Франц Шуберт. Материал к уроку.
статья по музыке на тему

Гаврилова Валентина Юрьевна

Информация к урокам на тему : "Франц Шуберт" Классические изречения об этом великом композиторе, описание некоторых страниц его короткой жизни, его окржения, его творчества...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         «Во время каникул я вызвался водить его почаще в оперу, так как он еще никогда не слышал оперной музыки… Воодушевленный виденным, он всегда покидал театр в возбужденном состоянии, однако больше всего его захватила «Ифигения в Тавриде» Глюка. Он был совершенно вне себя от впечатления, произведенного этой прекрасной музыкой, и уверял, что, наверное, нет ничего красивее арии Ифигении их третьего акта с вступлением женского хора».

                          Шпаун  Йозеф. «Воспоминания о Шуберте», стр. 190-191

          «Интересно было видеть его сочиняющим. Очень редко он пользовался при этом фортепиано. Он часто говорил, что это могло бы нарушить ход его мыслей. Спокойно, не смущаясь неизбежными в конвикте болтовней и шумом…он сидел за письменным столом, низко склонившись над нотными листами и книгой с текстом – он был очень близоруким, - кусал перо, по временам, проверяя себя, барабанил и легко и свободно, без значительного количества поправок, писал дальше, как будто так и должно было быть и не могло быть иначе»

                         Товарищ по конвикту. « Воспоминания о Шуберте», стр. 190

            «Ранее, чтобы добыть средства на питание, квартиру и одежду, он должен был, вопреки своему желанию, учить азбуке детей в одной из пригородных школ и помимо этого давать за умеренную плату уроки музыки. Когда я посетил его в первый раз в суровое зимнее время, я нашел его в полутемной, сырой и неотопленной комнатушке; он сидел закутанный в старый, изношенный халат, мерз – и сочинял музыку»

                          Один из друзей Шуберта. «Воспоминания о Шуберте», стр. 80

            «Однажды в послеобеденное время мы с Майрхофером зашли к Шуберту, который тогда жил с отцом на Химмельпфортгрунде. Мы застали Шуберта очень возбужденным, громко читающим из книги «Лесного царя» Он несколько раз прошелся с книгой взад и вперед, внезапно он сел, и через короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была занесена на бумагу»

                           Й. Шпаун. «Воспоминания о Шуберте», стр. 194.

           «Молодой композитор Ш у б е р т создал на стихотворения лучших поэтов (большей частью Гете) несколько песен, которые свидетельствуют о глубочайших знаниях, сочетающихся с достойной удивления гениальностью, и привлекают к себе внимание всего образованного музыкального мира. Он умеет рисовать звуками, и песни «Форель», «Гретхен за прялкой» (из «Фауста») и «Борьба» Шиллера по правдивости характеристики превосходят все, что было известно в области песен».

                             Начало 1821г. Дрезденская газета «Abendzeitung»  - «Жизнь

                             Франца Шуберта в документах», стр. 217.



Предварительный просмотр:

Классические  изречения

     «Простой, без претензий и добродушный… он был наиболее счастливым в компании друзей».

                                Школьный друг Шуберта Альберт Штадлер о

                                 композиторе, 1858 год

 

    «Господин Шуберт подтвердил своё мастерство в последней работе, в которой он показал, что не только является мастером инвенции, но и понимает, как развить удачные темы в полном соответствии с требованиями искусства».

                                   Обзор фантазии «Скиталец» в газете «Винер цайтунг»

                                       от 24 февраля 1823 года

       

      «Нет никого, кто понимал бы радость и боль других. Нам только все время кажется, что мы идем вместе и идем вперед. Какая это пытка для тех, кто это признает!»

                        Запись в записной книжке Шуберта, сделанная около 1824 года

        «Обозрение, каким бы благожелательным оно ни было, может в то же самое время быть нелепым, если критику недостаёт хотя бы средних умственных способностей, что зачастую и случается»

                              Франц Шуберт в письме, 1825 год

         «В глубине этой работы лежит нечто большее, чем простая песня, чем простые радость и печаль… Она переносит нас в мир, в котором, насколько я помню, я никогда раньше не был»

                                Робеет Шуман о Девятой симфонии Шуберта

         «Шуберт…выглядит значительно лучше и блещет умом, очень жаждет юмора, сочиняет бесчисленные квартеты, немецкие танцы и вариации»

                        Так писал Швиндт в начале 1824 года после того, как Шуберт

                         Заболел.

          «Видеть и слышать, как он исполняет собственные сочинения для фортепиано, было истинным наслаждением. Изящное касание, спокойная рука, ясное чистое исполнение, полное проникновение в сущность пьесы и глубокое чувство»

                             Альберт Штадлер, друг Шуберта.



Предварительный просмотр:

Коротко о Шуберте

1797:       31 января родился в Лихтентале – предместье Вены

1802:        в возрасте пяти лет начинает брать уроки игры на скрипке

1808:    11-летний Шуберт становится певчим в императорской

              королевской капелле и воспитанником венского конвикта

             ( закрытого училища)

1811:     написана первая песня  «Плач Хагар», которая производит большое

               впечатление на руководителя придворной капеллы А. Сальери

1812:      продолжает брать уроки музыки у композитора императорского

               двора Антонио Сальери

1813:    Шуберт покидает училище в возрасте 16 лет

1814:     сочиняет песню «Гретхен за прялкой». Через Шпауна Шуберт

              знакомится с Майрхофером, а позднее – с Шобером. Оба они

              становятся его близкими друзьями и поощряют его занятия

               музыкой

1815:     сочиняет около 150 песен, в том числе «Лесного царя»

1816:     решает покинуть пост преподавателя в семейной школе, покидает

              родительский дом и поселяется у Шобера

1817:     знакомится с баритоном Иоганном Микаэлем Фоглем, начинается

              их многолетняя дружба и сотрудничество. Сочиняет песни

               «К музыке», «Форель» и «Смерть и девушка»

1819:    проводит трёхмесячный отпуск с Фоглем в Штейре в 145

              километрах от Вены

1820:     публичное исполнение некоторых из его произведений, включая

              известную песню «Лесной царь»

1821:    знакомится с молодым художником фон Швиндом, а в июле

              проводит отпуск с Шобером и друзьями в Атценбругге

1822:    ухудшающееся здоровье начинает сказываться на отношениях с

              друзьями

1823:    сочиняет цикл песен «Прекрасная мельничиха»

1825:     сочиняет последнюю симфонию (№ 9 до мажор, «Большая» )

1826: вновь снимает апартаменты вместе  с Шобером, возрождение

            «Шубертиад»

1827: сочиняет цикл песен «Зимний путь», присутствует на похоронах

          Бетховена в качестве факельщика

1828:   публичное представление его произведений в марте; старые друзья

           вновь собираются вместе на короткое время;19 ноября композитор

           умирает; похоронен 21 ноября рядом с могилой Бетховена в Вене;

          29 ноября брат Шуберта Фердинанд продает издателю Диабелли

           рукописи

 

 1838:  композитор Роберт Шуман обнаруживает рукопись Большой

            симфонии

  1839: первое исполнение Большой симфонии под управлением Феликса

           Мендельсона

  1853: Диабелли приступает к изданию инструментальных работ Шуберта

 1865: Ансельм Хюттенбреннер показывает дирижёру Иоганну Гербеку

           партитуру Неоконченной симфонии, первое исполнение которой

           состоялось в Вене

1884: первая публикация «Полного собрания сочинений «, издатели  -

        «Брайткопф и Гертель»

 1912: городской совет Вены превращает дом Шуберта в музей

1967: создание Международного шубертовского общества для издания всех

          его работ

1969: реставрация дома Шубета. Дом становится таким, каким был при

         жизни композитора

 



Предварительный просмотр:

МАСТЕР   ПЕСНИ

         

               Обращаясь к универсальным темам, таким, как любовь, страсть и смерть, Шуберт слил воедино голос, поэзию, звучание фортепиано, создав подлинные шедевры романтической музыки.

            Песни Шуберт создавал на протяжении всей жизни. Через мир лирических чувств, отображенных в песне, Шуберт высказывал своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

            Диапазон тематики песен исключительно широк: это тема любви со всем богатством её оттенков – радостных и горестных, тема одинокого странника, тема природы. В поздних сочинениях появляются и трагические ноты, отчаяние и тоска. Но они не затмевают огромную жизнеутверждающую силу шубертовской музыки.

              В 1814 году17–летний Франц Шуберт покидает имперскую королевскую школу ( конвикт ) в Вене, чтобы помочь своему отцу в его преподавательской деятельности. В октябре того же года Франц пишет свой первый большой лирический шедевр – переложение на музыку стихотворения Иоганна Гёте «Гретхен за прялкой».  Этой и другой большой работой «Лесной царь», написанной в следующем году, Шуберт приступает к трансформации  немецкой песни  («Lieder»).

             К тому времени, когда Шуберт покинул школу, он уже был искусным пианистом, но в отличие от многих других композиторов (включая и его любимого Бетховена) так и не стал концертирующим солистом. Он навсегда сохранил интерес к фортепиано и к фортепианной музыке и был прекрасным аккомпаниатором. Более того, именно через исполнение собственных песен он открыл для себя драматические возможности фортепианного аккомпанемента. Фортепианные партии Шуберта никогда не являются простым сопровождением голоса – вместе с вокальной партией они ярко отражают поэтическую и драматическую сторону песни.

Многие шубертовские аккомпанементы песен являются фортепианными пьесами сами по себе. Шуберт фактически включил большую часть своего песенного материала в последующие инструментальные работы, что позволяет почитателям его песен вновь наслаждаться ими в новом контексте.

             Основным исполнителем песен Шуберта был известный баритон Иоганн Микаэль Фогль. Они познакомились в 1817 году в доме самого близкого друга Шуберта Франца фон Шобера. После нескольких встреч певец и композитор выступили впервые вместе. Это были тщательно отобранные песни, включая балладу  «Лесной царь». Партнерство певца и композитора сыграло важнейшую роль в становлении Шуберта как сочинителя песенной музыки, а его песни стали пользоваться всеобщей любовью.

             Хотя Шуберт переложил много хороших текстов на музыку, его выбор поэтических произведений часто страдал с точки зрения качества. Литераторы высказывали ему свои пожелания, а друзья поэты предлагали собственные стихотворения. В текстах песен Шуберт всегда искал отзвуки мыслей и чувств, переполнявших его самого. Он находил их в стихах Гёте, Гейне, Мюллера, Майрхофера. Соединяя распевные и декламационные, речевые интонации, Шуберт создаёт выразительную вокальную мелодику нового рода, которая стала главенствующей в музыке XIX века.

      Как выше было сказано, сердцу Шуберта особенно были милы несколько тем, и эти темы проходят через все его работы. Явно видна его горячая любовь к природе, радость, которую он испытывал во время прогулок, сельских развлечений и занятий. Все это осталось в памяти его друзей и в его собственных записях и письмах. Тема любви встречается в его музыке весьма часто, хотя романтических привязанностей в короткой жизни Шуберта было не так уж много. Наконец, в полную противоположность этим темам, в произведениях Шуберта важное место занимает тема смерти. Он видел в смерти нечто неизбежное и не боялся её.

                 Из более чем 600 песен, оставленных нам Шубертом, почти половина были сочинены до того, как ему исполнилось 20 лет. В 1816 году друзья Шуберта издали первый сборник его песен. В него вошли 16 произведений на стихи Гёте(1749-1832). Лучшие их них – «Маргарита за прялкой»(1814) и «Лесной царь» (1815).

                       «Маргарита за прялкой» - настоящая драматическая сцена. Если в «Фаусте» Гёте песня Гретхен ( Маргариты) – вставной эпизод, то Шуберт вкладывает в неё тонкую психологическую характеристику героини. Песня Маргариты печальна, она раскрывает переживания девушки, покинутой любимым и глубоко страдающей. Тесна связь вокальной партии и сопровождения: вокальная партия – легко запоминаемая, исполненная чувств– по-шубертовски выразительна; в сопровождении – изобразительное начало: «кругообразное» звучание имитирует монотонное жужжание прялки.

Одной из наиболее драматичных песен  является «Лесной царь», написанная в 1815 году, когда композитору было всего 18 лет. На протяжении жизни Шуберта она оставалась его  самой популярной работой. Это произведение написано в жанре баллады. В ней три действующих лица: больной ребёнок, его отец и лесной царь. Первая и заключительная фраза принадлежат автору – рассказчику. Соединение реального и фантастического – типичная черта баллады. Действие разворачивается на фоне фортепианного сопровождения, в котором имитируется топот скачущего коня. Каждый персонаж имеет собственную интонационную характеристику: реальные образы – отец, сын и рассказчик – напряжённую, с элементами декламации; фантастический образ лесного царя имеет иную мелодику – его речь сладостно-манящая, с плавными окончаниями.

               В 1815 году Шуберт переложил на музыку одно из наиболее простых стихотворений Гёте. «Дикая роза»  – это маленькая драма, в которой мальчик срывает дикую розу. Цветок, не желая, чтобы его срывали, грозится уколоть паренька, говоря: «чтобы ты запомнил меня, потому что я не хочу пострадать от тебя». К несчастью предупреждение цветка не подействовало, и он был сорван. Написанная в стиле народной песни, «Дикая роза» сопровождается несложным фортепианным аккомпанементом, в трех строфах которого сосредотачивается все художественное мастерство Шуберта.

       Среди песен Шуберта, раскрывающих образы природы, известна и популярна «Форель» на слова немецкого поэта Христиана Шубарта(1739 – 1791) - светлая бытовая зарисовка, написанная в куплетно-вариационной форме. Подвижная, грациозная мелодия песни имеет танцевальный оттенок. Она звучит на фоне коротких, быстро скользящих вверх арпеджированных пассажей, напоминающих легкие всплески волн, излучающих солнечный свет. Песня  была написана в 1817 году, а в 1819 году мелодия этой песни попала  в шубертовский фортепианный квинтет с одноименным названием. В тот же 1817 год была написана песня «К музыке на стихи друга Шуберта  Франца фон Шобера. Поэт обращается словами песни к музыке, как к «своему утешению» и «дорогому Спасителю». Музыка песни сокровенна и серьёзна, и это эхом отзывается в словах: «О, музыка, земное зерцало Царствия Небесного». Не менее известны и любимы песни Шуберта «Серенада», «Баркарола», «Утренняя серенада». И в каждой из них, как и в «Форели», Шуберт воспроизводит образы природы.

          «Серенада» на слова Л.Рельштаба – песня лирического характера. Название её – от уличных серенад, которые исполнялись под окном любимой девушки, часто под аккомпанемент гитары или мандолины. В «Серенаде» Шуберта лирическая, мечтательная мелодия сочетается с характерным фортепианным сопровождением, напоминающим звучание гитары. Особую краску придаёт чередование минора и мажора – приём, часто встречающийся в произведениях Шуберта

           В 1815 году – год поражения Наполеона – несколько сочинений Шуберта были написаны с явно военным уклоном. Его вдохновили работы друга, поэта Теодора Кёрнера, погибшего в перестрелке с французами в 1813 году. Особенно трогательны песни «Утренняя звезда», « Песнь меча» и элегическая «Колыбельная». Подобно многим другим 18-летним венским юношам, которые пережили наполеоновские войны, Шуберт страдал от мысли о том, сколько человеческих жизней унесла война. Он обратился к поэзии шотландца Джеймса Макферсона (1736 – 1796), который писал от имени вымышленного гаэльского барда третьего века Оссиана. В песнях «Lied nach dem Falle Nathos», «Kolmas Klage», «Das Madchen von Inistore» Шуберт создал самые трогательные плачи по погибшим, которые когда-либо были написаны.

            В 1825 году Шубертом была написана музыка к спектаклю по произведению В. Скотта «Дева озера». Из этой музыки необыкновенной популярностью и любовью пользуется  «Песня Элен» III, получившая через некоторое время своё второе название – «Ave Maria».  Сколько любви, тепла, нежности слышится в каждом звуке этого произведения! Оно -  словно светящийся нимб над жизнью и творчеством Шуберта.



Предварительный просмотр:

ПЕСЕННЫЕ   ЦИКЛЫ

             Особое место в вокальной лирике Шуберта занимают песенные циклы. Такая форма обусловлена желанием автора показать разные моменты душевных переживаний одного человека. Циклы имеют характер дневника, исповеди героя, повествующего от первого лица. В литературе и поэзии конца XVIII – начала XIX века появляется целый ряд стихотворных циклов. Обычно такая форма высказывания автора носит характер автобиографичности. Первой работой, написанной в подобной форме, является цикл «К далёкой возлюбленной» Бетховена(1816 ). Вскоре за этим циклом последовали великие шубертовские циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь»(1827).

              Эти циклы – новая страница в истории вокальных жанров. Между циклами есть определённая связь: оба они написаны на стихи Вильгельма Мюллера(1794 – 1827)  и в обоих случаях действующее лицо в цикле скиталец, странник, ищущий любви и счастья, но обреченный на горе и одиночество. В «Прекрасной мельничихе» герой – юноша, в цикле «Зимний путь» - человек, у которого все в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания героя тесно связаны с жизнью природы: в первом – картины весенней природы, во втором – суровые зимние пейзажи. Так в циклах молодость отождествляется с цветущей весной, а душевная опустошённость, одиночество – с холодной зимней природой.

                В течение нескольких лет Шуберта привлекала идея сочинения цикла песен. Возможно, он увидел бетховенский цикл «К далекой возлюбленной», опубликованный в 1816 году, и это подсказало ему соответствующую мысль. В самом начале 1823 года Шуберту попался на глаза сборник стихотворений «Прекрасная мельничиха» молодого поэта Вильгельма Мюллера, который подобно Шуберту, трагически умер совсем молодым. Стихотворения Мюллера были автобиографичными и отражали его собственную безответную любовь к молодой поэтессе. Они были включены в коллекцию, которая имела странное название «Стихотворения из посмертных записок странствующего горниста». Шуберту стихотворения понравились, и он приступил к сочинению первой песни. Он работал над циклом с перерывами и закончил его в ноябре.

               Это сочинение Шуберт посвятил Карлу Фрайхерру фон Шёнштайну, певцу, с которым познакомился в 1818 году, работая учителем музыки в семействе Эстерхази. Шёнштайн стал преданным поклонником песен Шуберта и как певец завоевал особую популярность исполнением «Прекрасной мельничихи»

                 Мюллер не был великим поэтом, и Шуберт знал это. И тем не менее композитора тянуло к грубоватой красоте его поэзии. Перекладывая стихотворения на музыку, Шуберт не видел ничего плохого в том, чтобы вычеркнуть или добавить какое-нибудь слово. Он опустил три песни, равно как «Пролог» и «Эпилог». Поразительно красивая музыка Шуберта придает дилетантским стихам Мюллера новое звучание и смысл, превращая их в великолепное творение искусства. Поэт умер в 1827 году, за год до смерти Шуберта, так и не услышав цикл песен. Он, несомненно, был бы восхищен этой работой, ему очень нравилась идея переложения его стихотворений на музыку. В 1815 году Мюллер записал в своем дневнике почти пророческие слова: «Я не могу ни играть на музыкальных инструментах, ни петь, но когда я пишу стихи, я и играю и пою одновременно. Если бы я мог сам написать мотив, мои стихи доставили бы больше удовольствия, чем они доставляют сейчас. Но надеюсь, что найдется родственная душа, которая услышит мелодии в этих словах и подарит их мне»

              Цикл  «Прекрасная мельничиха» обрамлён двумя песнями: « В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразными вступлением и заключением. Между ними  - повествование юноши о неудачной любви к дочери мельника, которая предпочитает ему смелого охотника.

              Первая песня «В путь» - раскрывает мысли вступающего в жизнь молодого человека и имеет энергичный, бодрый характер. Её мелодия проста и близка народно-песенному творчеству.

              Цикл «Зимний путь» написан всего на четыре года позже «Прекрасной мельничихи», но по содержанию между ними – целая жизнь. Цикл состоит из 24 песен, тональность всего цикла мрачна и пессимистична, и тем не менее эти песни получили широкое признание как одно из высших достижений Шуберта. Здесь герой – одинокий скиталиц, отчаявшийся найти сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что почувствовал, что она предала его, уйти, потому что беден. В «Зимнем пути» нет развития сюжета, песни объединены здесь единой драматической темой, более сложное содержание цикла определяет и более сложный музыкальный язык: в мелодике много декламационных и речитативных оборотов; в гармонии более сложные аккорды; большинство песен – в минорном ладу. Продвигаясь вперёд по заснеженному и обледеневшему пути, он испытывает острую тоску, несбыточные надежды и отчаяние.

             Песня  «Шарманщик» - печальный итог цикла. Образ шарманщика – бездомного нищего бродяги – олицетворяет судьбу артиста, художника, самого Шуберта. Музыкальные приёмы здесь просты и лаконичны, но очень выразительны: выдержанная квинта в басу гармонии шарманки сковывает движение мелодии, безжизненной и заунывной. Подлинно драматический смысл песни – в последней авторской фразе: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть…»

           Последние песни Шуберта были собраны в сборник  венским издателем Тобиасом Хаслингером, который дал ему название «Лебединая песнь». Строго говоря, «Лебединая песнь» песенным циклом не является, поскольку не имеет общей темы, но обычно её рассматривают как цикл. 14 песен, вошедшие в сборник, были написаны в последний год жизни композитора и написаны на слова трёх поэтов – Людвига Рельштаба, Генриха Гейне и Иоганна Габриэля Зайдля. Песня «Голубиная почта» на слова Зайдля была последней песней Шуберта и по праву завершает вышеупомянутый цикл.



Предварительный просмотр:

ФОРТЕПИАННЫЕ     ПРОИЗВЕДЕНИЯ

        Шуберт  очень любил писать музыку для фортепиано. Он часто сначала играл друзьям свои произведения, и только потом записывал их. Благодаря Шуберту в романтической музыке прочно укоренился новый жанр – лирическая инструментальная миниатюра: экспромт, музыкальный момент, листок из альбома. Их отличают малые формы, импровизационная непосредственность, воплощение единого, лирического образа. Среди произведений Шуберта для фортепиано – большое количество танцевальных пьес: лендлеры, вальсы, экосезы; бесчисленные четырёхручные пьесы, предназначенные для домашнего музицирования; марши, увертюры, фантазии. Писал Шуберт сонаты (15 законченных и 6 неоконченных).

             Один из известных вальсов Шуберта – си минор – произведение технически несложное, с мягкой, легко запоминающейся мелодией. Последнее её проведение – в одноименном мажоре – звучит как мечта о прекрасном.

            «Музыкальный момент» фа минор – небольшая пьеса танцевального характера. Отрывистое сопровождение придает ему легкость, а форшлаги в мелодии – изящество и грациозность.

              «Экспромты для фортепиано» № 1 – 4, D 899

Шуберт сочинил два цикла экспромтов для фортепиано в 1827 году – в период расцвета своего гения, когда он создал ещё и знаменитый песенный цикл «Зимний путь», а также два больших трио для фортепиано. Экспромты были опубликованы Тобиасом Хаслингером, который и озаглавил эти пьесы. На титульном листе рукописи есть запись, сделанная рукой Хаслингера. Шуберт был во многом обязан своему издателю, который поддерживал композитора и энергично рекламировал его произведения по мере их выхода. «Экспромты» Шуберта – наиболее поэтические сочинения композитора для фортепиано, это самые вдохновенные страницы его фортепианного творчества. Этими миниатюрами было положено начало тому романтизму в области фортепианного искусства, который в дальнейшем будет развит Шуманом, Мендельсоном и особенно Шопеном. В эту новую, типично романтическую музыкальную форму Шуберт вдохнул глубокое и искреннее содержание. Он заставил фортепиано петь, мечтать и подражать природе. Каждый из Экспромтов выражает определённую авторскую идею, запечатлевает один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни композитора: это внезапно нахлынувшее чувство, мгновенно возникающее настроение. Экспромты Шуберта доступны для самого малоподготовленного слушателя ясностью своей лирики, изящной простотой исполнения.

             До-минорный экспромт №1 чем-то неуловимо напоминает балладу Шуберта «Лесной царь». Это моторное движение левой руки, изображающее скачку седока с умирающим младенцем на руках. Одноголосно изложенная грустная мелодия приводит в дальнейшем к более светлому настроению, а заключительные такты полны искренности и задушевности. Этот экспромт – предвестник грядущих фортепианных поэм композиторов-романтиков

            Легкая мелодия серебряного колокольчика для правой руки проходит через весь Экспромт №2, помеченный  Allegro. Левая рука играет простейший аккомпанемент, что отнюдь не затмевает блеск игры правой руки. Незаметно музыка переходит в минорную тональность, подводя нас вновь к предыдущему материалу. По окончании первой части единственный громкий аккорд вводит новую тему в минорной тональности. Бас напоминает о предшествующей мелодии. Сила звучания нарастает, характерные страстные tremolo воспроизводят уже знакомый материал, а искрометная кода завершает пьесу.

               Экспромт №3, Andante, бесспорно является одной из лучших фортепианных пьес Шуберта. Раздольная, медленная мелодия в течение всей пьесы контрастирует с теплым, плавным аккомпанементом. И хотя звуки то усиливаются, то слабеют, общая атмосфера пьесы, её спокойный характер, каждый раз возвращаются. Этот экспромт – широкая, величавая в своей простоте песнь с волнением и порывом в средней части – прообраз мендельсоновских «песен без слов»

                  Четвертая и последняя пьеса в этом первом цикле экспромтов, Allegretto, является, наверное, самой известной. Это форма скерцо, поскольку отдельные темы свободно сменяются и по-новому интерпретируются. В этом экспромте свобода и непосредственность изложения сочетается со стройностью трехчастной формы. Глубокая и страстная мелодия средней части контрастирует с трепетной легкой музыкой двух крайних частей. Эта форма получила распространение в фортепианной музыке композиторов-романтиков следующих поколений (в их числе и Мендельсон, и Шуман, и Вагнер, и Брамс), черпавших вдохновение из шубертовского наследия и развивших многие романтические черты творчества Шуберта.

                  Фантазия  До мажор «Скиталец»,D 760.

Осень 1822 года была особенно мрачным периодом в жизни Шуберта. У него  появились первые симптомы тяжелой болезни, которая в те времена была неизлечимой. Шуберт отбросил работу (он в это время сочинял Неоконченную симфонию) и сосредоточил свою творческую энергию на работе над широкомасштабной пьесой для фортепиано. Позднее она стала известна как фантазия «Скиталец». Это единственная истинно виртуозная сольная работа для фортепиано (композитор сам никогда не давал концерты фортепианной музыки, хотя и был опытным аккомпаниатором). Тематической базой для этой работы послужила мелодия из собственной песни Шуберта «Скиталец», сочиненной в 1816 году. Фантазия была опубликована в 1823 году. Её импровизаторский стиль очень понравился Листу, который переработал пьесу для оркестра и фортепиано и исполнил собственный вариант в 1851 году.



Предварительный просмотр:

ФРАНЦ   ШУБЕРТ

(1797-1828)

      Шуберт -  великий  австрийский композитор. Его творчество – первый этап в развитии нового направления, новой музыкальной эпохи – романтизма.

       Конец XVIII – начало XIX века были периодом жестокой реакции. После Французской революции всё передовое подвергалось гонению. Гражданская тематика, интерес к судьбам человечества – всё, что вдохновляло могучее творчество Бетховена, в условиях современной действительности оказалось отодвинутым на задний план. В содержании искусства, в характере художественных образов происходят глубокие изменения. В центре внимания романтиков – внутренний мир человека, сфера его душевных переживаний, сцены из его жизни, быта.

        Эпоха романтизма – это целый ряд художников, музыкантов, писателей и поэтов. Наиболее яркие представители романтизма в музыке – Шуберт, Вебер, Шопен, Мендельсон, Григ, Шуман, Лист, Вагнер.

          Жизнь Шуберта сложна и трагична. Дорогой ценой заплатил композитор за независимость и право жить для творчества: постоянная нужда и лишения, болезнь и разочарования, и, наконец, преждевременная смерть на тридцать первом году жизни, в расцвете творческих и духовных сил.

          Всего семнадцатью годами исчисляется творческая жизнь Шуберта, но как много музыки он написал! Более 600 песен, 9 симфоний, 20 фортепианных сонат, фортепианные миниатюры, камерное творчество – вот далеко не полный перечень его музыкального наследия.

         Чтобы раскрыть душевный мир, чувства простого человека, требовались иные формы и средства выразительности: переход от монументальных форм – к лаконичным; от «массовых» тем, выражающих настроение «героя и народа» - к непосредственным мелодиям жанрово – бытового происхождения. Поэтому, наверное, наиболее значимым жанром для Шуберта стала  песня. В ней  - вся творческая сущность Шуберта. Именно песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.

            Песенная основа проникает во все сферы творчества Шуберта: темы его инструментальных произведений – симфоний, сонат имеют песенную мелодику. Её источником является австрийская народная музыка с её лирической простотой и лёгкостью

           



Предварительный просмотр:

ШУБЕРТ   В  ТЕНИ    БЕТХОВЕНА

 Жестоким ударом судьбы было то, что Шуберту пришлось работать в Вене в то время, когда там жил и творил великий мастер Людвиг ван Бетховен.

           В 1819 году, через четыре года после битвы при Ватерлоо и конца наполеоновских войн, венский издатель музыкальных произведений Антон Диабелли написал простой мотив вальса и предложил почти 50 композиторам, жившим тогда в Австрийской империи, написать собственную вариацию на эту пьесу. Совместная работа должна была получить название «Патриотическая антология». Одним из композиторов, отозвавшихся на этот призыв , был Франц Шуберт.

           Бетховену также было предложено принять участие. Сначала он отверг мотив вальса, считая его недостойным своего внимания, но потом передумал и сочинил не одну, а целых 23 вариации. Эти монументальные Вариации были опубликованы отдельно и полностью затмили все остальные, включая и превосходную Вариацию до минор Шуберта.

           Эта история служит иллюстрацией того, как Шуберта затмевала личность великого Бетховена.

            Франц Петер Шуберт родился в 1797 году, когда Бетховену было уже 27 лет. К тому времени Бетховен уже завоевал себе имя в Вене, покинув свой родной Бонн тремя годами раньше. Детство и юность Шуберта как певчего, как студента, изучавшего музыку под руководством Антонио Сальери (который преподавал музыку также Бетховену и Листу), а также как нерадивого учителя музыки протекали на фоне появления многих великих работ Бетховена. Это симфонии – «Героическая», «Пятая» и «Пасторальная», Концерт для фортепиано с оркестром «Император», фортепианные сонаты – «Лунная», «Вальдштейн» и «Аппассионата».

             Шуберт, естественно, черпал вдохновение в работах Бетховена и находился под его влиянием. Однако жизнь в такой близости к нему угнетала Шуберта, препятствовала его творческому развитию. Шуберт не был готов конкурировать с великим мастером. В противоположность чрезвычайно самоуверенному Бетховену, он, случалось, чувствовал себя неловко и был очень скромным в оценке собственных сочинений. Вместе с тем, несмотря на отсутствие у Шуберта ряда необходимых светских качеств, вокруг него образовалась группа преданных друзей, которые регулярно собирались для исполнения его песен и инструментальных пьес. Эти счастливые события позднее стали называть Шубертиадами. Сохранившаяся до сих пор венская кофейная чашечка с портретом композитора, датируемая 1822 годом, – ещё одно свидетельство его популярности в городе.

               Однако как композитор Шуберт так и не вышел из тени Бетховена. «Я всё ещё надеюсь сочинить что-нибудь свое, - признавался он одному из друзей, - но кто способен сделать что-нибудь после Бетховена?»

       

 Неоконченные работы.

          Острым ощущением присутствия Бетховена и величием его свершений можно легко объяснить, почему Шуберт начинал так много сочинений и бросал их неоконченными, как в случае со знаменитой  Неоконченной симфонией си минор. Возможно, он чувствовал, что не может сочинять лучше Бетховена и приходил в отчаяние.

           Неизвестно, встречались ли когда-нибудь Бетховен и Шуберт. Проживая в небольшом городе, каким Вена была в то время, и вращаясь в одних музыкальных кругах, они должны были часто встречаться. Но сомнительно, чтобы Шуберт когда-либо осмелился представиться неприветливому, непредсказуемому и все более теряющему слух Бетховену.

            С другой стороны, со слов Антона Шиндлера, мы знаем, что Бетховену было известно о музыке Шуберта. Шиндлер был другом и биографом Бетховена, и в своих мемуарах он писал о том, что во время последней болезни Бетховена тому были показаны некоторые песни молодого человека. Песни, надо полагать, произвели на него большое впечатление, и он сказал: «По правде говоря, в этом Шуберте есть искра божия».

             Увы, слова похвалы, сказанные Бетховеном, уже не могли помочь Шуберту, они пришли слишком поздно. Бетховен умер 26 марта 1827 года. Несколько дней спустя Шуберт присоединился к многотысячной толпе людей,  пришедших проститься с великим человеком, и шел с процессией, неся факел. Самому ему оставалось жить немногим более года.

              В 1828 году, в последний год своей жизни, Шуберт сочинил некоторые из своих самых великих творений, включая Струнный квартет до мажор и цикл песен «Зимний путь». Однако, когда он скончался в ноябре 1828 года, мир музыки все еще продолжал восторгаться музыкальным наследием Бетховена.

             В результате многие из прекрасных работ Шуберта – некоторые из них годами пылились на полках издательской компании Антона Диабелли – оставались без внимания, не исполнялись и не публиковались еще многие годы

            В соответствии с пожеланиями Шуберта его похоронили поблизости от могилы Бетховена. Это было достойное место для композитора, в котором мир позже увидел музыкального гиганта.  



Предварительный просмотр:

ШУБЕРТ  В КРУГУ ДРУЗЕЙ   И ПОЧИТАТЕЛЕЙ

Шуберт не отличался хорошими манерами, однако всю свою короткую

    жизнь пользовался любовью и преданностью тех, кто его окружал.

          Одной из причин, побуждавших людей тянуться к Шуберту, был его выдающийся музыкальный талант. С другой стороны, в сугубо житейском плане Шуберта отличали душевная теплота и дружелюбие. Семью Шуберта нельзя назвать зажиточной, однако его скромное происхождение не помешало ему быстро обрести широкий круг высокообразованных знакомых, которые зачастую были старше его по возрасту.

            Заведение подобных знакомств удавалось композитору потому, что он жил в то время, когда классовые различия в Германии и Австрии начинали рушиться. Появлялся новый средний класс, и о людях больше судили по их личным достоинствам, нежели по их социальному происхождению. Молодой Шуберт, благодаря своим рано развившимся музыкальным способностям, привлекал внимание любителей искусств, большинство которых были представителями зарождавшегося зажиточного среднего класса.

            Одним из первых среди друзей, оставшихся верными ему в течение всей жизни, был Йозеф фон Шпаун. Этот страстный музыкант-любитель, с которым Шуберт познакомился ещё в колледже, поощрял успехи на музыкальном поприще своего младшего однокашника, водил его в оперу, организовывал концерты его первых работ.

             Через Шпауна Шуберт вскоре обретает более широкий круг знакомств среди любителей искусств. Эти высокообразованные и талантливые молодые люди были сливками венской либеральной интеллигенции. Некоторые из них стали в дальнейшем выдающимися художниками, писателями, поэтами. Вдохновляемый их энтузиазмом, Шуберт много читал и вскоре полностью посвятил себя карьере музыканта.

             Одним из первых друзей Шуберта был также поэт Иоганн Майрхофер. Шуберт познакомился с ним в 1814 году, а позднее они вместе снимали жилье. Хотя Майрхофер был человеком унылым и малообщительным, его лирические стихи подвигнули Шуберта на сочинение его наиболее известных песен, и оба молодых человека оставались преданными друзьями большую часть короткой жизни Шуберта

             Другими близкими друзьями в юные годы Шуберта были братья Хюттенбреннер, Ансельм и Йозеф, а самым любимым другом Шуберта стал Франц фон Шобер. Некоторые друзья Шуберта неодобрительно относились к беспорядочному образу жизни Шобера, но его живая натура нравилась Шуберту. Часто неразлучные молодые люди называли себя «Шоберт». Благодаря Шоберу Шуберт начал посещать литературные вечера и бывать в частных домах на других мероприятиях, посвященных искусству.

            В конце 1816 года Шуберт покидает родной дом и поселяется в великолепных апартаментах в доме богатой матери Шобера. Здесь у него было больше возможностей заниматься сочинением музыкальных произведений. Шобер организовал в этом доме встречу Шуберта с известным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем. Несмотря на то что довольно высокомерный тон певца и нервозность Шуберта внесли в их первую встречу определенную неловкость, Фогль быстро распознал гениальность Шуберта. Вскоре он уже стал одним из его наиболее преданных друзей и покровителей, исполнявшим его песни на многочисленных концертах в Вене.

         Счастливая интерлюдия

            Особенно счастливым периодом в жизни Шуберта стал отдых летом 1819 года. Это время он провел с Фоглем в родном городе певца Штейре, расположенном в живописном уголке в 145 километрах к западу от Вены. Это были первые из серии «каникул», дающих отдохновение и простор для творческой работы, которые они проводили вместе. Однажды  Фогль добавил украшения к новой песне Шуберта и транспонировал её под свой голос. Получив копию, Шуберт воскликнул: «Хорошая песня. Так чья же она теперь?»

           К 1821 году художник  Леопольд Купельвизер и еще один талантливый певец барон фон Шёнштайн становятся близкими друзьями Шуберта. Каждый раз, когда в его круг входил новый человек, Шуберт имел привычку спрашивать: « А что он может делать?»  (по-немецки – Kann er was?), так что одним из прозвищ композитора стало «Каневас». Сам Шуберт платил друзьям за их преданность тем, что сочинял песни (зачастую на их стихи) и инструментальные пьесы, которые те могли исполнять на импровизированных литературно-музыкальных концертах, которые впоследствии стали известны как «шубертиады».

         

           Тяжелая болезнь

 Тяжелая болезнь Шуберта в течение 1822-1823 годов стала поворотным пунктом в его связях. Он стал очень резким, раздражительным. Вместе с тем, легко понять, что приступы боли повлияли на его темперамент, сделали его более замкнутым. Тем не менее, к лету 1823 года он вновь сблизился с такими людьми, как Шпаун, Майрхофер и Фогль, отдыхая вместе с ними в Линце и Штейре.

           После 1824 года первоначальный круг знакомых начал распадаться по мере того, как друзья покидали Вену, уезжали в путешествия, делали карьеру, женились. Одновременно с этим  вместо старых друзей начали появляться новые. Среди них фигурирует молодой художник красавец Мориц фон Швинд, с которым  Шуберт познакомился в 1821 году.

          Острый ум Швинда, его девиз: «Каждый должен получить свою ежедневную долю музыки» очень импонировали Шуберту. Швинд стал выдающимся художником, собрание рисунков и портретов которого является наиболее ценным отображением жизни Шуберта и круга его друзей.

        Писатель и переводчик Эдуард фон Бауэрнфельд также близко сошелся с Шубертом, работая с ним, как это делал до этого Шобер, над замыслом оперы. Дневник Бауэрнфельда стал еще одним полезным источником сведений об окружении Шуберта. В одной из записей он называет Шуберта «совершенным гибридом идеалиста с реалистом».

        К 1827 году здоровье Шуберта опять начало ухудшаться. Хотя он продолжал встречаться со своими старыми друзьями, некоторые из них страдали из-за отсутствия с его стороны должного внимания. В августе Бауэрнфельд делает в своем дневнике такую грустную запись: «Что с нами со всеми будет? Будем ли мы держаться вместе?»

       В течение короткого периода в начале 1828 года старый круг знакомых Шуберта вновь собрался в Вене, где Шобер возобновил вечера чтения. В марте друзья и почитатели помогли Шуберту организовать концерт – первое крупное публичное выступление, полностью посвященное работам композитора.

        Это вдохновляющее событие, тем не менее, не остановило развития болезни. В ноябре, когда Шуберт, будучи прикованным к постели, находился в доме своего брата Фердинанда. Шпаун и Бауэрнфельд оказались последними из его ближайших друзей, кто застал его в живых. Ему не было тогда и 32 лет.

         Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

                       Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

                        Но ещё более прекрасные надежды.

          Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.



Предварительный просмотр:

ШУБЕРТ.

ЛЮБИМЫЙ   И БЕССМЕРТНЫЙ

              Шуберт умер в нищете, хотя его имя уже было хорошо известно в музыкальных кругах Вены. Более широкое признание пришло позже. Сейчас Шуберт является одним из наиболее популярных композиторов в мире.

            Похороны Франца Шуберта в 1828 году прошли в полном соответствии с ритуалом римско-католической церкви. Композитор был похоронен рядом со своим кумиром Людвигом ван Бетховеном. Однако, в отличие от Бетховена, которого пришли проводить в последний путь множество людей, оплакивавших смерть признанного всеми гения, с Шубертом прощалась лишь небольшая группа преданных друзей.

            Произведения Шуберта за пределами его родной Австрии были малоизвестны. Его популярность ограничивалась семьёй, узким кругом друзей и небольшими заметками в музыкальной прессе тех дней. А начиналось всё совершенно иначе. Сведения о времени, проведённым им в школе, свидетельствуют о том, что молодой Франц был способным учеником, легко освоившим игру на органе, пение и гармонию. В колледже, готовясь стать учителем в школе отца, он был первой скрипкой оркестра. Считалось. Что на Франца можно положиться, и когда преподаватель музыки отлучался, ему доверяли дирижировать оркестром.

            Свою первую мессу он сочинил за несколько недель – с 17 мая по 22 июля 1814 года – будучи 16-летним юношей. Когда она была впервые исполнена, а это произошло в октябре, публика восприняла её как гениальное произведение. Казалось, что Шуберт вступил на стезю, которая приведёт его к известности.

              В следующим году он создал больше сочинений. Чем в любой другой год своей жизни. Только 25 августа он сочинил девять песен. Его песня «Лесной царь», сочинение которой было завершено осенью 1815 года и которая была опубликована в 1821 году, завоевала такую популярность, что слава композитора впервые вышла за пределы города. Для современников маэстро и для многих последующих поколений она стала самой лучшей из его песен.

           Известность пришла к Шуберту, когда он ещё работал в школе своего отца и, следовательно, находился под его защитой. Сочинение музыки не было для него основным занятием. Тем не менее он всё время лелеял мечту начать зарабатывать на жизнь музыкой и заявить о себе всем ценителям музыки.

          Первая попытка провалилась. В апреле 1816 года ему отказали в месте учителя в школе подготовки учителей музыки в Лайбахе (ныне Любляна). Потом прославленный немецкий поэт Гёте вернул Шуберту все его песни, посчитав их недостойными своего внимания. Совершенно иначе Гёте отнесся к композитору, когда в 1830 году услышал его «Лесного царя». Это случилось через два года после смерти Шуберта и утешением для композитора, получившего отказ, когда ему еще не было и 20 лет, служить уже не могло. Болезненный удар молодому человеку, который мало верил в свои силы из-за своих физических данных (он был невысокого роста, отличался излишней полнотой и носил толстые очки) был уже нанесен. Музыка, считал он, - это единственный способ завоевать уважение публики.

            1817 год открыл для композитора более широкие перспективы. Шуберт знакомится с Иоганном Микаэлем Фоглем, бывшим оперным певцом, чей превосходный баритон принес славу песням Шуберта еще при жизни композитора. Шуберт, зачастую в сопровождении Фогля, становится любимцем музыкальных салонов, небольших музыкальных собраний, посещаемых в основном друзьями и членами семьи.

           В 1817 году Шуберт отважился на выступление в небольшом концертном зале со Второй итальянской увертюрой до мажор. Вскоре он стал получать восторженные газетные отзывы из таких отдаленных мест, как Дрезден и Берлин. Однако энтузиазм его слушателей не распространялся на бизнесменов-издателей нот, которые не желали издавать его работы. В музыкальном мире в то время сиял гений Бетховена, и его репутация была настолько высока, что лучик света, исходивший от Шуберта, терялся в этом блеске. Ключом к публикации его произведений стала известность Шуберта как исполнителя, а не как композитора. Но и в этом случае Шуберт не смог завоевать громкой славы. Им могли восторгаться в салоне, но он был почти неизвестен на сценах концертных залов.

          Для издания его трудов несколько друзей организовали подписку для сбора необходимых средств. Это мероприятие оказалось настолько успешным, что в 1822 году Шуберт начал довольно хорошо зарабатывать, продавая свои песни издательской компании «Каппи и Диабелли». Тем временем его работы продолжали пылиться разбросанными в беспорядке на письменном столе и фортепиано.

          После смерти Шуберта его глубоко скорбящий брат Фердинанд преисполнился решимости издать эти работы и продал Диабелли некоторые из них уже через десять дней после похорон. В течение последующих 22 лет песни были изданы в 50 выпусках, но инструментальные работы пролежали у Диабелли на полках до 1853 года. Некоторые из работ Шуберта перешли в собственность его друга, композитора Ансельма Хюттенбреннера, в том числе наиболее известная Неоконченная симфония.

            Фердинанд тоже долго придерживал у себя симфонии, оперы и мессы брата. В 1838 году немецкий композитор Роберт Шуман, побывав у него, обнаружил, копаясь в куче старых рукописей, то, чему впоследствии предстояло стать Большой симфонией до мажор №9. Шуман в значительной мере переработал ее и отправил Феликсу Мендельсону, который дирижировал оркестром на ее первом публичном представлении в Лейпциге в 1839 году. Симфонию приняли с восторгом, но в течение долгого времени оркестры отказывались исполнять ее из-за того, что музыка казалась им слишком сложной.

               Оперы Шуберта поначалу остались незамеченными. Но к 1860-м годам как любители музыки, так и музыкальные критики должны были признать, что Шуберт – это такая музыкальная сила, с которой нельзя не считаться.

                Были у Шуберта и поклонники его таланта. Один из них, Николаус Думба, уговорил знаменитое Лейпцигское издательство «Брайткопф и Гертель» опубликовать полное собрание сочинений Шуберта. Впервые в печатном виде появились оперы, ранние симфонии и свыше 200 песен.

                Вместе с тем лишь с появлением в 20 годах 20 века широковещательных радиостанций работы Шуберта обрели достойную аудиторию. К середине 20 века мир начал осознавать, что Шуберт был не просто бледной тенью Бетховена, но бессмертным гением.

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка в 11 классе по теме «Музыка. Песенный король – Франц Шуберт»

    Данная методическая разработка урока ставит целью расширить страноведческий кругозор учащихся по теме: "Музыка", познакомить с биографией и музыкой австрийского композитора Франца...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Презентация на тему:" Старинной песни мир" Урок в 6 классе Песни Франца Шуберта

Презентация включает в себя биографические факты австрийского композитора Ф.Шуберта и его портреты....

Презентация к уроку музыки "Франц Шуберт"

Презентация на тему "Франц Шуберт" предназначена для уроков по музыке в 6-7 классах. В презентации 11 слайдов. Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме....

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс...

Фрагмент урока музыки. Беседа с детьми: Франц Шуберт «Аве, Мария».

Беседа на уроке с произведениями искусства Франц Шуберт "Аве Мария" и картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна"...

Франц Шуберт, презентация к уроку "Лесной царь"

laquo;Лесной царь» — произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к образам фантастическим, к сюжетам, где реальное подчас неотделимо от вымышленного....