Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Разумова Надежда Ильинична

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд1

"Реализация технологии системно-деятельностного подхода

                                    на уроках музыки"

Выступление на метод.объединении учителя музыки Разумовой Н.И.

Слайд1

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми. Уроки музыки дают возможность  раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Системно- деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального, основного и среднего общего образования. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

 Слайд 2

Система дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

 2) Принцип непрерывности.

 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

 4) Принцип минимакса – школа должна предложить возможность освоения  образования на максимальном уровне.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы.

 6) Принцип вариативности –способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

      Основа деятельностного подхода к обучению составляет: усвоение содержания, обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной активной деятельности.                                                     Современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи: помогаю накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; - осуществляю личностно-ориентированную направленность; - помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность; - побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

 Слайд 2

При системно - деятельностном подходе в обучении рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки – сказки, уроки- выставки

 Первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное.

 «Письмо"- напишите письмо композитору, автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.

 «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной музыке.

 

 Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку.

 «Нарисуй музыку» - представить, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразить красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

 «Цветная гамма» - после прослушивания и исполнения музыки подобрать и составить из красок цветовую гамму-колорит. Нарисовать этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.

«Я - поэт» - подобрать или сочинить самим небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

 «Я – композитор» -  сочинить музыку к предложенным рисункам. Подобрать из изученных.

При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делиться более глубокими внутренними переживаниями.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивает умственную гибкость учащихся, их поисковую активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяют активно развивать ассоциативное мышление. В него  включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

 1.«В гостях у сказки» -  задание выполняется группами учащихся. Сочинить сказку к музыке. Придумать главного героя, название сказки, последовательность событий. 

2. «Музыкальный театр» -  задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразить персонажей музыкального произведения.

3. «Я - артист» - Послушать музыкальную пьесу. Продумать костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразить персонажей.

Слайд 4

    Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.Подготовка презентаций, проектов, исследовательских работ.

 Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

-проведение урока с мультимедиа выступлением.

-подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания. 

Такая форма организации работы позволяет в осуществлять индивидуальный подход к обучению.

 Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: - систематичность и последовательность;

Включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую атмосферу на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

 Слайд 5

Учебная ситуация - предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Этапы в развитии учебной ситуации:

1. Мотивационный этап или вызов.

 2. Организационный этап - осмысление учебных задач или актуализация знаний.

3. Основной этап - открытие новых знаний.

4. Результативный этап или рефлексия - сравнение предполагаемой оценки с реальной.

Слайд 6

 «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума»              (В.А.Сухомлинский.)

Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке. Можно стать настоящим исполнителем (игра на детских музыкальных инструментах без специальной подготовки), из «зерна-интонации» создать свою собственную мелодию (стать композитором), слушая музыку, нарисовать самые разные картины (попробовать себя в роли художника), ощутить себя в роли актера, и даже потанцевать на физкультминутке.

 

Слайд 7

1 этап урока – Мотивация. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. Музыкальное приветствие сразу организует творческий процесс. Распевание, вокально-хоровые упражнения и упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции воспринимаются ребятами не только как упражнения, но и как увлекательная игра, во время которой мы фантазируем, воображаем, перевоплощаемся в различных героев в зависимости от сценария урока. Используя сигнальные карточки или карточки-настроения на уроке, мы наполняем весь класс яркими красками. Позитивное отношение к происходящему поддерживается общим настроением учащихся.

На музыкальных уроках в качестве мотивации может служить само музыкальное произведение – классическая музыка, которую дети слышат по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах или в сопровождении сюжета документального фильма. Восприняв знакомое произведение на уроке, в новых условиях, они начинают переживать по-новому, анализируя в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы, меняют свое отношение к нему. Важным стимулом к размышлению могут служить и современные песни, например: песни о России, о защитниках Родины, авторская или обработка народной песни, в тексте которых поднимаются очень важные проблемы современности. В качестве мотивации могут быть представлены картины, стихи, презентации. Яркое впечатление на учеников производят видеофрагменты, которые используются на уроке.

 2 этап урока. Актуализация знаний- повторение изученного ранее материала. На этом же этапе формируется проблема и проблемная ситуация. Например, музыка и беседа о ней, обсуждение видеофрагментов. Детям предлагается решить музыкальный кроссворд, ключевое слово которого выводит на размышления о проблеме данного урока. Еще несколько примеров введения в проблему урока. Это могут быть тесты и задания.

Например, подобрать ряд музыкальных произведений для оформления афиши на определенную тему; сочинить мелодию к предложенным стихам; используя дидактический материал, составить схему и дать характеристику прозвучавшей музыке и т.д.

Игра «Согласен - не согласен», в процессе которой детям предлагаются верные и неверные сведения о музыке, композиторе, музыкальном произведении и т.д.

 «Третий лишний» - убрать из списка лишний инструмент, неверный термин, лишнее музыкальное понятие. Учащимся предлагаются музыкальные загадки, викторины из музыкальных фрагментов. Составить послание от имени композиторов прошлого для будущих поколений.

 3 этап урока. Основная часть урока – открытие новых знаний. Главная задача педагога на данном этапе – организовать работу по изучению нового материала. На этом этапе учащиеся слушают, изображают, проектируют, интонируют, импровизируют. Так, изучая тему природы в музыке, используя методы пластического интонирования.

Возможна организация мини-проекта.

На этом этапе проводится основная вокальная работа. Каждый класс – особенный хор, не похожий ни на какие другие. Поэтому вокально-хоровая практика организовывается с учетом особенностей каждого конкретного коллектива. Важным фактором является атмосфера соревновательности. Проведение уроков в игровой форме или в форме известного шоу (например, «Угадай мелодию»), КВН и др. создает множество ситуаций для состязательности в выдумке, в сноровке, в художественно-эстетическом творчестве.

4 этап урока. - Рефлексия. Рефлексия настроения и эмоционального состояния . На начальном этапе важно установить эмоциональный контакт с группой, в конце деятельности - выявить эмоциональное состояние, степени удовлетворенности работой обучающихся. Применяются карточки лиц-настроений, цветовое изображение настроения. Предлагается закончить фразу: Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Моё настроение…

Рефлексия деятельности. Главная задача – осмысление обучающимися способов и приемов работы с учебным материалом, учебным проектом, поиска наиболее рациональных действий, ведущих к усвоению материала. Для того чтобы оценить активность каждого на разных этапах урока используется прием «лестницы успеха». Рефлексия содержания проводится на этапе изучения нового учебного материала. Прием незаконченного предложения, синквейна, подбора афоризма,

рефлексия достижения цели (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…).

Включение учебной ситуации в структуру урока музыки способствует развитию творчества и познавательного интереса учащихся, при этом значительно повышается музыкальная культура и духовно-нравственная культура обучающихся в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Системно – деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках  реализации ФГОС...