Кратко о композиторах
учебно-методический материал по музыке на тему

Гаврилова Валентина Юрьевна

Творческие облики композиторов-классиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bah.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon glinka.doc22 КБ
Microsoft Office document icon prokofev.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon chaykovskiy.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon shnitke.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon shostakovich.doc22.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИОГАНН  СЕБАСТЬЯН  БАХ

(1685 – 1750)

        Бах -  великий немецкий композитор и органист. Творчество И. С. Баха, музыканта – универсала, охватывает все существующие в его эпоху жанры (кроме оперы) и обобщает достижения музыкального искусства нескольких веков. Органная, клавирная и вокальная музыка – три основных области его творчества. Ведущий жанр в творчестве Баха – духовная кантата; его мессы стали кульминацией в многовековой истории этого жанра. По – новому Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры: токкату, фантазию, пассакалью.

        Исполнитель – виртуоз, Бах создал обширный репертуар для клавира. Среди клавирных произведений важнейшее место занимают «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги». Шесть Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов явились важным этапом на пути к классической симфонии. Большинству произведений Баха присущ полифонический склад.

          Творчество Баха воплощает лучшие идеалы эпохи Возрождения. Человек, его дела, мысли и чувства более всего интересуют Баха. Он воспевает благородство, доброту, гуманность.



Предварительный просмотр:

М.И. ГЛИНКА

(1804 – 1857)

          Подобно тому как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Михаил Иванович Глинка стал основоположником русской классической музыки.

            Подъём патриотических чувств и национального самосознания, происшедший в русском обществе после победы над Наполеоном, сыграл огромную роль в формировании Глинки как гражданина и художника. Произведения Глинки определили общественно – национальное и мировое значение русской музыкальной культуры.

             Общение с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, В.Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. Неудивительно, что народ стал главным героем творчества Глинки, а народная песня – основой его музыки.

             В творчестве Глинки представлены почти все музыкальные жанры. Среди симфонических произведений наиболее значительными являются – фантазия «Камаринская», испанские увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», «Вальс – фантазия». Жемчужинами русской вокальной лирики являются романсы «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Однако в центре музыкального наследия Глинки  - его 2 новаторские оперы – «Иван Сусанин»  и «Руслан и Людмила».

 



Предварительный просмотр:

С.С. ПРОКОФЬЕВ

(1891 – 1953)

           Сергей Сергеевич Прокофьев  - классик советской музыки, композитор, прошедший сложный творческий путь. Формирование его личности происходило в период первой мировой войны и революции. В эти годы в искусстве появилось много различных течений, некоторые из которых нашли выражение в творчестве Прокофьева:

  • КОНСТРУКТИВИЗМ (Вторая симфония, балет «Стальной скок»
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ (опера «Огненный ангел», отчасти опера  «Игрок»
  • ИМПРЕССИОНИЗМ («Мимолётности», ранние пьесы для фортепиано).

      Вместе с тем, ясно прослеживаются связи с музыкальными традициями по двум направлениям.

                  1. РУССКАЯ КЛАССИКА   (М. Глинка, М.Мусоргский, А Бородин):

          *     героико-патриотическая тема, тема Родины  (оперы «Война и мир», «Семён Котко», «Повесть  о настоящем человеке»)

          *     образы русской сказочности (балеты «Сказ о каменном цветке», «Сказка про шута…», «Сказки старой бабушки», некоторые

                  эпизоды симфоний, концертов);

  • психологическая глубина лирических образов

2. Определённое ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ  ВЕНСКОГО  КЛАССИЦИЗМА:

         *      использование четырёхчастного симфонического цикла, жанров сонаты, концерта;

         *       как элемент стилизации – использование старинных танцев (вальс, гавот, менуэт).

            Разнообразны содержание и драматургия сочинений композитора: исторические и современные темы, героика и  эпос, лирика и юмор. Выделяют три наиболее яркие образные сферы в его творчестве:

  • жизненной энергии
  • разноплановой лирики;
  • воплощение зла, жестокого начала («Сарказмы», тема вражды из балета  «Ромео и Джульетта» и другие).

 Прокофьев – мастер миниатюры, точных портретных характеристик. Он же художник монументального плана, который создал:

  • 8 опер («Обручение в монастыре»), «Любовь к трём апельсинам»), «Война и мир») и другие);
  • 7 балетов («Золушка», «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке» и другие);
  • 7 симфоний
  • кантаты, оратории, хоры, поэмы;
  • сочинения в различных  жанрах фортепианной музыки (в том числе 9 сонат)
  • музыку для детей(симфоническая сказка «Петя и волк», «Гадкий утёнок», «Детская музыка» и др.)
  • музыку к кинофильмам(«Александр Невский», «Иван Грозный» и др.).

          Прокофьев известен не только как композитор – новатор, создавший свой, глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств, но и как талантливый пианист, дирижёр. Он оказал огромное влияние не только на советских композиторов более позднего поколения, но и на развитие всей мировой музыкальной культуры XX века.



Предварительный просмотр:

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

(1840 – 1893)

           Музыка Петра Ильича Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков – продолжателей традиций Глинки и Даргомыжского.

           Центральная тема творчества, в которой композитору удалось подняться до подлинно трагедийных высот – борьба человека за право на счастье.

           Вместе с тем, содержание музыки Чайковского можно назвать универсальным. Его увлекали  шедевры Данте и Шекспира, Пушкина и Байрона, Гоголя и Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского восприятия мира.

             Выделяются три основные линии, определяющие содержание его творчества:

  • личность
  • рок, судьба
  • мечта

      В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры. Им написаны:

               *   10 опер («Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Иоланта» и др.);

               *    3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»);

               *    6 симфоний и программная симфония «Манфред»

               *  одночастные симфонические произведения (увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини»;

               *     3 концерта для фортепиано с оркестром;

               *      свыше 100 фортепианных пьес, в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»

               *     100 романсов

               * духовная и хоровая музыка (« Литургия»,   «Всенощная»;  кантата «Москва», хоры «Ночевала тучка золотая», «Соловушка» и др.).

                 Творчество Чайковского получило всемирное признание и славу ещё при его жизни: он был избран членом – корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почетным доктором Кембриджского университета(1893). Искусство композитора оказало благотворное воздействие на музыкальную культуру конца XIX – начала XX веков. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Москве. С 1958 года в столице России проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.



Предварительный просмотр:

А.Г. ШНИТКЕ

(1934 – 1998)

     Альфред Гариевич Шнитке –один из выдающихся композиторов второй половины XX  века. Его музыка  - это сложный , трагический мир. Она отражает наше время, противоречивое, дисгармоничное.

      Основными жанрами в творчестве Шнитке являются симфонические и камерные инструментальные произведения: симфонии, концерты для различных инструментов, пьесы для оркестра, кончерто – гроссо, фортепианный квинтет, квартеты, струнное трио.Есть у него сценические произведения – балеты «Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт», хоровая и камерная вокаль ная музыка. Шнитке  писал музыку для театра, кино. Она звучит в кинофильмах «Экипаж», «Маленькие т рагедии», «Белый пудель», «Агония», в мутфильмах.(всего  в 30-и к/ф ). Для музхыкального стиля характерны приёмы  полистилистики   и  коллажа.

        В 80 – 90 –е годы к композитору приходит всемирное признание. Он удостоен почетных званий члена – корреспондента Академий искусств в германии, Швеции, его произведения исполняют крупнейшие музыканты – Г. Рожденственский, Ю. Башмет, М. Ростропович.

          Последние годы  Шнитке жил в Гамбурге, где и скончался. Он оставил потомкам великую музыку.

           



Предварительный просмотр:

Д.Д.ШОСТАКОВИЧ

(1906 – 1975)

              Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из крупнейших композиторов XX века. Его творчество в ряду вершин  мирового музыкального искусства. В своих произведениях композитор обращался к темам и образам большой значимости, отображал важнейшие стороны современной эпохи. В числе основных также философская тема: становление личности, внутренний мир человека.

                  В музыке Шостаковича сочетаются эпическая широта и психологическая углублённость, могучий пафос и тончайшая лирика; ряд его произведений раскрывает глобальные конфликты современности, тему войны и мира. Образам зла, агрессии композитор противопоставляет торжество света над мраком, идеи гуманизма(традиции бетховенского симфонизма).

                  Жанровый диапазон творчества Шостаковича очень велик. Он автор:

  • 15 симфоний
  • 15 струнных квартетов
  • Крупных вокальных форм(оратория, кантата, хоровой цикл)
  • Музыкально – сценических произведений(опера – «Нос», «Катерина Измайлова», балет – «Болт», оперетта)
  • Музыка к кинофильмам  «(«Человек с ружьём», «Гамлет») и театральным постановкам.

           Тем не менее центральное место в творчестве отдано симфоническим жанрам. Музыкальное развитие в них многообразно, отличается остротой конфликтов и контрастов. Художник – новатор, Шостакович развил традиции М.П. Мусоргского, И.С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой, глубоко самобытный стиль. Мастерски пользовался полифоническими приёмами как средством тематического развития. Огромное выразительное значение в его произведениях имеют оркестровые тембры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...

КРАТКИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ (КРАТКИЙ ОТБОРОЧНЫЙ ТЕСТ, ТЕСТ КОТ В.Н.БУЗИНА, Э.Ф.ВАНДЕРЛИКА)

Определение интегрального показателя общих способностей....