие техники певческого дыхания на примерах упражнений и вокальных распевках. | 2 часа |
2 | Дикция и артикуляция. | 2 часа |
3 | Выработка чистого и выразительного унисона, ритмической и динамической ровности, стабильного исполнения на фоне фортепианного аккомпанемента. | 2 часа |
4 | Подготовка произведений для концертного выступления. | 2 часа |
Второй год обучения.
В течение второго года обучения учащиеся овладевают основными принципами развития певческого дыхания и голоса; знакомятся с репертуаром, включающим элементы подголосков, и двухголосия; демонстрируют свободу физического и музыкально-творческого резерва собственных возможностей.
Программа второго класса предполагает:
- развитие певческого диапазона;
- вокальной и музыкальной грамотности;
- артикуляционной, певческой свободы;
- сольфеджирования партий;
- отработку эмоционального настроя.
Примерные программы выступлений.
- В. Герчик «Осень пришла»;
- А. Гречанинов «Вербочки»;
- А. Гречанинов «Колыбельная»;
- А. Рубинштейн «Народная песня»;
- М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»;
- М. Яковлев «Зимний вечер»;
- А. Алябьев «Счастлив тот, кому забавы…»;
Ожидаемый результат: по окончании второго года обучения, обучающиеся должны владеть следующими навыками:
- владеть основами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений сидя и стоя;
- владеть техникой певческого дыхания;
- стремиться к чистоте интонации, унисону;
- чётко произносить текст произведений;
- владеть начальными навыками двухголосного пения;
- стремиться к художественному исполнению песен.
Учебно-тематический план.
1-е полугодие
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосовым партиям. | 2 часа |
2. | Выработка естественного, свободного звука; устойчивого интонирования унисона. Легкий канон. Двухголосие с сопровождением. | 2 часа |
3. | Развитие артикуляционной свободы. Работа над произведениями быстрого и среднего темпа. | 2 часа |
4. | Подбор и работа над программами для концертных выступлений коллектива. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие техники исполнительских навыков учащихся на примерах вокальных распевок и в работе над произведениями. | 2 часа |
2. | Развитие навыков пения a’cappella. Выработка частоты интонации в двухголосном пении. | 2 часа |
3. | Работа над артикуляцией и дикцией. | 2 часа |
4. | Подготовка репертуара для публичных выступлений коллектива. | 2,5 часа |
Третий год обучения.
Учащиеся третьего года обучения должны освоить навык двухголосного пения, самостоятельного анализа музыкальных произведений, обладать уверенным интонированием и слуховым ощущением больших, малых и чистых интервалов, а так же иметь четкие представления об артистизме, как необходимом составляющем концертного выступления.
Программа третьего года обучения предполагает:
- осознанное опорное дыхание и грамотную певческую позицию;
- развитие дикционной четкости путем пропевания на различные слоги;
- развитие слуховых навыков учащихся в разных тональностях;
- формирование воплощения художественного образа произведений.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни в обр. А. Лядова:
- «Ты не стой, колодец»;
- «Колыбельная»;
- «Ах, ты степь широкая»;
- «А я по лугу».
Н. Голещанов «Репка»:
- «Песня Деда и Бабки»;
- «Песня Репки»;
- «Песня-хоровод»;
- «Песня Крота и его сестры Кротихи»;
- «Плач Репки»;
- «Песня Жучки»;
- «Песня внучки Маши»;
- «Тянут–потянут – вытянуть не могут»;
- «Заключительная песня – хоровод».
Ожидаемый результат: по окончании третьего года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- пользоваться правилами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений добиваясь стабильности, удобства и естественности;
- владеть техникой длительного певческого дыхания;
- уметь слушать и слышать себя как в одноголосии, так и в двух – трехголосном звучании;
- следить за дикционной слаженностью и речевым ансамблем;
- стремиться к выразительно-осмысленному исполнению произведений.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по голосам. | 1 час |
2. | Совершенствование вокально-хоровых навыков, полученных на начальном этапе обучения:
| 3 часа |
3. | Работа над интонационным и артикуляционным ансамблем. | 2 часа |
4. | Подготовка произведений к концертно-конкурсным мероприятиям. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие вокально-хорового диапазона учащихся посредством усложнения материала распевок. | 2 часа |
2. | Формирование стабильного музыкально – интонационного ансамбля в исполняемых произведениях. | 2 часа |
3. | Формирование стабильного двух – трехголосия; стройности и целостности звучания. | 2 часа |
4. | Подготовка программы коллектива для концертно-конкурсных выступлений. | 2,5 часа |
Четвертый год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения должны прочно владеть вокально-певческими навыками, максимально концентрировать внимание на исполнительских задачах и сознательном отношении к звучащему материалу.
Программа четвертого года обучения предполагает:
- грамотность певческой установки;
- развитие диапазона певческих возможностей учащихся;
- освоение навыков двух – трехголосного пения;
- развитие знаний музыкальной грамоты и сольфеджио;
- развитие навыков над цельностью концертных номеров.
Примерные программы выступлений.
Русские народные песни в обр. А. Лядова:
- «Во лузях»;
- «Ты река ли, моя реченька»;
И. Брондз «Федорино горе»:
- «Как у наших, у ворот»;
- «Скачет сито по полям»;
- «Песня Федоры»;
- «Песня курицы»;
- «Было нам у бабы худо»;
- «Села бы баба за стол»;
- «А посуда вперед и вперед»;
- «Ой вы, бедные сиротки мои»;
- «Уж не буду я посуду обижать»;
- «А на белой табуреточке».
Ожидаемый результат: по окончании четвертого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- пользоваться правилами грамотной певческой установки при исполнении вокальных произведений добиваясь стабильности, удобства и естественности;
- владеть техникой длительного певческого дыхания;
- уметь слушать и слышать себя как в одноголосии, так и в двух – трехголосном звучании;
- следить за дикционной слаженностью и речевым ансамблем;
- стремиться к выразительно-осмысленному исполнению произведений.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по партиям. | 1 час |
2. | Работа в жанре музыкального спектакля, включающая в себя интонационный, текстовой, театральный материал. | 3 часа |
3. | Работа над народной песней. Развитие артикуляционной свободы при пении в быстром темпе. | 2 часа |
4. | Освоение современных ладо – гармонических соотношений на материале вокальных упражнений и простых примеров в стиле джаз. | 2 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Развитие вокальных навыков в материале распевок и упражнений подготовительного плана. | 2 часа |
2. | Работа над слаженностью, целостностью и стабильностью исполняемых произведений. | 2 часа |
3. | Работа над вокально-хоровым ансамблем и строем. | 2 часа |
4. | Работа над репертуаром программ текущих концертных, фестивальных и конкурсных выступлений. | 2,5 часа |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Проверка уровня знаний учащихся осуществляется на переводных экзаменах, контрольных уроках, зачетах, концертных выступлениях, итоговом экзамене. В конце каждого полугодия следует проводить отчетные концерты с участием предмета «Вокальный ансамбль». Программа способствует развитию общей музыкальной культуры, обеспечивает совершенствование процесса обучения, развития и воспитания учащихся.
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Концертное выступление | декабрь | 2-3 произведения разнохарактерного плана. |
Отчетный концерт | май | 2-3 произведения с демонстрацией роста ансамблевого пения. | |
2 класс 3 класс 4 класс | Концертное выступление | декабрь | 2-3 произведений с элементами подголосков и двухголосия. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 3 произведения с уверенным интонированием и слуховым ощущением больших, малых и чистых интервалов, четким представлением об артистизме. |
Пятый год обучения.
В течение пятого года обучения, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками пения в ансамбле в произведениях различного стиля и жанра; уметь грамотно читать нотный текст и самостоятельно анализировать музыкальный материал; уверенно интонировать свою партию в двух, трех и четырехголосном изложении.
Программа пятого года обучения предполагает:
- ясное представление о певческой позиции и опорном дыхании;
- развитие слуховых навыков на основе исполнения многоголосных произведений;
- развитие навыков самостоятельной работы над материалом;
- отработка концертно-художественного воплощения образа произведений.
Примерные программы выступлений.
С. Горковенко «Огниво»:
- «Песня солдата»;
- «Рассказ ведьмы»;
- «Куплеты трех собак»;
- «Песня солдата и горожан»;
- «Романс принцессы»;
- «Дуэт принцессы и солдата»;
- «Куплеты палача»;
- «Король и свита»;
- «Финал».
10. А. Алябьев «Зимняя дорога»;
11. А. Варламов «Горные вершины»;
12. А. Варламов «На заре ты её не буди».
Ожидаемый результат: по окончании пятого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- приобретение и закрепление вокально-хоровых знаний, умений и навыков, полученных в этот период;
- успешное освоение программы «Вокальный ансамбль» в соответствии со своим классом;
- понимание и осмысление музыкальной ткани исполняемых произведений;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности коллектива;
- закрепление устойчивого интереса к вокальной музыкальной культуре и музыкально-творческому исполнительству.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Беседа с учащимися. Индивидуальное прослушивание, распределение по хоровым партиям. | 1 час |
2. | Работа над освоением жанра детского мюзикла на примере отечественной композиторской школы. | 6 часов |
3. | Развитие способностей умения работать по партитуре, как сольно, так и в ансамбле; a’cappella и с сопровождением. | 5 часов |
4. | Работа над эмоциональной составляющей исполняемых произведений. | 4 часа |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Совершенствовать вокальные навыки в подготовительном материале (вокально-хоровые упражнения). | 2 часа |
2. | Стремиться качественному и грамотному исполнительству, соблюдению традиционных и стилистических правил в изучаемых произведениях. | 6 часов |
3. | Добиваться сценической образности и наглядности, приближающей к первоосновам исполняемого материала. | 6 часов |
4. | Подбор репертуара, помогающего выигрышно преподносить коллектив в выступлениях на фестивалях, концертах и т.п. | 2,5 часа |
Шестой год обучения.
Становится стабильным, естественным, комфортным правилом, которое самым действенным образом помогает достичь конечного и качественного результата. Правильная певческая позиция закрепляет нормы и правила хорошей дисциплины и грамотной организации певческого процесса.
Вокальные навыки обучающихся совершенствуются в плане чуткости и выразительности интонирования; чистоты и слаженности в произведениях a’cappella и с сопровождением; в ансамбле и в коллективном вокальном звучании; мелодическом и гармоническом строе; взаимном доверии и контакте, обеспечивающими полноценную работу.
Примерные программы выступлений.
- А. Гурилев «Радость душечка»;
- П. Булахов «Тройка»;
- А. Гурилев «Вьется ласточка сизокрылая»;
- А. Гурилев «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!»
Г. Гладков «Голубой щенок»:
- «Дразнилка»;
- «Песня голубого щенка»;
- «Песня злого пирата»;
- «Песня чёрного кота»;
- «Песня бывалого моряка»;
- «Рыба – пила»;
- «Злой пират и чёрный кот»;
- «Хор»;
- «Финал».
Ожидаемый результат: по окончании шестого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- совершенствование и закрепление вокальных знаний, умений и навыков, полученных в этот период;
- успешное освоение программы «Вокальный ансамбль» в соответствии со своим классом;
- понимание и осмысление музыкальной ткани исполняемых произведений;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности коллектива;
- закрепление устойчивого интереса к вокальной музыкальной культуре и музыкально-творческому исполнительству.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Распевочный материал, подготавливающий голосовой аппарат к основной работе. | 2 часа |
2. | Работа над материалом вокальных партий в индивидуальном и коллективном исполнении; a’cappella и с сопровождением; выстраивание вокального ансамбля и аккордовой вертикали. | 7 часов |
3. | Работа над эмоционально-образной составляющей произведений, их смысловой нагрузкой и стилистикой. | 7 часов |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Отработка и совершенствование вокальных упражнений; шлифовка технических возможностей учащихся. | 2,5 часа |
2. | Совершенствование исполнительских навыков в произведениях a’cappella; народной песни; произведениях современных авторов. | 7 часов |
3. | Подготовка репертуара для текущих концертных выступлений. | 7 часов |
График промежуточной и итоговой аттестации.
5 класс 6 класс | Концертное выступление | декабрь | 4 произведения с прочным владением вокально-певческими навыками, развитым диапазоном, сконцентрированным вниманием, грамотностью исполнения. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 4-5 произведений разного стиля и жанра классической и современной музыки. | |
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
Седьмой год обучения.
Певческая установка является неотъемлемой частью свода правил вокальной практики и певческой дисциплины, соблюдение которой обязательно, стабильно и незыблемо. Вокальные навыки обучающихся продолжают совершенствоваться в плане чуткости и выразительности интонирования; чистоты и слаженности в произведениях a’cappella и с сопровождением; мелодическом и гармоническом строе; взаимном доверии и контакте, обеспечивающими полноценную работу над ансамблем.
Программа седьмого класса предполагает:
- демонстрацию основных певческих приемов, необходимых для исполнения музыкальных произведений;
- анализ собственного исполнения;
- пение в интонационно-слаженном ансамбле;
- владение навыками работы по партитуре;
- умение создавать яркий художественный образ.
Примерные программы выступлений.
С. Горковенко «Буратино»:
- «Песня шарманщика»;
- «Песня Сверчка»;
- «Песня Буратино»;
- «Хор зрителей»;
- «Песня Карабаса Барабаса»;
- «Песня лисы Алисы»;
- «Баллада о Поле Чудес»;
- «Песня Мальвины м хором»;
- «Песня Артемона»;
- «Песня полицейских собак»;
- «Песня кота Базилио»;
- «Песня лягушек»;
- «Романс черепахи Тортилы»;
- «Танго Пьеро»;
- «Заключительная песня».
16. М. Минков, слова Д. Иванова «Спасибо, музыка».
17. В. Шаинский, слова М. Пляцковского «Рассвет – чародей».
18. J. Galin «Christmas in the air».
19. D. Ascap «You gotta generate heat».
Ожидаемый результат: по окончании седьмого года обучения учащиеся должны владеть следующими навыками:
- совершенствование и закрепление вокальных знаний, умений и навыков, успешное освоение новых технических задач, связанных с усложнением гармонического строя;
- участие обучающихся в концертно-конкурсной деятельности; их активная позиция в подготовке мероприятий школьного, районного, областного, городского уровня;
- приобщение к вокальному исполнительству и позитивной слушательской потребности семей учащихся и их близкого окружения;
- пропаганда живого вокального искусства массовому слушателю.
Учебно-тематический план.
1-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Распевочный материал, подготавливающий голосовой аппарат к основной работе. | 1 час |
2. | Работа над материалом вокальных партий в индивидуальном и коллективном исполнении; a’cappella и с сопровождением; выстраивание вокального ансамбля и аккордовой вертикали. | 8 часов |
3. | Работа над эмоционально-образной составляющей произведений, их смысловой нагрузкой и стилистикой. | 7 часов |
2-ое полугодие.
№ | Наименование темы. | Кол-во часов. |
1. | Отработка и совершенствование вокальных упражнений; шлифовка технических возможностей учащихся. | 2 часа |
2. | Совершенствование исполнительских навыков в произведениях a’cappella; народной песни; произведениях современных авторов. | 7 часов |
3. | Подготовка репертуара для текущих концертных выступлений. | 7,5 часов |
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
7класс | Концертное выступление | декабрь | 4-5 произведений различного склада изложения, в двух, трех, четырехголосном исполнении. |
Концертно-конкурсные мероприятия | в течении учебного процесса | Участие в текущих школьных мероприятиях, фестивально - конкурсная деятельность. | |
Отчетный концерт | май | 3-4 произведения – как итог завершения курса и демонстрация достойного уровня вокального исполнения. | |
Выпускной экзамен | май | 3-4 произведения – как итог завершения курса и демонстрация достойного уровня вокального исполнения. |
IV. Формы и методы контроля, системы оценок.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная аттестации.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- зачетный урок в конце каждой четверти.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости учащихся.
- 5 (отлично) – соответствует высокому и качественному уровню освоения данной программы, как в рамках своего класса, так и в объёме всего цикла:
- артистичное исполнение произведений;
- увлеченность исполнением;
- свободное владение техническими, текстовыми задачами произведений;
- убедительное понимание чувства формы, жанра, стиля произведений;
- выразительность, единство и ясность исполнения.
- 4 (хорошо) – уровень знаний и умений достаточно высокий, допускающий незначительные помарки и недочеты, но в целом производящий положительное впечатление:
- незначительная нестабильность исполнения;
- грамотное понимание формы и средств музыкальной выразительности;
- хорошее знание нотного текста;
- в целом, выразительное, ровное исполнение.
- 3 (удовлетворительно) – уровень знаний стандартный, но не демонстрирующий должного качества освоения вокально-хоровой базы:
- формальное прочтение нотного текста, без осмысления музыкального материала;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- не четкое понимание интонационных и текстовых задач произведений;
- однообразие и монотонность исполнения.
- 2 (неудовлетворительно) – уровень демонстрируемых знаний ниже среднего, что позволяет оценивать работу учащегося оценкой – плохо:
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество исполнения;
- отсутствие выразительного интонирования и метро – ритмической устойчивости.
- 1 (единица) – откровенно низкий уровень освоения программы.
Система оценок в рамках итоговой аттестации предлагает пятибалльную школу в её абсолютном значении (5, 4, 3, 2, 1). Система оценок в рамках промежуточной аттестации предлагает пятибалльную шкалу с использованием знаков «+» и «-» (5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2+, 2, 1).
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» основана на следующих педагогических принципах:
- соответствие содержания уровню развития учащихся;
- комплексность задач обучения и воспитания;
- уважение личности каждого ученика.
VI. Списки нотной и методической литературы.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 1-ый класс. Москва 2001 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 2-ой класс. Москва 2005 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 3-ий класс. Москва 2004 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 4-ый класс. Москва 2000 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 5-ый класс. Москва 2003 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 6-ой класс. Москва 2004 год.
- Хрестоматия к предмету «Музыка» 7-ой класс. Москва 2007 год.
- Сочинения для детского хора и фортепиано «Кто веселый-превеселый?» А. Ларин. Москва 2009 год.
- Хоровые произведения для детского и женского хоров на стихи А. Пушкина, К. Бальмонта, К. Романова «Под сенью дружных муз…» В.Фадеев. Санкт-Петербург 1999 год.
- Обработки народных песен А. Логинов. Санкт-Петербург 2009 год.
- Западная классика. Москва 2003 год.
- «Детский альбом» переложение для детского хора А. Кожевникова. Москва 2004 год.
- «На Светлой седмицэ» М. Малевич. Санкт-Петербург 2006 год.
- Произведения для детского хора Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
- Детская хоровая музыка Ю. Тугаринов. Москва 2009 год.
- Русская духовная музыка в репертуаре детского хора. Москва 2001 год.
- Поет детский хор «Преображение». Москва 2001 год.
- «Матушка Мария» В. Беляев. Красногорск 2009 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 1. Москва 2007 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 2. Москва 2007 год.
- «Джаз в детском хоре» вып. 3. Москва 2009 год.
- Музыка для детского хора Я. Дубравин. Санкт-Петербург 2004 год.
- Избранные духовные хоры. Москва 2002 год.
- Хоры на бис. Санкт Петербург 2003 год.
- Народные песни. Москва 2007 год.
- «Картинки с выставки» переложение для детского хора В. Соколова. Москва 2005 год.
- «Лирический альбом» вокальные ансамбли русских композиторов. Москва 2004 год.
- «Творите добрые дела» В. Беляев. Москва 2004 год.
- Хоровая лаборатория XXI века. Санкт-Петербург 2012 год.
- Русская музыка XXI века. Санкт-Петербург 2009 год.
- Дети поют И.С. Баха. Санкт-Петербург 2004 год.
- «Смешные веселые песни». Ленинград 1991 год.
- «Как рыжик научился петь» Л. Абелян. Москва 1989 год.
- Поет детская хоровая студия «Веснянка». Москва 2002 год.
- Хоровые миниатюры и песни. Е. Подгайц. Москва 2004 год.
- «Живи и здравствуй наша школа» В. Соколов. Санкт-Петербург 2000 год.
- Произведения a’cappella для детского хора. Ж. Металлиди. Санкт-Петербург 2003 год.
- «Птичка на ветке» Р. Паулс. Санкт-Петербург 2004 год.
- Классическая и духовная музыка для детского хора. Санкт-Петербург 2006 год.
- «Малыши поют классику» русская музыка. Санкт-Петербург 1998 год.
- «Одолжи мне крылья» репертуар младшего хора. Новосибирск.
- Детские песни. А. Лядов. Москва 1988 год.
- «Вместе с хором» репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург 2007 год
- Поёт детский хор. Ростов – на – Дону 2009 год.
- «Для всех и для каждого» вокальный репертуар. Москва 1996 год.
- «Никто не забыт…». Санкт-Петербург 2005 год.
- Хоры для детей a’cappella. Я. Дубравин. Санкт-Петербург 2004 год.
- «Малыши поют классику» зарубежная музыка. Санкт-Петербург 1998 год.
- Транскрипция для женского хора прелюдий Ф. Шопен на стихи А. Ахматовой. В. Буланов. Улан-Удэ 1999 год.
- «Юлия» 30 песен на стихи О. Мандельштама. В. Буланов. Улан-Удэ 1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-224988-1437602993.jpg)
Рабочая программа по предмету: "Коллективное музицирование. Вокальный ансамбль"
Программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения ДМШ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-272047-1372964433.jpg)
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-280990-1376802557.jpg)
Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль
Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение котор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-311027-1381212176.jpg)
программа кружка "Вокальный ансамбль"
Программа "Вокальный ансамбль" предназначена для работы в кружках художественно - эстетической направленности. Разработана на 5 лет, возраст детей 7-16. Содержит пояснительную записку, учебно - темати...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-160184-1357049409.jpg)
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:· ознакомление с вокально-техническими требо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-798819-1466420035.jpg)
СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214746-1580751199.jpg)
Методическая разработка к занятию с вокальной группой, вокальным ансамблем
Методическая разработка к занятию для вокального ансамбля по «Сценическому перевоплощению».Для развитие умения у детей перевоплощения на сцене во время выступления, для передачи характера ...