Материал по теме "Художественный образ"
план-конспект урока по музыке на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

для уроков музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_hud._obraz.docx19.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Для уроков музыки по теме «Художественный образ»

№ п/п

Тема урока

Цель

и задачи урока

Слушательская деятельность

Певческая деятельность*

Музыкально-ориентированая полихудожественная деятельность

Музыкальные произведения

Формы работы,

задания/тесты

Вокально-хоровые произведения/

формы работы

1.

Художественный образ

Сопоставить художественные образы в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

  • В процессе сравнительного анализа произведений музыкального искусства и живописи углубить понимание учащимися музыкального образа прелюдии;
  • способствовать формированию эстетически-ценностного отношения к музыкальному искусству.

С. Рахманинов.

Прелюдия, g moll.

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • тест М. Люшера;
  • повторное слушание;
  • определение характера 3-х частей произведения;
  • сравнительный анализ средств музыкальной выразительности прелюдии С. Рахманинова и картины А. Рылова.

__

Изобразительное искусство:

А.Рылов. «Зеленый шум».

2.

Лирические

образы в музыке и живописи

Раскрывать содержание лирических образов в музыке С. Рахманинова.

  •  В процессе музыкально-ориентрованной полихудожественной деятельности обеспечить более глубокое понимание лирического образа в музыке;
  • через раскрытие эстетического содержания музыки способствовать формированию основных нравственных ценностей.

С. Рахманинов.

Прелюдия, G dur.

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • сопоставление музыкального образа прелюдии с двумя картинами и выбор наиболее соответствующей по эмоциональному содержанию;
  • сравнительный анализ выразительных средств прелюдии С. Рахманинова и картины И. Левитана.

__

Изобразительное искусство:

И. Левитан. «Озеро-Русь».

И. Шишкин. «Пейзаж с озером».

3.

Лирические

образы в музыке

Углубить понимание учащимися содержания лирических образов в музыке С. Рахманинова.

  • В процессе интонационно-сравнительного анализа раскрыть понятие лирики в музыке;
  • через использование методики В. Ражникова приблизиться к пониманию категории прекрасного в музыке.

С. Рахманинов.

Прелюдии, G dur и

gis moll.

  • Сравнение музыкальных образов и характера прелюдий (методика В. Ражникова);
  • интонационный сравнительный

анализ.

__

__

4.

Образы России в музыке

Выявить содержание музыкальных образов России в концерте №3 С. Рахманинова.

  • В процессе интонационного анализа дать представление учащимся о содержании музыкальных образов России в музыке С. Рахманинова;
  • способствовать формированию ценностного отношения к Родине.

С. Рахманинов.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром, I часть (экспозиция).

  • Эмоционально-целостное восприятие фрагмента звучащего музыкального произведения;
  • определение характера музыкального образа произведения (письменно);
  • интонационный анализ главной темы концерта;
  • сравнительный образный анализ главной темы концерта с тремя картинами и выбор наиболее соответствующей.

__

Изобразительное искусство:

И. Левитан.

«Дорожка».

И. Шишкин. «Пейзаж полесья».

Н. Пуссен. «Пейзаж

с Полифемом».

5.

«Колокольность» в музыке С. Рахманинова

Раскрывать содержание понятия «колокольность».

  • С помощью интонационного анализа познакомить учащихся с понятием «колокольность»;
  • совершенствовать навык сравнительного образного анализа произведений музыкального искусства и живописи;
  • способствовать формированию ценностного отношения к музыкальному искусству.

С. Рахманинов.

Этюд-картина, Es dur, «Ярмарка»

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • определение характера музыкального образа произведения (письменно);
  • интонационный анализ этюда-картины;
  • сравнительный образный анализ этюда-картины С. Рахманинова и трех картин с последующим выбором наиболее соответствующей.

__

Изобразительное искусство:

К. Сомов. «Вечерние тени».

Б. Кустодиев. «Зима 1919».

Ф. Васильев. «Прибой волн».

6.

«Колокольность» в музыке С. Рахманинова

Расширять понимание «колокольности» в музыке С. Рахманинова.

  • В процессе интонационного анализа раскрывать содержание понятия «колокольность»;
  • Акцентировать эстетически-ценностную сторону музыкального восприятия произведения.

С. Рахманинов.

Прелюдия, cis moll

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • определение характера музыкального образа произведения по методике В. Ражникова (письменно);
  • интонационный анализ.

__

__

7.

«Колокольность» в музыке С. Рахманинова

Способствовать осмыслению музыкального образа концерта в процессе обращения к личности каждого учащегося.

  • Создавать условия для эмоционально-образного восприятия концерта;
  • выйти на личностно-ориентированный уровень понимания музыкального образа концерта;
  • способствовать формированию основных нравственных ценностей.

С. Рахманинов.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, I ч.

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • письменный ответ на вопрос: «Близки ли вам чувства, мысли, устремления лирического героя концерта? Почему?» (методика А. Пиличяускаса);
  • интонационный анализ главной темы концерта.

__

__

8.

Образы природы, услышанные человеком

Показать одну из граней разнообразия образов природы в музыке С. Рахманинова.

  • Совершенствовать умение сравнительного образного анализа произведений музыкального искусства и живописи;
  • способствовать формированию эстетического чувства в процессе музыкального восприятия.

С. Рахманинов.

«Сирень».

  • Эмоционально-целостное восприятие романса;
  • интонационный анализ мелодической линии и партии фортепиано;
  • сравнительный образный анализ романса С. Рахманинова и картины И. Левитана.

А. Пахмутова, сл. Р. Рождественского «Просьба»

Разучивание:

  • работа над кантиленой, фразировкой;
  • работа над интонацией;
  • постижение содержания художественного образа песни.

Изобразительное искусство:

И. Левитан. «Белая сирень».

9.

Образы природы, услышанные человеком

(см. приложение №2)

Показать разнообразие образов природы и рождаемых ими чувств, запечатленных в музыке.

  • В процессе интонационного анализа углубить представления учащихся о содержании музыкальных образов природы;
  • закреплять представление об основных чертах стиля С. Рахманинова;
  • способствовать формированию ценностного отношения к природе.

1. С. Рахманинов. Прелюдия, D dur.

2. Ф. Шопен. Фантазия-экспромт, cis moll.

3. С. Рахманинов. «Весенние воды» (переложение для фортепиано).

С. Рахманинов.

«Весенние воды».

  • Тест на определение композиторского стиля С. Рахманинова.

  • Эмоционально-целостное восприятие романса в переложении для скрипки;
  • образный анализ произведения;
  • интонационный анализ мелодической линии и партии фортепиано;
  • прослушивание романса в оригинале (для голоса и фортепиано).

А. Пахмутова, сл. Р. Рождественского «Просьба»

Исполнение:

  • передавать образное содержание песни при пении;
  • осваивать форму в процессе целостного исполнения;
  • создавать необходимый эмоциональный настрой.

__

10.

Музыка моей души

Выйти на личностно-значимый уровень музыкального восприятия.

  • Закреплять представление об основных чертах стиля С. Рахманинова;
  • способствовать формированию нравственных ценностей.

1. С. Рахманинов. Прелюдия, g moll.

2. Л. Бетховен. Соната №17, 3 ч.

3. С. Рахманинов.

Вокализ (переложение для фортепиано).

С. Рахманинов.

«Вокализ».

  • Тест на определение композиторского стиля С. Рахманинова.

  • Эмоционально-целостное восприятие звучащего музыкального произведения;
  • определение настроения музыкального образа произведения (методика В. Ражникова);
  • устный ответ на вопрос: «Близка ли вам музыка Вокализа?» (методика А. Пиличяускаса).

С. Баневич, сл. Т. Калининой «Спи война»

Исполнение-показ песни:

  • познакомить с новой песней;
  • выяснить смысл песни;

Первый этап разучивания:

  • освоить мелодию и текст песни;
  • постигать содержание художественного образа песни.

__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери – великая тема искусства

Конспект урока музыки в 5 классе...

Образ матери в стихотворениях поэтов-земляков.

Это конспект урока. Презентация не уместилась....

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Проверочный материал, кроссворд "Здоровый образ жизни"

Материал для наработки навыков составления кроссвордов  для младшего школьного возраста....

Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."

Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."...

Образ матери в военные годы (на основе «Баллады о матери» А. Дементьева и краеведческих материалов)

Открытый урок проводился в рамках районного смотра "Марш Победы" 8 мая 2015 года. Учащиеся 3 РВУГ в ходе урока поделились с гостями результатами своей исследовательской работы....