"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
опыты и эксперименты по музыке на тему

Лобова Анжелика Алексеевна

      В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:

  •       «Каждый класс – хор»,  «Петь в хоре может каждый!» как условие проявлениея творческих способностей учащихся;
  •       интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие реализации творческой индивидуальности учащихся;
  •      творческое сотрудничество с социальными партнёрами как условие творческого роста и профессионального самоопределения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1annotatsiya_opyta_raboty.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая статья об обучении в условиях внедрения ФГОС во внеурочной деятельности по предмету музыка

 «Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников».

Актуальность темы  «Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников».

Современные средства массовой информации, оценивая положение дел в области культуры, признают, что уровень музыкальной культуры населения за последние оды существенно упал. В то же время музыка остаётся важной составляющей культуры, источником мыслей и нравственных ориентиров. Фундаментом отечественной музыкальной культуры всегда являлось хоровое пение – самое массовое и самое действенное приобщение человека к ценностям музыкальной культуры.

Актуальной задачей системы российского образования становится возрождение национальных традиций певческоо искусства, формирование музыкальной культуры учащихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и является залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

    Развитию лучших отечественных традиций детского хорового пения, выявлению и поддержке наиболее талантливых детских хоровых коллективов в Ивановской области способствовал  первый региональный открытый фестиваль-смотр детских хоров  «Молодые голоса», состоявшийся в 2013 году в городе  Иваново. В фестивале приняли участие шесть хоровых коллективов, в том числе и хор  «Семь нот» МОУ СОШ №10 г.Фурманова.   В 2014 году на участие в  фестивале подали заявки 24  хоровых коллектива учреждений общего и дополнительного образования   Ивановской области.

    Хор учащихся МОУ СОШ №10 . Фурманова существует на протяжении 10 лет. В последние годы заметна тенденция к увеличению числа участников хора.

Хоровое объединение

2011 – 2012

2012 –2013

2013– 2014

1.

Количество детей, занимающихся в хоре МОУ СОШ №10

42

58

76

2.

Количество детей, посещающих хор начального звена «Гармония»

18

23

32

3.

Количество детей, посещающих хор среднего звена «Вдохновение»

10

15

18

4.

Количество детей, посещающих вокальную студию старшего звена

7

11

15

    «Хоровое пение является такой формой массового музицирования, через которую широкие слои народа соприкасаются с музыкальным искусством не в порядке просто слушания, а в процессе активного исполнительства. Эта особенность хорового пения делает последнее самым мощным и самым доступным средством, при помощи которого можно формировать музыкальную культуру». (Композитор В.Я. Шебалин)

Цель и задачи по формированию музыкальной культуры учащихся

средствами хорового пения.

Цель: развитие певческой культуры учащихся, воспитание духовного мира, становление мировоззрения, формирование нравственности.

Задачи:

- сформировать   устойчивый   интерес   учащихся к   хоровому пению;

- способствовать формированию вокально-хоровых навыков;

- создать условия для развития музыкальных способностей, творческой самореализации школьников посредством хорового пения;

- воспитать  культуру слушателя и исполнителя на основе отечественного и зарубежного хорового искусства;

Система работы по формированию музыкальной культуры учащихся

средствами хорового пения

         В современной педагогике целью общего музыкального образования является становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

        Опираясь на исследовательские работы учёных – педагогов, можно выделить несколько критериев, определяющих уровень музыкальной культуры школьников:

  1. определённый уровень знаний, который,  Л.В.Школяр называет грамотностью. Этот уровень знаний включает знания о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах, истории развития хорового и музыкального искусства, творчестве композиторов, о народных традициях (в концепции В.В.Медушевского, Л.В. Шаминой, Л.В. Школяр);
  2. музыкально – творческое развитие (включает в себя умения сочинять, импровизировать, исполнительские навыки, как в хоровом пении, так и в игре на простейших инструментах, что является концепцией Л.А. Венрус и Л. В. Школяр);
  3.  стремление к общению с музыкальным искусством через знакомство с народной, духовной, классической музыкой, что созвучно концепциям Э.А. Абдуллина, Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского).

        Композитор Д.Б. Кабалевский считал: «Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства,  формирование общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс- хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».        

        В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.

      В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:

      «Каждый класс – хор»,  «Петь в хоре может каждый!» как условие проявлениея творческих способностей учащихся;

      интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие реализации творческой индивидуальности учащихся;

     творческое сотрудничество с социальными партнёрами как условие творческого роста и профессионального самоопределения учащихся.

Организация хоровых занятий.

      Формированию музыкальной культуры учащихся способствуют современные технологии и методические приёмы.

      Технология воспитания  певческой культуры.

Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии, образовывая, воспитывая, готовя себя к жизни.

Технология детского музицирования. 

Применяется на занятиях хора, в процессе которых учащиеся  сопровождают исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

 Технология развития процессов восприятия способствует развитию и                       совершенствованию музыкально-практической деятельности учащихся,

позволяет профессионально подобрать музыкальный материал для слушания, исполнения с учётом физиологических и возрастных особенностей учащихся.

       Технология сотрудничества.

Помогает реализовать равенство всех голосов в хоровом коллективе, организует партнёрство и создаёт атмосферу сотворчества в проведении праздников, концертов, фестивалей.

Технология индивидуализации обучения.

     Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию в работе с одарёнными детьми.

Рефлексия: оценка (и самооценка) качества исполнения песенного репертуара, степени развития вокально-хоровых навыков и умений учащихся, проведение оценки результата.

       Для определения уровня развития вокально-хоровых навыков я использую диагностическую  методику, предлагаемую М.С. Осеннеевой и В.П. Анисимовым, позволяющую проверить уровень владения вокально-хоровыми навыками такими как – интонация, дыхание, дикция.

Реализация системы работы по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения.

     

    Профессиональный хор

                                                        Школьный хор

Классный хор

        Учащиеся  Шипелёва Алёна, Беляева Юлия, Наумова Ольга, участники хора МОУ СОШ №10, занимаются в камерном хоре под руководством Н.Г. Бурцевой (дирижёра музыкального училища г. Иваново),

  Осипов Дмитрий, Громов Владислав и Смирнов Иван совмещают занятия в вокальной студии «Новые имена» с занятиями в группе «Лицы» руководитель С.А. Иорданский,

Капаклы Ирина, выпускница школы, окончила музыкальное училище г.Иванова и работает хормейстером в музыкальной школе города.

 Эффекты реализации системы работы по теме «Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников»

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через урочную и внеурочную хоровую деятельность расширить возможности образовательной области «Музыка», которая является одним из главным средств формирования музыкальной культуры  школьников;
  • создаёт условия для   развития творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных группах через хоровую деятельность;
  • позволяет учащимся, обладающим вокальными способностями, реализовать свою творческую индивидуальность, способствует профориентационной самореализации;
  • возродить традиции русского хорового пения, как средства формирования музыкальной культуры школьников.

Распространение педагогического опыта работы.

 2012 г. -  представление на выездном заседании Общественной палаты Ивановской области, 

2013 г. -  представление на Шереметьевской  Ассамблее  «Проблемы и перспективы хорового искусства в общеобразовательных школах»,

2014 г. - представление  на  региональной научно – практической конференции «Научно – методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях нового закона об  образовании»,  

2014 г. -  представление на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог года»

2015 г. – представление на областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2015»

Результативность опыта

подтверждается победами в профессионально -  творческих конкурсах педагога и учащихся школы (Приложение 1)

2013 г. -  диплом II степени на Международном конкурсе «Сердце отдаю детям»

2013г. - диплом лауреата  на II региональном конкурсе   методических материалов по развитию детской одаренности  «Искусство открывать таланты»  

 2014 г. -  Благодарность ДО Ивановской области за сохранение и развитие отечественных традиций детского хорового пения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному...

«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»

laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...