Техника разучивания песни на уроке музыки
статья по музыке

Горячева Татьяна Викторовна

Выбор песни для разучивания на уроке музыки не произволен. Школьная песня должна отвечать определенным требованиям, обусловленным уровнем вокальной подготовки учащихся. Статья рассказывает о этапах и сложностях разучивания песен на уроках музыки в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_razuchivaniya_pesni_na_uroke_muzyki.docx14.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Техника разучивания песни на уроке музыки

Выбор песни для разучивания на уроке музыки не произволен. Школьная песня должна отвечать определенным требованиям, обусловленным уровнем вокальной подготовки учащихся. Особенно тщательно подбираются песни для младших школьников.

Форма их должна быть предельно лаконична, ограничена одним периодом. Мелодия – подчеркнуто выразительная, яркая, напевная, с четко прорисованным мелодическим рисунком. Ритм – простой с чередованием не более трех видов длительностей. Голосоведение при этом должно быть естественным и ясным, склад – диатонический, диапазон – не более октавы. Таким критериям обычно отвечают народные песни, высокая художественность которых неоспорима. Мелодии народных песен хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.

Не лишним будет здесь сказать, что если песня понравилась ученикам, то проще преодолеваются трудности при ее разучивании. Дети очень чутко реагируют на мелодию и текст песни, на ее мелодичность, выразительность, общее эмоциональное настроение.

Усложнение вокального репертуара допустимо лишь после того, как ученики научатся легко справляться с поставленными на начальном этапе задачами: чистота интонирования, верность темпоритма, чувство динамики и т.д. Но и после усложнения репертуара для разучивания надо помнить об основных требованиях к школьным песням. Они должны увлекать детей своей мелодией и текстом.

Итак, работа над песней началась. Процесс разучивания песни достаточно сложен, состоит из многократных повторений с учащимися фраз, куплетов, припевов. При этом время ограничено академическим часом и другими пунктами тематического планирования. В таких условиях весьма продуктивен метод работы над песней с использованием учебно – ролевых игр и музыкальных заданий, построенных на материале разучиваемой песни. При этом наиболее важными задачами являются правильность звуковысотного интонирования мелодии, четкость ритма, свобода дыхания, легкость звукообразования, выразительность динамики и правильность артикуляции.

Простые одноголосные запевы народных песен обычно разучиваются целиком, без дробления на фразы.

Учитель исполняет запев или фразу песни 2 – 3 раза. Затем этот же материал проигрывается на инструменте в медленном темпе. После этого детям предлагается спеть услышанный фрагмент самостоятельно.

Первый звук – самый сложный для детей, поэтому нужно обязательно помочь ученикам инструментом или голосом спеть его интонационно верно и звуковысотно точно. Не надо полагаться на музыкальный слух и память детей, у большинства они плохо развиты, неустойчивы. Поэтому всегда надо давать ученикам т очку опоры, верный настрой, пропевая или проигрывая на инструменте разучиваемые фрагменты песни вместе с детьми.

Не забывайте о том, что вокальные задачи во время многократных повторений фраз, фрагментов, куплетов должны постоянно меняться. Такое переключение внимания с задачи на задачу вместо нудных и не всегда приятных механических повторений сделает процесс разучивания увлекательной игрой.

Каждое задание , предлагаемое педагогом, должно быть обоснованным, исходящим из глубокой предварительной аналитической работы над произведением. Учитель должен моментально анализировать пение детей, выхватывать из звучащего материала искажения и недостатки и следующей задачей выправлять или полностью их ликвидировать. Это значит, что в вокально – техническом арсенале учителя музыки должны иметься всевозможные приемы, методы, так называемые «фишки» для устранения недостатков индивидуального и группового звучания песни.

Закрепление выученного школьниками материала (фразы, куплета, припева) лучше всего проводить небольшими группами по 5-6 человек, давая возможность остальным послушать и оценить пение своих одноклассников. Затем составы групп меняются таким образом, чтобы через задачу закрепления разученного материала прошли все ученики класса.Плохо поющим детям надо дать возможность пропеть закрепительное задание несколько раз, включая их в разные поющие группы.

При разучивании песни можно и даже нужно практиковать использование нотной записи. На своих уроках я даю возможность детям при пении следить за нотным текстом посредством компьютерной программы . Этот многофункциональный нотный редактор позволяет при помощи движущегося по нотам курсора создавать необычайный обучающий эффект, построенный по схеме: «слышу – вижу – пою – запоминаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Обращение к жанру авторской песни на уроках музыки

Приведён конспект выступления на семинаре....

Вся Россия просится в песню - конспект урока музыки в 5 классе

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных тр...

Методика разучивания песни на уроке

Методика разучивания песни на уроке...

"Старинной песни мир" . Урок музыки в 6 классе

Презентация к уроку музыки в 6 классе познакомит учащихся с шедеврами вокальной музыки австрийского композитора-романтика Франца Шуберта....