Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"
презентация по музыке по теме

Маркова Ольга Григорьевна

 

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_palitra_osennego_peyzazha.rar1.77 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство Науки и Образования республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область

Зыряновский   район  г. Зыряновск

ГУ «Общеобразовательная средняя школа  № 7»

«Музыкальная палитра

осеннего пейзажа»

План-конспект  урока

по программе «МУЗЫКА»

    Разработала  учитель музыки Логинова О.Г.

                    2011 – 2012 учебный год.

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке.

Тема: «Музыкальная палитра осеннего пейзажа»

Цели урока: развитие ассоциативного образного мышления

                             и художественного воображения детей.                                    

Образовательные:

-познакомить с произведениями русского композитора П.И.Чайковского, казахского композитора Курмангазы, русского художника-пейзажиста И.Левитана, поэта А.С. Пушкина.

-учить слушать музыку эмоционально осмысливая,  анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки, нравственные чувства – любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного в жизни, прививать любовь к музыке композиторов-классиков.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

- презентация к уроку;

- портреты  композиторов -  П.И.Чайковского,   Курмангазы, художника И.Левитана; поэта А С Пушкина в презентации к уроку.

- иллюстрации картин И.Левитана;

- ДВД;

- компьютер;

-фортепиано;

- тесты и кроссворды для детей.

Аудио, видео, музыкальный материал:

- Видео-клип «Октябрь»  П.И.Чайковского;

- Видео-клип «Золотая степь» Курмангазы;

- фонограмма песен

Структура урока.

Ход урока.

Вопросы, ответы детей.

Наглядность,

Видео, музыка.

1. Орг. момент – приветствие.    

2. Повторение.

Индивидуальная работа:

- выполнение письменного теста;

- решение кроссворда.

Фронтальная работа:

- вопросы – значение слов (карточки);

- музыкальные тесты.

3.Подведение итогов.

4. Беседа.

5. Чтение стихотворения А.С.Пушкина

6.Слушание «Октябрь» П.И.Чайковский

7. Словарик эмоций.

8. Анализ произведений

9. Физ. минутка

10. Пение

11. Слушание

«Золотая степь» Курмангазы

     

12. Подведение итогов

13.  Рефлексия             

Добрый день, ребята!

Тема нашего урока – «Музыкальная палитра осеннего  пейзажа».

Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года», среди них – поэт и писатель А.С.Пушкин, художник И.И.Левитан и композитор П.И Чайковский, казахский композитор-кюйши Курмангазы.

Вопросы:

- «Что такое палитра?» - (Дощечка для смешивания красок»

-  «Что такое пейзаж?» - (Картины, изображающие природу).

- «Почему наша палитра музыкальная?» - (потому, что мы будем слушать музыку).

- «Почему наша музыкальная палитра осенняя?»

(потому, что наступила осень».

Прежде, чем начать урок, давайте вспомним, повторим самые главные музыкальные термины, которые нам будут сегодня  нужны.

Тест письменный.   (подчеркнуть правильный ответ)

1.Настроение мелодии. ( темп,  динамика, лад)

2. Скорость движения мелодии. ( темп, тембр, мажор)

3. Громкость звучания мелодии. ( лад, темп, динамика)

4. Веселый лад в музыке. ( мажор, минор, темп)

5. Окраска звука. (темп, тембр, динамика)

6. Грустный лад в музыке. (минор, мажор, темп).

Кроссворд.

1

м

а

ж

о

р

2

т

е

м

п

3

с

о

л

ь

м

и

н

о

р

5

л

а

д

6

д

и

н

а

м

и

к

а

7

р

о

я

л

ь

1.Веселый лад

2.Скорость движения мелодии.

3.Нота.

4. Грустный лад.

5. Настроение мелодии.

6. Громкость звучания мелодии.

7. Разновидность фортепиано, в переводе «королевский».

Молодцы, хорошо справились с заданием.

И так, продолжаем наш урок.

Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года». Среди них русский композитор – П.И.Чайковский, казахский композитор Курмангазы, художник И. Левитан, поэт А.С.Пушкин,  и многие другие.

Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе. Где бы человек не жил, будь то – пустыня или степь, тундра или горы, природа родного края кажется человеку самой красивой. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Композиторы писали музыку о природе, художники – картины, поэты – стихи. Большое место в творчестве людей искусства занимала тема осени.

Осень!.. Прекрасное время года. Об осени поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, художники рисовали картины.  Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин из всех времён года любил осень, называл её золотой. 

Сегодня нас ждет встреча с образами родной природы, которые запечатлели художники разных поколений, используя разные виды искусства – Музыку, Поэзию и Живопись.

 П.И.Чайковского называют «певцом родной природы». У композитора природа «живет» удивительной таинственной жизнью. Произведения Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года, будь то поздняя осень или ранняя весна. Сегодня мы с вами послушаем  произведение Чайковского из альбома «Времена года»  - «Октябрь». «Времена года» Чайковского – это альбом из 12 пьес.

Почему в альбоме 12 пьес, а не меньше и не больше?  -  (потому, что 12 месяцев в году».

Пьеса имеет второе название –«Осенняя песнь» и раскрыть суть произведения нам поможет поэзия.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

– Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку?
(Ответ  - «Желтые, коричневые, темноватые»)
– У какого времени года есть такие краски?
( Ответ – «У осени»)
– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?
( Ответ – «Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато»)
– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский?
( ответ –« Тишину осени, задумчивость природы, грусть человека»)

Музыка умеет передавать настроение радости или печали. Предлагаю игру «Словарик эмоций».

Если слово подходит к музыке «Октябрь» вы должны повторить его, а если нет, сидите тихо, без движений.

Игра. « Я думаю, я считаю»

Я считаю, что эта музыка ….

После игры один из учеников подводит итоги анализа музыки.

Какой лад в пьесе, темп, настроение?

(Ответ – лад минорный, темп медленный, настроение грустное, печальное, задумчивое)

Созвучно ли произведению «Октябрь» стихотворение поэта  А.С.Пушкина «Унылая пора…»?

Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Золотая осень»?

( Ответ – «Не совсем, «Октябрь» Чайковского  рисует позднюю осень, а у Левитана – ранняя золотая осень»)

 Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Осень»?

(Ответ – да, созвучна, и музыка и картина рисуют позднюю осень)

Левитан – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее  красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень»

Давайте представим, что мы с вами вышли на прогулку и оказались на лесной лужайке.

«Разукрасим все планеты» песня муз. и слова Любаши и Виталия Осошника.

Ребята хорошо отдохнули и сейчас мы тихо сядем и послушаем пьесу, которая называется «Золотая степь» Написал пьесу самый известный казахский композитор-кюйши Курмангазы.

«Золотая степь» Курмангазы

Какое настроение в этой пьесе?

( Ответ – веселое, радостное)

Есть отличие от  пьесы «Октябрь» Чайковского?

(Ответ – «Отличие есть, в пьесе «Золотая степь» мажорный лад, быстрый темп, праздничное настроение)                                                    

Мы с вами послушали музыку, которая рисует осенние пейзажи, познакомились с произведениями художника Левитана,  произведениями  композиторов П.И, Чайковского и Курмангазы, читали стихи об осени поэта А.С. Пушкина.

Что же общего между искусствами музыки, поэзии  и живописи?

(Ответ –«Музыка, поэзия и живопись могут рисовать образы родной природы»

Для чего нужны произведения искусства?

( Ответ – «Чтобы лучше видеть  красоту окружающего мира. Чтобы воспитывать  доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.)

Если человек чувствует и понимает музыку, живопись, если любит стихи, любит петь, это значит, что человек любит окружающий мир и  не может быть грубым, черствым  и безжалостным.)

Как можно назвать наш урок по другому?     («Осенняя музыка», «Музыка природы», «Осеннее  настроение», «Осенняя  природа»)

Что больше всего понравилось?

Что удивило?

Презентация к уроку.

1 слайд

2 слайд

Изображение палитры

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Карточки с тестами

Слайды 6 - 13

   Кроссворд  в презентации

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Портрет А.С.Пушкина

Слайд 17

Слайд 18

Видео-клип «Октябрь П.И.Чайковского

Слайд 19

       Слайд 20

Портрет И Левитана

       Слайд 21

Репродукция Левитана «Золотая осень».

Слайд 22

«Осень»

И. Левитан

Слайд 23

Портрет композитора

Курмангазы

Слайд 24

«Золотая степь» Курмангазы

Слайд 25

Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....

Красота осеннего пейзажа

Разработка урока изобразительного искусства...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...

Развлечение "Палитра Осени"

Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве. Развивать зрительскую культуру. Формировать художественное мышление.Задачи. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. умени...

Урок развития речи в 5-6 классе "Палитра осени"

Урок создания собственного текста....