Главные вкладки

    Урок музыки в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Урок музыки и технологии нацелен на создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми весенними праздниками России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy.docx19.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок музыки и технологии в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

    Цель: создать условия для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми праздниками весны в России, научиться своими руками оформлять изделия для народного праздника.

    Задачи:

    Личностные:

    Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства (декоративно-прикладное, живописное) и технической деятельностью.

    Метапредметные:

    регулятивные:1. выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, мастер-класса; ставят и выполняют цель;

     2. формулируют и удерживают учебную задачу;

    познавательные: 1.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

    2. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

    коммуникативные: 1.проявляют активность во взаимодействии петь хором, работать в паре, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

    Предметные: понимают термины «обрядовая музыка», «народная музыка», «партитура», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения, уметь работать с эластичными материалами, трафаретами и природным материалом.

     Ход урока.

    1.Приветствие.

    Учитель: Сегодняшний урок хочется начать со слов  культуролога, искусствоведа, академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачева (эти же слова на первом слайде презентации):

     «Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, так как                

    искусство учит любить мир.» ( Д. Лихачёв).

    А сейчас вы увидите видеоряд из картин русских художников и фотографий и услышите музыку, которую исполнит Большаков Николай. После просмотра ответьте, пожалуйста на вопросы (на слайде):

    1. Какое настроение у вас создалось от этой музыки?
    2. Если бы вы были художниками, какую картину бы вы нарисовали к этой музыке?
    3. Если бы вы были композиторами, то о чем бы была ваша песня?

    2. Показ презентации с изображением сцен народных праздников на картинах художников, тексты стихов о праздниках или отрывки из них. Во время презентации ученик исполняет на балалайке песню "Коробушка" (русская народная песня на слова начала поэмы Николая Некрасова "Коробейники".)

    Учитель: Ребята, сейчас вы увидели картины русских художников перед вами вопросы, на которые я прошу вас ответить (на слайде). Исходя из заданных вопросов и ваших ответов, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Определите тему нашего урока.

    Ответы детей и выход на тему урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

    Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

    Запись в тетрадь.

    3.Постановка цели.

    Учитель: А нужно ли нам вспоминать и знать традиции своего народа, чтить их?

    Ответы детей.

    4.Самостоятельное изучение материала.

    Учитель: За окном весна и в это время на Руси издавна отмечают разные праздники. Перед вами на столах листы с информацией о разных весенних праздниках. Сейчас вы совместно с соседом по парте прочитаете материал и заполните предложенную вам таблицу. Пожалуйста, приступайте.

    (После выполнения задания) А сейчас проверьте себя сами - перед вами на экране правильный вариант заполнения таблицы и критерии выставления оценки. (Все заполнено – 5

    Не заполнено от 1 до 4 граф таблицы – 4

    Не заполнено больше 4 граф -3)

    Подпишите ваши листки.

    Учитель: Вы видите, ребята, на праздники было принято не только выполнять какие-либо ритуальные действия, но и исполнять песни.

    5.Вокально-хоровая и исполнительская деятельность.

    Учитель: Давайте вспомним - какую песню, связанную с народными праздничными обрядами мы с вами недавно разучили? (О Масленице).

    Конечно. Но сегодня мы не просто её споем, а еще и украсим звучанием ударных музыкальных инструментов - классных и изготовленных нашими мальчиками на уроках технологии. Что это за инструмент?

    Рассказ об инструменте учеником класса.

    Учитель: Давайте вспомним, для чего инструменты сопровождают пение? – выберите ответы из предложенных вариантов (организует ритм, темп, раскрашивает тембрами, позволяет сделать акценты, чтобы было громче, чтобы напугать зиму).

    Показ ритмической партитуры, напоминание о порядке исполнения по ней, исполнение песни стоя, с движением (физкультминутка).

    5.Практическая работа по технологии.

    Учитель: Не только в народе поют о весне и праздниках.

    Многие русские и зарубежные композиторы создавали образ весны в своих произведениях. Это и Н. А. Римский- Корсаков в опере «Снегурочка», М. И. Глинка романс « Жаворонок», русский композитор С. В. Рахманинов в романсе « Весенние воды». И сейчас, выполняя следующее задание, вы будете слышать музыку не народную, а композиторскую.

    Практическая самостоятельная работа в малых группах (создание птиц из пластилина и украшений, декорирование коробочек) под музыку русских композиторов.

    6. Взаимоконтроль - оцените работу друг друга по следующим критериям:

    аккуратность, законченность, эстетическая привлекательность.

    7. Дифференцированное домашнее задание (на слайде):

    Записать и выразительно читать тексты весенних закличек.

    Записать названия нескольких календарных праздников на Руси в другое время года.

    Записать весенние приметы.

    8. Рефлексия (в технологической карте у ребенка - я узнал, мне понравилось, я научился, у меня не очень получилось, я не понял): ребёнок заполняет те столбцы, которые к нему относятся.

    На доске разноцветный нотный стан, который предлагается украсить самоклеящимися нотами в соответствии с настроением в конце урока.

    9. Выставление отметок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок музыки в 5-м классе Тема: «Многокрасочность и национальный колорит произведений искусства»

    Урок по программе "Музыка" с использованием национально-регионального компанента....

    Конспект урока музыки в 6 классе на тему "Старинный русский романс"

    Конспект урока музыки в 6 классе на тему "Старинный русский романс"...

    Урок музыки в 5 классе: "Богатырская тема в русском искусстве"

    Цель урока: Познакомить учащихся с образом богатыря - как идеальным образом защитника Отечества через разные виды искусства. Определить внутренние связи музыки с изобразительным искусством, литературо...

    Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

    Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

    Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

    Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

    Презентация к уроку музыки в 5 классе "Картины природы в русском искусстве"

    В презентации представлен портрет русского художника Левитана, композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, В.Моцарта. Сопоставляются картины "Март", "Берёзовая роща". Представлены музыкальные произведения...

    Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

    Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....