Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников
статья по музыке (5 класс) на тему

Окользина Вера Ивановна

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vok.doc30 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокальный ансамбль
как средство формирования музыкальной культуры школьников

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию. Образование позволяет не только углублять, расширять и применять школьные знания, но дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой отдельной личности, является музыкальное образование. Именно музыкальная деятельность в большей степени обладает возможностями закладки психического фундамента для многомерного развития личности, ее креативных способностей, гармонии души и тела, самореализации в культуре и выстраивания внутреннего личностного пространства.

Перед учителем встает задача в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и тем самым способствовать развитию музыкальной культуры личности школьника.
Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что музыкальная культура школьников зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся. Пение является ведущим способом активной музыкальной деятельности. Певческая деятельность – распространенный и общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.

На мой взгляд, именно пение, а особенно совместное, создаёт вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, формирует строй души, способной к восприятию и сопереживанию. Пение сольное и в ансамбле, под музыкальную фонограмму и с микрофоном, постановка концертных номеров, - такой вид музыкальной деятельности привлекает детей яркостью и возможностью проявить свои творческие способности.
Самые простые исполнительские навыки требуют целе¬направленного их формирования, поэтому условием успешной коллек¬тивной музыкально-творческой деятельности является планомерность, последовательность, системность и увлеченность работы.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащихся, позволит решить воспитательные задачи.

В процессе обучения необходимо создать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Для отслеживания формирования музыкальной культуры учащихся использовались параметры, выделенные Радыновой О.П. и определяющие элементы музыкально-эстетического сознания:

• потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

• эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;

• музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

• оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Результаты диагностики показали положительную динамику в формировании музыкальной культуры личности учащихся. При этом учащиеся, которые занимаются в вокальном ансамбле более трех лет, имеют выше показатели музыкальной культуры, чем ребята, которые занимаются в кружке недавно.

Школьный вокальный ансамбль как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся, так как занятия вокалом:

• формируют духовный мир ребенка, расширяют его нравственные представления;

• развивают вокально-певческие навыки, художественное воображение, музыкальные и творческие способности учащихся;

• формируют музыкальные вкусы и интересы учащихся, самостоятельность и творческую активность;

• способствуют реализации интересов и потребностей, творческому самовыражению ребёнка.

• оказывают влияние на развитие личности в целом.

Формирование музыкальной культуры учащегося не только способно выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Список литературы

  1. 1)Белибихина Н.А., Королева Л.А. Организация дополнительного образования в школе. - Волгоград : Учитель, 2009.
  2. 2)Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"

В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:       «Каждый класс – х...

«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»

laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...