Урок музыки в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки и технологии нацелен на создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми весенними праздниками России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx19.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки и технологии в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

Цель: создать условия для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми праздниками весны в России, научиться своими руками оформлять изделия для народного праздника.

Задачи:

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства (декоративно-прикладное, живописное) и технической деятельностью.

Метапредметные:

регулятивные:1. выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, мастер-класса; ставят и выполняют цель;

 2. формулируют и удерживают учебную задачу;

познавательные: 1.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

2. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: 1.проявляют активность во взаимодействии петь хором, работать в паре, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Предметные: понимают термины «обрядовая музыка», «народная музыка», «партитура», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения, уметь работать с эластичными материалами, трафаретами и природным материалом.

 Ход урока.

1.Приветствие.

Учитель: Сегодняшний урок хочется начать со слов  культуролога, искусствоведа, академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачева (эти же слова на первом слайде презентации):

 «Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, так как                

искусство учит любить мир.» ( Д. Лихачёв).

А сейчас вы увидите видеоряд из картин русских художников и фотографий и услышите музыку, которую исполнит Большаков Николай. После просмотра ответьте, пожалуйста на вопросы (на слайде):

  1. Какое настроение у вас создалось от этой музыки?
  2. Если бы вы были художниками, какую картину бы вы нарисовали к этой музыке?
  3. Если бы вы были композиторами, то о чем бы была ваша песня?

2. Показ презентации с изображением сцен народных праздников на картинах художников, тексты стихов о праздниках или отрывки из них. Во время презентации ученик исполняет на балалайке песню "Коробушка" (русская народная песня на слова начала поэмы Николая Некрасова "Коробейники".)

Учитель: Ребята, сейчас вы увидели картины русских художников перед вами вопросы, на которые я прошу вас ответить (на слайде). Исходя из заданных вопросов и ваших ответов, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Определите тему нашего урока.

Ответы детей и выход на тему урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

Запись в тетрадь.

3.Постановка цели.

Учитель: А нужно ли нам вспоминать и знать традиции своего народа, чтить их?

Ответы детей.

4.Самостоятельное изучение материала.

Учитель: За окном весна и в это время на Руси издавна отмечают разные праздники. Перед вами на столах листы с информацией о разных весенних праздниках. Сейчас вы совместно с соседом по парте прочитаете материал и заполните предложенную вам таблицу. Пожалуйста, приступайте.

(После выполнения задания) А сейчас проверьте себя сами - перед вами на экране правильный вариант заполнения таблицы и критерии выставления оценки. (Все заполнено – 5

Не заполнено от 1 до 4 граф таблицы – 4

Не заполнено больше 4 граф -3)

Подпишите ваши листки.

Учитель: Вы видите, ребята, на праздники было принято не только выполнять какие-либо ритуальные действия, но и исполнять песни.

5.Вокально-хоровая и исполнительская деятельность.

Учитель: Давайте вспомним - какую песню, связанную с народными праздничными обрядами мы с вами недавно разучили? (О Масленице).

Конечно. Но сегодня мы не просто её споем, а еще и украсим звучанием ударных музыкальных инструментов - классных и изготовленных нашими мальчиками на уроках технологии. Что это за инструмент?

Рассказ об инструменте учеником класса.

Учитель: Давайте вспомним, для чего инструменты сопровождают пение? – выберите ответы из предложенных вариантов (организует ритм, темп, раскрашивает тембрами, позволяет сделать акценты, чтобы было громче, чтобы напугать зиму).

Показ ритмической партитуры, напоминание о порядке исполнения по ней, исполнение песни стоя, с движением (физкультминутка).

5.Практическая работа по технологии.

Учитель: Не только в народе поют о весне и праздниках.

Многие русские и зарубежные композиторы создавали образ весны в своих произведениях. Это и Н. А. Римский- Корсаков в опере «Снегурочка», М. И. Глинка романс « Жаворонок», русский композитор С. В. Рахманинов в романсе « Весенние воды». И сейчас, выполняя следующее задание, вы будете слышать музыку не народную, а композиторскую.

Практическая самостоятельная работа в малых группах (создание птиц из пластилина и украшений, декорирование коробочек) под музыку русских композиторов.

6. Взаимоконтроль - оцените работу друг друга по следующим критериям:

аккуратность, законченность, эстетическая привлекательность.

7. Дифференцированное домашнее задание (на слайде):

Записать и выразительно читать тексты весенних закличек.

Записать названия нескольких календарных праздников на Руси в другое время года.

Записать весенние приметы.

8. Рефлексия (в технологической карте у ребенка - я узнал, мне понравилось, я научился, у меня не очень получилось, я не понял): ребёнок заполняет те столбцы, которые к нему относятся.

На доске разноцветный нотный стан, который предлагается украсить самоклеящимися нотами в соответствии с настроением в конце урока.

9. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе: "Богатырская тема в русском искусстве"

Цель урока: Познакомить учащихся с образом богатыря - как идеальным образом защитника Отечества через разные виды искусства. Определить внутренние связи музыки с изобразительным искусством, литературо...

Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Картины природы в русском искусстве"

В презентации представлен портрет русского художника Левитана, композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, В.Моцарта. Сопоставляются картины "Март", "Берёзовая роща". Представлены музыкальные произведения...

Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Особенности сентиментализма в русской литературе и изобразительном искусстве"

Понятие литературного направления. Повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", полотна известных русских художников XIX века....

Урок музыки в 7 классе "Героическая тема в русской музыке"

Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих ге...