Музыкальный пейзаж
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Гезь Лариса Владимировна

Методическая разработка интегрироаанного урока для 5 класса по предмету "Музыка" с использованием технологии "Альтернатива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gez.l.v.muzykalnyy_peyzazh.doc103 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80»                                                                                                        

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства для 5 класса

 по теме «Музыкальный пейзаж»

               Гезь Лариса Владимировна,

                                   учитель музыки.

Цель:  формирование у обучающихся ценностно-эстетических компетенций в процессе восприятия музыкальных и художественных произведений.

    Данная цель достигается путем решения следующих задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на:

• реализацию их творческого потенциала;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;

• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;

• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности.

Познавательное развитие обучающихся связано с:

• активизацией творческого мышления, включенного воображения, рефлексии;

• формированием целостного представления о музыке и изобразительном искусстве;

• закрепление и обогащение знаний о средствах выразительности в музыке и живописи;

• осознанием роли искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет:

• умение слушать, уважение к мнению других;

• способность встать на позицию другого человека;

• готовность вести диалог.

Эстетическое развитие учащихся направлено на:

• развитие «внутреннего» зрения, воображения, художественного мышления;

• формирование эстетического отношения к действительности;

• развитие эстетических чувств.

Тип урока:  проблемно-развивающий.

Формы организации на уроке: групповая, фронтальная

Материально-техническое оснащение урока:

1. Аудиозаписи:

    - П.И.Чайковский «Январь. У камелька» пьеса для фортепиано из альбома - «Времена года».

    - Песни: «Здравствуй, новый день!» музыка А. Петряшевой, слова И. Филимоновой; «Зимняя сказка» музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва.

2. Репродукции картин:

      А. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Грабарь «Иней», «Зимнее утро».

3. Мультимедийная презентация  по теме «Можем ли мы увидеть музыку?».

4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор;  для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра.

План урока.

Этапы.

Используемые методы.

Содержание,

виды деятельности

Планируемые результаты

  1. Вводный.

Методы: словесный, деятельностно-практический.

Приветствие.

Исполнение песни.

Беседа.

Личностные: ощущение психологического комфорта, эмоциональный настрой.  Познавательные: обобщение ранее полученных знаний.

Регулятивные: эмоционально передавать содержание песни в хоровом исполнении. 

  1. Информационно-практический.

Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельностный, ассоциативный.

Слушание музыки. Беседа. Актуализация новых знаний.

Практическая работа: работа в группах, заполнение таблиц, создание творческих индивидуальных работ.

Сравнение и анализ средств музыкальной выразительности.

Личностные: развитие ассоциативного мышления; распознавание и эмоциональный отклик на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способов, умений и  навыков творческой деятельности. Познавательные: усвоение общности и специфики средств выразительности музыки и ИЗО, выявление схожих по смыслу интонаций.

Коммуникативные: приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки и изобразительной деятельности.

3. Итоговый.

Рефлексивно-оценочный метод.

Способы выявления результатов урока:

- презентация продуктов творческой деятельности;

-обобщение эмоциональных впечатлений;

- самоанализ и самопознание.

Демонстрация творческих продуктов деятельности. Самостоятельное определение темы урока.

Подведение итога урока.

Личностные: получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации.

Познавательные: осознание взаимосвязи двух видов искусства.

Коммуникативные: умение позитивно воспринимать художественные образы в рисунках детей.

Регулятивные: оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей.

ХОД УРОКА.

 Вводный этап.

1. Музыкальное приветствие: «Здравствуй, новый день!»

2. Исполнение песни «Зимняя сказка»

    Задача: введение детей в образное пространство темы урока.

     Слушание песни. Беседа об её содержании, красоте зимней природы, которую можно передать в звуках музыки, поэтическом тексте.

Задание: выразительно исполнить песню, передать её содержание.

3. Беседа об искусстве.

     Задача: выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, перечислить их средства выразительности.

         - Что такое искусство?

         - Какие знаете виды искусства?

         - Для чего человек создаёт произведения искусства? Что он в них передаёт?

         - Взаимосвязь, каких видов искусства рассматривали в теме первого полугодия?

     Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.

  Информационно-практический этап.

1. Беседа о средствах выразительности, жанрах музыки и изобразительного искусства

Задача: показать общность двух видов искусства через средства выразительности.

       Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются нами зрительно.

    Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой

Задание: сравнить средства выразительности музыки и ИЗО.

    

       Интонация                             ЛИНИЯ

       Мелодия                                 КОНТУР РИСУНОК

       Ритм                                       ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

       Динамика                               НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА

       Лад                                          НАСТРОЕНИЕ

       Тембр                                     ЦВЕТОВАЯ ГАММА  

       Форма                                      КОМПОЗИЦИЯ

   - На картинах художников мы можем увидеть: разные жанры (просмотр слайдов).

   Задание: подберите по смыслу слово, которое обозначает жанр изобразительного искусства.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас.

Или принц в плаще старинном

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька -  твой сосед.

Обязательно картина называется… «портрет».

Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Если видишь на картине чашку чая на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт,

Или все предметы сразу, знай: что это…  «натюрморт».

Натюрморт - картина, изображающая повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.

Если видишь на картине поле, речку, лес и луг

Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.

Иль пустынную равнину, или море, или пляж.

Знай: такая вот картина называется… «пейзаж»!

Пейзаж - картина, изображающая природу или какую-либо местность

(лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Исторические картины.   Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

    На уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое «музыкальная» живопись и «живописная» музыка.

Сегодня на уроке ответим на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?»

2. Слушание: П.И. Чайковский «Январь. У камелька» (название не сообщается)

   Задача: развивать эмоционально-образное восприятие, анализировать средства музыки.  

   Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано «Времена года» П.И. Чайковского.

         - Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение?

  Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года». Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: «Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа».

      - Сколько в альбоме «Времена года» П.И. Чайковского пьес?

         (12 пьес, посвященных каждому месяцу года)

      - Какое время года передаётся в прослушанном музыкальном фрагменте? (зима)

      - Название пьесы «Январь. У камелька» (у камина).

- Какими средствами передает композитор картину зимней природы?

Дети обсуждают в группах, заполняют таблицу 1 (средства музыки). 

Озвучивают свои варианты (песенная мелодия, неторопливый темп, неяркая динамика, минорная окраска звука...)

Таблица 1

                    Средства музыки

Картина зимней природы

Интонация - спокойная, песенная

Мелодия - плавная, напевная

Ритм - чередование долгих и коротких звуков

Темп - умеренный

Лад - минор

Динамика - не очень громко, тихо

Тембр - инструмент соло: фортепиано

Светлая, тихая, умиротворенная, с мягко падающими снежинками

      Повторное слушание пьесы «Январь».

Задание: представить зимнюю картину природы в своём воображении. Какая она?

Дети подбирают слова-характеристики, записывают в таблицу (картина зимней природы)

      Возможно, сидя у теплого камина, человек любуется зимним пейзажем за окном. Его состояние задумчивости созвучно  морозному настроению  природы.

      -  А какой еще может быть зима?

Ответы детей: Холодная, с колючей снежной вьюгой, завывающим ветром…

 Задание: представить такую зимнюю картину природы, подобрать слова-характеристики, записать в таблицу 2 (картина зимней природы). Работа в группах.

Таблица 2.

                    Средства музыки

        Картина зимней природы

Интонация – напряженная, взволнованная, стремительная

Мелодия – отрывистая, волнообразная

Ритм-чередование коротких звуков

Темп - быстрый

Лад - минор

Динамика - не очень громко, громко

Тембр – оркестр, инструментальный ансамбль

Холодная, с колючей снежной вьюгой, завывающим ветром…

- Какими средствами можно передать этот образ зимней природы?

Заполнить таблицу в группах (средства музыки).

    Слушание произведения (например, «Зима» Антонио Вивальди, которое передает образ холодной, вьюжной зимы).

Таблица 3. Итог работы групп.

Средства выразительности

Первый вариант

Картина зимней природы в музыке П.И.Чайковского

Альтернативный вариант

 Зимняя природа в музыке

Интонация

спокойная, песенная

напряженная, взволнованная, стремительная

Мелодия

плавная, напевная

отрывистая, волнообразная

Ритм

чередование долгих и коротких звуков

чередование коротких звуков

Темп

умеренный

быстрый

Лад

минор

минор

Динамика

не очень громко, тихо

не очень громко, громко

Тембр

инструмент соло: фортепиано

оркестр, инструментальный ансамбль

      Средства музыки изменяются в связи с другим образом зимы в музыкальном произведении.

3. Практическая работа. 

Задача: развивать ассоциативно-образное мышление детей.

Задание: изобразить зимнюю картину, переданную в музыке.     

Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы созвучной музыке.

     На фоне звучания музыки учащиеся создают красками образ зимней природы.

 Итоговый этап.

1. Презентация продуктов творческой деятельности детей.

Задача: подвести к самостоятельному определению темы урока, сделать анализ выставки.

Задание: организовать классную картинную галерею из законченных рисунков.

     Учащиеся демонстрируют свои работы на выставке. Высказывают свои впечатления, эмоции от выполнения творческой работы, создания общей картины зимнего пейзажа.  

- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей) Назовите тему урока.

- Как вы понимаете, что такое «Музыкальный пейзаж»?

Для того чтобы, увидеть музыку, создать её зримый образ, необходимо вслушаться в произведение, знать средства музыки, которые использовал композитор.

9. Домашнее задание: подобрать произведения русских композиторов, картины художников, созвучные зимней природе.

   В сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности у школьников рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают детей к творческому самовыражению.

   Альтернативный подход развивает познавательный интерес, побуждает учащихся к поиску созвучных образу музыки средств выразительности, помогает глубже прочувствовать, осознать и проявить своё отношение к её восприятию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  4. Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе

 Б.М. Неменского/ авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2010.

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 2000.
  3. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 1998.
  4. Программа «Музыка».  5-8 класс. Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение,2008.
  5. Сергеева Е.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....

Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись

Методическая разработка  Урок искусства в 8 классе  по программе «Искусство 8 – 9 класс»...

музыкально-литературная композиция"Пейзажи России"

Великие творения русских поэтов, художников и музыкантов объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и в...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...