Главные вкладки

    Урок музыки в 5 классе: "Богатырская тема в русском искусстве"
    план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

    Цель урока: Познакомить учащихся с образом богатыря - как идеальным образом защитника Отечества через разные виды искусства. Определить внутренние связи музыки с изобразительным искусством, литературой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bogatyrskaya_tema_v_russkom_iskusstve.docx52.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Богатырская тема в русском искусстве.

    Цель: Познакомить учащихся с образом богатыря – как идеальным образом защитника Отечества через разные виды искусства. Определить внутренние  связи музыки с изобразительным искусством, литературой.

    Задачи:

    1. Показать многостороннюю связь между музыкой, литературой, живописью.
    2. Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства.
    3. Познакомить с творчеством А.П. Бородина, В.М Васнецова.
    4. Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально – образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни.
    5. Развивать интонационный слух,  перцептивные  способности, ассоциативное мышление.
    6. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
    7. Воспитывать нравственно – эстетические чувства. Пробудить в душе детей любовь к Родине и желание быть её защитником.

    Базовые понятия и темы: «Богатырская симфония» А.Бородина, «Богатыри» Васнецова, «Песня о маленьком трубаче» Никитина. Виды искусства разные, а образ богатыря, как образ защитника Родины един.

    Оборудование:

    1. Магнитофон
    2. Диски, записи
    3. Репродукция «Богатыри»Васнецова
    4. Музыкальный инструмент.

    Тип урока: комбинированный урок (урок повторения , новых знаний и систематизации знаний по теме)

    Методы работы:

    1. Беседа
    2. Активный диалог
    3. Сопоставление
    4. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
    5. Познавательный 

    Ход урока:

    1.Организационный момент:

    1. Музыкальное приветствие
    2. Проверка готовности к уроку.

    Начать наш урок  я хочу с очень хорошей песни, которую вы все знаете. Давайте её споем.

    (Дети исполняют песню « Моя Россия»

    У: Ребята скажите о чем эта песня?

    Д: О России.

    У: А какая наша страна?

    Д: Большая, красивая, богатая.

    У: Правильно, наша страна – самая большая в мире. У нее очень красивая природа, много лесов, полей и рек.

        Ребята, а вы любите Россию? Почему?

    Д: Потому, что она – наша Родина.

    У: Подберите слова – синонимы к слову Родина.

    Д: Родина, родная сторона, родная страна, Отечество

    У: Правильно, Родина – родная сторона, Отчизна, Отечество.

     Отечество – единственная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно, люди  всегда помнят то  место, где родились, т. е. свою малую родину, как часть большого Отечества.

            Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Поэтому, защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

    Берегите Россию,

    Нет России другой

    Берегите её тишину и покой,

    Это небо и солнце,

    Этот хлеб на столе

    И родное оконце

    В позабытом селе.

       Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Потому  что для каждого народа, любящего родную землю, не было, нет  и не будет ничего дороже Родины.

              И мы, живя на русской земле, на которой издревле жили отцы и деды, именуемой Отечеством, не должны забывать тех, кто жил на ней раньше, и для кого она тоже была родной, кто не жалея своей жизни, шел в бой за нашу Родину.

    2. Сообщение темы, целей урока.

          И сегодня мы будем говорить о защитниках далекого прошлого нашей Родины, о наших предках. Вспомним, кто тогда защищал русскую землю.

           В давние – давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное богатство.

    У :  Ребята, вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли русской ?

    Д :  Богатыри

    У :  А какими они были ?

    Д : Сильными , смелыми , отважными , бесстрашными, решительными , храбрыми, мужественными.

    У:    Богатыри – люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким – либо умением ( лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.)

    Богатыри охраняли нашу Родину от врагов.

     

         «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

    И наш урок посвящен: «Богатырской теме в русском искусстве»

    Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего урока  давайте вспомним о каких  двух величайших искусствах мы вели разговор в 1 полугодии.

    Д: О музыке и литературе.

    У: Второе полугодие мы начали разговор о двух величайших искусствах. Каких?

    Д: О музыке и изобразительном искусстве.

    У: Мы говорили, что музыка может вызвать в нашем воображении какие – либо зрительные образы или, глядя на картину, мы можем услышать в своем воображении музыку.

    3. Открытие нового знания.

    У: А откуда вы знаете о богатырях?

    Д: Из былин, русских народных сказок.

    У: То есть из искусства – литературы.

    А что такое былина? От какого слова оно происходит?

    Д: Быль, правда – то, что происходит на самом деле.

    У:  Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые люди сочиняли про них сказания песни и назывались они былинами. Исполнялись былины нараспев под музыкальный инструмент гусли.

        Ребята, читая былины, с какими богатырями вы познакомились? Назовите их.

    Д:   Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович.

    У: Назовите былины, где встречаются эти богатыри.

    Д:    «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

            « Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

             «Алеша Попович и Тугарин Змей»

    У:   Ребята, а с кем боролись герои – богатыри?

    Д:   с Соловьем  - разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем.

    У: А сейчас проверим, как вы внимательно читали былины и запомнили, что там происходит. Я вам зачитаю отрывки из былин, а вы подумайте и скажите, кто из богатырей мог сказать такие слова:

    1.Сидел Соловей – разбойник во сыром дубу,

    Свистел Соловей – разбойник по – звериному,

    От его свиста все цветочки осыпалися.

    Но срубил я ему буйну голову.

    ( Илья Муромец и Соловей – разбойник.)

                                   

                                            2. Поехал я к славной речке –

    Вдруг – не дождь дождит, не гром гремит,

    А Змей Горыныч летит.

    Изловчился я, ударил Змея,

    Упал он на сыру землю.

    (Добрыня Никитич и змей Горыныч)

            3.Рассказали мне про Тугарина Змея,

    И что все боятся лютого.

    Как хлестнул я его по голове,

    Как упал он на землю.

    То вскочил я ему на черну грудь

    И отрезал ему голову прочь и сказал:

    «По грехам твоим, Змей, все учинилось»

    (Алеша Попович и Тугарин Змей)

    У: А как вы думаете, Соловей – разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змей – это реальные герои или вымышленные, сказочные?

    Д: вымышленные, сказочные

    У: А богатыри – реальные?

    Д: да.

    У: Так что же получается – богатыри – реальные люди, а их противники сказочные ( вымышленные) герои? Как так получается.

    Подумайте, кто же представлен в виде сказочных героев соловья – разбойника, змея Горыныча, Тугарина Змея? с кем же на самом деле воевали богатыри?

    Д: С настоящими врагами: с монголо-татарами, с хазарами.

    У: Значит, под  сказочными героями мы подразумеваем настоящих врагов, людей.

    У: А что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

    Д: Сила, храбрость, смелость, любовь к Родине.

    У: А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

    Д:        Сам погибай, а товарища  выручай.

                С родной земли  - умри, не сходи!

                За край свой насмерть стой!

                Жить – Родине служить.

                Счастье родины – дороже жизни.

                Не тот герой, кто награду ждет – а тот кто за народ идет!

     Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

    У: Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри».

    Три защитника, три брата, три богатыря!

    Русь на воинов богата!

    С поля боя нет возврата,

    За спиною – Русь!

    Мать – земля, родные хаты

    - Эй, смелее в бой , ребята!

    Мечи и лук, копьё, булава,

    Щит и верный конь

    Враг! Не тронь родной державы.

    Охраняет Русь по праву

    Богатырь родной!

    Ребята, давайте рассмотрим картину и побеседуем о ней.

    Кто изображен на картине.

    Д: Три богатыря.

    У: Как их зовут?

    Д: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    У: Вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные богатыри.

    А что делают в поле богатыри?

    Д: Охраняют Родину от врагов.

    У: Правильно, как стражи святой Руси , стоят они у заставы  богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

        Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Даже природа спокойна, когда у неё есть такие защитники.

       Кто находится в центре картины?

    Д: Илья Муромец.

    У: Что вы знаете про него.

    Д: Он родился в семье крестьянина, под городом Муромом.( селе Карачарове)

    До 33 лет он не мог ходить. Затем получил исцеление от старцев.

    У: Это самый старший и могучий богатырь. У Ильи Муромца благородное лицо. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

          Ребята, скажите, кто стоит слева от Ильи Муромца?

    Д:  Добрыня Никитич.

    У: Добрыня Никитич -  известный и любимый народом воин. А почему?

    Д: Добрыня – значит Добрый

     У:Одет он богато и нарядно, потому что он из богатой семьи.  Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

      Ребята, а как зовут третьего богатыря?

    Д: Алеша Попович.

    У:   Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

    А сейчас давайте немного отдохнём .

    Физкультминутка «Богатыри»

    Дружно встанем – раз, два, три –
    Мы теперь богатыри!
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
    И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
    И направо, и еще, через левое плечо.

    Буквой «Л» расставим ноги,
    Точно в танце руки в боки,
    Наклонились влево, вправо –
    Получается на славу!

    У: Ребята, мы сейчас говорим о богатырях. Я хочу, чтобы вы вслушались в слово «богатырь». От какого слова оно произошло? Как вы думаете?

    Д: «богатый», «богом данный дар».

    У: Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?

    Д: силу.

    У: Кто из них самый сильный?

    Д: Илья Муромец.

    У: Добрыня – мы сказали, ДОБРЫЙ.

    А  Алеша Попович – находчивый, умный.

    А что, по – вашему, важнее для человека из этих 3-х качеств?

    СИЛА, УМ, ДОБРОТА.

    Д:Все важно

    У: Правильно. Нужна ли человеку сила, если нет ума – разума?

    Д: Нет.

    У: А ум без доброты что принесет человечеству?

    Д: зло, несчастье.

    У: Так что же делает человека поистине богатым?

    Д: Все вместе: и сила, и ум, и доброта.

    У: Вот, оказывается, каким должен быть настоящий богатырь – защитник Отечества!

    Вот, оказывается кто таков настоящий Богатырь!  Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! На картине изображены былинные богатыри, а мы их воспринимаем как живых людей. Художник прославляет защитников Родины и хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них.

    Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

    Д.: Величавую, богатырскую...

    У.: Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?

    Д.: Решительный, грозный, мужественный...

    У.: В каком регистре она звучала бы?

    Д.: В низком.

    У.: А какой мелодией вы бы изобразили русский пейзаж?

    Д.: Песенной, широкой, неторопливой, светлой...

    У.: Каким бы поручили её инструментам?

    Д.: Скрипкам...

    У.: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями.

    Звучит 1 часть Симфонии  2  А. Бородина.

    У.: Похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли? Такой ли вы представляли музыку о богатырях?

    Д.: Очень похожаЯ такой её и представлял

    У.: Как звучит её главная мелодия? (  Наигрывает)

    Д.: Напряжённо, сурово, грозно, решительно...

    У.: В каком регистре она звучит?

    Д.: В низком.

    У.: Чей это образ? Кого увидели?

    Д.: Богатырей.

    У.: А эта мелодия как звучит? Каков её характер? (  Наигрывает)

    Д.: Светлая, добрая, нежная, песенная...

    У.: Какие инструменты её поют в оркестре?

    Д.: Скрипки.

    У.: А что вы увидели, слушая эту мелодию? (    Наигрывает)

    Д.: Бескрайние просторы нашей Родины... А я думаю, это матери богатырей, которые ждут их возвращения домой... Мне кажется, что это широкая душа Богатыря...

    У.: Каков же образ здесь воплощён? Без чего немыслимы богатыри, защитники Отечества?

    Д.: Без Родины, без любви к ней...

    У.: Мы познакомились с 1 частью Симфонии А.Бородина. Как вы думаете, какое название дали современники Бородина этой симфонии?

    Д.: “Богатыри”, “Богатырская”...

    У.: Вы правы! Конечно, «Богатырская»! Спасибо вам, ребята, за прекрасные ответы.

    На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Давайте назовем их.

    Д: Литература, изобразительное искусство, музыка.

    Скажите, что же их объединяет?

    Д.: Все они рассказали нам о богатырях -  славных воинах, защитниках Отечества.

    У.: Так каким же должен быть настоящий защитник Отечества?

    Д.: Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным...

    У.: “Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовала всех любил и честь держал...” – эти слова великого русского полководца, князя Дмитрия Донского мог сказать о себе любой богатырь. Таков он – защитник Отечества.

    Вывод: (совместно учитель и учащиеся)

         Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства, посвящено героической, богатырской теме? В  русских богатырях  художники, композиторы, авторы литературных произведений  видели черты истинно русские, надежду и защиту земли русской. Богатыри – история, символ русского патриотизма, идеальный образ защитника Отечества.

         

    4. Вокально-хоровая работа.

     Искусству интересен характер человека, который ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные поступки, подвиги.

    У. Что такое мужество, подвиг?

    Д. Храбрость, смелость, самопожертвование ради спасения других.

            "Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание 1 куплета )

    У. Можно ли назвать трубача маленьким "богатырем"?

    Д. Да, в трудную минуту поднимает полк - в этом смысл подвига, погибает, но смерть возвышенна.

    У. Сила духа, любовь к Родине удесятеряет силы человека.

     

     Надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания и  в вашей жизни и что каждый из вас будет следующим в строю Богатырей, защитников Родины.

      Богатыри оставили нам своё напутствие, вот такие слова, которые , я думаю, вы постараетесь исполнить: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую»

    5. Обобщение и систематизация знаний.

    У: В качестве закрепления, отгадайте небольшой кроссворд по основным понятиям темы:

                         по горизонтали:  

                1.  Русский композитор, врач, учёный, автор симфоний,          

                     квартетов. (Бородин)

    1. Крупное музыкальное произведение для  симфонического оркестра, состоящее из 4 частей. ( симфония)
    2. Название песни  Френкеля, в которой нарисована картина стремительного движения. (погоня)
    3. Фамилия композитора, барда, автора «Песня о маленьком трубаче», однофамилец знаменитого русского баснописца.      ( Крылов)
    4. Известный русский художник, написавший картину «Богатыри» (Васнецов)

    по вертикали:

    5.Название одной из симфоний Бородина. (Богатырская)

    Домашнее задание:

    Подберите к песне «О маленьком трубаче»  иллюстрацию или нарисуйте,  что тебе представляется.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 7 классе "Тема войны и героическая тема в искусстве"

    Урок музыки в 7 классе  разработан  с использованием технологии проблемного обучения. Учащиеся  повторяют  произведения А.П.Бородина,  М.И.Глинки, смотрят фрагмент фильма "Але...

    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

    Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

    Презентация к уроку музыки "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве"

    В презентации использованы материалы для иллюстрации урока музыки по теме "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве" на примере французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари" Ричарда Коччанте и Люка Пламмонда...

    Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

    Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

    Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

    Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

    Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

    Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

    Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

    Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...