Урок музыки 5 класс "Вечна тема искусства"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Сердюкова Светлана Николаевна

Комплект  урока музыки   5 классе по программе В.В.Алеева "Вечная тема искусства"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вечная тема искусства»

Слайд 3

Задачи: Как называется эта музыка? Узнать о композиторе написавшем эту музыку? Что это за картина и как она называется? Что связывает картину и музыку?

Слайд 4

«Сикстинская мадонна»

Слайд 5

Рафаэль Санти (итальянский художник)

Слайд 6

Франц Шуберт (австралийский композитор)

Слайд 8

Робертино Лоретти Родился 22 октября 1947 — итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 60-х годов) завоевавший мировую известность.

Слайд 9

Икона - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Слайд 10

иконы «Покрова Присвятой Богородицы»

Слайд 11

Всенощная - вечерняя церковная служба у православных христиан

Слайд 12

Австрийский композитор-Франц Шуберт «Сикстинская Мадонна», итальянского художника Рафаэля Санти Вечная тема любви матери, тревога за своего ребёнка, за весь мир. Очарование материнской душой. Сергей Рахманинов Вечерняя церковная служба у православных христиан Икона- священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. 7.Акапелло – пение без музыкального сопровождения

Слайд 13

Тест Назови композитора написавшего «Аве Мария»? 1.Сергей Рахманинов 2.Ференц Лист 3.Франц Шуберт

Слайд 14

Франц Шуберт

Слайд 15

Как называется эта картина , кто её автор? Сергей Рахманинов «Богородице Дево , радуйся» Рафаэль Санти «Всенощное бдение» 3.Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» 4. Робертино Лоретти «Сикстинская Мадонна»

Слайд 16

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

Слайд 17

Что значит «всенощная»? Ночная Утренняя Дневная Вечерняя

Слайд 18

Вечерняя

Слайд 19

Икона это…? Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Картина известных художников Священное изображение королей Картины с изображением святых.

Слайд 20

Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Слайд 21

Акапелло …? Сольное исполнение с оркестром. Главная партия в хоре Группа инструментов в оркестре Пение без музыкального сопровождения

Слайд 22

Пение без музыкального сопровождения

Слайд 23

Задачи: Как называется эта музыка? Узнать о композиторе написавшем эту музыку? Что это за картина и как она называется? Что связывает картину и музыку?

Слайд 24

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Класс: 5

УМК (название, автор):В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак  Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс

Этап урока

(дидактические задачи этапа)

Цель

Деятельность учителя(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационный

1-2 мин.

Эмоциональный  настрой на урок

Муз.приветствие

«В школе прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте!»

Пропевают по низходящим звукам трезвучия слова: «Здравствуйте»

регулятивные

Актуализация знаний

4-5 мин

Выявление затруднений

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-Посмотрите на экран, вам представлена картина, и послушайте музыку.

-О музыке, о любви…


личностные

Выявление места и причины затруднения     (2 мин)

- Скажите, а сейчас вы можете сказать о чём или о ком мы будим говорить сегодня?

-Нет

Личностные

Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) 

Сформулировать вопросы, для выхода из затруднения

-Что мы должны  знать, чтобы понять тему урока?

Правильно теперь давайте сформулируем наши вопросы  

Что это за картина?, Кто написал её? Что это за музыка?...

  1. Как называется эта музыка?
  2. Узнать о композиторе написавшем эту музыку?
  3. Что это за картина и как она называется?
  4. Что связывает картину и музыку?

регулятивные

Реализация построенного проекта (5 мин)

Сейчас мы разделимся на  3 группы.

первая группа работает с энциклопедией и нам расскажет о картине  «Сикстинская мадонна»

2 группа работает с  интернетом и расскажет нам об авторе картины Рафаэле Санти и 3 группа работает с учебником и словарём и подготовит доклад  о композиторе Франце Шуберте

познавательные, комуникативные

Включение в систему знаний

Обобщить и сделать доклад на заданную тему

«Сикстинская мадонна» -самая известная картина Рафаэля. О ней нам расскажет первая группа.

Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои самые прекрасные работы более 500 лет назад. Почему же до нашего времени люди не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то-же время возвышенный образ матери с младенцем?.

Выступает с докладом 2 группа

Какую музыку надо было бы  сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник? Кто же этот композитор? Слушаем 3 группу.

1 группа с сообщением

 группа с сообщением

3 группа с сообщением

познавательные, комуникативные

Включение в систему знаний


Расширить знания  о

Послушайте «Ave Maria» в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. В каких музыкальных красках вам больше нравиться произведение Ф.Шуберта-песня или инструментальное произведение?

А кто знает, Что такое икона?

Перед вами икона. В переводе с греческого языка обозначает «изображение», «образ». В христианской церкви иконы, которые изображали Иисуса Христа, Матерь Божью и святых, появились во II столетии нашей эры. Особенно широкое развитие иконопись получила в  Византии, а затем в средние века на Руси приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие.

По преданию, известный византийский гимнограф, причисленный к лику святых, роман Сладкопевец получил свой дар по наитию во сне: « В храм Пресвятой Богородицы в Кировых, явилась к нему Святая Богородица во сне и дала ему свиток книжный и повелела съесть его; восстав же ото сна он воспел: «Дева днесь Пресущественного рождает». Таким образом, его творчество-плод дара откровения. Это предание нашло отражение в иконографии Покрова Богородицы.

Мы прослушали с вами композицию Сергея Рахманинова  «Всенощное бдение»

Всенощная это вечерняя церковная служба у православных христиан. Эта композиция из пятнадцати песнопений- один из мировых шедевров культовой музыки, которая исполняется в православной церкви.

 Музыка С.Рахманинова  прославляет как наивысшую ценности стремление людей к добру, их единение в движении к всеобщему миру.

Слушаем «Богородице Дево, радуйся»

Строго возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной бездонного неба.

Мы помним, что пение без музыкального сопровождения называется…..?

Что вы представили вашим внутренним зрением при слушании музыки С.Рахманинова?

какие мысли и чувства вызывает у вас высокое искусство православного хорового пения?

Высказывание учеников, обмен мнениями.

Высказывания учеников.


Слушание «Всенощное бдение» С.Рахманинов

Ответы детей: А КАПЕЛЛА

Слушают, сравнивают
Высказывания учеников

коммуникативные, регулятивные, познавательные

Первичное закрепление  c проговариванием во внешней речи

закрепить полученные знания

Давайте вспомним что мы узнали на уроке?

  1. Австрийский композитор-Франц Шуберт
  2. «Сикстинская Мадонна», итальянского художника Рафаэля Санти
  3. Вечная тема любви матери, тревога за своего ребёнка, за весь мир. Очарование материнской душой.
  4. Сергей Рахманинов
  5. Вечерняя церковная служба у православных христиан
  6. Икона- священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

7.Акапелло – пение без музыкального сопровождения

познавательные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить полученные знания

А теперь поработаем с карточками.

А сейчас проверим свои ответы .

Работа с карточками

Проверка по эталону

регулятивные

Рефлексия учебной деятельности

Оценить свою деятельность

А теперь вернёмся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока.

Мы с ними справились?

Икону называют «умозрением в красках», а песнопение- «богословение в звуках»

-Давайте вместе ответим на вопросы:

1. мне было интересно..

2. мы сегодня узнали…..

3. мне было трудно…..

4. на следующем уроке я хочу.

Оценивают собственную музыкально-творческую деятельность

личностные

Домашнее задание

Сформировать эмоциональный отклик на произведение

Прослушать  «Всенощное бдение» С.Рахманинова

регулятивные



Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока музыки

Ф.И.О. учителя

Сердюкова Светлана Николаевна

Место работы

филиал МОУ «Дмитриевская СОШ» «Озеро-Куреевская ООШ»

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема

«Вечная тема в искусстве»

Цель        

Создание условий, для развития эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства, понимание их художественного образа.

Планируемые достижения (результаты):

Личностные:

Метапредметные :

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Предметные:

Знать

Уметь

Осознание ценности музыкальных знаний, как важнейшего компонента видов искусства

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его

выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

события, поступки. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,

энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Знать ключевые понятия и термины «а капелла», «икона», «молитва», «Сикстинская мадонна» «Аве Мария», «всенощное». Знать о Франце Шуберте, Рафаэле Санти, «Богородице Дево,

радуйся» П. Чайковского.

Уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных

информационных источников (учебника, словаря, интернета);

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Основные понятия        

А капелла, икона, «всенощная». Рафаэль Санти, Франц Шуберт, «Сикстинская мадонна»

Межпредметные связи

музыка-живопись-литература

Ресурсы: основные, дополнительные        

Учебник (УМК): 5 класс: Науменко Т.И, Алеев В.В.

Мультимедийный комплекс (Презентация PowerPoint «вечная тема в искусстве» ) Портреты Франца Шуберта, П.И.Чайковского

репродукции картин - С. Рафаэль "Сикстинская Мадонна", иконы – «Покров Пресвятой Богородицы», Богоматерь Владимирская».

Музыкальный

Ф.Шуберт «Аве Мария», «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти, С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся,

Формы урока  (Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г-групповая)

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология        

Проблемного обучения.

Этапы урока



Предварительный просмотр:

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему»[4]Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:

Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.

Смысл видения[

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

        

  1.  Назови композитора написавшего «Аве Мария»?

______________________________________________________________________________

  1. Как называется эта картина, кто её автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что связывает картину и музыку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто написал «Всенощное бдение»

______________________________________________________________________________

  1. Что значит «всенощное»

______________________________________________________________________________

  1. Икона это…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               7.Акапелло  это…

______________________________________________________________________________                                    

______________________________________________________________________________

  1.  Назови композитора написавшего «Аве Мария»?

______________________________________________________________________________

2.    Как называется эта картина, кто её автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.    Что связывает картину и музыку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.    Кто написал «Всенощное бдение»

______________________________________________________________________________

5.    Что значит «всенощное»

______________________________________________________________________________

  1.  Икона это…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Акапелло  это…

______________________________________________________________________________                                    

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока МХК по теме "Искусство скифов"

Этот материал представляет собой конспект урока МХК по теме "Искусство скифов". Урок проводился в 7 классе гуманитарного профиля. При его подготовке и проведении активно использовались ИКТ....

Разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели"

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Симв...

Урок-экскурсия по теме: «Искусство, воспевающее подвиг»

Работа направлена на ознакомление учащихся с произведениями искусств о Великой Отечественной войне; формирование патриотических качеств личности и художественно-эстетического вкуса учащихся....

Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс

План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...

План - конспект урока по технологии. Тема: Искусство макияжа.

Урок посвящен 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Искусство макияжа на уроке рассматривается как -  грим в театральном  искусстве. По произведений М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и "Демо...

Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс

Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...

Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"

Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...