Методическая разработка по предмету музыка "Застывшая музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Сапункова Вера Игоревна

План-конспект урока с использованием проектных методов по программе Е.Критской. 

5 класс "Застывшая музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_zastyvshaya_muzyka.doc733 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по музыке

5 класс

Урок «Застывшая музыка»

Тип урока: урок — проект

Учебные материалы урока: программа по музыке авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой; «Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена" Комелова Г.Н. 1984;

Цель урока: проанализировать связь разных видов искусства: архитектуры, музыки, изобразительного искусства с помощью групповой работы над проектами; научить отличать стилистику русской духовной музыки и западноевропейской, узнавать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Задачи урока:

  • образовательные: постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Сверхзадача — полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к музыке, скульптуре, архитектуре, ИЗО, воспитывать культуру и толерантность.
  • Развивающие: развивать образное мышление, навыки проектной деятельности, восприятие серьезной музыки, вокальные и певческие навыки, слух, память.

Планируемые результаты: школьники научатся видеть связь музыки с произведениями других видов искусства, размышлять о музыке, выражать свое мнение о прослушанной музыке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при работе над проектом.
  • Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации, видеофрагментов.
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками и учителем; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: рисунки архитектурных построек разных эпох; видеофрагменты о красоте архитектуры; фотографии органа и презентация с видеофрагментами игры на органе, портрет И.С.Баха.

Оборудование и материалы для учащихся: учебник 5 класса под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой; репродукции картин  известных художников с изображением архитектуры разных эпох; рабочие тетради по предмету.

План урока.

№пп

Этап

Содержание

Время

Примечание

1

Организационный

Подготовка материалов к уроку

1 мин.

Организация рабочего места

2

Введение

Вступительная часть

 2 мин.

Создание интриги урока

3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

10 мин.

Сообщение нового материала по теме «Архитектура — застывшая музыка» с показом презентации и видеофрагментов

4

Самостоятельная творческая, проектная работа учащихся

Выполнение творческого задания с использованием репродукции картины известного художника в группах по 3-4 учащихся

25 мин.

Сочинение-размышление на тему «Почему архитектуру называют застывшей музыкой»

5

Подведение итогов урока

Анализ работ

4 мин.

Представление работ (сочинение+репродукция), чтение пожеланий

6

Рефлексия

Повторение новых терминов, обсуждние результатов проектной деятельности

2 мин.

Сдача проектов, дискуссия, подведение итогов.

Технологическая карта урока

пп

Этап

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготовкой рабочего места

Готовятся к уроку

Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Ведение диалога с учениками

Ведут диалог с учителем

Проблемное обучение

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

3

Постановка задачи урока

Показывает презентацию, видеофрагменты к уроку, ведет диалог с учащимися

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Использование ИКТ

Развиват ь умение видеть, зрительс кие навыки.  

 Познавательны е УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации видео

4

Самостоят ельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся в группах, помогает решить возможные конфликты

Договариваются о главных мыслях и идеях сочинения, обсуждают репродукции, творческий поиск

Работа в группах, обучение в сотрудничес тве. Создание продукта, который являет обязательны м для технологии «урок- проект»

Развитие компози ционного мышления,

воображ ения, умение создавать творчес кие работы на основе собстве нного замысла  

Коммуникативные УУД: умение договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, при работе в группах

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся

Высказывают мнения об уроке, эмоциях, возникших во время работы, читают пожелания друг другу.

Социальная значимость для ребенка.

Уметь использ овать выразит ельные средства и материалы для воплоще ния своего художес твенно- творчес кого замысла

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся, ставит дискуссионые вопросы, подводит итог

Вспоминают новые термины, обсуждают главный вопрос урока, проекты, дискутируют, делают вывод вместе с учителем

Педагогика сотрудничества

Знать новые музыкальные, художетсвенные термины и понятия

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим на необычную и очень красивую тему.

Все в этом мире, ребята, находится в непрерывном движении, в звуках. Иногда мы говорим: «Шум ветра, музыка дождя, музыка моря». И даже неподвижные предметы, благодаря нашему воображению рождают звуковые образы. Весь мир находится в движении, но человек пытается остановить, задержать эти прекрасные мгновения, чтобы полюбоваться и делает он это с помощью искусства — живописи, фотографии, скульптуры, архитектуры. «Архитектура — это застывшая музыка» - так звучит тема нашего урока. Скажите, ребята, как вы понимаете эту фразу? Что кроется в ней?

Дети отвечают, выражают свое мнение.

Учитель: А что такое архитектура?

Дети: Это здания, постройки, храмы.

Учитель: Верно, все это относится к архитектуре. Точнее, архитектура — это способы возведения зданий. Архитектура менялась вместе со временем. Посмотрите на фотографии (показывает фотографии на доске) — образцы построек. Видно, что эти здания возводились в разное время. Какое из этих зданий более старое? А какое самое новое?

Дети отвечают.

Учитель: Как вы смогли определить время постройки здания?

Дети: По их архитектуре.

Учитель: Так же  вы можете на слух отличить музыку, которая была создана давным-давно, от той, которую сочинили в XX  или XXI веке. Потому что у разной музыки разные язык, приемы, которыми пользовались композиторы. Но оказывается, что музыка связана не только с живописью, о чем вы уже знаете, но и с архитектурой. Вот почему архитектуру принято еще называть застывшей музыкой. Многие музыкальные сочинения создавались специально для исполнения в соборах — и в России, и в Западной Европе. А в нашем городе Санкт- Петербурге есть застывшая музыка?

Дети отвечают.

Учитель: Сейчас я поставлю вам музыкальный фрагмент, а вы внимательно послушайте и скажите, глядя на фотографии на доске: как вы думаете, какой архитектуре созвучна эта музыка?

Звучит фрагмент колокольных звонов православного храма.

После прослушивания дети показывают на православный собор.

Учитель: На чем играют эту музыку?

Дети: на колоколах.

Учитель: Верно. Колокольная музыка звучит в христианских храмах — в звонницах, монастырях и колокольнях.

Но не только колокольная музыка звучит в русских православных храмах, там звучит и другая музыка, о которой мы узнаем из видеофрагмента, который я вам покажу. Послушайте и посмотрите внимательно и скажите, кто исполняет эту музыку и где?

Дети смотрят видеофрагмент о хоре a capella, поющем в одном из храмов Санкт-Петербурга.

Слушание «Богородице Дево радуйся» из Всенощного Бдения С.В.Рахманинова.

Дети после просмотра и прослушивания произведения отвечают на вопросы.

Учитель: Храмовую музыку исполнял хор а капелла. Откройте пожалуйста учебник и посмотрите определение — что означает «а капелла» и выпишите его в рабочую тетрадь. А так же запишите и название такой храмовой музыки, исполняемой хором а капелла — русское церковное песнопение.

В белокаменные православные храмы вложено вдохновение народных мастеров, их мысли и чувства (обращает внимание на фотографии православных церквей). Хоровая музыка характерна для русского храма. В церковном богослужении все искусства тесно связаны друг с другом: духовная литература — молитвы,священые книги, музыка — хор, колокола — все подчинено постижению религии и высоких нравственных ценностей.

Посмотрите теперь на фотографии западноевропейских храмов. Чем их архитектура отличается от русской?

Дети: Постройки храмов в Западной Европе тянутся ввысь, они более строгие, напряженные. Купола у них острые, словно пронзают небо.

Дети приводят в пример так же картинки из учебника.

Учитель: Верно. Так же и музыка звучащая в них отличается от нашей. Такой стиль архитектуры, ребята, называется «готика». Соответственно и музыка, которая здесь звучала, была более четкой, определенной. И пение сопровождалось звуками особого инструмента — органа. Посмотрите видеофрагмент о красивейших органах Европы.

Дети смотрят презентацию и видеофрагмент об органе, ищут информацию в параграфе учебника.

Учитель: Сколько клавиатур у органа? Большой это музыкальный инструмент? Слышали ли вы когда-нибудь орган вживую?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель: Орган — самый большой музыкальный инструмент в мире. Он состоит из нескольких тысяч труб, через которые проходит воздух, создавая звуки. На органе непросто играть. Долгое время в консерваториях на отделение органистов принимали только мужчин. Органы нельзя демонтировать и переносить.Поэтому концерты органистов проходят в концертных залах или в соборах, где имеются эти инструменты. Самым знаменитым композитором, писавшим для органа, был Иоганн Себастьян Бах. Бах родился и жил в Германии. Большую часть своей жизни он прослужил простым церковным органистом, сочиняя духовную музыку. Послушайте одно из органних произведений И.С.Баха и скажите как звучит орган? В каком характере написано это произведение?

Слушание «Токката и фуга ре минор».

Дети: Орган звучал гулко, мощно, ярко. Музыка торжественная, стремительная, возвышенная.

Учитель: «Под орган душа тоскует,

Плачет и поет,

Торжествует, негодует,

Горестно зовет...»

Так написал об этой музыке русский писатель Иван Бунин. Орган — неотъемлимая часть католического, готического храма — застывшие звуки органа проникли в стены и купола этих архитектурных строений.

Сейчас вам, ребята, предстоит творческое задание, которое вы будете выполнять в группах по 5 человек.

Учитель распределяет детей по 5 человек в мини-группе. Раздает репродукции картин известных художников, на которых изображены храмы России или западной Европы, по одной картине на мини-группу.

Учитель: Вы получили на группу одну репродукцию  с изображением архитектуры. Ваше творческое задание состоит в том, чтобы написать небольшое сочинение-размышление и ответить на главный вопрос — какая музыка созвучна вашей архитектуре, изображенной на репродукции? Что для вас значит выражение «архитектура — застывшая музыка»? Договоритесь о вашем коллективном мнении.

Дети работают в группах, обсуждают, пишут сочинение.

Учитель опрашивает каждую группу, обсуждает полученные результаты, задает вопросы по репродукциям, проводит дискуссию на тему «является ли современная архитектура городов застывшей музыкой?».

Учитель: Как красивы все эти архитектурные сооружения, памятники, сделанные людьми — ведь они вложили душу, свое сердце в эти храмы, в них и по сей день звучит музыка, хоть ее многим и не слышно, но еще долгие годы они будут хранить звуки органа и пение церковного хора — ведь архитектура — это воистину застывшая навеки музыка, сохранившая в себе дух прошлого.

Наш урок окончен, сдайте пожалуйста ваши творческие проекты по репродукциям.

Дети сдают работы.

Литература.

1.Учебник «Музыка 5 класс» под ред. Критской, Сергеевой.

2. «Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена" Комелова Г.Н. 1984;

3. Всеобщая история архитектуры. Губер А.А. (ред.),1966;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

методическая разработка по предмету музыка 5 класс по ФГОС

Музыка на мольберте.  Композитор - художник...

Методическая разработка: "Задания по теории музыки для 6 и 7 классов общеобразовательной школы. Олимпиада по музыке 2016"

Олимпиада по теории музыки 2015-2016 учебного года была направлена на углубленное изучение жизни и творчества трёх композиторов-юбиляров.Учащимся были предложены задания , связанные с музыкой В.А.Моца...

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка».

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...