"А музы не молчали..."
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Абоймова Анна Александровна

Урок посвящён истории создания симфонии № 7 (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича. Знакомство детей с темами этого великого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_muzy_ne_molchali.docx15.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«А музы не молчали…»

Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича

        

Конспект урока по духовно - нравственному воспитанию

На уроках музыки в седьмом классе

Преподавателя ГБОУ школы №26

Абоймовой Анны Александровны


Цели:

1 Образовательные:

-Седьмая (Ленинградская) симфония - выдающийся памятник героизму народа в годы Великой Отечественной войны.

-Учить анализировать, выделять основную главную мысль произведения

-Учить слышать резкий образный конфликт темы Родины и темы фашистского нашествия.

-Учить слышать и узнавать «голоса» музыкальных инструментов оркестра.

2.Развивающие:

-развивать умение слышать классическую музыку.
-развивать умение слышать оттенки мысли и чувства эмоционального музыкального произведения

3.Воспитательные:

-воспитывать через музыку национальную гордость за свой народ, благодарность и уважение к победителям.

-воспитывать искреннее сострадание к участие людей в войне

-воспитывать у учащихся интерес, понимание и любовь к классической музыке.

План урока:

1.Организационное начало урока:

-Распевка

-исполнение песен

В.Баснер, М.Матусовский «С чего начинается Родина?»

В.Баснер, М.Матусовский «На безымянной высоте»

2.Вводная беседа:

Есть две святые для каждого ленинградца даты - день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января и День Победы 9 мая. Мужество и героизм проявленный жителями Ленинграда беспримерно и бессмертно. Но самое удивительное, что среди ужаса, голода и смерти люди находили силы для творчества. Песня и музыка была, как добавочный кусок хлеба, как источник тепла, мужества и надежды. Это была сила и вера в Победу- что помогло людям выжить.

3.Сообщение темы и цели урока:

Седьмая,( Ленинградская) симфония Д.Д.Шостаковича впервые прозвучала 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве.Но по настоящему большой политический резонанс во всем мире Седьмая симфония получила после исполнения в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Исполнял произведение симфонический оркестр, образованный из оставшихся в городе музыкантов, под управлением К.И.Элиасберга. Для ленинградцев это выступление ещё больше утвердило веру в Победу. Чтобы понятней было, в каких условиях исполнялась симфония-стихи простого солдата Николая Савкова, о одновременно исполняемой другой симфонии, «симфонии около орудий!»

…И когда в знак начала

Дирижерская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво

Другая симфония началась - Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал,

…И в зале – шквал,

И по фронту - шквал.

…А когда разошлись по квартирам люди,

Полны высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь Искусств.

В один из дней, когда музыканты только расписывали партитуру симфонии, командующий ленинградским фронтом генерал – лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров артиллеристов. Задача была поставлена кратко:

-Во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!

Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своём дневнике: «Симфонию Шостаковича играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йоке, но в ленинградском исполнении было своё – ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю, с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и может быть, только в нем она и могла родится. В этом её особая сила.»

За все восемьдесят минут, пока звучала Седьмая (Ленинградская) Симфония Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Ни один стервятник с чёрным крестом на крыльях не прорвался в небо над городом.

4. Слушание фрагментов симфонии.

5.Анализ

-тема фашистского нашествия (разбор средств муз. выразительности с учащимися)

-тема Родины, величия и героизма советского народа (разбор средств муз. выразительности с учащимися)

6.В завершении урока исполнение песни Я. Дубравина и В.Суслова «Медаль за оборону Ленинграда»

А вы, ученики, учителя

Сыны героев и блокады дети

Следите, как при свете фитиля

Доносятся из мрака звуки эти.

Симфонии, рожденной над огнем,

Стон пулею пробитого гобоя,

Той музыки, что шла в голодный дом

И людям заменяла хлеб собою…..

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А музы не молчали...

Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....

А музы не молчали

Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"

Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....

"А музы не молчали"

Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...

Литературно-музыкальная композиция "Музы не молчали"

Композиция посвящена 67 годовщине Великой Победы. Участвовали учащиеся 7А, 7Б, 8А классов....

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

А музы не молчали. Внеклассное мероприятие по литературе.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. Для получения презентации необходимо файлы den_pobedy1.zip, den_pobedy2.zip, den_pobedy3.zip переименовать соответственно в файлы den_pobedy.001, den_...