Обращение к жанру авторской песни на уроках музыки
статья по музыке на тему

Ишкулова Надежда Германовна

Приведён конспект выступления на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie_k_zhanru_avtorskoy_pesni._ishkulova_ng.docx17.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ишкулова Надежда Германовна, учитель музыки, МБОУ лицей №4

Руководитель городского детско-юношеского клуба авторской песни «Гравицапа»

Телефон 8911-312-68-67

http://vk.com/id19250718

e-mail Ishkulova@list.ru

ДЮКАП “Гравицапа» - ул. Миронова, дом 8, Молодёжный клуб «Поиск» (гостиная) http://gravitsapa.3dn.ru  (сайт в разработке, но основная информация есть)

Авторская песня – непрофессиональный   песенный жанр, возникший в СССР в середине 20 века. Отличительные особенности его: гитарное сопровождение, приоритет значимости текста над музыкой, совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя. Сначала этот жанр назывался «самодеятельная песня» (КСП), теперь «бардовская» или «авторская».

Жанр этот претерпел с тех пор много изменений: подъём, сопротивление со стороны властей, признание, угасание популярности, вплоть до обещаний «АП умерла». Сейчас жанр не является сильно популярным. Тем не менее, жанр жив, и развивается по своим законам.

АП – вид массовой отечественной культуры, связанный с аутентичным народным творчеством. Ему нет аналогов в музыкальной зарубежной культуре. При сравнении с другим нынешним самодеятельным творчеством других народов видны наши неповторимые жанровые особенности – философский взгляд на вещи, интеллигентность, не просто приоритет текста, а стремление к высокой поэзии, позиция искренности и честности (черты русского человека).

Поэтому я и многие мои единомышленники считаем АП  важным общественным  отечественным течением. Кроме того, как профессионал-музыкант вижу в нём много интересного именно с музыкальной точки зрения.

В настоящее время в программах по музыке есть эта тема. В частности – она есть в примерной программе, а значит мы так или иначе включаем её в материал.

Я хочу поделиться, как именно я использую АП - на уроках и во внеклассной деятельности.

На уроках – кроме того урока, где учащиеся знакомятся с историей происхождения жанра , стилистические особенности, представителя – Олег Митяев, Юрий Визбор, Булат Окуджава.

В начальной школе обращение к АП – это либо игровой момент, либо включение некоторых песен в вокально-хоровую работу.

Стихи Владимира Левина, музыка Александра Копосова «Дэниел Дэнни»

Игровые моменты:

Андрей Усачёв «Пыльная песенка» , Сергей Матвеенко «Кричалка», В. Берковский «Про Пэгги»

Но если младшие школьники просто любят петь, и проблема подбора репертуара для них стоит не очень остро, то уже начиная со среднего звена мы сталкиваемся с некоторыми проблемами – некоторые песни устаревают, те, что несколько лет назад были «модными», «современными» уже вышли из моды. Найти что-то из совсем современных песен – чтобы они устраивали сразу всех, при этом ещё отвечали учебным задачам – очень сложно.

И тут на помощь приходит АП.

В среднем звене некоторые песни из жанра включены в программу. «Песня о друге» В. Высоцкий, Булат Окуджава «Давайте восклицать».

 Я включаю в программу песни:

 Городницкий «Атланты»,  Муз. Баринского, стихи Олейникова «Дожди стекают по стеклу», В. Ланцберг «Пора в дорогу, старина», песни В. Высоцкого

Эти песни поют и старшеклассники, они не кажутся им «детскими». И хотя особого ажиотажа по поводу этих песен нет (сейчас никого не удивишь ни гитарой, ни этими песнями), их удаётся заинтересовать иногда текстом, а иногда тем, что они просты в исполнении.

Технически, если педагог не играет на гитаре – можно петь вместе с автором (под «плюс»). Если кто-то из детей владеет гитарой, можно просить аккомпанировать. Песни легко  транспонировать с помощью каподастра,

Помимо песенного, АП песня даёт нам и аналитический материал.

В 7 класс, мы проходим тему «Музыкальный образ», и очень интересно бывает анализировать такие песни с этой точки зрения. Ведь в этих песнях – настоящие поэтические образы, и в их непрофессиональной музыке тоже хорошо отражена образная природа музыки.

Николай Асеев «Я не могу без тебя жить»

Олег Митяев «В осеннем парке городском»

Михаил Щербаков «Арго»

Есть песни, в которых явно видны комические образы, и т.д. Если детям интересны эти песни, то можно в процессе разучивания находить эти образы, причём не только в тексте (им обычно это проще), но и в музыке.

АП искренне восхищается и другими искусствами, и не только творческой деятельностью. В этих песнях часто встречается связь с живописью («Художник» В. Ланцберга, «Импрессионисты» А. Щербины, и философские аспекты, и связь с жизнью А. Суханов «Телефонный звонок». Это всё можно использовать и на интегрированных уроках, и во внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности. С 2005 года и по сей день я являюсь руководителем городского детско-юношеского клуба авторской песни «Гравицапа». Мы базируемся в Ленинском районе, под ведомством «Объединения молодёжных клубов и центров». (ул. Миронова , дом 8)  Это общественная организация, со своими уже сложившимися традициями, уставом и предпочтениями. Дети от 10 до 20 лет, которые являются любителями АП, а становясь членами клуба – и хранителями жанра, некоторые из них начинают сочинять стихи и песни, некоторые даже не играют на гитаре, но участвуют в общественной деятельности. Дел находится много – начиная с городского фестиваля «Сверим наши струны», который организуют и проводят сами ребята. Очень много творческих дел: различные концерты, проект с Домом престарелых,  попытки заинтересовать АП младших (есть младшая группа 9-11 лет, где с младшими занимаются старшие ребята), киноклуб с обсуждением фильмов. Такие внешние проекты как «Киноклуб с Гравицапой», интерактивный концерт «Осенняя стихия», ролевые игры.

 Это очень мощный воспитательный процесс. И это не что иное, как воспитание посредством авторской песни. Потому что цитата из песни: «жить так же как поёшь, а петь – как дышишь» - один из любимых лозунгов наших ребят.

К этому выступлению я прилагаю подборку песен, которую подготовили участники клуба «Гравицапа». Это их рекомендации, песни, которые они советуют использовать для школьников (Светлана Сахарова, Александра Рукавица, Александр Соболев, Татьяна Полежаева и другие):

«Это песни, которые мы советуем послушать всем.  Наше знакомство с авторской песней начиналось у всех по-разному и трудно предположить – что именно может вас «зацепить».  Но эти песни проверены временем, и они хороши, и возможно именно с них начнётся ваше увлечение. Будем очень рады, если доставим вам такую же радость, какую испытываем мы, живя этими песнями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Авторская песня, или бардовская музыка"

Классный час "Авторская песня, или бардовская музыка" разработан для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. Цель -  познакомить детей  с песенным жанром, возникшим в середине XX в...

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока:  познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развити...

Воплощение авторского подхода к уроку музыки.

      Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более ...

Вся Россия просится в песню - конспект урока музыки в 5 классе

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных тр...

Техника разучивания песни на уроке музыки

Выбор песни для разучивания на уроке музыки не произволен. Школьная песня должна отвечать определенным требованиям, обусловленным уровнем вокальной подготовки учащихся. Статья рассказывает о этапах и ...

"Старинной песни мир" . Урок музыки в 6 классе

Презентация к уроку музыки в 6 классе познакомит учащихся с шедеврами вокальной музыки австрийского композитора-романтика Франца Шуберта....